Сущность понятия «критическое мышление»
статья на тему

Овчинникова Анастасия Сергеевна

Сущность понятия «критическое мышление»

Понятие « критическое мышление» используется в методической литературе уже 50 лет. С 1956 года, когда Бенджамин Блум разработал таксономию познавательных способностей, «критическое мышление» означает мышление высшего уровня. Но это понятие настолько разносторонне, что специалисты разных областей образования воспринимают его по-разному.

 

О.В.Тягло назвал его «продвинутой современной логикой». С точки зрения философов, критическое мышление - это умение логически мыслить и аргументировать.

Ч.Тэмпл с точки зрения теоретиков литературы объясняет, что критическое мышление - это подход, по которому тексты делятся на составные части и который рассматривает, как они достигают влияния на читателей, какие мотивы тех, кто их написал. Оно позволяет размышлять о своей собственной точке зрения и причинах, которые стоят за ней. Эти размышления базируются на логике и надежной информации, которую мы собираем из разных источников.

 Л.Терлецкая с точки зрения психологии критическое мышление - это такое мышление, которое имеет следующие характеристики:

глубина - умение проникать в суть, видеть неясное там, где другим все кажется ясным и понятным;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sushchnost_ponyatiya.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сущность понятия «критическое мышление»

Понятие « критическое мышление» используется в методической литературе уже 50 лет. С 1956 года, когда Бенджамин Блум разработал таксономию познавательных способностей, «критическое мышление» означает мышление высшего уровня. Но это понятие настолько разносторонне, что специалисты разных областей образования воспринимают его по-разному.

 

О.В.Тягло назвал его «продвинутой современной логикой». С точки зрения философов, критическое мышление - это умение логически мыслить и аргументировать.

Ч.Тэмпл с точки зрения теоретиков литературы объясняет, что критическое мышление - это подход, по которому тексты делятся на составные части и который рассматривает, как они достигают влияния на читателей, какие мотивы тех, кто их написал. Оно позволяет размышлять о своей собственной точке зрения и причинах, которые стоят за ней. Эти размышления базируются на логике и надежной информации, которую мы собираем из разных источников.

 Л.Терлецкая с точки зрения психологии критическое мышление - это такое мышление, которое имеет следующие характеристики:

-  глубина - умение проникать в суть, видеть неясное там, где другим все кажется ясным и понятным;

-   последовательность   -  умение   придерживаться   логических   правил,   не перечить самому себе, обосновывать выводы;

-  самостоятельность - умение ставить вопросы, находить новые подходы к их пониманию;

- гибкость - умение изменять способ решения проблемы, находить новые пути, быть свободным от шаблонов;

- скорость - умение быстро справиться с познавательным заданием;

-стратегичность   -  последовательное   выдвижение   гипотез,   обозначение признаков во время решения задач.

Е.С.Полат с точки зрения педагогической теории развивающего обучения в которой у ученика как субъекта познавательной деятельности развивается и формируется механизм мышления, а не эксплуатируется память, критическое мышление имеет признаки:

- аналитичность (отбор, сравнение, сопоставление фактов и явлений);

- ассоциативность (установление ассоциаций с раннее выученными фактами, явлениями);

- самостоятельность;

- логичность  (умение  строить логику  доказательства решения  проблемы, последовательность действий);

-  систематичность (умение рассмотреть объект , проблему в целостности их связей и характеристик).

Ральф Х.Джонсон определяет его как «особенный вид мыслительной деятельности, который позволяет человеку вынести рациональное суждение по поводу предложенной ему точке зрения или модели поведения».

Роберт Эннис определяет критическое мышление как «принятие обдуманных решений в том, как нужно действовать и во что верить».

 Дэвид Клустер считал, « ...дать определение этого термина весьма непросто: слишком много различных параметров он в себя включает». Тем не менее он даёт наиболее понятное и полезное для учителей определение критическрго мышления.Он называет 5составных критического мышления:

1.  Критическое мышление - мышление самостоятельное. Никто не может думать за нас. Мы формулируем свои идеи, оценки сами и для самих себя. Критически мыслящий человек не обязан быть совсем оригинальным. Он может разделять чью-то точку зрения, идею. Но главное , чтобы каждый сам решал, что ему думать, и мог сформулировать свои мысли. Мыслить критически можно в любом возрасте, даже малыши способны думать критически и самостоятельно. Самостоятельность - первый и, возможно, самый важный признак критического мышления.

2.   Информация есть отправной , а не конечный пункт критического мышления. Знания создают базу, без которой человек не может мыслить критически. Чтобы высказать сложную мысль , нужно переработать гору фактов, идей, теорий, концепций. На уроках ученики сами начинают понимать: для того ,чтобы научиться мыслить на высоком уровне, нужно иметь знания. Благодаря критическому мышлению         процесс познания становится осмысленным, беспрерывным и продуктивным.

3.   Критическое мышление начинается с постановки вопроса и выяснение проблемы, которую нужно решить. Люди любознательны по своей природе. Мы замечаем что-то новое и хотим узнать, что это такое.

Американский философ и педагог Джон Дьюи считал, что критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой: «Только борясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из создавшейся ситуации, ученик действительно думает». Основная задача учителя, который учит мыслить критически, - это научить их ставить вопросы и формулировать проблемы, потому что умение решать проблемы-путь к достижению цели, путь к успеху.

4.Критическое  мышление  стремиться     к     убедительной  аргументации Критически мыслящий человек может найти собственное решение проблемы и объяснить его. Он понимает, что существуют и другие решения этой же проблемы, но может доказати, что его решение является оптимальным. Какая-либо аргументация включает в себя четыре основные элемента: утверждение (тезис, основная идея);доводы; доказательства (цифры, отрывки из текстов, личный опыт);основание (точка отсчёта, которая даёт обоснование всем аргументам).

 5.Критическое мышление - это мышление социальное. Собственное мнение проверяется и уточняется, когда им делятся с другими. Поэтому для формирования у учащихся навыков критического мышления необходимо использовать интерактивные методы: парную и групповую работу, дискуссии и дебаты, проекты и письменные работы.

Дж. Л.Стил, Л.В.Занков определение, разработанное на основе достижений отечественной и американской педагогики: « Критическое мышление - это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам; способность ставить новые, полные смысла вопросы, вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы, принимать независимые продуманные решения.

Гардон Драйден - критическое мышление помогает нам учиться из-за того, что мы видим, слышим, чувствуем на вкус, нюхаем, трогаем, делаем.

Критическое мышление это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть отличие критического мышления от мышления творческого, которое не предусматривает оценочности, а предполагает продуцирование новых идей, очень часто выходящих за рамки жизненного опыта, внешних норм и правил. Однако провести четкую границу между критическим и творческим мышлением сложно Можно сказать, что критическое мышление - это отправная точка для развития творческого мышления, более того, и критическое и творческое мышление развиваются в синтезе, взаимообусловленно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность понятий музыкальная игра.

Для школьников  младших классов одним из основных видов деятельности является  игра. Иногда с помощью игровых элементов для учащихся возрастной группы становится доступнее понимание сути, ка...

Сущность понятия «читательская самостоятельность»

Чтение — один из важнейших видов речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи. Также «чтение» — это способность воспринимать, понимать информацию зап...

Теоретические аспекты игровых форм обучения учащихся Сущность понятий «игра» и «игровые технологии»

Игра - понятие многогранное. Существуют различные игры: одни - развивают кругозор и мышление детей, другие - ловкость; ; третьи - конструкторские навыки и т. д. Игры - отличное дополнение к учебному п...

Технология критического мышления. Возможности применения элементов технологии критического мышления в начальной школе.

Презентация на тему: Образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма на уроках литературного чтения и окружающего мира в начальной школе....

Сущность понятия исследовательские умения.

Статья на тему; " Сущность понятия исследовательские умения."...

Педагогическое обоснование понятия "критическое мышление"

В современной школе учителя все чаще стараются применять технологии развития критического мышления. Однако определение этого понятия - сложное и многоаспектное. В статье предсталенны пять пунктов, кот...

Сущность понятия логического мышления

Сущность понятия логического мышления...