Педагогическое обоснование понятия "критическое мышление"
статья на тему

Топчая Оксана Александровна

В современной школе учителя все чаще стараются применять технологии развития критического мышления. Однако определение этого понятия - сложное и многоаспектное. В статье предсталенны пять пунктов, которые помогают определить что же такое критическое мышление. А также: какие виды мышления не являются критическим мышлением; какой из видов учебной деятельности является наиболее продуктивным для развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kr._myshlenie.docx15.06 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическое обоснование понятия «критическое мышление».

Во всем мире школьные учителя стремятся привить своим ученикам способность мыслить критически. Каждый из нас знает, что критическое мышление – это что-то хорошее, что это навык, который позволит человеку успешно справляться с требованиями современного мира, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем.

Но, давайте все-таки разберемся с тем, что же такое критическое мышление?

Этим вопросом задаются и молодые учителя, которые только пытаются экспериментировать с новыми педагогическими подходами, и коллеги с большим педагогическим стажем. Однако, не так то просто дать определение этому термину, ведь он включает в себя много разных параметров – умений, видов деятельности, ценностей.

Определение термина критическое мышление должно быть понятно всем. Прежде чем перейти к понятию критического мышления давайте рассмотрим те виды умственной деятельности, которые таковым не являются. Например, запоминание. Думаю, что каждый из вас согласится с тем, что запоминание – это не критическое мышление. Так же как и понимание, которое является сложной мыслительной операцией, особенно, если перед учеником сложный учебный материал. Уверенна, что найдутся те, кто возразит и скажет, что понимание всегда подразумевает критическое мышление. Но ведь мы трудимся над пониманием чужой идеи, тогда как критическое мышление работает тогда, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются.

Не подходит к термину «Критическое мышление» и такой вид мышления, как творческое (интуитивное) мышление, т.к. такого рода мыслительные процессы остаются неосознанными.

Определим несколько пунктов, по которым можно определить критическое мышление:

  1. Критическое мышление – мышление самостоятельное. Никто не может мыслить критически за нас. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
  2. Информация – это отправной, а не конечный пункт критического мышления. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
  3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблемы, которую нужно решить. Здесь срабатывает природное любопытство человека. Благодаря критическому мышлению обычное учение превращается в интересную и увлекательную интеллектуальную работу, в процессе которой ученики приходят к решению реальных жизненных проблем. они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы.
  4. Критическое мышление должно быть аргументировано. Аргументы должны быть убедительными. Критически мыслящий человек предполагает, что существует несколько вариантов решения проблемы, но старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее остальных.
  5. Критическое мышление – это мышление социальное. Всякая мысль оттачивается и проверяется, когда ею делятся с другими. Учителя, работающие в русле критического мышления должны уделять достаточно времени разным видам деятельности (групповой, парной работе), а также воспитывать в детях умение слушать других и отстаивать свою точку зрения, уметь нести за нее ответственность.

Наилучшим видом работы для реализации всех пяти пунктов определения критического мышления является письменная работа. На письме процесс мышления становится видимым, а значит, его может проверить учитель. Человек, который пишет – всегда активен; он мыслит самостоятельно и пользуется при этом всеми своими знаниями; он выстраивает четкую аргументацию для доказательства своего мнения; письменная работа содержит в себе поиск решения проблемы и предлагает найденный ответ читателям; кроме того, письмо является социализированным видом деятельности, т.к. пишущий всегда ориентируется на читателя.

Остается лишь один вопрос – как внести определение критического мышления в учебный процесс? Практикующему учителю необходимо переходить от традиционной педагогики к педагогике прогрессивной, которая будет удовлетворять потребности ученика и современного общества.

Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления – это шаг к достижению больших целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Педагогическая диагностика. Что необходимо знать и учитывать при исследовании мышления младшего школьника»

В педагогической диагностике требуется прежде всего изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются все выводы, сравнение наблюдаемого нами поведение с прежним пов...

Проект педагогического эксперимента по теме: «Развитие критического мышления на интегрированных уроках в начальной школе с использованием ИКТ».

1.2. «Инновационность» технологии критического мышления.     Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельно...

Педагогический проект на тему: "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в рамках УМК "Планета знаний"

УМК "Планета знаний" привлекает меня чёткостью построения содержания курса, направленного не только на обработку знаний, умений и навыков, но прежде всего на развитие логического мышления....

Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).

Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...

Психолого-педагогические аспекты формирования мышления у младших школьников в процессе обучения.Алгоритмическое мышление и методы его развития.

Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без п...

Психолого-педагогическое обоснование ФГОС и подготовка к экзаменам

Материал предназначен для выступлений на педсоветах, заседаниях РМО психологов и родительский собраниях....