Педагогическое обоснование понятия "критическое мышление"
статья на тему
В современной школе учителя все чаще стараются применять технологии развития критического мышления. Однако определение этого понятия - сложное и многоаспектное. В статье предсталенны пять пунктов, которые помогают определить что же такое критическое мышление. А также: какие виды мышления не являются критическим мышлением; какой из видов учебной деятельности является наиболее продуктивным для развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогическое обоснование понятия «критическое мышление».
Во всем мире школьные учителя стремятся привить своим ученикам способность мыслить критически. Каждый из нас знает, что критическое мышление – это что-то хорошее, что это навык, который позволит человеку успешно справляться с требованиями современного мира, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем.
Но, давайте все-таки разберемся с тем, что же такое критическое мышление?
Этим вопросом задаются и молодые учителя, которые только пытаются экспериментировать с новыми педагогическими подходами, и коллеги с большим педагогическим стажем. Однако, не так то просто дать определение этому термину, ведь он включает в себя много разных параметров – умений, видов деятельности, ценностей.
Определение термина критическое мышление должно быть понятно всем. Прежде чем перейти к понятию критического мышления давайте рассмотрим те виды умственной деятельности, которые таковым не являются. Например, запоминание. Думаю, что каждый из вас согласится с тем, что запоминание – это не критическое мышление. Так же как и понимание, которое является сложной мыслительной операцией, особенно, если перед учеником сложный учебный материал. Уверенна, что найдутся те, кто возразит и скажет, что понимание всегда подразумевает критическое мышление. Но ведь мы трудимся над пониманием чужой идеи, тогда как критическое мышление работает тогда, когда новые, уже понятые идеи проверяются, оцениваются, развиваются и применяются.
Не подходит к термину «Критическое мышление» и такой вид мышления, как творческое (интуитивное) мышление, т.к. такого рода мыслительные процессы остаются неосознанными.
Определим несколько пунктов, по которым можно определить критическое мышление:
- Критическое мышление – мышление самостоятельное. Никто не может мыслить критически за нас. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.
- Информация – это отправной, а не конечный пункт критического мышления. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
- Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблемы, которую нужно решить. Здесь срабатывает природное любопытство человека. Благодаря критическому мышлению обычное учение превращается в интересную и увлекательную интеллектуальную работу, в процессе которой ученики приходят к решению реальных жизненных проблем. они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы.
- Критическое мышление должно быть аргументировано. Аргументы должны быть убедительными. Критически мыслящий человек предполагает, что существует несколько вариантов решения проблемы, но старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее остальных.
- Критическое мышление – это мышление социальное. Всякая мысль оттачивается и проверяется, когда ею делятся с другими. Учителя, работающие в русле критического мышления должны уделять достаточно времени разным видам деятельности (групповой, парной работе), а также воспитывать в детях умение слушать других и отстаивать свою точку зрения, уметь нести за нее ответственность.
Наилучшим видом работы для реализации всех пяти пунктов определения критического мышления является письменная работа. На письме процесс мышления становится видимым, а значит, его может проверить учитель. Человек, который пишет – всегда активен; он мыслит самостоятельно и пользуется при этом всеми своими знаниями; он выстраивает четкую аргументацию для доказательства своего мнения; письменная работа содержит в себе поиск решения проблемы и предлагает найденный ответ читателям; кроме того, письмо является социализированным видом деятельности, т.к. пишущий всегда ориентируется на читателя.
Остается лишь один вопрос – как внести определение критического мышления в учебный процесс? Практикующему учителю необходимо переходить от традиционной педагогики к педагогике прогрессивной, которая будет удовлетворять потребности ученика и современного общества.
Любая педагогическая деятельность в итоге направлена на построение идеального общества, и в этом смысле даже один школьный класс, обученный основам критического мышления – это шаг к достижению больших целей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья «Педагогическая диагностика. Что необходимо знать и учитывать при исследовании мышления младшего школьника»
В педагогической диагностике требуется прежде всего изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются все выводы, сравнение наблюдаемого нами поведение с прежним пов...
Проект педагогического эксперимента по теме: «Развитие критического мышления на интегрированных уроках в начальной школе с использованием ИКТ».
1.2. «Инновационность» технологии критического мышления. Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельно...
Педагогический проект на тему: "Развитие логического мышления младших школьников на уроках математики в рамках УМК "Планета знаний"
УМК "Планета знаний" привлекает меня чёткостью построения содержания курса, направленного не только на обработку знаний, умений и навыков, но прежде всего на развитие логического мышления....
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/10/picture-522266-1428687124.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта «Формирование мыслительной деятельности младших школьников средствами технологии развития критического мышления» (на примере метода ролевой игры «Шесть шляп мышления»).
Новые образовательные стандарты нам говорят о том, что ученик, выходя из стен начальной школы должен овладеть умением учиться. Только используя в педагогической деятельности новые приёмы и современные...
Психолого-педагогические аспекты формирования мышления у младших школьников в процессе обучения.Алгоритмическое мышление и методы его развития.
Современный уровень развития науки и техники требует включения в обучение школьников знакомство с моделями и основами моделирования, а также формирования у них навыков алгоритмического мышления. Без п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/01/picture-467051-1406893240.jpg)
Использование в педагогической работе современных технологий (обоснование, описание, результативность)
Использование современных педагогических технологий...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/02/picture-289888-1538476607.jpg)
Психолого-педагогическое обоснование ФГОС и подготовка к экзаменам
Материал предназначен для выступлений на педсоветах, заседаниях РМО психологов и родительский собраниях....