Главные вкладки

    Проект педагогического эксперимента по теме: «Развитие критического мышления на интегрированных уроках в начальной школе с использованием ИКТ».
    статья по теме

     

    1.2. «Инновационность» технологии критического мышления.

         Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.
         Что принципиально нового несёт технология критического мышления?

         Элементы новизны содержатся в разработке и совершенствовании форм, методов, приёмов работы по использованию информационных технологий в учебном процессе, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности в создании и накоплении необходимого комплекса программно-методического обеспечения, в решении проблемы психолого-педагогической адаптации учащихся в процессе усвоения учебного материала с использованием информационно- коммуникативных технологий.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_pedagogicheskogo_eksperimenta.doc626 КБ

    Предварительный просмотр:

    Проект педагогического эксперимента по теме: «Развитие критического мышления на интегрированных уроках в начальной школе с использованием ИКТ».

    Фадеева Инна Викторовна,

    учитель начальных классов

    Содержание

    1. Введение.

    1.1. Актуальность проблемы развития критического мышления на интегрированных уроках на начальном этапе.

    1.2. «Инновационность» технологии критического мышления.

    1.3. Цели и задачи проекта.

    1.4. Сроки и этапы реализации проекта.

    2. Основная часть.

    2.1. Интегрированные уроки с применением ИКТ как средство формирования критического мышления в начальной школе.

    2.2. Апробация технологии развития критического мышления на интегрированных уроках в начальной школе.

    2.3. Интерпретация результатов уровня сформированности  критического мышления на основе интегрированных уроков в начальной школе.

    3. Заключение.

    1. Введение.

    1.1. Актуальность проблемы развития критического мышления на интегрированных уроках на начальном этапе.

         Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. На смену «знаниевому подходу» приходит подход «компетентностный». Поэтому сегодня важно не столько дать ребёнку как можно большой багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

         Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.
        Учёные отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.
        Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

         Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
        Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?

         Эти вопросы ежедневно задаёт себе каждый учитель. Понятно, что решить данные проблемы, опираясь только на традиционную классно-урочную систему нельзя. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.

         Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление - значит развивать умение думать.

    1.2. «Инновационность» технологии критического мышления.

         Одним из инновационных методов, позволяющих добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности младших школьников, является технология развития критического мышления.
        Что принципиально нового несёт технология критического мышления?

         Элементы новизны содержатся в разработке и совершенствовании форм, методов, приёмов работы по использованию информационных технологий в учебном процессе, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности в создании и накоплении необходимого комплекса программно-методического обеспечения, в решении проблемы психолого-педагогической адаптации учащихся в процессе усвоения учебного материала с использованием информационно- коммуникативных технологий.

    В чем же «инновационность» представленной технологии?

         Представляется, что эта модель, выходя за рамки классической технологической стратегии, тем не менее, представляет опыт практической реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
        Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

    Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице:

    «Скажи мне – я забуду,
    Покажи мне – я запомню,
    Вовлеки меня – я пойму».

         У детей рано складывается своя «картина мира». При всем своем несовершенстве она имеет важное преимущество - целостность. С приходом в школу целостность нарушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретённые детьми, мало связаны между собой. Знание целостно, таким оно должно предстать перед учеником. Принцип целостности требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребёнку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между объектами явлениями, и сформирует умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Познавательная деятельность ребёнка возможна лишь там, где созданы определенные условия для её развития. И в этом огромную роль играет интеграция учебного процесса.

         Интеграция выступает как естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем разных учебных предметов, направленная на последовательное и многогранное раскрытие изучаемых процессов и явлений.                                                                                                                                      

         Одной из возможных форм осуществления интеграции в начальном обучении являются интегрированные уроки. Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по формированию ведущей деятельности младшего школьника; обеспечивают возможность установить связь между полученными знаниями и конкретной практической деятельностью.

         Интегрированные уроки учат детей мыслить, чувствовать, сопереживать, действовать, анализировать, что способствует формированию и развитию критического мышления.

    1.3. Цели и задачи проекта.

    Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать цель и задачи проекта.

    Цель проекта: повышение качества знаний и развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых для учёбы и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать, рассматривать различные стороны решения) через развитие критического мышления путём использования информационно - коммуникационных технологий как основного компонента эффективности учебной деятельности младших школьников.

         Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1) исследовать эффективность применения технологии развития критического мышления через: интеграцию общих идей - формирование общих учебных, образовательных и воспитательных задач через систематизацию знаний из разных областей; интеграцию проблем различных предметов; интеграцию способов, действий и приемов элементов различных технологий,

    2) изучить новые методические приёмы технологии критического мышления на практике,

    3) определить методику проведения интегрированных уроков по формированию и развитию критического мышления и апробировать её;

    4) разработать практические, методические пособия, серии интегрированных уроков с внедрением медиаобразования по формированию критического мышления, повышению мотивации исследовательской и творческой деятельности школьников,

    5) способствовать формированию целостной научной картины мира,

    6) формировать познавательный интерес, критическое мышление, развивать творческие способности,

    7) проводить диагностику уровня сформированности критического мышления учащихся,

    8) создавать новые компьютерные программные продукты и совершенствовать накопленные для  образовательного процесса в начальной школе,

    9) совершенствовать технологию применения разработанных методик и методику использования ИКТ в начальных классах,

    10) широко внедрять накопленные программно - методические материалы в образовательный процесс,

    11) совершенствовать профессиональную ИКТ- компетентность педагога,

    12) обобщать и передавать опыт работы учителям школы, района.

    1.4. Сроки и этапы реализации проекта.

         Для реализации задач были использованы следующие методы реализации проекта:

    теоретический анализ научной литературы;

    наблюдение за деятельностью учащихся на уроках;

    проведение психологической и педагогической диагностик;

    разработка интегрированных уроков;

    формирование коммуникативных навыков работы в группе;

    совершенствованию методик преподавания в начальных классах с использованием ИКТ.

    Сроки реализации:

    2009 – 2010  учебный год

    2010 – 2013  учебный год

    2013 – 2018  учебный год

    Этапы реализации:

    1 год Изучение учебно-методических материалов, индивидуальных особенностей учащихся - и физических (здоровья), и психологических, и личностных. В том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье. Для этого я использую личные наблюдения, анкетирование, беседы с родителями. А также опираюсь на результаты исследований, проводимых нашим психологом.

    2 - 4 год - практическое осуществление.

    1. Выявить уровень сформированности развития мыслительной деятельности и уровень овладения универсальными учебными действиями учащихся.

    2. Поиск и применение различных методов и приёмов работы, способствующих развитию самостоятельного мышления, повышению мотивации исследовательской и творческой деятельности школьников  

    3. Поиск и разработка дидактических материалов, сценариев уроков, составление или подбор заданий, включающие различные приёмы: подбор готовых образовательных медиаресурсов; создание собственного продукта (презентационного, обучающего, тренирующего или контролирующего), которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием.

    4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся (в процессе обучения учащиеся сами конструируют, отслеживают, определяют, используют, развивают навыки вдумчивой работы с информацией).

    5 - 9 год - практическое осуществление в среднем звене.

    9 год- анализ проделанной работы.

    Данная работа будет продолжаться и в 5 - 9 классах, поэтому окончательные выводы можно будет сделать только к концу 9 класса, когда все этапы проекта будут выполнены.

    2. Основная часть.

    2.1. Интегрированные уроки с применением ИКТ как средство формирования критического мышления в начальной школе.

         В последнее время в теории и практике начального обучения идут поиски оптимальных вариантов преподавания учебных дисциплин. Особо актуальной становится задача формирования целостного взгляда на окружающий мир и место человека в нем, начиная с младшего школьного возраста. Одним из путей решения данной проблемы является интегрированное обучение.

         С учётом возрастных особенностей младших школьников при организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всём его многообразии с привлечением научных знаний, литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления.

         Интеграция - это подчинение единой цели воспитания и обучения однотипных частей и элементов содержания, методов и форм в рамках образовательной системы на определённой ступени обучения.

         Следовательно, за основу интеграции может быть взят любой урок с его установившейся структурой и логикой проведения, в содержательную сторону которого будет включена та группа понятий, которая относится к данному учебному предмету, но на интегрированный урок привлекаются знания, результаты анализа понятия с точки зрения других наук, других учебных предметов. Сам же урок остается цельным, логически последовательным, с присущей ему методикой проведения, хотя и более творческим, раскрепощённым.

         Интегрированный урок отличается от традиционного использованием межпредметных связей, где предметом анализа выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Осуществлённый на этом уровне синтез (интеграция) выступает основным принципом построения содержания и приводит к такому важному познавательному результату, как формирование целостной естественнонаучной картины мира. Это ведёт к появлению нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.

    Структура интегрированных уроков отличается следующими особенностями:

    предельной чёткостью, компактностью, сжатостью учебного материала;

    логической взаимообусловленностью, взаимосвязанностью материала интегрируемых предметов на каждом уроке; большой информативной ёмкостью учебного материала, используемого на уроке.

         Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся потому, что интеграция  неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счёт других предметов. Ученики справятся с подобной работой, только если владеют приёмами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать своё время.

         Систематическое проведение интегрированных уроков обеспечивает повышение уровня знаний по предмету, который проявляется в глубине усваиваемых понятий, раскрытии закономерностей за счёт их многогранной интерпретации с использованием сведений интегрируемых наук. Одновременно происходит формирование умения устанавливать связи между предметами, явлениями и процессами окружающего мира, а также положительного отношения к учебному предмету.

         В основе интеграции лежит высшая ступень развития умственной деятельности - критическое мышление. Интеграция является высшей ступенью умственной деятельности. Она объединяет разные системы знаний, обобщает их, способствует познанию явлений или процессов в их многообразии. Интегрированные уроки позволяют накопить знания из разных областей, установить взаимосвязь на стыке знаний. Основы интеграции в начальной школе дают психологические предпосылки для развития высшей стадии мышления - критического.

         Интеграция способствует снятию напряжения, перегрузки, за счёт переключения учащихся на разнообразные виды деятельности в ходе урока.

         Одним из современных средств обучения является - компьютер.

    Цель компьютеризации обучения и содержание учебно-образовательной деятельности должны быть интегрированы на уроках математики, общественных дисциплин, естествознания и русского языка. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении.

         Интегрированные уроки в начальной школе призваны научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. В начальной школе интегрированные уроки целесообразно строить на объединении достаточно близких областей знаний. Так, чтение как предмет включает помимо литературных текстов материалы по истории, окружающему миру. Математика содержит геометрический, алгебраический и арифметический материалы. Окружающий мир включает сведения из географии, биологии, ботаники.

         Я считаю, что интегрированные уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.

         Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.
         Мне, использование ИКТ на интегрированных уроках позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

         Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и более 80% информации воспринимается и запоминается им через зрительный анализатор. Дидактические достоинства уроков с использованием информационных технологий – создание эффекта присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Компьютер становится средством распространения и обмена информацией между учеником и учителем, и будет способствовать развитию у ребенка повышенного интереса к предмету.  

       На различных этапах урока можно применять различные средства ИКТ.

    Виды образовательной деятельности, которые я применяю при работе с  компьютером:

    • работа с текстом и изображениями;

    •тестирование;
    • создание собственных заданий для тестов;

    • демонстрация  видеоклипов;

    • демонстрация презентаций, созданных учителем и учащимися;

    • работа с электронными учебными пособиями;

    •диагностика.

                 При помощи компьютера и мультимедийного проектора на своих уроках я использую следующие компьютерные программы:

    • учебные,

    • контролирующие,

    • демонстративные,

    • справочно-информационные,

    • мультимедийные.

                   Все эти программы обучения внедряются через учебные презентации, созданные в программе Power Point, средствами интерактивной доски SMART Notebook, используя коллекцию Lesson Activity Toolkit 2.0, различные обучающие сайты Интернет. С  помощью этих программ оживляется урок. Данные программы делают его более доступным.

         На  уроках особое место я отвожу мультимедийным презентациям. Они помогают мне: на разных этапах урока; на уроках изучения нового материала; на уроках повторения и закрепления изученного материала. Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим, настойчивым и трудолюбивым.

               Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребёнка. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.  Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

         Применение ИКТ на уроках усиливает  положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, так как  сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание  ребенка.

         Использование презентаций позволяет проводить уроки:
    •    на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
    •    обеспечивает наглядность и привлекает большое количество дидактического материала;
    •    повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза.

         Работа с сетью Интернет развивает уверенность, позволяет чувствовать себя частью большого реального мира, подстёгивает любознательность, развивает коммуникативные качества, создаёт элемент соревновательности, позволяет разнообразить виды деятельности на уроке. Очень удобно использовать Интернет ресурсы при тестировании или при создании группового проекта. Учитель может корректировать работу в сети Интернет, помогать слабым, давать интересные задания сильным учащимся.

    В целях организации групповой сетевой работы хорошей программной платформой могут стать Google-документы, т.к. интерфейс инструментария (таблиц, документов, презентаций, графического рисунка) схож со знакомыми педагогам и школьникам продуктами MS Office.  

         Для работы с сервисами Google всем участникам коллективной работы (педагогу, учащимся или некоторым учащимся от каждой группы) необходимо иметь свой аккаунт в электронной почте Gmail. Но в целях безопасности  компания Google ограничивает доступ к своим сервисам детям младше 13 лет.  Следовательно, младшие школьники самостоятельно не могут завести аккаунт, поэтому в своем аккаунте нужно создать папку и к ней предоставить доступ всем ученикам. Преимущество такой организации материала заключается в том, что все материалы хранятся в одном месте, и ко всем файлам, находящимся внутри папки, можно предоставить один уровень доступа.

    Задания в презентации Google даются дифференцированно для разных групп учащихся. Свой ответ дети пишут на своей страничке, учитель может исправлять, давать комментарии через сеть.

         Эффективными средствами осуществления идеи интегрирования в обучении служат электронные справочные пособия («Большая Советская энциклопедия», «Большая детская энциклопедия», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия») и различные электронные «Толковые словари». Они являются на интегрированном уроке необходимым пособием, так как в статьях пересекаются все учебные предметы, изучаемые в начальной школе в виде сквозных, основополагающих понятий. Читая статью, мы с одной стороны, закрепляем в языке достижения нашего познания, с другой - можем узнавать новое о предметах, явлениях, процессах действительности благодаря языку, через его посредство. Таким образом, язык может выступать как орудие познания, при его помощи мы можем получать новые знания из уже имеющихся путем логических умозаключений.

    2.2. Апробация технологии развития критического мышления на интегрированных уроках в начальной школе.

         На уроках математики  с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, я осуществляю демонстрацию примеров, задач, цепочек для устного счёта, математические разминки и тесты.
       
    На интегрированных уроках окружающего мира и ОБЖ презентация мне просто необходима. Нужны картинки окружающей нас природы, моря, природные зоны, правила поведения в лесу –  я  использую слайды, нужно проверить знания, ввести новые понятия, тему - использую тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а, следовательно, запоминающимся.
         На уроках обучения грамоте и письма огромная роль в презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова. Детям нравятся яркие образы, они  с интересом смотрят на экран и лучше запоминают.

         На интегрированных уроках русского языка и окружающего мира в начальных классах чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей. Я учу их правильно называть растения, животных, части тела, предлагаю рассказать о результатах наблюдений. Использую сведения природоведческого характера во время словарной работы. Информационные технологии только для учителей ищущих, любящих осваивать новое.

        В основе технологии развития критического мышления (ТРКМ) лежит базовая модель, состоящая из трёх фаз: вызов, осмысление и рефлексия.

    Если ребёнок мыслит критически, он легко вступает в любую фазу урока.

    1 этап «Вызов» (ликвидация чистого листа).

    Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

    2 этап «Осмысление» (реализация осмысления).

    На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

    3 этап «Рефлексия» (размышление).

    Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

         Учитывая разные подходы, можно разработать систему интегрированных уроков, а также упражнения и задания, которые способствуют развитию критического мышления. Приведу примеры некоторых из них.

    1 этап - «Вызов»

    Применяя на уроках стадии вызова, я с помощью различных приемов критического мышления выслушивала рассуждения класса. С их помощью  в классе  можно было определить, на каком осознании предмета  находится учащийся. Это помогало мне увидеть то, какой информацией владеет каждый ученик

    Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроком «Экология» на стадии «Вызов».

    Тема урока: «Почва. Охрана почвы»

    Поиграем в игру «Верите ли вы, что…»

    У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой. Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и увидите, насколько вы были правы.

    Приём «Корзина идей».

    Это приём организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске рисунок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

    Задание.

         Компания “Лукоморье” получила заказ на посадку лесополос. По мнению компании для выполнения заказа достаточно посадить только деревья, т.к. они достаточно защищают почву от эрозии. Сотрудники компании полагают, что посадка кустарников нецелесообразна, т.к. потребует дополнительных затрат, при том что кустарники не играют решающей роли в предотвращении эрозии. А как думаете вы? Дайте совет компании “Лукоморье”.

    2 этап - «Осмысление»

         На стадии осмысления я применяла просмотр видеороликов, презентации Power Point, аудиозапись, тем самым каждый ученик может отследить то, что он понял в начале урока. Далее, когда ребята начинали работать в группах, было заметно, что сначала каждый находил свои идеи, а потом уже делился в группе с учениками. На этой стадии работы я сначала столкнулась с трудностями, так как раньше я не применяла такую деятельность. Учащимся, которые учатся хорошо, было трудно делиться своими знаниями со слабоуспевающими, и возникали конфликты с тем, что некоторые ученики не вникали в суть. Я подходила к ним и напоминала о правилах работы в группе, которые дети сами же и выводили. Постепенно дети вошли во вкус, и больше споров не возникало.

    Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» на стадии «Осмысление».

    Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».  

    Учитель читает стихотворение о красоте осеннего леса. Дети слушают музыку С.Прокофьева «Фея Осени из балета «Золушка».

    Предлагается задание: сравните музыку с красотой осеннего леса.                                                                                                                                          

    -А можно ли продлить очарование осенней листвы?

    Предлагается задание: представьте очарование осенней листвы, своё настроение в своих рисунках.

                                                                   

    Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» на стадии «Осмысление».

    Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

    Приём «Таблица «ЗХУ» - «Знаю - хочу узнать - узнал».

    Заполняется в начале урока и проводится анализ по окончанию полученной информации.

    Фрагмент интегрированного урока «окружающего мира» с уроком «обучения грамоте» на стадии «Осмысление».

    Тема урока: «Природы милое творенье… Царица цветов. Чтение слов с буквой Ц».

    Учитель знакомит детей с растениями клумбы, используя стихотворение. Проводится беседа о растениях, изображённых на иллюстрациях учебника.

    - На какие группы можно распределить эти цветы? – Где и для чего люди сажают цветы?   - Какие цветы нравятся тебе, твоей маме?

    Отгадав загадку, дети узнают, кто является царицей цветов. Они рассматривают иллюстрации с разными видами (сортами) роз.

    Затем учащиеся читают в учебнике «Азбука» рассказ «Царица цветов». Проводится работа над текстом.

    Затем работа в паре: подберите карточки с цветущими растениями и «посадите» клумбу, чтобы она радовала вас с весны до осени.

    Вывод: Уроки помогают передать школьникам ощущения взаимозависимости литературных произведений и научных фактов. Это помогает приобрести навык независимого мышления, то есть умения отнестись к новому более взыскательно.

    3 этап - «Рефлексия»

    На следующей стадии рефлексии ученики показывали свои работы и обсуждали, как и с помощью чего они добились полученных знаний. Ведь рефлексия и подразумевает именно итог выполненного задания.

    Фрагмент интегрированного урока «Литературного чтения» с уроком «Развития речи» на стадии «Рефлексия».

    Тема урока: «А. Чехов. Ванька. Написание письма».

    Приём «Диаманта»

    Это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением.

    строчка 1: тема (существительное)

    строчка 2: определение (2 прилагательных)

    строчка 3: действие (3 причастия)

    строчка 4: ассоциации (4 существительных)

    строчка 5: действие (3 причастия)

    строчка 6: определение (2 прилагательных)

    строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)

    Фрагмент интегрированного урока «Русского языка» с уроками «Литературного чтения» и «Изобразительного искусства»

    на стадии «Рефлексия».

    Тема урока: «Скоро весна!»

    Приём «Синквейн»

    «Ключевые слова» - запишите всё, что знаете о познавательном объекте.

    1 строка - существительное.

    2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему.

    3 строка – 3 глагола, действия, которых производит существительное.

    4 строка – фраза из 4 слов, предающая ваше отношение к существительному.

    5 строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.

    Вывод: использование таких заданий позволяет детям чётче формулировать свои мысли, лучше запоминать изученное.

    На всех стадиях работы я использую как индивидуальные, так и групповые формы работы. В течение урока обязательно поощряю работу каждого ребенка, выслушиваю всех, никогда не критикую личные мнения детей.

    2.3. Интерпретация результатов уровня сформированности  критического мышления на основе интегрированных уроков в начальной школе.

    Психодиагностическое исследование уровня готовности к школе учащихся 1 класса

    Вместе с психологом было проведено психодиагностическое исследование уровня готовности к школе учащихся в начале 1 класса и в конце года.  Данный диагностический инструментарий позволяет выявить следующие показатели психофизиологического развития учащихся:

    - уровень развития зрительно-моторной координации;

    - уровень развития невербального интеллекта.

    1. Уровень развития зрительно-моторной координации.

         Зрительно-моторная координация является важнейшей функцией, на которую опирается процесс развития опознавательных и изобразительных навыков, столь необходимых для овладения чтением и письмом. Поэтому степень сформированности этих способностей является одним из важнейших показателей готовности ребёнка к школе.

         В данном исследовании были получены следующие результаты динамики развития зрительно-моторной координации первоклассников:

    Уровень развития зрительно-моторной координации

    1 срез

    2 срез

    Кол-во/%

    Кол-во /%

    1

    Выше нормы (менее 33 баллов)

    7/32%

    8/36%

    2

    Норма (33 – 41 балл)

    10/45%

    11/50%

    3

    Ниже нормы (более 41 балла)

    5/23%

    3/14%

         Можно сказать о положительной динамике в развитии зрительно-моторной координации первоклассников: увеличилось количество детей с уровнем развития выше нормы и в пределах нормы (на 4% и 5%), снизилось количество с низким уровнем развития зрительно-моторной координации на 9%.

    2. Уровень развития невербального интеллекта.

         Методика изучает уровень невербального интеллекта.  Успешность выполнения теста не определяется эрудицией или образовательным уровнем испытуемого, результат зависит от способности к логическому анализу, особенностей целостного восприятия образа  и пространственного воображения.

         При анализе и интерпретации результатов тестирования первоклассников в качестве критерия уровня развития невербального интеллекта рассматривается степень близости его результатов к социально-психологическому нормативу, в качестве которого принимается выполнения полного набора теста (А, АВ, В – 100%).

         В данном исследовании были получены следующие результаты динамики развития невербального интеллекта первоклассников:

    Степень невербального интеллекта

    1 срез

    2 срез

    Кол-во /%

    Кол-во /%

    1

    Очень высокая

    6/27%

    6/27%

    2

    Хорошая

    4/18%

    5/23%

    3

    Средняя

    6/27%

    7/32%

    4

    Слабая

    2/10%

    2/9%

    5

    Очень слабая

    4/18%

    2/9%

          Результаты исследования свидетельствуют о положительной динамике в развитии невербального интеллекта первоклассников: снизилось количество учащихся с очень слабым уровнем интеллекта на 9%, повысилось количество учащихся с хорошим и средним уровнем развития интеллекта на 5%.

    Вывод: таким образом, результаты  исследований позволяют говорить о  положительной динамике в развитии интеллектуальных и зрительно-моторных способностей учащихся, о том, что повышение уровня сформированности критического мышления у учащихся в начальной школе достигается за счёт использования в работе интегрированных уроков.

    Выявление результативности использования

    системы интегрированных уроков во 2 – 3 классах

    Для выявления эффективности использования интегрированных уроков в начальных классах были определены следующие критерии:

    1) уровень сформированности знаний;

    2) уровень сформированности умений и навыков;

    3) уровень успеваемости учащихся;

    По 1 критерию определены такие показатели:

    1) Прочность – твердое запоминание и удержание в памяти изученного материала и уверенное пользование приобретенными знаниями.

    Прочность знаний проявляется на 3-х уровнях: высоком, среднем, низком.

    Высокий – прочное воспроизведение изученного материала в течении 5 дней.

    Средний – точное воспроизведение изученного материала в день повторения.

    Низкий – точное воспроизведение изученного материала в день его изучения.

    2) Осмысленность – правильность и убедительность суждений, умение ответить на все вопросы, применить теоретические знания к объяснению и решению новых задач и вопросов.

    Осмысленность проявляется на 3-х уровнях: высоком, среднем и низком.

    Высокий – точное воспроизведение правила, умение самостоятельно приводить примеры на данное правило.

    Средний – то же, но с допущением незначительных ошибок (не более 3-х), исправленных самостоятельно.

    Низкий – с допущением грубых ошибок, исправленных с помощью учителя.

    3) Мобильность – умение использовать приобретенные знания в разнообразной познавательной и практической деятельности.

    При проверке мобильность знаний мобильность оценивается по следующим уровням:

    Высокий – выполнение заданий повышенной сложности без затруднений.

    Средний – выполнение заданий средней сложности.

    Низкий – выполнение простых заданий.

    По 2 критерию определены такие показатели:

    1) Скорость – выполнение заданий за определенный промежуток времени.

    Высокий – задание выполняют за 25 минут.

    Средний – выполняют задание за 25 – 35 минут.

    Низкий – за 35 минут и более.

    2) Точность – выявляется результат применения знаний в новой учебной ситуации.

    Высокий – точное воспроизведение заданий.

    Средний – выполнение заданий с допущением незначительных ошибок.

    Низкий – с допущением грубых ошибок.

    3) Мобильность – результат дальнейшего преобразования знаний в новой и незнакомой для учащихся ситуациях.

    Высокий – самостоятельное выполнение заданий в усложненных условиях.

    Средний – в обычных условиях.

    Низкий – с помощью учителя.

    По 3 критерию определены такие показатели:

    процент успеваемости, процент качества успеваемости.

    Работа проводилась по 6 предметам: русскому языку, математике, литературному чтению, изобразительному искусству, окружающему миру, трудовому обучению.

    В начале был проведен констатирующий срез с целью выявления уровня имеющихся знаний, умений и навыков у учащихся 2 класса.

    Результаты констатирующего среза по предметам

    Рус. яз

    Матем

    Чте

    ние

    Изо

    Труд

    Окр

    мир

    Количество человек, %

    1 критерий: уровень сформирован

    ности знаний

    высокий

    6 ч, 24%

    7 ч, 28%

    8 ч, 32%

    13 ч, 52%

    13 ч, 52%

     8 ч, 32%

    средний

    13 ч, 52%

    12 ч,

    48%

    13 ч, 52%

    10 ч,

    40%

    10 ч,

    40%

    10 ч,

    40%

    низкий

    6 ч, 24%

    16 ч,

    24%

    4 ч,

    16%

    2 ч,

    8%

    2 ч,

    8%

    7 ч,

    28%

    2 критерий: уровень сформирован

    ности умений

    и навыков

    высокий

    6 ч, 24%

    7 ч,

    28%

    13 ч, 52%

    13ч, 52%

    13 ч, 52%

    8 ч,

    32%

    средний

    13 ч, 52%

    12 ч,

    48%

    13 ч, 52%

    10 ч,

    40%

    10 ч,

    40%

    10 ч,

    40%

    низкий

    6 ч, 24%

    6 ч,

    24%

    4 ч,

    16%

    2 ч,

    8%

    2 ч,

    8%

    7 ч,

    28%

    3 критерий: уровень успеваемости учащихся

    % успевае

    мости

    100%

    100%

    100%

    100%

    100%

    100%

    % качества

    70%

    70%

    95%

    100%

    100%

    90%

    В 3 классе был проведен формирующий срез с целью выявления эффективности проведенной работы.

    Результаты формирующего среза по предметам

    Рус. яз

    Матем

    Чте

    ние

    Изо

    Труд

    Окр

    мир

    Количество человек, %

    1 критерий: уровень сформирован

    ности знаний

    высокий

    8 ч, 32%

    8 ч, 32%

    9 ч, 36%

    14 ч, 56%

    14 ч, 56%

     10 ч, 40%

    средний

    14 ч, 56%

    15 ч,

    60%

    14 ч, 56%

    11 ч,

    44%

    11 ч,

    44%

    11 ч,

    44%

    низкий

    3 ч, 12%

    2 ч,

    8%

    2 ч,

    8%

    0 ч

    0 ч,

    4 ч,

    16%

    2 критерий: уровень сформирован

    ности умений

    и навыков

    высокий

    8 ч, 32%

    8 ч,

    32%

    9 ч, 36%

    14ч, 56%

    14 ч, 56%

    10 ч,

    40%

    средний

    14 ч, 56%

    15 ч,

    60%

    14 ч, 56%

    11 ч,

    44%

    11 ч,

    44%

    11 ч,

    44%

    низкий

    3 ч, 12%

    2 ч,

    8%

    2 ч,

    8%

    0 ч,

    0 ч,

    4 ч,

    16%

    3 критерий: уровень успеваемости учащихся

    % успевае

    мости

    100%

    100%

    100%

    100%

    100%

    100%

    % качества

    77,3%

    81,8%

    100%

    100%

    100%

    90,9%

    Выводы по результатам констатирующего и формулирующего срезов:

    Рус.

    яз

    Матем

    Чтение

    Изо

    Труд

    Окр

    мир

    Высокий уровень усвоения знаний

    Увеличилось на

    2 ч,

    8%

    1 ч,

    4%

    1 ч,

    4%

    2 ч,

    8%

    2 ч,

    8%

    1 ч,

    4%

    Средний уровень усвоения знаний

    Увеличилось на

    1 ч,

    4%

    3 ч,

    12%

    1 ч,

    4%

    1 ч,

    4%

    1 ч,

    4%

    1 ч,

    4%

    Низкий уровень усвоения знаний

    Уменьшилось на

    3 ч,

    12%

    4 ч,

    16%

    2 ч,

    8%

    3 ч

    12%

    3 ч,

    12%

    2 ч,

    8%

    Высокий уровень сформированности умений и навыков

    Увеличилось на

    1 ч,

     32%

    1 ч,

    4%

    1 ч,

    4%

    2ч,

    8%

    2 ч,

    8%

    1 ч,

    4%

    Средний уровень сформированности умений и навыков

    Увеличилось на

    1 ч,

    46%

    3 ч,

    12%

    1 ч,

    4%

    1 ч,

    4%

    1 ч,

    4%

    1 ч,

    4%

    Низкий уровень сформированности умений и навыков

    Уменьшилось на

    2 ч,

    8%

    4 ч,

    16%

    2 ч,

    8%

    3 ч,

    12%

    3 ч,

    12%

    2 ч,

    8%

    Качество успеваемости

    Увеличилось на

    7,3%

    11,8%

    5%

    0,9%

         

       Из вышеуказанного следует, что даже такая малая доля использования интегрированных уроков дает только положительные результаты. Проведенная работа позволила повысить уровень знаний, умений и навыков учащихся, их успеваемость.

    3. Заключение.

         Нет, наверное, такого учителя, который не мечтал  о том, чтобы преподаваемый им предмет любили ученики, чтобы «душа пела» после проведённого урока.                                                                                                                  Дать детям радость успеха в учении, радость общения друг с другом. Не это ли основная задача учителя? Учебники дают чаще всего готовый результат, и у учащихся складывается впечатление, что истины уже найдены. Не надо размышлять, бери книгу, запоминай готовое и отвечай. Отсюда скука на уроках. А ведь детям интереснее  сам процесс, свои знания и открытия.   Главное – создать на уроке условия, помогающие ученикам самим найти, открыть для себя новое им неизвестное и неиспытанное.                                                                                                                                                                                                                                

         Результаты исследования, хотя еще пока и незначительные, показывают, что использование технологии развития критического мышления на интегрированных уроках развивает мыслительную деятельность учащихся начальной школы, формирует умение аргументировано высказываться, задавать разумные вопросы, делать логические умозаключения.

    Методы и приёмы технологии способствуют:
    • лучшему запоминанию изученного материала;
    • активизируют деятельность учащихся на уроке;
    • формулирование вопросов развивает познавательную деятельность.

        В конце ещё раз хочется отметить, что важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать умозаключения.
      Я учусь вместе с детьми, учусь у детей, и, возможно, порой это живое взаимодействие интереснее и дороже стройности университетских лекций.

    Каждый выбирает для себя.

    Выбираю тоже – как умею.

    Ни к кому претензий не имею –

    Каждый выбирает для себя.                                  

                 Ю. Левитанский


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование технологии критического мышления для формирования у учащихся начальной школы учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций

    Статья "Использование технологии критического мышления для формирования у учащихся начальной школы учебно-познавательных, информационных, коммуникативных компетенций"...

    «Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления»

    «Урок в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления»...

    Активизация мыслительных способностей учащихся на уроках в начальной школе с использованием технологии развития критического мышления.

    Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать. Критичность ума – это умение че...

    Использование технологии развития критического мышления школьников на уроке литературного чтения.

    Использование технологии развития критического мышления школьников на уроке литературного чтения....

    Отчет по методической теме «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе».

    Изменения, происходящие в обществе, увеличившийся поток информации, новые образовательные программы требуют от детей более  высокого развития всех познавательных процессов.Поэтому считаю ва...


     

    Комментарии

    Замечательный проект по применению критического мышления. Отличная технология,обязательно попробую применить на своих уроках. Успехов Вам в творчестве.

    Елена Ивановна, спасибо за отзыв по моей работе.Советую вам применять в своей работе методы ТРКМ, так как они способствуют вдумчивой работе учащихся с информацией, вырабытывают осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности, делают уроки нестандартными, непохожими друг на друга.

    Колескина Инга Губертовна

    Проект понравился, буду использовать на своих уроках. Спасибо за новые для меня методы.

    Методы критического мышления очень интересны. Буду очень рада, если вам этот материал может в вашей работе. Желаю успехов!