Рабочая программа Музыка. 1 класс.
рабочая программа по музыке (1 класс) по теме

Программа "Музыка" 1 класс УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_muzyke_1_klass.doc139.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                   Рабочая программа по музыке 1 класс

Автор:  Разина Наталья Викторовна, учитель начальных классов.

        

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке создана на основе:

•федерального государственного образовательного стандарта  начального общего образования по искусству;

• примерной программы начального общего образования по музыке;

• Учебникам  «Музыка» для 1–4 классов; авторы: В.О.Усачёва, Л.В. Школяр.

Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом  МОУ СОШ с. Калининское на 2011-2012 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета:

Рабочая программа рассчитана на 33 учебных часа.

Цель данной программы соответствует цели массового музыкального образования и воспитания – формирование и развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры..
Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность учащимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры.
Материал программы четко структурирован. В первом классе занятия носят пропедевтический, вводный характер и предполагают знакомство первоклассников с музыкой в широком жизненном контексте. В данном классе два раздела: «Музыка вокруг нас» и «Музыка и ты»

Задачи и направления музыкального образования и воспитания учащихся 1класса  формулируются на основе целевой установки и вытекают из закономерностей художественного творчества и возрастных особенностей учащихся:


● воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса,
● приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
● воспитание музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
● освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального и художественного образов, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.

       Музыкальное образование способствует дальнейшему развитию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки учащихся к музыкальному самообразованию.

       Общение с музыкой открывает возможности для  духовного становления личности и ее творческого самовыражения. Изучение предмета призвано формировать у учащихся художественный  способ познания мира. Дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и зарубежной музыкальной культуры.

         Особое значение в коррекционной школе приобретает развитие индивидуально- личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представлений о музыке как виде искусстве, раскрытие целостной музыкальной картины мира, восприятие потребности в музыкальном самообразовании.

    Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:

        Становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

        Развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

        Освоение музыки и знаний о музыке, особенности музыкального  языка. музыкальном фольклоре, взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью.

          Воспитание эмоционально- ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыкальному искусству своего народа и других народов мира.

         Овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально- творческой деятельности: в слушании музыки, пении,  слушательской и исполнительской культуры учащихся.

Основные содержательные линии:

   обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к  музыке и музыкальным занятиям;

    усвоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

овладение способами музыкальной деятельности;

   обогащение опыта музыкально- творческой деятельности.

 Весь учебно-воспитательный  процесс на уроке пронизывает опыт музыкально- творческой учебной деятельности, который приобретается учащимися в процессе слушания музыки, в вокально- хоровом исполнении, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, с жизнью.

     Специальное внимание в программе должно быть обращено на постижение музыки в ее взаимосвязях с другими искусства и жизнью.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса 
В результате изучения музыки ученик должен
знать/понимать

слова и мелодию Гимна России;

смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»;

названия изученных жанров и форм музыки;

народные песни, названия изученных произведений и их авторов;

наиболее популярные в России музыкальные инструменты;

уметь:

     

 -Эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

 -выразительно исполнять соло и хором;

 -распознавать на слух песню, танец, марш ;

 -распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии , песни;

 -  различать на слух звучания отдельных инструментов;

 - устанавливать взаимосвязь между другими видами искусства;

 - использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей, и сверстников, на внеклассных и внешкольных мероприятиях, школьных праздниках.;

 - размышлять о музыке, выражать свое отношение к ней;

 -определять свое отношение к музыкальным явлениям.

уметь

узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов;

определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш);

определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);

передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения;

исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору учащегося);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

восприятия художественных образцов народной, классической и современной музыки;

исполнения знакомых песен;

участия в коллективном пении;

передачи музыкальных впечатлений пластическими, изобразительными средствами;

В результате изучения музыки ученик должен знать и понимать:

 -специфику музыки как вида искусства;

 - значение музыки в художественной культуре и ее роли в синтетических видах творчества;

 -возможности музыкального искусства  в отражении вечных проблем жизни;

 -основные жанры народной и профессиональной музыке;

 - основные формы музыки;

 -названия и виды инструментов;

 -имена композиторов и известных исполнителей.

Музыкальное обучение способствует коррекции эмоционально- волевой сферы учащихся, снятию напряжения, снижению нервной нагрузки, а в некоторых случаях – коррекции речи.

Содержание тем учебного курса

№ п/п

Тема

Количество уроков

1

Как можно услышать музыку

1

2

Внутренняя музыка

3

3

Родная речь

4

4

Пётр Ильич Чайковский

2

5

Михаил Иванович Глинка

2

6

Мелодия жизни

4

7

Сергей Сергеевич Прокофьев

1

8

Дорогой Щелкунчик!

1

9

Путешествие во времени и пространстве

13

10

Счастье, где ты?

2

                                     ВСЕГО

33 часа

Перечень учебно-методического обеспечения.

Для реализации программного содержания курса «Музыка» используются следующие учебники и учебные пособия:

В.О.Усачёва, Л.В. Школяр. Музыка. Учебник. 1 класс. М. : Баласс, 2011(Образовательная система «Школа 2100»

«Искусство слышать» под ред. Д.Б.Кабалевского. Составитель Самигулина В.М., Издательство «Учитель» 2009г

Поурочные планы по учебнику «Музыкальное искусство» В.О.Усачевой, Л.В.Школяр.

Поурочные планы под научным руководством Д.Б.Кабалевского Авт.-сост. Т.С.Максимова.

Т.С.Максимова (авт.-сост.) под научным руководством Д.Б.Кабалевского «Музыка 1-4 классах»

Л.В.Михеева (авт.-сост) «166 биографий знаменитых композиторов» Издательство «Композитор» Санкт-Петербург,1999г.

Фонохрестоматия к учебнику «Музыка». 1класс. (На аудиокассетах.)

Методические рекомендации к учебнику «Музыка». 1–4 классы. – М.: Просвещение, 2010.

Учебно-тематический план по музыке 1 класс.


п /п

Тема урока

№ в теме

Элементы
содержания

Музыкальный материал , ИКТ

Дата
проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

 «Как можно услышать музыку» (1 час)                                                               1 триместр

1

Введение в проблему рождения музыки.
Что значит «слышать музыку»?

 1

Основы музыкальной культуры. Музыка- как вид искусства.. Истоки музыкального искусства.

Р.М.Глиэр «Концерт для голоса с оркестром» (1ч.), «Заплетися, плетень» р. н. п., И.-С.Бах «Прелюдия до-мажор» Б.Окуджава «Музыкант», романс Ф.Шуберта «К музыке», песня Г.А. Cтруве «Музыка».

Внутренняя музыка (3 часа)

2

Внутренняя музыка (3 часа) Колыбельная песня. Колыбельность – начало познания музыки и жизни.

1

 Основные жанры народной и профессиональной музыки.

Колыбельные: «Ай, баю-бай…», «Ходит сон по лавочке»; П.И.Чайковский, сл. А.Майкова «Колыбельная», В.Усачева «Зыбка поскрипывает…».
Выявление музыкальных интонаций из речевой праосновы.

3

Сказку складываем, музыкой сказываем. В мире сказочных мелодий русских композиторов.

2

Сфера народного и композиторского музицирования.

А. Лядов «Кикимора», «Музыкальная табакерка», Г. Струве, сл. Н. Соловьёвой «Пестрый колпачок»

4

Играем в сказку. Поём вместе.
Цель: развитие образно – игрового восприятия музыки.

3

Специфика музыки.

Музыкально-ритмическая игра «Дед и репка» муз. В. Яновской

Родная речь ( 4 часов)

5

Точки, чёрточки, крючки, дуги, круги …Идем в поход.П
Цель: Вовлечение учащихся в творческий процесс через импровизацию и детские сочинения.

1

Значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества.

Д.Б.Кабалевский «Кавалерийская» А.Филиппенко, cтихи  В.Кукловской, перевод Т.Волгиной «Мы на луг ходили…»; Е.Тиличеева, сл. А.Кузнецовой «Деревца»; З.Левина, сл. Л.Некрасовой «Белочки», муз. Гр.Фрида, сл. А.Бродского «Ветер».

6

Сказанное слово и несказанное. Музыкальные краски осени.

2

Многообразие музыкальных образов и способов их развития.

А.Филиппенко «Урожай собирай»; «Осень» П.Чайковского, (сл.А.Плещеева); «Песенка об осеннем солнышке) В.Николаева (сл. И.Сусидко); «Эхо» Е.Поплянова (сл. Н.Пикулевой).

7

Не перескоровыговоришь? Озвучивание народных cкороговорок, закличек.

3

«Гора» - загадка, «Курочка» и «Уточка» - попевка-поговорка, «Белочки» З. Левиной. «Курочка» - скороговорка.

8

Портреты заговорили и запели.

4

Пётр Ильич Чайковский.(2 часа)

9

Детские годы. Звучащий образ Родины
Цель: познакомить с символами нашей Родины. Гимн России.

1

 

П.И.Чайковский «Симфония №4» (финал); «Во поле березонька стояла» (русская народная песня); В.Баснер «С чего начинается Родина»; муз. А.Александрова, сл.С.Михалкова «Гимн России».

10

Здесь живёт музыка Пётра Ильича Чайковского. Волшебный тот цветок.

2

П.И.Чайковский Хор менестрелей из оперы «Орлеанская Дева»

Михаил Иванович Глинка( 2 часа)

11

Цель: проникновение в понятие «музыкально – поэтическое» через прикосновение к жанру былины.

1

Музыкально-поэтический  жанр-  былина.

«Про Добрыню», «О Вольге и Микуле»; М.Глинка «Первая песня Баяна».

12

Михаил Иванович Глинка «…дела давно минувших дней, преданья старины глубокой ».
Цель: дать ребятам почувствовать себя причастными к своей национальной культуре, истории через синтез музыки, слова и исторических событий.

2

Основные жанры народной и профессиональной музыки.

Фрагменты из оперы М.Глинки «Руслан и Людмила»: первая песня Баяна, ария Людмилы из 1 действия, ария Руслана из II действия, марш Черномора.

Мелодия жизни. (4 часа)

13

Заветное слово.

1

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Стихи А.С.Пушкина.

14

Как начинается музыка?
Цель: проникновение в суть характеров создаваемых персонажей, нахождение и выражение в них типического.

2

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

 («Кукушка в глубине леса», «Королевский марш льва», «Упрямцы с длинными ушами», «Куры и петух»).

15

Вольфганг Амадей Моцарт. Опера «Волшебная флейта»

3

Названия изученных произведений и их авторов. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

П.И.Чайковский « Детский альбом». В.А.Моцарт Опера «Волшебная флейта»

16

Моцарт сочиняет. Сальери и Моцарт.

4

, «Менуэт» В. Моцарта, «За рекою старый дом» И.С. Баха

Cергей Сергеевич Прокофьев. (1 час)

17

Cергей Сергеевич Прокофьев. 

Детство композитора.

1

Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».

Прокофьев. Опера «Великан».

Дорогой Щелкунчик. (1 час)

18

Что может музыка?  Дорогой Щелкунчик.
Цель: помочь детям почуствовать безграничные возможности музыки в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни

1

Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».

П.И.Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты: «Марш», «Галоп», «Вальс снежных хлопьев», «Танец феи Драже», «Китайский танец», «Вальс цветов»).

Путешествие во времени и пространстве. ( 13 часов)

19

Зима в музыке.
Цель: помочь детям почувствовать, что музыка способна «заморозить», «завьюжить», в ней можно услышать «холод и тепло».

1

Названия изученных жанров музыки.

А.Вивальди «Зима» (из цикла «Времена года»), Р.Шуман «Дед Мороз».

20

Солнцеворот. Русские обряды – масленица. Две песни.
Цель: показать закономерное обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

2

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

«Служил я хозяину», «Весна-красна, на чём пришла?», «Едет масленица», «Блины» - русские народные песни.

21

Две песни. Песни Снегурочек.

3

22

Ждём весну, встречаем птиц. Природа просыпается. Весна в музыке.
Цель: показать способность музыки изображать просыпающуюся природу

4

Образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды).

Э.Григ «Весной», П.Чайковский «Песня жаворонка», «Ой, бежит ручьем вода» (украинская народная песня в обработке К.Волкова, русский текст Н. Френкель), З.Левина «Кап-кап».

23

Музыка и стихи о маме.
Цель: сопоставить поэзию и музыку В.Орлова, Г. Гладкова, М. Кажлаева и подвести детей к выводу: благодаря напевности, плавности поэту и композитору удалось передать слушателям и читателям чувство покоя, нежности.

5

Названия изученных жанров музыки.

Г.Гладков «Колыбельная», М.Кажлаев  «Колыбельная» (из «Детского альбома»), Е.Соколова «Сегодня мамин день», муз. А.Филиппенко, ст. Т.Волгиной «Весенний вальс».

24

Мелодии и краски пробуждающейся природы в жизни человека.
Цель: показать обновление жизни и природы, выражение этих состояний в музыке.

6

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Р.Шуман «Весёлый крестьянин», Э. Григ «Халлинг», муз. В.Николаева, сл. Н.Алпаровой «Песня ручья», муз. Я.Дубравина, ст. Е.Руженцева «Капли и море», муз. В. Усачёва, сл. Э.Мошковской «Жила-была работа».

25

Иные земли.

7

П.И.Чайковский «Итальянская песенка». Хор из оперы Дж. Верди  «Набукко».

26

Путешествие в Германию, Францию и Англию.

8

И.С.Бах Хорал. Летний канон народная английская песня.

27

Легко ли стать музыкальным исполнителем ? (Симфония).
Цель: помочь учащимся осознать, что музыка существует только в человеке благодаря его фантазии, способности слышать, чувствовать, оценивать. 

9

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

И.Гайдн «Детская симфония» (ч.1), муз. И.Завалишина, сл. И.Андреевой «Музыкальная семья».

28

Русские народные инструменты.
Цель: познакомить с тембрами народных инструментов (гармошка, баян, балалайка, бубен, рожок, ложки).

10

Наиболее популярные в России музыкальные инструменты; певческие голоса, виды оркестров и хоров.

В.Агафонникова «Музыкальные загадки», муз. Г.Левкодимова, ст.Э.Костиной  «Весёлые инструменты», «Саратовская гармоника», «Во кузнице» (трио рожечников), «Плясовые наигрыши» (береста, ложки, гусли, жалейка), «Пойду ль я, выйду ль я» (балалайка, баян).

29

На концерте.
Цель: познакомить с правилами поведения на концерте, жанром «концерт».

11

Названия изученных жанров и форм музыки.

Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».

А.Шнитке «Rondo» (из Concerto grosso» №1), муз. В.Шаинского, сл. Э.Успенского «Голубой вагон».

30

Музыкальная прогулка по выставке.
Цель: способствовать формированию восприятия музыки как картины, изображенной при помощи определённых знаков.

12

Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

М.Мусоргский «Картинки с выставки» (фрагменты «Богатырские ворота», «Балет невылупившихся птенцов», «Избушка на курьих ножках»), муз. Е.Тиличеевой, сл.А.Гангова «Догадайся, кто поёт».

31

Легко ли стать музыкантом?
Цель: способствовать осознанию учащимися необходимости учиться быть музыкантом (композитором, исполнителем, слушателем).

13

Смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель».

И.Бах «Прелюдия и фуга До-мажор», муз. В.Дементьева, сл. И. Векшегоновой «Необычный концерт».

Счастье, где ты? (2 часа)

32

Идём за синей птицей.

1

фрагменты из музыки к к/ф «Синяя птица» А. Петрова, «Музыка» Г. Струве

33

Тренируем свою «внутреннюю музыку»

2

«Колыбельная» из к/ф «Цирк» И.О. Дунаевского

                            ИТОГО         33 урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.

Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...

Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС

Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)

Рабочие программы  1 класс...

рабочая программа3 класс

рабочая программа Школа России 3 класс...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...