Современные технологии в музыкальном образовании
статья по музыке по теме

 

В данном докладе говорится о возможности  использования клавишного синтезатора в музыкальном образовании.  Рассматриваются особенности обучения игре на инструменте, его функциональные характеристики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennye_tehnologii_v_muzykalnom_obrazovanii.doc61 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Володина Эвелина Юрьевна, Детская музыкальная школа,  преподаватель фортепиано, синтезатора, Казахстан, г.Степногорск

Аннотация

В данном докладе говорится о возможности  использования клавишного синтезатора в музыкальном образовании.  Рассматриваются особенности обучения игре на инструменте, его функциональные характеристики.

В наш век стремительно растущего научно-технического прогресса,  появилась  необходимость реформирования системы образования: использование новых средств обучения, внедрение различных современных технологий, позволяющих  активировать познавательную деятельность учащегося, помогающих  повысить его способность креативно мыслить,  самостоятельно находить  новые решения.

В связи с общей тенденцией информатизации образования, этот вопрос явился актуальным и для педагогов-музыкантов,  которые стали внедрять и использовать  современные технологии в своей практике. Одним из инструментов информатизации музыкального обучения явился  клавишный синтезатор.

Вопросом использования синтезатора в музыкальном образовании и  обучения игре на нём  заинтересовались: Л.В.Рапецкая – автор образовательной программы «клавишный синтезатор»; И.М. Красильников «Примерные программы по учебным дисциплинам «клавишный синтезатор», «ансамбль клавишных синтезаторов», «студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств; В.Г. Пешняк «Класс синтезатора. Программа для ДМШ», Е.М.Будкина «Электронные музыкальные инструменты: синтезатор».

В Детских музыкальных школах и школах искусств, наряду с традиционными музыкальными инструментами, стала звучать цифровая музыка – открылись  классы синтезатора.

 Синтезатор – довольно молодой, по-своему, уникальный  современный музыкальный инструмент. Возможности обучения на нём ещё только изучаются, разрабатываются новые программы, методики. Наверняка, кто-то считает, что синтезатор – переносное, мобильное пианино, но, это далеко не так. С фортепиано его связывает только клавиатура – белые и чёрные клавиши, длина которых на 1-1,5 сантиметра короче, а в остальном, это совершенно оригинальный, многоплановый, многофункциональный инструмент.

В основном, обучение игре осуществляется на полупрофессиональном  синтезаторе среднего класса, имеющем функцию автоаккомпанемента, память с несколькими дорожками для сочинения и записи музыки. Синтезатор этого класса  оснащён жидкокристаллическим дисплеем, отображающим все происходящие действия и текущие настройки. Имеет «лёгкую», активную  пятиоктавную клавиатуру, чувствительную к нажатию,  требующую от играющего использования, в основном, аккуратной пальцевой техники и мягкого,  «пружинящего», гибкого запястья.  

 Технические возможности синтезатора позволяют воспитать не только исполнителя, которого традиционно выпускают музыкальные школы, но, также,  музыканта новой формации  - «4 в 1» , т.е. исполнителя, аранжировщика, импровизатора  и композитора. Безусловно, сам педагог должен владеть всеми перечисленными выше навыками, быть информационно грамотным, являться исследователем, новатором в своей области, стремиться к самообразованию, самосовершенствованию.

Во многих музыкальных школах предмет «синтезатор» включён в программу как дополнительный инструмент, его роль, как бы,  отодвигается  на второй план, возможности использования его технических характеристик не в полной мере  реализуются в процессе обучения. При таком подходе, ученик осваивает только игру в режиме автоаккомпанемент и не может полностью овладеть импровизацией, научиться делать аранжировки, сочинять. Гораздо больше возможностей для творчества учащихся открывается, когда синтезатор становится основным,  специальным предметом, включённым  в учебные программы детских музыкальных школ.

 Стоит сказать и о том, что педагогов, владеющих игрой на синтезаторе очень мало, таких специалистов не готовит музыкальное училище и консерватория.

Учиться игре на синтезаторе можно с 5-6 лет. Как показала практика, для детей этого возраста обучение проходит довольно легко, они без труда осваивают  не только игру на клавиатуре, но и учатся использовать, во время исполнения, различные функции, характерные для данного инструмента. В процессе обучения, особенно, при игре в режиме «автоаккомпанемент», хорошо развивается и дисциплинируется  чувство ритма, формируется  гармонический слух. Возможности синтезатора позволяют уже на первом году обучения, при исполнении учеником маленьких пьесок, использовать игру в режиме «автоаккомпанемент», применять различные шумовые эффекты, изменять инструменты, находить интересные звуки.

Репертуарный план учащихся довольно разнообразный, включающий в себя классическую музыку,  народные мелодии, джазовые композиции,  популярную музыку XX века, современные хиты.

 Развитая информативность и функциональность синтезатора позволяет ученику окунуться в многообразие стилей исполняемой им музыки, учит его свободно ориентироваться в музыкальных жанрах, помогает освоить навыки аранжировки, познакомиться с элементами импровизации. Богатый банк тембров и стилей даёт возможность учащемуся проявить свои творческие способности, находясь  в состоянии постоянного поиска, экспериментировать.  

Задача данного процесса обучения заключается в освоении учащимся практических и теоретических знаний, в приобретении навыка исполнительского мастерства, в умении играть в ансамбле, развитие   активного познавательного интереса учащегося, стремление к самостоятельной творческой деятельности.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Красильников И.М., «Примерные программы по учебным дисциплинам «клавишный синтезатор», «ансамбль клавишных синтезаторов», «студия компьютерной музыки» для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств. М.: Министерство культуры Российской Федерации. Научно-методический центр по художественному образованию, 2002. – 55с.
  2. Будкина Е.М., программа «Электронные музыкальные инструменты: синтезатор». М., Зеленоградский окружной методический центр, 2008 г.
  3. Рапецкая Л.В., образовательная программа по предмету синтезатор. Пермский край, г. Добрянка, 2010 г.
  4. Сайт Владимира Пешняка - peshnyak@mail.ru
  5. Павел Живайкин статья «идеальная учебная программа по специальности «синтезатор», или клавишник  – это кличка или профессия?» - www.musicinform.narod.ru,  paulzhiv@mtu-net.tu.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные технологии как инструмент управления качеством образования.

Повышение качества образования должно осуществляться не за счет дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение о...

Доклад на заседании МО "Современные технологии начального образования"

Доклад является одной их форм работы по самообразованию на главную тему МО в данном учебном году...

Современные технологии в этнокультурном образовании школьников

Работа проводилась в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовскийгосударственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева» на 2013 год. Проект«Методология, теория и технол...

Современные технологии начального общего образования как условие достижения качества образования в условиях ФГОС НОО

Каждому человеку, живущему в современном мире, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватну...

Современные технологии начального общего образования как условие достижения качества образования в условиях ФГОС НОО

Что же такое технология обучения и почему именно образовательные технологии мы выбираем как лучшее условие достижения качества образования в условиях ФГОС НОО?...

Влияние истории развития женского музыкального образования в России на систему музыкального образования в современной России

На протяжении всей истории России многие сферы жизни, в том числе и образование, переживали большие изменения. Краткий экскурс в то, как раздельное образование повлияло на систему современного российс...