Путешествие в Эпоху Искусства
занимательные факты по музыке на тему

Викулова Лолита Викторовна

Данный сценарий относится к разряду познавательно-развлекательных мероприятий, проводимых в школьном ЛДП и знакомит детей в игровой форме с появлением различных видов искусства в жизни человечества. Рекомендуется  для детей младшего школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_epohu_iskusstva.doc76.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

2012г.

Познавательно-развлекательная программа

«Путешествие в Эпоху Искусства»

Вед. Здравствуйте! Сегодня мы путешествуем в Эпоху Искусства. Кто-нибудь может ответить, что такое искусство и когда оно возникло? (ответы детей). Искусство – это то, что заставляет нас удивляться, делает нас добрее, счастливее... Это то, что создал человек для того, чтобы украсить жизнь: картины, скульптуры, музыка, танцы, храмы, дворцы, спектакли, кино… Чтобы нам лучше в этом разобраться отправимся в путешествие на нашей машине времени.

Сядьте удобно. Представьте, что перед вами - пульты  управления. Пристегните ремни (хлопают в ладоши 1 раз). Найдите кнопку пуска. Пять, четыре, три, два, один. Отправляемся. (Дети жужжат, изображая рев моторов).

…Летим мы на много тысяч лет назад, когда на земле еще не было городов, не было даже старинных замков, а были непроходимые леса, в которых водились дикие звери, и люди жили в пещерах. Ели мясо этих зверей, убитых на охоте, одевались в их шкуры, поддерживали, как драгоценность, с трудом добытый огонь.

     Найдите кнопку снижения. Мы с вами перенеслись в пещерный век. Прежде чем выйдем из машины времени, запомните: вокруг дикие звери, вести себя надо тихо, держаться всем вместе. (Дети «отстегивают ремни»).

Древний человек не сразу стал разговаривать, общался  звуками, жестами. Сейчас мы поиграем в игру      

                                                 «Крокодил» (на карточках написаны задания).
Правила. Игроки делятся на две команды. Первая команда выбирает какое-нибудь понятие и показывает его пантомимой, без помощи слов и звуков. Вторая команда пытается с трех попыток угадать, какое понятие показывается. Затем команды меняются ролями. Рекомендации. Показывать понятие может как один, так и несколько человек: охота на волка, разжигание огня, ловля рыбы, рассказать об увиденной грозе.

   Вед. Уже в те далекие времена на земле появилось искусство. Приходя с охоты, древний художник  пытался в рисунках повторить позы животного и охотников, нацарапывая острым камешком изображение на стене пещеры.

     Кто хочет быть древним художником? (На сцене стоит доска с мелом – это стена пещеры. Мел – острый камень. Ведущий  выкладывает костровище, накидывает сверху красный лоскут). 

    - Это костер, который раскладывали перед входом в пещеру. Его огонь отпугивал зверей, согревал, на нем готовили пищу. Женщины собираются вокруг огня. День подходит к концу. В руках у женщин грубые каменные иглы. Они шьют одежду для всей семьи. И, чтобы не было скучно, сочиняют сказку. (Девочки садятся вокруг костра. Одна начинает несколько фраз, затем по очереди каждая добавляет свои фразы. Напоминаю: не переставайте шить, будьте внимательны, не уколитесь. Вызываю мальчиков.)

    - Вы собираетесь завтра на охоту. Чтобы она удалась, чтобы зверь не убежал от вас, надо изобразить движениями всё, что завтра произойдет. Древние охотники верили, что это принесет удачу. Один из вас будет зверем, скажем, медведем, будет спать в своей берлоге, потом прятаться от охотников, потом нападать на них и опять прятаться. Охотники ищут зверя, окружают, спасаются бегством, опять приближаются… (Репетируется примитивный танец из поочередных приближений и отступлений.)

    А теперь повторите это без меня, а я вам подыграю на барабане. Это самый первый музыкальный инструмент. Самая древняя музыка. Мелодии еще не было – только ритм. Старайтесь двигаться в такт барабану.

     Охота – это дело опасное: дикие звери. Погибнуть на ней может сам охотник. И вообще жизнь древних людей полна опасностей. Вот загремел гром, засверкали молнии. Одна молния попала в высокое дерево, и начался пожар. Мы с вами сегодня знаем, что молния – это электрический разряд. А древние люди испытывали ужас при виде огненных нитей, перерезающих небо. Им казалось, что кто-то невидимый и могущественный  недоволен ими, за что-то сердится на них.

    Или шторм на море. Еще вчера оно было спокойным, давало много рыбы, а сегодня – ветер, огромные волны набегают на берег, смывая все, что попадается им на пути. Значит, и в море есть кто-то, кто вчера был для людей другом, а сегодня разозлился, гневается, бушует, грозит смертью… Или, допустим, кто-то в семье заболел: всегда был здоров, весел – и вдруг лежит без сил, беспомощный, как ребенок… Отчего все это? Люди терялись в догадках. И вот древние люди думали-думали и решили так: наверное, в природе везде – в глубине леса, на дне морском, на вершинах гор – живут таинственные и невидимые существа. Они могущественные, сильные, и именно они управляют всей жизнью людей, всем, что происходит на земле, на небе, под водой. И назвали их люди так: БОГИ. Люди сочиняли о них интересные истории, эти истории называются МИФЫ.

    И решили люди, что каждый бог управляет чем-нибудь одним: или небом, или охотой, или морем, или урожаем, или болезнями, или рождением, или смертью… И они стали обращаться к богам, принимаясь за какое-нибудь дело. А после завершения дела, обращались к нему же с благодарностью – это очень важно, чтобы бог не обиделся и помог и в следующий раз. Такое обращение к богам называлось МОЛИТВА. А еще люди приносили богам подарки – лучшую часть своей добычи. Они назывались ЖЕРТВАМИ. Жертву клали на большой камень и поджигали. Если огонь вспыхивал ярко – значит, подарок богу понравился. Место, на котором сжигали жертвы, вокруг которого молились, было священным, оно называлось АЛТАРЬ.

    Приходилось общаться с богами и в плохую погоду, значит, нужно было построить над алтарем крышу или специальное помещение. Сначала эти помещения строили из дерева, еще позже из камня. Лучшие мастера строили и украшали эти здания. Они были самыми красивыми зданиями любого города. И стали их называть ХРАМАМИ.

   Сейчас мы мысленно переносимся на машине времени в Африку (пристегиваемся, заводим двигатели). Африка -  страна, где с утра до вечера нестерпимая жара, а люди поселились там  много тысяч лет назад на берегу большой реки Нил. И возникла там большая страна ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. В Древнем Египте были правители – фараоны, которые еще при жизни заказывали себе пирамиду, чтобы после смерти их в ней похоронили. Жители Древнего Египта верили, что после смерти человека ждёт вторая жизнь, поэтому пирамиды роскошно украшались золотом и драгоценными камнями, скульптурами, в которые вселялся, по их вере, двойник  человека – Ка, и начиналась вторая жизнь.

   Кто из вас знает, что такое скульптура? (ответ детей). Скульптура – это фигуры людей и животных, сделанные мастером – скульптором. Их можно сделать из дерева, стекла, металла, камня и даже пластелина. (Из каждого отряда вызывается скульптор, который лепит из пластилина по своему усмотрению).

   Как вы думаете, какой из богов был главным? (Дети отвечают). Главным из них был бог солнца, потому что без него не было бы травы, цветов, деревьев, птиц, зверей. Не было бы самого человека. В Древнем Египте богу солнца дали имя Амон Ра. А фараонов, которые правили Египтом, считали посланцами Амона Ра на земле. И поэтому, фараонам тоже поклонялись, боялись их.

   И вот фараон решил построить огромный храм в честь Амона Ра. Есть такие люди, которые придумывают внешний вид здания. Сначала рисуют его на бумаге. Решают, какой высоты оно будет, какой ширины, чем его украсить. Этих людей называют архитекторами.

   Сейчас мы с вами будем рисовать. Человека можно изобразить так, как будто он стоит к вам лицом, вот как я сейчас стою. Это называется АНФАС. А можно нарисовать человека так, как будто он стоит к вам боком. Это называется профиль. А вот в Древнем Египте соединяли эти два изображения. Голову рисовали в профиль, но глаз на лице – анфас. Плечи – анфас, а нижнюю часть туловища и ноги – в профиль. Египетские художники так рисовали потому, чтобы каждую часть человеческой фигуры и лица было лучше всего видно. А сейчас мы попробуем изобразить, как стоят люди на египетских рисунках.

Игра в «египетских человечков».

Дети сидят по кругу. Ведущий включает музыку, и дети начинают передавать друг другу головной убор - цилиндр. Как только ведущий останавливает музыку, тот из детей, у кого в этот момент оказался цилиндр, надевает его на себя и проходит по кругу, изображая египетского человечка. Для детей постарше можно усложнить игру – передавать по кругу несколько цилиндров. С остановкой музыки все дети, у которых оказались цилиндры, показывают свой моноспектакль.

Ведущ. Наша игра закончена и мы прощаемся с Древним Египтом, и на машине времени переносимся в другую страну. Она находится к северу от Египта, их разделяет Средиземное море. Страна эта – ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. Страна эта небольшая. Очень теплая. С трех сторон ее окружает море. И еще здесь очень много гор, поэтому, древние греки, сочиняя мифы о богах, решили, что боги должны жить на вершине высокой горы. И выбрали для этого высокую гору Олимп. Главный из всех греческих богов – Зевс – бог-громовержец. Когда он сердится, то разбрасывает громы и молнии. Так объясняли древние греки грозу. И Зевса боялись больше всех. Он – царь всех греческих богов. Зевса на картинах изображают сильным, красивым бородатым мужчиной, иногда с пучком молний в руке.

Вед. А сейчас игра-соревнование «Колотушка». (нужны 4 бубна)
Команды выстраиваются в линию на расстоянии вытянутых рук. Справа и слева располагают бубны. По сигналу участники эстафеты пере дают друг другу колотушку, которой крайний игрок ударяет в бубен. Затем колотушка передается в другую сторону и снова следует удар. Та команда, которая за отведенное время смогла произвести больше звуковых сигналов, побеждает.

    Греческие боги сильны и могущественны, но Зевс сильнее и могущественнее их всех. На Зевса очень похожи два его брата – Посейдон и Аид. Посейдон правит морями. Когда Посейдон гневается, он ударяет трезубцем по волнам – и начинается на море шторм, буря.

Давайте споем песню про море, чтобы Посейдон на нас не рассердился.

Исполняется песня «Я рисую море», 2 отряд.

     А третий брат – Аид – правит царством мертвых – подземным царством Аида. Аид тоже сильный, бородатый, но очень мрачный, никогда не улыбающийся. Греки боялись его и знали, что после смерти их души попадут в мрачное подземное царство Аида, в которое по реке Стикс перевозит души умерших на лодке старик Харон. Поэтому, они клали умершему в рот монетку – чтобы он мог заплатить Харону за перевоз.

   Итак, три брата – Зевс, Аид и Посейдон – поделили между собой главные части мира, каким представляли его жители Др.Греции.

  Сейчас я расскажу вам миф о певце Орфее. Во всей Др.Греции никто лучше его не умел играть на кифаре – это старинный струнный музыкальный инструмент. Когда Орфей пел, распускались цветы, дикие звери сходились слушать его чудесный голос.

    У Орфея была молодая и прекрасная жена Эвридика. Они жили счастливо и любили друг друга. Но однажды Эвридика не заметила в траве змею, и ужаленная, упала замертво. И попала душа Эвридики в подземное царство Аида.

     Страшно опечалился Орфей. Ему показалось, что солнце померкло. Ничто его не радовало. И тогда он отправился в царство мертвых, чтобы упросить Аида вернуть ему любимую жену.

     Пришел Орфей на берег Стикса, подплыл к нему старик Харон на своей лодке. Орфей попросил перевезти его в царство мертвых. Но старик отказал. Это было нарушением всех законов. Но Орфей не отступал, умолял и наконец, взял кифару и запел о своей любви и о своей печали. (Звучит в записи музыка Глюка). Харона ничем нельзя было разжалобить, но песня была такой грустной и прекрасной, что сердце старика дрогнуло, и он перевез Орфея в царство мертвых.

    Орфей продвигался в темноте. И вот он оказался перед троном Аида и его жены Персефоны. Оробел Орфей, но любовь его была так сильна, что он решился произнести свою дерзкую просьбу. Аид разгневался: как смел простой смертный мечтать, чтобы Аид отпустил душу обратно на землю! Но Орфей на коленях умолял бога вернуть ему Эвридику лишь на время, пока не настанет час навсегда вернуться в царство мертвых.

    Аид и слушать не хотел. Тогда Орфей запел. И его песня была самой печальной и самой прекрасной из всех, что звучали когда-либо. (Звучит в записи музыка Глюка).  Заплакала Персефона, на лице Аида блеснули слезы… Никогда еще никому не удавалось разжалобить бога подземного царства. «Хорошо, - сказал Аид, - ты можешь на время забрать свою жену. Но при одном условии. Ты пойдешь к выходу из царства мертвых, не оглядываясь. Твоя жена будет идти за тобой. Но запомни: если ты хоть раз обернешься, потеряешь её навсегда».

    Орфей был вне себя от счастья. Он бросился к выходу. Орфей шел и не слышал за своей спиной шагов Эвридики. Она двигалась беззвучно. Орфей подумал, что Эвридика отстала и потеряла его. Впереди был уже виден дневной свет. Страх, что Эвридика заблудилась, был так силен, что Орфей остановился и оглянулся. И тут он увидел прозрачный и такой знакомый силуэт Эвридики, который стал медленно удаляться, таять, пока не исчез совсем…

   В ужасе бросился Орфей назад к Аиду, плакал, умолял, пел – все было напрасно. Он один вернулся на землю.

    Вот такой грустный миф о великой любви. В жизни тоже не всегда бывает весело, бывает больно и к этому нужно быть готовыми.

    А сейчас мы изобразим последнюю часть этого мифа. Из каждого отряда приглашаю мальчика и девочку. Без слов, только движением, покажите нам, как Орфей и Эвридика идут к выходу из царства мертвых и чем это заканчивается.

    (Двое детей медленно идут друг за другом. Мальчик – впереди, громко топая ногами, девочка – за ним, неслышными шагами. У выхода из «царства мертвых» мальчик оглядывается, а девочка отступает назад и плавно опускается на пол – «тает».)

   У древних греков было искусство, не очень похожее на египетское. Искусство греки очень любили. И был у них даже бог искусства – Аполлон, лучший музыкант, игравший на лире. На  всех скульптурах его изображают с лирой в руке. 

Итак, мы покидаем Древнюю Грецию и перебираемся в новую страну. Она называется Великая Римская империя, или ДРЕВНИЙ РИМ. (Летим на машине времени).

    Империя – это страна, которая стала большой, захватив чужие земли, подчинив их себе. Главный человек в империи – император. Подчинив себе разные страны, в том числе и Древнюю Грецию, римляне восприняли её мифы и её искусство. Они научились строить красивые храмы, прекрасные дворцы и даже свои дома они стали украшать. Римляне догадались, как устроить водопровод, научились делать арки и купола. Римские улицы и площади своей красотой и богатством напоминали музеи.

    В честь победы в войне стали ставить памятники – большие каменные ворота, называемые триумфальной аркой, украшенные скульптурой императора-победителя в колеснице, запряженной четверкой лошадей и непременно скульптурой крылатой богини победы. Её называли Ника. А римляне богиню победы называли Виктория. Отсюда и слово «викторина» - игра, в которой кто-то одержит победу. И имя Виктор переводится как «победитель».

 Вот и сейчас будет ВИКТОРИНА. Чтобы её начать, я должна подуть вот в эту вазу. (Дую в вазу. Поднимается облако дыма. (Звучит музыка, но в тот же миг в зал  входит Хоттабыч).
Хоттабыч: Апчхи! Апчхи! Приветствую вас, о прекраснейшие отроки!
Вед: Вы кто такой?
Хоттабыч: Знай же, о почтеннейшая из почтенных, что я не кто иной, как могучий и прославленный во всех четырех странах света джинн Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, т.е. Хоттабыч. Я был бы несказанно счастлив узнать твое имя, о достойнейшая из достойных!
Вед: Меня зовут Лолита.
Хоттабыч: А как имя отца твоего?
Вед: Его имя - Виктор.
Хоттабыч: Так знай же, превосходнейшая из отроков, звезда сердца моего, Лолита ибн Виктор, я буду выполнять все, что ты мне прикажешь, ибо ты спасла меня от заточения. Ох, как я долго в нем пребывал! А что вы здесь делаете?
Вед: Мы путешествуем по Эпохе Искусства, хотим узнать, откуда оно берет своё начало, и решили провести викторину.
Хоттабыч: По искусствоведению? Знайте же, о, изумительнейшие из изумительных, что вам неслыханно повезло, я так богат знаниями по этому предмету! Я буду вам незримо подсказывать ответы на все вопросы, и вы прославитесь среди всех знатоков мира.
Вед: О нет-нет! Благороднейший Хоттабыч, мы и сами справимся. Ребята очень внимательно слушали мой рассказ и все запоминали, поэтому сейчас без труда ответят на вопросы. А ты от долгого сидения в сосуде отдохни, послушай нас, пожалуйста.

Вопросы викторины:

В е д у щ и й. Я задаю вопрос, который начинается со слов «Верите ли вы, что…», а вы стараетесь определить, верно это или нет.

    …искусство на земле появилось вчера? (Нет)

    …первые художники в пещерах рисовали фломастерами? (Нет)

    …самый первый древний инструмент барабан? (Да)

    …самый первый танец был исполнен на дискотеке? (Нет)

    …на земле, по мнению древних людей, управляли всем боги? (Да)

    …разговор человека с богом называется стихотворение? (Нет)

    …подарок человека богу называется жертва? (Да)

    …помещение, в которое приходят для общения с богом – это клуб? (Нет)

    …правителей Древнего Египта называли Директор? (Нет)

    …правителей хоронили в пирамидах? (Да)

    … в пирамиды родные и слуги фараона приносили фрукты, сладости, цветы, украшения? (Да)

     …египтяне верили в жизнь после смерти? (Да)

     …скульптуры делают из слоновой кости? (Да)

     …жаркая страна, возникшая на берегах реки Нил называлась Россия? (Нет)

     …Древняя Греция находится в пустыне? (Нет)

     …главный из всех греческих богов – Зевс? (Да)

     …правил морями Аид? (Нет)

     …в руках у Посейдона был банан? (Нет)

     …Орфея пустил и в царство мертвых, потому что он очень красиво танцевал? (Нет)

     …в Древней Греции бога искусства звали Аполлон? (Да)

     …авторучка была изобретена еще в Древнем Египте? (Да.)
     …римляне носили штаны? (Нет, они носили туники и тоги.)

     …в Древнем Риме торжество называлось триумф? (Да)


Хоттабыч: Да, вы одержали триумф! Все знаете. А пока вы отвечали, о, славные отроки, я тоже захотел задать вам несколько вопросов. Первый вопрос: отгадать жанры в ИЗО.

Вед: А наши дети знают песню про жанры картин.

Исполняется «Песня о картинах» Г.Гладкова

Хоттабыч: Второй вопрос. Как зовут греческую богиню танцев?

Вед. Уважаемый Хоттабыч, сегодня я не успела рассказать детям все мифы, их очень много, поэтому они не все знают, что богиню танцев зовут Терпсихора. А кому из ребят интересно, они найдут мифы в книгах и обо всём узнают.

Хоттабыч: Ну, хорошо. А танцевать-то ваши дети умеют?

Вед. Да, конечно. Сейчас мы покажем танец, который называется «Карамель» и тебя приглашаем с нами в круг.

                                                          Игротанец «Карамель» на мелодию «Летки-енки». 
Раз! Два! Карамель возьму!
(Опущенные руки поочередно сгибаем в локтях с поворотом корпуса к руке.)
Раз! Два! Быстро разверну! («Моталочка» руками с поворотом корпуса влево и вправо.) 
Раз! Два! Карамели нет!
(Одновременно поднимаем плечи вверх.)
Придется за конфетой снова лезть в буфет.
(Поворачиваемся вокруг себя на месте, поднимая колени и покачивая корпусом влево-вправо.)

Хоттабыч: Ай, молодцы, звезды моего сердца! Тогда третий вопрос: назовите полностью мое имя. (Вот как пишет Лазарь Лагин: "Знай же, о благословеннейший из прекрасных, что я могучий и прославленный во всех странах света джинн Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, или, по-вашему, Гассан Абдуррахман Хоттабович.")


Хоттабыч: Молодцы! Изумительнейшие из изумительных, отроки мои. Как бы мне отметить ваши великие познания в искусстве? Ах да! Придумал! Я превращу вас всех в золотых рыбок! Нет? Тогда выделю каждому из вас по бороде! Опять не то? Придумал! Лучше я подарю вам сладости от джинна-волшебника. (Дарит сладости). 
Хоттабыч отвечает на звонок по сотовому телефону. Он вежливо прощается со всеми и уходит. 
Ведущ. Жаль, что Хаттабыч не смог с нами побыть дольше, потому, что он не услышит  песен о нотах и о музыке.

Исполняются песни «Три весельчака», Е.Попляновой и

«Музыка» Г.Струве (3 отряд)

охота на волка

разжигание огня

ловля рыбы

рассказать об увиденной грозе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие в страну Искусств

Краткое описание Автор урока Съедина Наталия Николаевнаучитель изобразительного искусстваОбразовательное учреждение.  МОУ НОШ №24.Республика/край, город/поселение. Ставропольский край,...

Новое время. Эпоха Возрождения.

Изменения, которые стали происходить с 15 века в Западной  Европе; значение открытий в различных областях жизни для человечества; творчество великих художников эпохи Возрождения; жих\зн...

Коллекция произведений декоративно-прикладного искусства в ГБОУ "Мордовский республиканский музей изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи" (заочное путешествие)

Только в музейной коллекции происходит настоящее осмысление, что наряду с живописью, графикой и скульптурой существует полноценный художественный мир декоративно-прикладного искусства. Данная му...

Проект "Путешествие в эпоху диназавров"

Используя свои знания, я хотел бы поделиться ими с другими ребятами и приглашаю их отправиться со мной в это необычное и увлекательное путешествие, в котором мы совершим с вами, мои друзья,  пять...

Классный час "Путешествие в мир искусства"

Классный час предназначен для начальных классов и приурочен к году культуры....

Изобразительное искусство. Музеи искусства. Беседа- путешествие

Цели деятельности учителя: Познакомить детей с музеями мира, их историей и назначением.Планируемые результатыПредметные: -развитать эстетический вкус, художественное мышление обучающихся.- поним...

Путешествие в эпоху Петра I

Конкурс - О ком или о чем идет речь?Черный ящикСуперблицПантомимаСоотнеси понятия и определенияКроссвордИсправь ошибки...