"Музыка в храме" (урок в 3 классе)
методическая разработка (музыка, 3 класс) по теме
В основе урока лежит развивающее обучение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_muzyki_v_3_klasse.docx | 21.51 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 3 классе
«Музыка в храме»
Цель: познакомить детей с церковной музыкой
Задачи: -образовательная: прикосновение к высоким темам духовной жизни людей;
-развивающая: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания;
-воспитательная: формирование уважения к традициям своего народа;
Музыкальный инструментарий: Чайковский «Утренняя молитва», «В церкви», Ф.Шуберт «Ave-Maria», И.Бах - Ш.Гуно «Ave-Maria».
Оборудование: изображения храмов, музыка, презентация.
Ход урока:
Этапы | Деятельность учителя | Примечания |
Организационный момент | -Здравствуйте, ребята! Рада всех вас видеть! -Все приготовились к уроку? Посмотрите внимательно, чтобы в течении нашего урока не отвлекаться на мелочи, а погрузиться в мир музыки. -Ну что раз все готовы, тогда начнем... | |
Вступительная беседа | -Ребята, я хочу начать наш урок со слов А. Вивальди «Музыка очищает душу человека» -Как вы понимаете эти слова? -Запишите в тетрадочку. -Тема нашего урока необычная — «Музыка в храме». -Как вы себе представляете храм? (Дети объясняют значение этого слова.) -Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства — монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней. | Первый слайд со словами Вивальди появляются изображения различных храмов |
Основной этап. | -А теперь поговорим о музыке в храме. -Есть музыкальные произведения, которые передают различные настроения, связанные с образами природы. Но есть и произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир. -Служба в храме — это прежде всего молитва. -Давайте прочитаем вместе следующую молитву: Молись, дитя, мужай с годами, И пусть на склоне долгих лет Такими ж светлыми очами Тебе глядеть на белый свет. (стихи И. Никитина) -Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского. -Самая первая пьеса в «Детском альбоме» — это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского. - Какая музыка по характеру, темпу? (Она светлая, плавная, спокойная,потому что ребенок молится.) | Молитва появляется на слайде на фоне храма (7) Появляется фотография Чайковского (8) Дети записывают композиторов и название пьес в тетради |
-Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя. -Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского — «В церкви» из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения? (Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.) - Действительно, если при звучании «Утреней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла ( a cappella), то есть пение без сопровождения. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса. -Скажите, ребята, а без чего мы не можем себе представит храм? (ответы детей) -А что такое икона? - Слово «икона» по-гречески - образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду — в храме, в доме, в дороге... | На слайдах появляются иконы, дети записываю в тетраде, как переводится это слово. (11) | |
Физкультминутка | - Что зажигают перед иконой, во время чтения молитвы? (свечу) - Сейчас мы возьмем дыхание, не поднимая плечи; представим, что перед нами свеча, будем дуть на ее пламя, но так, чтобы оно не погасло. Посмотрим, как долго оно будет у каждого отклоняться. (Упражнение повторяется 2 раза.) Теперь резким выдохом задуваем свечу (2раза). - Постарайтесь не забывать о дыхании во время пения. Старые мастера говорят: «Искусство пения — это прежде всего искусство вдоха и выдоха». | Благодаря этому упражнению дети не только отдыхают, но оно еще направлено и на выработку правильного дыхания во время пения. Цитата появляется на слайде, дети записывают в тетрадь (12) |
-А сейчас ребята мы с вами послушаем католическую молитву к Деве Марии -Кто-нибудь из вас догадался уже, что мы будем слушать? -Эта молитва называется Аве Мария, что в переводе обозначает Радуйся, Мария! -А как вы думаете, о чем эта молитва? (ответы детей) - Эту молитву называют также ангельским приветствием, или angel ico salutatio, так как её первая фраза представляет собой приветствие архангела Гавриила, сказанное им Марии в момент Благовещения. -Давайте прочитаем текст этой молитвы: Радуйся, Мария, благодати полная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего Иисус. Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь - Сначала мы послушаем эту молитвы в исполнении Ф.Шуберта -Какие чувства у вас вызвала данная молитва? -А теперь послушайте эту молитву в исполнении И.Баха - Ш.Гуно -Чем это исполнение отличается от предыдущего? (ответы детей) | Появляется слайд с названием. Дети записывают в тетраде Появляется картина «Благовещение» (13) Текст молитвы появляется на слайде (14) Фотография Шуберта (15) Фотография Ш.Гуно (16) и И.Баха | |
Заключительный этап | -Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что вся музыка, прозвучавшая на уроке, прежде всего песенная, светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора. - Итак, может ли нас изменить в лучшую сторону музыка в храме? (Да, мы должны быть добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных, учиться понимать хорошую музыку) | Возвращаемся к словам Вивальди |
Итог урока | -Итак, ребята, с чем мы сегодня с вами познакомились? -Какую музыку слушали? -Слова какого композитора сопровождали нас в течении всего урока? - Действительно, мы можем сказать, что музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью. -Вы были сегодня прекрасными и слушателями, молодцы! -Урок закончен. |
1.ФИО участника -Татинцян Марта Арсеновна
2.Домашний адрес - Краснодарский край, город Армавир, Ул. Комсомольская, 79
3.Телефон-89284300919
4.Образовательное учреждение - ЧОУ-СОШ «Новый путь»
5.Должность - учитель начальных классов
6.Наименование конкурса - «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов»
7.Номинация - урок музыки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок музыки и изо в 4 классе "Музыка и культура Японии"
Разработка интегрированного урока музыки и изо для 4 класса о музыке и культуре Японии....
Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».
Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....
Интегрированный урок музыки и риторики во 2 классе по теме «Интонация в музыке и разговорной речи»
Интегрированный урок раскрывает понятие"интонация"в музыке и разговорной речи, дети в групповой работе осознают и выясняют,что может быть различная интонация, выполняя различные задания....
Методическая разработка урока по предмету «Музыка» для учащихся 7-х классов "Сюжеты и образы духовной музыки на примере «Высокой мессы» И. С. Баха и «Литургии» С. В. Рахманинова"
Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.Обобщить знания о музыке И. С. Баха;продолжить развивать слушательский опыт семиклассников, с...
Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Мир животных».
Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Мир жи...
Православный храм. Урок по предмету "Основы православной культуры"
Разработка урока и презентация по теме ОПК "Православный храм". Задачи урока - познакомить учащихся с понятием "Храм - дом Божий", назначением, внешним видом и устройством пр...
Конспект урока по курсу ОРКСЭ «Православный храм». Урок в IV классе (дети с ОВЗ)
Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве....