"Музыка в храме" (урок в 3 классе)
методическая разработка (музыка, 3 класс) по теме

Селезнева Марта Арсеновна

В основе урока лежит развивающее обучение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzyki_v_3_klasse.docx21.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 3 классе

 «Музыка в храме»

Цель: познакомить детей с церковной музыкой

Задачи: -образовательная: прикосновение к высоким темам духовной жизни людей;

-развивающая: развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания;

-воспитательная: формирование уважения к традициям своего народа;

Музыкальный    инструментарий:    Чайковский    «Утренняя    молитва»,    «В церкви», Ф.Шуберт «Ave-Maria», И.Бах - Ш.Гуно «Ave-Maria».

Оборудование: изображения храмов, музыка, презентация.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Примечания

Организационный момент

-Здравствуйте,        ребята! Рада всех вас видеть!

-Все приготовились к уроку? Посмотрите   внимательно, чтобы   в   течении   нашего урока   не   отвлекаться   на мелочи, а погрузиться в мир музыки.

-Ну   что раз   все   готовы, тогда начнем...

Вступительная беседа

-Ребята, я хочу начать наш урок со  слов А.  Вивальди «Музыка     очищает     душу человека»

-Как   вы    понимаете    эти слова?

-Запишите в тетрадочку.

-Тема        нашего        урока необычная   —   «Музыка   в храме».

-Как вы себе представляете храм? (Дети объясняют значение этого слова.)

-Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства — монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней.

Первый   слайд   со   словами Вивальди

появляются       изображения различных храмов

Основной этап.

-А теперь поговорим о музыке в храме.

-Есть музыкальные произведения, которые передают различные настроения, связанные с образами природы. Но есть и произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.

-Служба в храме — это прежде всего молитва.

-Давайте прочитаем вместе следующую молитву:

Молись, дитя, мужай с

годами,

И пусть на склоне долгих

лет

Такими ж светлыми очами

Тебе глядеть на белый свет.

(стихи И. Никитина)

-Мы с ней познакомимся через музыку Чайковского. -Самая первая пьеса в «Детском альбоме» — это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского.

- Какая музыка по характеру, темпу? (Она светлая, плавная, спокойная,потому что ребенок молится.)

Молитва     появляется     на слайде на фоне храма (7)

Появляется       фотография Чайковского (8)

Дети                 записывают

композиторов    и   название пьес в тетради

-Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.

-Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского — «В церкви» из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения? (Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.)

- Действительно, если при звучании «Утреней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла ( a cappella), то есть пение без сопровождения. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса.

-Скажите, ребята, а без чего мы не можем себе представит храм? (ответы детей)

-А что такое икона?

- Слово «икона» по-гречески

- образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду — в храме, в доме, в дороге...

На слайдах появляются иконы, дети записываю в тетраде, как переводится это слово. (11)

Физкультминутка

- Что зажигают перед иконой, во время чтения молитвы? (свечу)

- Сейчас мы возьмем дыхание, не поднимая плечи; представим, что перед нами свеча, будем дуть на ее пламя, но так, чтобы оно не погасло. Посмотрим, как долго оно будет у каждого отклоняться. (Упражнение повторяется 2 раза.)

Теперь резким выдохом задуваем свечу (2раза).

- Постарайтесь не забывать о дыхании во время пения. Старые мастера говорят: «Искусство пения — это прежде всего искусство вдоха и выдоха».

Благодаря этому упражнению дети не только отдыхают, но оно еще направлено и на выработку правильного дыхания во время пения.

Цитата появляется на слайде, дети записывают в тетрадь (12)

-А сейчас ребята мы с вами послушаем католическую молитву к Деве Марии

-Кто-нибудь из вас догадался уже, что мы будем слушать?

-Эта молитва называется Аве Мария, что в переводе обозначает Радуйся, Мария!

-А как вы думаете, о чем эта молитва? (ответы детей)

- Эту молитву называют также ангельским приветствием, или angel ico salutatio, так как её первая фраза представляет собой приветствие архангела Гавриила, сказанное им Марии в момент Благовещения.

-Давайте прочитаем текст этой молитвы:

Радуйся, Мария, благодати полная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего Иисус. Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных,

ныне и в час смерти нашей. Аминь

- Сначала мы послушаем эту молитвы в исполнении Ф.Шуберта

-Какие чувства у вас вызвала данная молитва?

-А теперь послушайте эту молитву в исполнении И.Баха - Ш.Гуно

-Чем это исполнение отличается от предыдущего? (ответы детей)

Появляется слайд с названием. Дети записывают в тетраде

Появляется картина «Благовещение» (13)

Текст молитвы появляется на слайде (14)

Фотография Шуберта (15)

Фотография Ш.Гуно (16) и

И.Баха      

Заключительный этап

-Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что вся музыка, прозвучавшая на уроке, прежде всего песенная, светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора.

- Итак, может ли нас изменить в лучшую сторону музыка в храме? (Да, мы должны быть добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных, учиться понимать хорошую музыку)

Возвращаемся к

словам

Вивальди

Итог урока

-Итак, ребята, с чем мы сегодня с вами познакомились?

-Какую музыку слушали?

-Слова какого композитора сопровождали нас в течении всего урока?

- Действительно, мы можем сказать, что музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души, человек живет с верой, надеждой и любовью.

-Вы были сегодня прекрасными и слушателями, молодцы!

-Урок закончен.

1.ФИО участника  -Татинцян Марта Арсеновна

2.Домашний адрес - Краснодарский край, город Армавир, Ул. Комсомольская, 79

3.Телефон-89284300919

4.Образовательное учреждение - ЧОУ-СОШ «Новый путь»

5.Должность - учитель начальных классов

6.Наименование конкурса -  «Современные образовательные технологии в творчестве учителя начальных классов»

7.Номинация - урок музыки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок музыки и изо в 4 классе "Музыка и культура Японии"

Разработка интегрированного урока музыки и изо для 4 класса  о музыке и культуре Японии....

Технологическая карта урока музыки по ФГОС во 2 классе; тема урока: «Три кита в музыке. Песня, танец, марш».

Предлагается технологическая карта урока музыки во 2 классе по теме: "Три кита в музыке. Песня, танец, марш"....

Интегрированный урок музыки и риторики во 2 классе по теме «Интонация в музыке и разговорной речи»

Интегрированный урок раскрывает понятие"интонация"в музыке и разговорной речи,  дети в групповой работе осознают и выясняют,что может быть различная интонация, выполняя различные задания....

Методическая разработка урока по предмету «Музыка» для учащихся 7-х классов "Сюжеты и образы духовной музыки на примере «Высокой мессы» И. С. Баха и «Литургии» С. В. Рахманинова"

Подвести учащихся к мысли о духовном  совершенствовании через духовные музыкальные образы.Обобщить  знания о музыке И. С. Баха;продолжить развивать слушательский  опыт семиклассников, с...

Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Мир животных».

Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Мир жи...

Православный храм. Урок по предмету "Основы православной культуры"

Разработка урока и презентация  по теме ОПК "Православный храм". Задачи урока - познакомить учащихся с понятием "Храм - дом Божий", назначением, внешним видом и устройством пр...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ «Православный храм». Урок в IV классе (дети с ОВЗ)

Цель: дать представление о назначении православного храма и его устройстве....