Главные вкладки

    Обобщающий урок в 3 кл, 3 четверть"Развитие музыки"
    план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

    Жукова Наталья Геннадьевна

    урок по системе Кабалевского

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon uroki_po_muzyke.doc38 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕМА: «КУДА ВЕДЁТ НАС ТАНЕЦ?»

    ЦЕЛИ: образовательные: формирование умений следить за развитием музыкального            образа; усвоение музыкальных терминов( « балет», «классический танец», «характерный танец», «солист», « кордебалет» ), повторение жанров музыки, знакомство с известными балетами П.И. Чайковского « Лебединое озеро», « Щелкунчик»( дополнительно: балет «Спящая красавица», балет С.Прокофьева « Золушка»)

                  развивающие: развитие чувства ритма; творческих способностей учащихся в процессе проведения музыкально-дидактических игр, развитие воображения при создании художественного образа в музыкальном произведении;

                  воспитательные: привитие интереса к классической музыке; воспитание любви к  музыке русских композиторов, передающей красоту человеческих чувств, раскрывающей внутренний мир человека.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

     

    1.Грамзаписи: 1) П.И. Чайковский « Танец маленьких лебедей», «Неаполитанский танец» из балета « Лебединое озеро», «Вальс цветов» из балета « Щелкунчик», балет «  Спящая красавица» ; 2) С.Прокофьев балет « Золушка»;

    2. Книги :  нем. нар. сказка: « Лебединое озеро» ,Э. Гофман « Щелкунчик и мышиный король», Ш. Перро « Золушка», « Спящая красавица»;

    3. Рисунки с изображением  фрагмента балета « Лебединое озеро»

    4.Карточки с терминами;

    5.Музыкально-дидактические игры: «Рисуем музыку», « Строение музыкального произведения».

                                       Ход урока

    1. Организационный момент.

    Дети слушают « Танец маленьких лебедей». После прослушивания , учитель предлагает игру « Рисуем музыку».

    2.Основная часть.

          1. Игра « Рисуем музыку»

    - Покажите карточку с цветом, которым бы вы нарисовали картину к этой музыке.

    ( дети показывают)

    Учитель анализирует: теплые цвета- радость, бодрость, торжество,красота,…

    холодные цвета- грусть, тревога, негодование, горе,…

            2. Определение жанра произведения.

    - К какому жанру можно отнести эту музыку? (песне, танцу, маршу?)

    - Как вы определили?( лёгкость , игривость, грациозность и т.д.)

    - А кто может танцевать под эту музыку? ( ответы детей)

    - Это танец лебедей. Как вы думаете, в реальной жизни лебеди могут танцевать? (нет)

    - А где это происходит? ( в сказке)

    - Может кто-то знает эту сказку? ( ответы  детей)

             3. Знакомство с немецкой народной сказкой «Лебединое озеро» ( краткое)

    Учитель зачитывает фрагменты так, чтобы учащиеся поняли сюжет сказки, или пересказывает с показом картинок, для лучшего понимания.

             4. Словарная работа.

    - По мотивам этой немецкой сказки русский композитор Пётр Ильич Чайковский написал балет « Лебединое озеро».

    - Кто знает, что означает слово «балет»? ( предположительные ответы детей)

    - Балет – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица танцуют под сопровождение симфонического оркестра ( показ рис. 1.) Балет состоит из отдельных танцев. Их называют классическими и характерными . Танцы исполняют солисты и кордебалет. Кордебалет –это группа танцоров, сопровождающих действие.

    Примером классического , красивого ,грациозного танца  является « Танец маленьких лебедей», которым мы открывали наш урок.

             5. Игра на музыкальных инструментах.

    Звучит отрывок « Танца маленьких лебедей», дети исполняют в ансамбле с учителем по партитуре:



              6. Прослушивание  « Неаполитанского танца».

    -В балете встречаются танцы, в которых движения близки к народным танцам. Их называют характерными. Примером характерного танца является « Неаполитанский танец» из балета П.И. Чайковского « Лебединое озеро». Его исполняет кордебалет.

    - Вспомните, что такое кордебалет? (группа танцоров)

            ( показ рис. 2.)

    Звучит « Неаполитанский танец»

               7. Работа над музыкальным произведением.

       1)     - Определите характер музыки. Выбери нужные слова:

                     (  на доске:    игриво                     размашисто

                                            ярко                          празднично

                                            широко                     блестяще   )

    1. - Сколько частей в танце?

        ( 1 уч-ся на доске  из геометрических фигур выкладывает части при повторном слушании, а можно задания 1и2 дать перед первоначальным звучанием произведения)

                 8. Знакомство с балетом « Щелкунчик»

         1) Показ иллюстрации из сказки Э. Гофмана.

       - Кто назовет сказку, фрагмент которой изображен на рисунке? (ответы детей)

    ( если не ответили , отвечает учитель)

          2) – Оказывается, П.И. Чайковский написал музыку и к балету по сказке  Эрнеста Гофмана « Щелкунчик и мышиный король». (показ книги )

          3) – Вспомните главных героев сказки.( Мари, Щелкунчик, он же заколдованный принц, мышиный король и его армия)

          4) –Послушайте « Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» и  «нарисуйте музыку».

           5) Игра « Рисуем музыку».

                   9. Анализ музыкального произведения.

    - Кто исполняет « Вальс цветов»- солисты или кордебалет? Объясните свой ответ.

    - Какой у тебя любимый цветок? Если бы ты был композитором, какой по характеру был бы твой танец?  ( быстрый, задорный, яркий, игривый, плавный, грациозный…)

    3.Заключительная часть.

    - Сказки « Лебединое озеро», «Щелкунчик и мышиный король»- это сказки для детей, а музыка , написанная к балетам по мотивам этих сказок- для взрослых.

    Но некоторые произведения из этих балетов мы слушали, нам они понятны.

    И , наверное, они вам понравились.

    -Какие произведения мы прослушали? Кто запомнил? (ответы детей)

    - Какие по характеру были произведения?(лёгкие , игривые, плавные, мелодичные и т.д.)

    - К какому музыкальному жанру они относятся?( танцу)

    - Куда привел нас танец? ( на балет)

    4. Итог урока.

    - Что такое балет? ( дети должны рассказать, как они понимают это слово, без заучивания термина)

    - Какие виды танцев есть в балете?( классические и характерные)

    - Кто в балете исполняет танцы? (солисты и кордебалет).

    5. Домашнее задание

    - Нарисуйте иллюстрацию к любому произведению из балетов П.И.Чайковского, которые мы прослушали на уроке.

    6. Дополнительная часть.

     Учитель рассказывает ещё об известных балетах П.И.Чайковского « Спящая красавица» и С. Прокофьева « Золушка» ( если позволяет время).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок по информатике. ! четверть. 2 класс

    А.В. Горячев "Информатика в играх и задачах"...

    Обобщающий урок 4 класс (3 четверть) по программе Б.М. Неменского

    Учащиеся в игровой форме закрепляют полученные в четверти знания по теме "Каждый народ - художник"....

    Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

    Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

    Презентация к обобщающему уроку 3 четверти в 3 классе

    Интерактивная игра для повторения пройденного...

    Обобщающий урок английского языка во 2 классе (3 четверть)

    План-конспект урока с презентацией по учебнику М. З. Биболетовой "Enjoy English"...

    Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

    Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...