Занимательная музыка
методическая разработка по музыке (3 класс) на тему

 

Мир Музыки - волшебный и сложный мир, он полон тайн, загадок и удивительных открытий. Но каждую тайну можно разгадать, если учиться постигать язык искусства - осваивать музыкальную грамоту, развивать внимание, память, художественный вкус.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanimatelnaya_muzyka.doc816 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: «Занимательная музыка».

Цель: организовать совместную музыкально-творческую деятельность учащихся начальных классов.

Задачи:

  1. Создать игровую ситуацию для применения музыки как средства коммуникации детей.
  2. Развивать творческие и музыкальные способности при исполнении песен и разгадывании  мелодий, мышление при разгадывании загадок и ребусов, внимание при игре "Хлопки".
  3. Воспитывать культуру работы в группе, интерес к музыкальному искусству.

Оборудование: магнитофон, музыкальные записи + минусовки, ребусы, музыкальные домики, две магнитные доски + набор букв, магниты, ноты, шкатулка.

Ход мероприятия.

  1. Организация внимания.
  2. Основная часть.

 Беседа о возникновении ударных музыкальных инструментов.

Музыкальные инструменты. Без них невозможно композиторское творчество. Без них невозможно музыкальное исполнительство (исключение - вокальное искусство, но и оно тесно связано). Иными словами, без музыкальных инструментов музыки практически не существует.

На сегодняшний день существует огромное количество всевозможных инструментов, о которых мы с вами говорили, и будем говорить в дальнейшем.

О чем может сказать простой камень?

Люди уже очень давно умели танцевать. Танцы первобытных людей, конечно, отличались от вальсов, полек, мазурок. Это были танцы-заклинания, танцы-рассказы, изображающие окоту, торжество победы над врагом или какие-нибудь занятия, домашние дела. Танцы были длинными - ведь порой приходилось рассказывать подробно об окоте или погоне, которая длилась много дней. Древние зрители были одновременно и участниками таких танцев: они изображали оркестр, сопровождая танцы ритмичными хлопками. Попробуй-ка поаккомпанировать, таким образом, танцу, который длится несколько часов, от этих хлопков ладони вспухнут. Нашли выход: взяли два плоских камешка и стали постукивали» друг о друга. Чем не оркестр? Потам попробовали «поаккомпанировать» на растянутой дня сушки коже - совсем хорошо получилось. Отсюда уже  недалеко и до барабана.

Камень - это первый ударный инструмент.

Но какими бы разными не были все существующие инструменты, их можно условно разделить по способу звукоизвлечения на три группы:

  1. Струнные инструменты (источник звука - натянутая струна).
  1. Духовые инструменты (звук извлекается благодаря вдуванию воздуха в  инструмент).
  1. Ударные инструменты (звук извлекается с помощью удара по инструменту). С наиболее яркими представителями этих групп мы с вами будем знакомиться на протяжении всего года. Возможно, какой-нибудь из них станет вашим любимым инструментом.

Разгадывание загадок. 

Загадки.

 Кто в оркестре вам поможет?

Сложный ритм стучать он сможет,

Ритм любой, из разных стран.

Кто же это? (Барабан)

 Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.

Скользит мелодия так гибко,

Затихло всё. Играет: (Скрипка)

Звучит сигнал, на бой зовёт, 

 Вставай, солдат, она поёт! (Труба)

  1. Струн дано мне очень мало, 

Но пока что мне хватало!

Струны ты мои задень

И услышишь: длень, длень, длень!

Ну-ка! Кто я, отгадай-ка!

Озорная (Балалайка)

Разгадывание ребусов.

Ребусы.

         Ответ: скрипка.

         Ответ: гитара.

             Ответ: рояль.

 Музыкальная викторина

Я ваша подруга,

Я ваша попутчица,

В пути без меня

Ничего не получиться.

Со мною, друзья,

Всегда интересно,

Узнали, кто я?

Ну, конечно же: (песня)

Итак, нужно определить, какая песня звучит, по одному-двум словам из ее текста. Но прежде эти слова надо узнать. А для этого придется ответить на вопросы-загадки музыкальной викторины. Первые слова:

  1. Они растут в южных странах на деревьях.
  2. Ими любят лакомиться обезьяны.
  3. Это любимая еда жителей острова Чунга - Чанга. (Кокосы и бананы.)

Второе слово:

1. Он круглый и упругий, как маленький мячик.

2. Из него можно сделать вкусный сок.

3. Его цвет - это цвет солнца. (Апельсин.)

Вопрос: в какой популярной эстрадной песне поется о бананах, кокосах и апельсинах? Конечно, это

«Апельсиновая песня» в исполнении группы «Блестящие». Слушаем музыку, поём и танцуем!

«Апельсиновая песня»

Игра «хлопки»

          Попугай - руки назад.

          Обезьяны - прыгают, двигают руками.

                                        Крокодил - присесть.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 1.

Первое слово:

  1. Это моллюск.
  2. Люди считают, что они передвигаются очень медленно.
  3. У них есть домик, закрученный в спираль. (Улитка.)

Второе слово:

  1. Они живут в жарких странах.
  2. Люди говорят, что их можно сделать из муки.
  3. Одного из них облаяла собака по кличке Моська. (Слон.)

Отгадка: улитка + слон = песня «Улыбка» (муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 2.

Первое слово:

  1. Они бывают на небе, но не каждый день.
  2. Ночью их не увидишь.
  3. Они очень похожи на белую вату. (Облака.)

Второе слово:

  1. У маленьких детей она бывает деревянной.
  2. Она была верным другом каждого былинного богатыря.
  3. А. Барто в одном из своих стихотворений признается ей в любви. (Лошадка.)

Отгадка: облака + лошадки = пёсня «Облака» из мультфильма «Трям! Здравствуйте!» (муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова).

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 3.

Первое слово:

  1. У него уши на коленках
  2. Он умеет прыгать.
  3. На картинке в книжке он часто бывает нарисован играющим на скрипке. (Кузнечик.) Второе слово:
  1. Она мягкая и зеленая.
  2. Она бывает в городе и в деревне, в лесу, в поле, на огороде.
  3. Её любит, есть корова. (Трава.)

Отгадка: трава + кузнечик = песня «В траве сидел кузнечик» (муз. В. Шаинского, сл. Н. Носова).

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 4.

Первое слово:

  1. Он похож на стрекозу.
  2. Но сделан он из металла.
  3. И у него, как у Карлсона, есть пропеллер. (Вертолет.)

Второе слово:

  1. Это холодное и сладкое.
  2. Его нельзя есть, когда болит горло.
  3. Держать его нужно за палочку. (Эскимо.)

Отгадка: вертолет + эскимо = песня «Пусть бегут неуклюже» (муз. В. Шаинского,сл. А. Тимофеевского).

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 5.

Первое слово:

Когда он маленький, то желтенький и пушистый.

  1. Он любит плавать и нырять в воде.
  2. Сказочник Андерсен написал о нем грустную сказку со счастливым концом.

Второе слово:

Ещё раз произнесём уже отгаданное слово!

Отгадка: утёнок + утёнок = композиция «Танец маленьких утят» (муз. народная,

сл. Ю. Энтина).

Песня «Танец маленьких утят». (Дети исполняют танец).

Резерв времени.

 Музыкальные вопросы.

  1. Всего две ноты и предлог построить я на даче смог. (До-ми-к)
  2. Назовите пресмыкающееся, птицу и зерновую культуру, в названиях, которых есть нота "РЕ". (Черепаха, тетерев, гречиха)
  3. Птицу, в названии которой есть нота "МИ". (Фламинго)
  4. Растение, в названии которого есть нота "СОЛЬ" и еще одна нота? (Фасоль)
  5. Птицу, плодовое растение и растение-сорняк, в названии которых есть нота "СИ". (Синица, персик, василек)
  6. Порода домашних собаки растение. (Бульдог, подорожник)

МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАГАДКА 6.

Веселая викторина про музыку и животных.

1. Какой музыкальный инструмент напоминает гигантское крыло бабочки?

(Арфа.)

2. Волосы какого животного используют для изготовления скрипичного смычка?

(Коня.)

3. Какое произведение Сергея Прокофьева в Америке посчитали пропагандой экологического насилия и отказались исполнять?

(Симфоническая сказка «Петя и волк».)

4. Какой духовой музыкальный инструмент носят на голове многие животные?  

(Рог.)

5. Каких птиц Алексей Фатьянов призывал не тревожить солдат во время сна?

(Соловьёв.)

6. Кто не ловится и какой орех не растёт на острове Невезения?

(«Крокодил не ловится, не растёт кокос».)

7. Если крокодил-дил-дил плывёт, то этот зверь идёт. Кто он?

(Носорог-рог-рог.)

8. Назовите дерево, родившееся в лесу?  

(Ёлочка.)

9. Какой овощ звали копать в песне Антошку?  

(Картошку.)

10. Докажите, что большинство овощных растений из всех нот предпочитают ноту ре

(Репа, редька, редис, перец, огурец, хрен, сельдерей, ревень, порей.)

III.Итог занятия.

Мир Музыки - волшебный и сложный мир, он полон тайн, загадок и удивительных открытий. Но каждую тайну можно разгадать, если учиться постигать язык искусства - осваивать музыкальную грамоту, развивать внимание, память, художественный вкус.

Если вам было интересно на занятии, и вы хотите в дальнейшем постигать тайны музыки, возьмите нотки и опустите их в волшебную шкатулку.

Успехов вам, начинающие музыканты!

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Гармаш И. И. Игры и развлечения. Киев, 1996.
  2. Зайцева О.В.На досуге. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития,2007.
  3. Кулагина Г. А. Сто игр по музыке. Пособие для учителя. М.: Просветцение,2003.
  4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Пособие для родителей и педагогов .Ярославль: Академия развития,1997.
  5. Соколов А. В. Посмотри, подумай и ответь. Проверка знаний по музыке. М.: Просвещение, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Технологическая карта урока "Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И.Глинки" 4 класс, программа " Музыка" Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, автор НаташенковаС.Ю., учитель музыки

Технологическая карта урока  "На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и  М.И Глинки" по программе "Музыка " Г.П.Сергеева, е.Д. Критская, Т.С..Шмагина4...

Урок музыки в 6 классе по теме четверти «Сила музыки» Тема урока: «Музыка и война»

Художественно-педагогическая идея урока. Музыка военных лет - как неотъемлемая часть патриотического гражданского воспитания учащихся.   «Какой дьявол может победить народ, способн...

Конспект урока музыки по ФГОС 1 класс по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой Раздел: «Музыка и ты» Тема: «Музыка в цирке»

Цель: познакомить детей, с музыкой, звучащей в цирке, с ее огромным значением в цирковом представлении, познакомить с композитором Исааком Дунаевским, с артистами цирка. Задачи:Предметные:научатс...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Технологическая карта урока музыки "Изобразительность в музыке Эдварда Грига" (2 класс, УМК: Музыка 1 - 4 кл. В.О.Усачева, Л.В.Школяр)

Технологическая карта  включает в себя:цель и задачи данного урока как для педагога, так и для учащихся, предполагаемые результаты (личностные, метапредметные и предметные),образовательные т...

Занимательная музыка

Примеры музыкальных произведений....