Игры на уроках музыки
методическая разработка по музыке по теме

Тихонова Нина Валентиновна

 

Музыкальные игры на уроках музыки

Для учителей искусства особенно значимой является задача разностороннего развития детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.

Урок музыки по своей сути - урок комплексный, который включает в себя:

·                          слушание;

·                          разучивание;

·                          исполнение;

·                          осмысливание;

·                          оспаривание.

Сорок минут в неделю заставляют учителя определить, что главное на уроке и чем во имя этого главного можно пожертвовать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыкальные игры23.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Н.В.Тихонова, учитель музыки МБОУ «Балабаш-Баишевская СОШ»  Батыревский р-н  ЧР

 

Музыкальные игры на уроках музыки

Для учителей искусства особенно значимой является задача разностороннего развития детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.

Урок музыки по своей сути - урок комплексный, который включает в себя:

  1. слушание;
  2. разучивание;
  3. исполнение;
  4. осмысливание;
  5. оспаривание.

Сорок минут в неделю заставляют учителя определить, что главное на уроке и чем во имя этого главного можно пожертвовать.

Для меня главным на уроках музыки является такое музыкальное произведение, которое не даст о себе забыть. Такие песни, при исполнении которых дети получат удовольствие. Такая информация о композиторах, которая способна заинтересовать ребят, такие игровые формы, которые вызывают желание фантазировать.

Всем известно, какое значение в становлении человека имеет игра, игровое начало. Ещё более известным фактом является повальное увлечение игрушкой и игрой, свойственной современному обществу. Играют все и во все. От "тамагочи" до компьютерных игр, моделирующих войны, страны, другие миры и т.п. Наш долг, как педагогов, научить детей не только играть, но и организовать эти игры, самостоятельно вырабатывать правила, содержание и т.д. Формы здесь могут быть самые разные: от знакомства с уже имеющимися играми и тренингами - до коллективного сочинения игры под руководством учителя.

Известно, что все творческие способности закладываются в раннем возрасте и цель педагога: воспитать музыкально-творческого ребенка.

Для достижения этой цели я определила для себя задачи:

  1. Стимулировать творческую активность школьников.
  2. Побуждать к стремлению овладевать необходимым минимумом вокально-хоровых навыков.
  3. Развивать музыкально-образное и ассоциативное мышление.

Использование в своей работе нетрадиционных технологий я считаю приоритетным направлением. Поэтому свою педагогическую деятельность я продолжаю со знакомством с новыми программами и технологиями.

Основой моей работы стала программа по музыке Д.Б. Кабалевского, которая рассчитана на творческое взаимодействие педагога с детьми и включает в себя все виды музыкальной деятельности. В то же время игра - есть очень близкая и привычная для ребенка деятельность, в которой малыш чувствует себя комфортно и раскованно. И это дает огромное преимущество педагогам. По утверждению А.С. Макаренко игру необходимо включать в педагогический процесс, игра является одним из путей развития личности ребенка.

Игра как форма организационной деятельности учащихся.

Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества.

В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы жизни.

Что же такое игра? По определению Российской педагогической энциклопедии, игра - "это один из видов деятельности человека".1 Данное определение бесспорно и общепринято. Однако в педагогике и методиках имеет место разное толкование игры как метода обучения (Н.Ф. Виноградова) или как формы обучения (Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина). Мы придерживаемся последнего мнения. В самом деле, источником знания является не сама по себе игра, а та деятельность ребенка, которая характеризует игру. Например, дети играют в школу. Они в игре моделируют то, что наблюдали, переживали в настоящей школьной жизни. Здесь методом и является моделирование, которое применено в форме игры.

Вспомни песню. Музыкант исполняет отрывки из разных песен. Слушателям нужно записать названия тех, которые они узнали и вспомнили. Побеждает тот, у кого окажется наибольшее количество правильных записей.

Узнай песню. Выбирают водящих (одного или нескольких), они уходят за дверь. Все оставшиеся участники делятся на 4 группы. Из выбранного куплета песни каждая группа получает по одной строчке. Когда водящие (или водящий) входят, все группы поют одновременно свои строчки. Задание узнать, какая песня исполняется.

Поймай ноту. Ребята становятся парами и начинают танцевать. Вдруг музыка перерывается, но танец нужно продолжать (это заранее объясняет ведущий). Выигрывает пара, которая точно попадает в такт музыки, когда мелодия вновь зазвучит.

То же самое можно попробовать и с хором. Несколько человек начинают в слух петь песню. Затем по сигналу каждый продолжает петь ее про себя, а потом и далее по команде все опять начинают петь в слух. Иногда получается смешной разной композицией.

Встреча с оркестром. Мы знаем, ребята, что вас знакомили с музыкальными инструментами, встречались вы и с учениками, занимающимися в музыкальной школе.

Загадки.

В оркестре узнают нас по раскату меди,
Никак не обойтись без нас и на обеде. (Тарелки)

Успех мне в группе медных обеспечен,
Нужна я в тех домах, где топят печи. (Труба)

Слог первый-представитель тех времен,
Кем был британский остров заселен,
А слог второй - одно из междометий,
В картине задним планом служит третий. (Саксофон)

Вхожу в состав смычковых постоянно,
Я голос, но не тенор, не сопрано. (Альт)

Назовите музыкальный инструмент, который является основой белорусского народного оркестра. (Цимбалы)

Кольцовка песен. Играющие образуют несколько групп. Игра состоит в том, что команда по очереди исполняют один куплет песни на выбранную тему. Например: о насекомых, о временах года, солдатские песни, песни о море и т.д. Интервал между исполнением песен командами - 3 секунды, надо строго придерживаться этого правила. За нарушение - штрафное очко. Победитель - Та команда, которая споет последнюю песню.

Угадай мелодию. Звучат музыкальные заставки к различным телепередачам "Поле чудес", "Спокойной ночи, малыши", "В мире животных", "Зов джунглей", "Заветный час", "Прогноз погоды" и др.

Задача участников - угадать, что за передача.

Споемте вместе Условия конкурса: первая команда поет куплет любой песни, вторая должна вспомнить и спеть куплет другой песни, но в которой обязательно должно быть хотя бы одно слово из предыдущей песни. Первая команда припоминает и поет куплет из песни, который содержит хотя бы одно слово из предыдущей и т.д.

Например:

То березка, то рябина,
Куст ракиты над рекой,
Край родной, навек любимый.
Где найдешь еще такой.
Вы шумите, шумите надо мною березы
Во поле береза стояла, во поле кудрявая стояла.

Музыкальный чайнворд. Необходимо вписать в круг слова из трех букв:

1.Напиток из жидкости, отжимаемый из ягод, фруктов, овощей.(Сок)

2.Который шест, заостренный с одного конца. (Кол)

3. Способ добычи. (Лов)

4. В хвостик ноты необходимо дописать название палки, используемой для игры в бильярд. (Кий)

Прочитайте фамилию композитора, автора Государственного гимна Белорусской ССР.

Ответы: 1.Сок. 2.Кол.3.Лов. 4. кий

(Соколовский).

Вопросы - ответы. Условия конкурса: одна команда должна за одну минуту вспомнить и понять отрывок, из песни содержащий из вопроса.

Например:

"Ну что сказать
Ну что сказать
Устроены так люди,
Желают знать.
Желают знать:
Желают знать, что будет?"

Вторая команда за одну минуту должна вспомнить и пропеть ответ на заданный вопрос. В данном случае ответ может выглядеть так:

"То ли еще будет, то ли еще будет
                                                     Ой-ой-ой"

Эти игры развивают познавательную способность, наблюдательность, сообразительность, любознательность.

Перевертыши. Ведущий называет телевизионные передачи. Песни и др. с перевернутым смыслом.

Например:

1. "Лунные сутки". Команда отвечает "Заветный час"

2. "Доброе утро, старушки". (Спокойной ночи, малыши)

3. "Вечерняя бандероль". (Утренняя почта)

4. "Привет! Один на улице". (Пока все дома)

5. Песня "Грусть". (Улыбка)

6. Песня "Порознь скучно ехать". (Вместе весело шагать)

 7. Строчки из песни: "Не надо ползать красиво водителю в снегу". (Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам)

Великие люди. Приглашаются по одному человеку из команды, перед которыми кладутся таблички с указанием фамилий известных композиторов.

Звучат мелодии знакомых песен, а игроки должны поднять табличку с фамилией композитора.

Танец на "Островке". В этой игре могут принимать участие 8-7 пар. Для ее проведения необходимо приготовить 8-10 старых газет. Каждой паре дается газета, и руководитель знакомит играющих с правилами игры. Под музыку все пары начинают танцевать, соблюдая одно условие - не сходить со своей газеты. Если один из партнеров нарушил это условие, то пара выбивает из игры. Музыка играет 1-2 минуты, после чего газета складывается пополам, и танец продолжается. Газета складывается до тех пор, пока не останется одна пара, сумевшая удержатся на маленьком газетном островке. Руководитель должен следить, чтобы ребята танцевали, а не стояли, и фиксировать сошедших с газеты.

Музыкальный платочек

Помощники в игре - обыкновенный платочек и метала. Начинает звучать музыка, и платочек быстро передают по кругу. Потом ведущий говорит: "Стоп!", музыка перерывается, и тот, у кого платочек, выбывает из игры. Снова звучит музыка, снова платочек летит по кругу. Кто остался, то и победитель. А в руках у ведущего появляется метла. Всех стоящих в кругу он просит по номерам. Музыкант играет польку или вальс. Держась за руки, все танцуют. Но ведущий называет номер и бросит метлу из рук. Если игрок под этим номером не успел подхватить метлу, он выбывает из игры. Успел - становится ведущим.

Узнай песню по нескольким звукам.

Для этого нужен проигрыватель и набор пластинок с популярными песнями. Ведущий ставит первую попавшуюся пластину, осторожно опускает иглу и через 2-3 секунды поднимает ее. Ребята должны назвать песню. Если они не уловили, игла опускается еще раз на несколько секунд. Можно это провести как соревнование команд. Победитель определяется по наибольшему количеству очков за правильное узнавание песен.

"Творить - жить дважды". А. Камю

На творческий поиск меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе.

Творческое начало, способности ребенка создавать свое, новое, оригинальное - формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из "внешнего предмета" творчества переходит во внутреннее состояние и становится содержательным выявлением детского "Я".

Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах, пластическом и речевом интонировании и т.д.) ребенок "выплескивал" свое состояние, субъективно "проживал" свое настроение в музыке, а не выполнял техническое задание учителя. Мудрость творчества заключается в том, что не надо "торопить" чувства мыслью, надо довериться бессознательной области души ребенка.

Постепенно накапливая свои впечатления, он внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

Итак, музыкальное воспитание - одно из средств формирования личности. На уроках музыки важно не просто дать детям знания. Сформировать умения и навыки, а пробудить интерес к познанию, постигать вместе с ребенком мир прекрасного, вместе с ним удивляясь и восхищаясь, совершая открытия.

В игре проявляется детская активность и эмоциональность, в игре достигается интеллектуальная раскованность и общий положительный фон занятий.

" Есть еще один важный метод - игра, - писал А.С.Макаренко: - В детском возрасте игра - это норма, и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре, и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь - это игра". В.А.Сухомлинский: "В игре: раскрываются творческие способности личности: Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности..."

"Без педагогической игры на уроке, - подчеркивал Ш.А.Амонашвили, - невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока".

Игра расширяет интерес.

Игра развивает самостоятельность и мышление.

Игра - вид деятельности, занимаясь которой дети учатся.

Игра - это средство для расширения, углубления и закрепления знаний.

Игра развивает познавательную способность, наблюдательность, сообразительность, любознательность.

Игра повышает работоспособность детей, активизирует, направляет их на работу.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Волшебный граммофон. Ред. - сост. Л.И.Жук - МН.: Изд. ООО "Красико - Принт", 2002. - 128 с. - (Праздник в школе).
  2. Д. Кабалевский "Программа по музыке для общеобразовательной школы" 1-7 классов, М.: "Просвещение", 1999 г.
  3. Д. Кабалевский "Воспитание ума и сердца", М.: "Просвещение", 1981 г.
  4. Д. Кабалевский "Как рассказывать детям о музыке", М.: "Просвещение", 1989 г.
  5. Начинающим актерам. Ред. - сост. Л.И.Жук - МН.: Изд. ООО "Красико - Принт", 2002. - 128 с. - (Праздник в школе).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на уроках музыки

«Вся жизнь игра…».Значение игры в жизни детей огромно. Авторы, которые занимаются проблемами игровой деятельности, пишут, что ребёнку надо не только дать время поиграть – надо пропитать игрой вс...

Игры на уроке музыки в начальной школе

Игры на уроке музыки в начальной школеВ музыкальном искусстве, как и в игре - гармония свободы, фантазии, эмоциональная напряженность....

Музыкальные игры на уроках музыки

Музыкальные игры способствуют: Освоению материала;Снятию психологического напряжения;Формированию творчества;Развитию фантазии....

Музыкальные игры на уроках музыки начальной школе

Всем известно, какое значение в становлении человека имеет игра, игровое начало. Ещё более известным фактом является повальное увлечение игрушкой и игрой, свойственной современному обществу....

Игра на уроках музыки – как один из методов творческого самовыражения ребенка.

Игра на уроках музыки – как один из методов творческого самовыражения ребенка....

Статья на тему: "Образовательные игры на уроках музыки в начальной школе"

Публикация  является обобщением опыта преподавателя музыки и  рассказывает об эффективной форме  познавательной и творческой деятельности школьника - образовательных играх....

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и а...