Статья на тему: "Образовательные игры на уроках музыки в начальной школе"
статья по музыке по теме

Дзюба Елена Николаевна

Публикация  является обобщением опыта преподавателя музыки и  рассказывает об эффективной форме  познавательной и творческой деятельности школьника - образовательных играх.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx9.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дзюба Елена Николаевна  

учитель музыки

МБОУ СОШ г. Котовска Тамбовской области

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ  ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

                                   

«Игра - это искра, зажигающая

 огонек пытливости и любознательности..."

В.А. Сухомлинский

        В наше время в связи с интенсивными  учебными нагрузками у детей начальной школы часто возникают проблемы, связанные со здоровьем и понижением уровня активности на уроках: дети часто устают или наоборот,  становятся гиперактивными.  Помочь педагогу в решении этой проблемы смогут учебные виды работ, которые снимают напряжение и усталость, а также являются эффективной формой познавательной и творческой деятельности школьника. В частности, в данной статье речь пойдёт об образовательных играх.

        Как известно, игра является традиционным методом обучения и воспитания в начальных классах. Это один из основных видов познавательной деятельности и релаксации, используемых в учебном процессе. Благодаря играм развиваются внимание, мышление, творческие и музыкальные  способности, креативность учащихся. Использование образовательных игр способствует повышению интереса к предмету, объединению детского коллектива, развитию коммуникативности школьников,  поскольку игра - очень близкая и привычная для ребенка деятельность, в которой он чувствует себя комфортно и раскованно.  Образовательные игры выступают не только в роли коллективного развлечения, но и решают определённые задачи обучения на разных этапах урока. Эта форма работы является активной, практико-ориентированной и поэтому весьма эффективной.

         Многие педагоги в учебно-воспитательной деятельности охотно используют образовательные уроки – игры – такие формы учебного занятия, в ходе проведения которых моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. У школьников во время такого урока возникает игровое состояние – они перевоплощаются и примеряют на себе разные роли, овладевают коммуникативными умениями, развивают способности к восприятию и сопереживанию. В качестве примеров таких образовательных уроков можно привести исторические реконструкции, игры-дискуссии, игры-исследования, ролевые игры. Ролевые игры  подразделяются на конкурсы (соревнования) или экскурсии (путешествия), в которых дети «перемещаются» и путешествуют в определённой пространственной среде.

     На уроках музыки в начальной школе я применяю обе разновидности ролевых игр: мы совершаем  экскурсии (путешествия) в Музыкальную и Сказочную страны, отправляемся в гости к Осени, Зиме, Весне и Лету, изучаем музыкальную культуру разных стран. Большую роль в планировании и проведении этих уроков играют элементы арт-терапии: театрализация, сказкотерапия, эстетотерапия, улыбкотерапия, а также компьютерные технологии, с помощью которых создаётся настоящее виртуальное путешествие. Помимо этого, в моей методической копилке есть несколько уроков, построенных в форме игр-исследований, когда в начале урока выдвигается гипотеза, которую в процессе учебной деятельности мы вместе с учениками доказываем или опровергаем.

    Соревнования (конкурсы) часто применяются как элемент урока. Это различные музыкальные конкурсы: игры с песнями («Допой песню», «Сложи песню», «Угадай песню» и т.д.), а также музыкальные загадки, которые оформляются в интерактивную презентацию и объединяются по темам (музыкальные инструменты, ноты, звуки и т.д.). Очень популярна у учеников  моя авторская игра «Выбери песню». Она проводится по следующей методике: 1) создаётся интерактивная презентация с триггерами, в которой используется дополнительный песенный материал, а слова песен  пишутся на слайдах; 2) ребята на начальном слайде выбирают геометрическую фигуру, с помощью которой компьютер «сам» показывает им песню, которая затем исполняется.

        Новые технологии принесли современным детям увлечение пением караоке, т. е. пением под фонограмму известных эстрадных и детских песен. На уроках музыки, кроме традиционного пения, я часто провожу караоке-разминки с исполнением известных детских песен. Это позволяет поднять детям настроение и вызвать у них положительные эмоции. Караоке задействуется при проведении таких мероприятий, как «Угадай мелодию», «Два рояля», «Песни со звёздами». В этих случаях к названным стимулирующим факторам прибавляется еще и положительное влияние игровой ситуации, а также состязательности, что в конечном итоге интенсифицирует процесс познавательной деятельности детей.

        По итогам четвертей или учебного года я использую проверочные работы в форме викторин, кроссвордов, тестов, провожу музыкальные турниры «Умники и умницы». Также как элемент урока эти формы присутствуют на занятиях, посвящённых обобщающему повторению, контролю и проверке знаний, умений и навыков.

     На уроках музыки игры часто применяются для облегчения понимания детьми содержания музыкального произведения и его художественных особенностей, а также для того, чтобы процессы слушания музыки или её разучивания не оказались слишком утомительными. Мною разработана серия оригинальных игр, целостно развивающих творческий потенциал личности ребёнка. Например, к их числу относится «Музыкальная копилка слов» -  дидактическая игра, которая применяется с 1 класса. Очень важно, чтобы прослушав музыку, ребята могли рассказать о ней, выразить словами свои чувства, эмоции и настроение. Но, к сожалению, когда учитель предлагает детям рассказать о характере музыки, дети часто затрудняются ответить, молчат или характеризуют музыку словами «весёлая»/«грустная». Бедный словарный запас - бич современных детей. Незнание подходящих слов приводит к тому, что ребёнок не может правильно выражать свои мысли. Для того чтобы расширить словарный запас, на моих уроках используется игра «Музыкальная копилка слов», с помощью которой проводится работа по обогащению речи учащихся начальных классов разнообразными художественными эпитетами для приобретения школьниками умения рассуждать о музыке. Проводим игру в двух вариантах: с помощью специальных карточек и интерактивного компьютерного варианта. Если регулярно включать эту игру в учебный процесс, к окончанию начальной школы дети знают много описательных слов,  уверенно и разнообразно рассуждают о музыке.

Игра, как один из основных активных методов, во все времена оставалась и остается одним из главных средств развития творческой личности и  поэтому игровая деятельность на моих уроках является одним из важных методов. Многие новые игры находятся сейчас в процессе разработки, но есть  уже и результаты: в ноябре 2014 года я  приняла участие в Международном дистанционном проекте "Образовательные игры", проводимом Детским информационным агентством «CREATIV» и получила диплом III степени за  интерактивную образовательную  викторину-игру для начальных классов. «Что ты знаешь о Моцарте». Надеюсь, что использование  музыкальных образовательных игр  на уроках поможет мне  воодушевить каждого ребёнка в процессе занятий, даст возможность детям  найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности. А это в полной мере отвечает необходимым стандартам современного образования, а также является одним из главных факторов достижения важных задач, которые ставит перед собой музыкальное воспитание.

Список использованной литературы:

1. Белов Г.Г., Горбунова И.Б., Горельченко А.В., Черная М.ЮМузыкальный компьютер и синтезатор в педагогическом процессе. Учебно-методическое пособие. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009

2. Волшебный граммофон. Ред. - сост. Л.И.Жук - МН.: Изд. ООО  "Красико - Принт", 2002. - 128 с. - (Праздник в школе).

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: 1991

Смолина Е.А. Современный урок музыки. Ярославль: Академия развития, 2007

4. Горбунова И.Б., Привалова С.ЮМузыкальный инструмент для каждого ребенка. Учебно-методическое пособие. – СПб: Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена, 2009.

5. Копытин А.И., Свистовская Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007.

6. Кожохина С.К. Растём и развиваемся с помощью искусства. СПб: Речь, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на уроке музыки в начальной школе

Игры на уроке музыки в начальной школеВ музыкальном искусстве, как и в игре - гармония свободы, фантазии, эмоциональная напряженность....

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и а...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Пластическое интонирование и восприятие музыки, музыкально-ритмический и игровой элемент на уроках музыки в начальной школе"

Пластическое интонирование часто используется  как средство художественно-невербальной коммуникации на уроках музыки в младших классах православной гимназииТермин «пластическое интонировани...

Методическая разработка по теме:"Игра на уроках музыки в коррекционной школе"

Игра на уроках музыки в школе - одна из форм творческого самовыражения. Разнообразие музыкальных игр. Музыкальные игры на уроках музыки в начальной школе....

Музыкально-дидактические игры на уроках музыки в начальной школе.

Важную  роль  в  развитии  личности  школьника  на  уроках  музыки в  начальной  школе  имеет музыкально -  дидактическая  игра, котора...