ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Пластическое интонирование и восприятие музыки, музыкально-ритмический и игровой элемент на уроках музыки в начальной школе"
презентация к уроку по музыке

Хохлова Татьяна Александровна

Пластическое интонирование часто используется  как средство художественно-невербальной коммуникации на уроках музыки в младших классах православной гимназии

Термин «пластическое интонирование» введен Т. Вендровой в 1981 г. Автор считает, что привлечение движений помогает активизировать у школьников слышание музыки, выявляя ее интонационно-образное содержание через жест, характерные обобщенные движения. На основе высвобождения эмоционально-моторного компонента восприятия и перевода его в сферу своеобразного пластического интонирования происходит своего рода синтез слушания и исполнения, направленный в конечном счете на развитие музыкального восприятия. Пластическое интонирование позволяет передать музыкальную ткань в целостности.

Согласно Б.В. Асафьеву, интонирование – это осознанное проживание музыкального смысла, следовательно пластическое интонирование может быть рассмотрено как осознанное проживание музыкального смысла (образа) и его пластическая интерпретация. Пластическое интонирование определяют также как анализ-интерпретацию музыки в движении.

 

«Каждый понимает музыку по-своему» - эта распространенная мысль не вполне верна. Отличия в восприятии безусловно есть – это оценки, оттенки восприятия, индивидуальные ассоциации и т.п. Но обязательно существует и общее, то есть «эмоциональные константы». Такой константой является интонация – свернутое чувство или мысль художника. Сходство человеческих чувств позволяет улавливать интонацию одинаково, целостно, на уровне интуиции. Интонация – это наше отношение, выраженное через комплекс средств: мимику, жест, прикосновение, сказанное слово (Л.П. Маслова).Поскольку все виды искусства говорят с нами теми же языками, что и люди: жеста, пластики, линии, цвета, звуков, ритма, то восприятие художественного произведения аналогично общению с другим человеком. Интонация – единица чувства и мысли человека, поэтому она всегда сопровождается непроизвольными жестами.

Изучением невербальных компонентов коммуникации занимались бихевиористы, которые подтвердили гипотезу Дарвина о врожденных жестах, установив, что представителями различных культур используют одинаковые выражения лица и схожие жесты при проявлении одинаковых эмоций.

Бэдсвилл утверждал, что хорошо подготовленный человек может по голосу определить, какое движение делает говорящий. И наоборот, наблюдая за жестами, можно «внутренним слухом» услышать интонацию речи.

Это явление в психологии называется конгруэнтностью. Учет всего контекста пластики, комплекса жестов, взглядов, мимика – есть целостное, интонационное прочувствование, «схватывание смысла», истинной информации. Этот принцип интонационного проживания, сближения актера с образом, память на ощущения, эмоции, мимику, жест лежит в основе системы К.С. Станиславского.

Таким образом, интонацию можно понять и лучше прочувствовать при помощи соответствующих ей движений, то есть телом. Другого пути для познания «спрятанного смысла» нет (Л.П. Маслова).

Итак, музыкальная интонация напрямую связана с пластикой, мимикой, жестом. При помощи пластики можно передать настроение, характер музыки, ее отдельных выразительных средств. Самое главное, она позволяет проследить развитие музыкального образа в целом. В пластическом интонировании наглядно проявляется индивидуальный творческий процесс, характер восприятия. Особое значение данный вид деятельности имеет для детей с недостаточно развитым звуковысотным слухом, со слабой координацией слуха и голоса.

Музыка и движение для детей являются самым доступным ресурсом человеческих ощущений, поскольку обладают возможностью прямого воздействия на эмоциональную сферу. Они – первый шаг к пониманию искусства, так как понимание возникает, главным образом, на основе моторного отклика и вызываемых им ассоциаций, знакомых каждому человеку.

Пластическому интонированию педагогикой искусства в настоящее время отводится значительное место.

1. Сущность понятия "художественно-невербальная коммуникация", ее основные средства.

2. Психофизиологические особенности младших школьников.

3. Анализ методики применения пластического интонирования на уроке музыки в младших классах православной гимназии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1-3 слайд1.49 МБ
Файл 4-6 слайд2.48 МБ
Файл 7-10 слайд1.32 МБ
Файл 11-13 слайд1.99 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пластическое интонирование и восприятие музыки на уроках музыки в православной гимназии

Слайд 2

Обучение детей пластическому интонированию и музыкально-ритмическим движениям Роль пластического интонирования и музыкально-ритмических движений в музыкальном образовании детей. 2. Методика обучения детей пластическому интонированию и музыкально-ритмическим движениям. 3. Характеристика репертуара, используемого в процессе пластического интонирования и музыкально-ритмических движений.

Слайд 3

ЗАДАНИЯ 2. Разработать фрагмент музыкального занятия с детьми, включающий инсценирование народных песен. Подготовить для детей задания, направленные на передачу музыкальных образов средствами пластического интонирования из сборника П. И. Чайковского « Детский альбом ». 3. Подготовить аннотацию на один из сборников музыкальных игр и плясок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство с работами отечественных и зарубежных педагогов-музыкантов, исследующих проблемы передачи художественно-образного содержания музыки в движении ( Э. Ж. Далькроз , К. Орф , 3. Кодай , Н. Г. Александрова, Н . А. Метлов , М. А. Румер и др.). Развитие музыкального мышления, пластической раскрепощённости детей и накоплении ими опыта выразительных движений, адекватно передающих художественный образ музыкального произведения. Только органическая связь музыки и движения, развивая эмоциональный отклик детей на музыку, обеспечивает их полноценное музыкальное воспитание. Развивающая, воспитательная и образовательная функция ритмопластики.

Слайд 2

Роль пластического интонирования и музыкально-ритмических движений в развитии учащихся. Взаимосвязь слуховых ощущений с мышлением И. М. Сеченов «Рефлексы головного мозга » В . М. Бехтерев «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства » Б . М. Теплов «Психология музыкальных способностей »

Слайд 3

Виды пластического интонирования: свободное дирижирование ; имитация игры на музыкальных инструментах; пластические этюды; инсценирование песен и т. д.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Все занятия по развитию музыкально-ритмических движений проводим под музыку, акцентируем внимание на музыкальном репертуаре, используемом в процессе этого вида детской исполнительской деятельности. Учитываем такие критерии отбора музыкальных произведений для упражнений, танцев, музыкальных игр, как художественная ценность музыкального материала, ясность формы, интонационная выразительность, доступность для восприятия учащимися. Рекомендуем на образцах конкретных музыкальных произведений показывать те средства музыкальной выразительности, которые наиболее естественно и логично могут быть отражены в движении (темп, динамика, метроритм, музыкальная форма и т.д.). Обращаем внимание на то, что восприятие и передача в движении общего характера того или иного музыкального произведения и конкретных средств музыкальной выразительности должны происходить во взаимосвязи и единстве.

Слайд 2

Выполняя задание 1 выберите одну из пьес «Детского альбома» П. И. Чайковского. Сформулируйте вопросы детям, нацеливающие их на выполнение следующих заданий: передачу характера музыкального произведения с помощью дирижерского жеста; определение выразительных средств звучащего произведения передачу их в различных движениях (танцевальных, имитационных и др .)

Слайд 3

Выполняя задание 2 используйте музыкальный материал из сборника «Русские народные песни для детей» (составитель Е. И.Яковишина ). Обратите внимание на: игровые аспекты русских народных песен и их изобразительную основу. последовательность действий детей и педагога в инсценировании одной из песен (по выбору). планирование работы над песней

Слайд 4

План работы над песней восприятие песни на слух, определение ее характера; освоение поэтического текста и его ритмической структуры (чтение в ритме, выявление границ построений, повторности); распределение ролей действующих лиц песни; определение характера и настроения действующих лиц песни; выразительное повторение текста песни детьми по ролям; выявление характера движений, мимики, жестов, адекватно передающих характер персонажей песни; поэтапное разучивание песни и сопровождающих ее движений.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вопросы для учащихся для развития их творческой инициативы и фантазии в процессе инсценирования песни.

Слайд 2

Выполняя задание 3 акцентируйте внимание на роли пособия в организации музыкально-ритмической деятельности детей Охарактеризуйте структуру пособия, отметьте особенности методических указаний, педагогическую и художественную ценность репертуара, его соответствие целевому назначению пособия.

Слайд 3

Единство слова, напева, движения, воспринимаемых не как сумма компонентов, а как их синтез, дающий новые качественные показатели – наша важнейшая исполнительская задача! Репертуар, который используем в процессе пластического интонирования и музыкально-ритмических движений: «Методическое пособие по ритмике» Е. Коноровой , «Методическое пособие по ритмике» Г. Франио и И.Лифиц . Чаще всего для пластических импровизаций и этюдов подбираются музыкальные сочинения программного содержания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Элементы проектной деятельности на уроках музыки в начальной школе".

Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учаще...

Элементы распевания на уроках музыки в начальной школе

Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. Особенно необходимо распевание на уроках в младших классах, где закладывается фундамент музыкально певчес...

Развитие музыкально-творческих способностей в процессе игровой театрализации на уроках музыки в начальной школе

Развитие музыкально-творческих способностей в процессе игровой театрализации на уроках музыки в начальной школе...

МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И ИГРЫ НА УРОКАХ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и а...

Методы развития музыкального восприятия на уроках музыки в начальной школе

В работе рассматриваются методы, направленные на формирование осознанного музыкального восприятия у младших школьников....

Методы развития музыкального восприятия на уроках музыки в начальной школе

Особенности музыкального воприятия учащихся начальной школы...

Методы развития музыкального восприятия на уроках музыки в начальной школе

Музыкальное восприятие у учащихся начальной школы и обзор методов его развития...