Урок музыки в начальной школе "Музыка в храме"
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Урок музыкт в начальной школе "Музыка в храме". Знакомство с музыкой П. И. Чайковского, как создателя не только светской но и духовной музыки. Музыкальнвй материал: УУтренняя молитва», «В церкви», «Легенда» П.И. Чайковкого.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka_v_hrame.docx17.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Музыка в храме».

Цель: формирование интереса и эмоциональной отзывчивости к духовной музыке.

Задачи: 

Образовательные:

  • знакомство с творчеством П.И. Чайковского, как создателя не только светской, но и духовной музыки.
  • формирование уважения к религиозным традициям своего народа

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к духовному музыкальному наследию своих предков;
  • прикосновение к высоким темам духовной жизни людей

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса, творческих способностей;
  • развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.

Музыкальный материал: «Утренняя молитва», «В церкви», «Легенда» П.И. Чайковкого.

Музыка в храме

Музыка очищает душу человека.

А. Вивальди

Ход урока

  1. Орг.момент
  2. Беседа по теме урока.

Мы поговорим сегодня о музыке великого русского композитора Чайковского из «Детского альбома». Его сочинения любят во всех уголках необъятной земли, сегодня она вновь будет звучать для вас.

Тема нашего урока необычная — «Музыка в храме».

- Как вы понимаете слово храм? (Дети объясняют значение этого слова.)

Из глубокой древности до нас дошли здания и сооружения, где с молитвами (просьбами о помощи) обращаются к Богу, поклоняются святым людям. Очень интересны памятники древнего искусства — монастыри, соборы, церкви, сохранившиеся до наших дней.

- А теперь поговорим о музыке в храме.

Есть музыкальные произведения, которые передают различные настроения, связанные с образами природы. Но есть и произведения, которые передают душевное состояние человека, его внутренний мир.

Вы, наверное, многие были на службе в церкви, а служба в храме — это прежде всего молитва. С ней познакомимся через музыку Чайковского. Оказывается, самая первая пьеса в «Детском альбоме» — это «Утренняя молитва». Ведь именно с утренней молитвы начинался день каждого ребенка во времена Чайковского.

А теперь послушаем ее и рассмотрим в учебнике иллюстрацию, здесь дан и нотный текст молитвы, по которому можно проследить движение мелодии

(дети слушают «Утреннюю молитву»).

- Какая музыка по характеру, темпу? (Она светлая, плавная, спокойная, потому что ребенок молится)

Да, он обращается к Богу. День еще только начинается, что ждет его впереди? Надо привести свои мысли в порядок, вслушаться в себя.

Мелодия молитвы была заимствована Чайковским из церковного обихода

Господи Боже, грешных спаси.
Сделай, чтоб лучше жилось на Руси.
Сделай, чтоб стало тепло и светло,
Солнце чтоб ясное в небе взошло.
Людей, и птиц, и зверей,
Прошу тебя, обогрей.

- Послушаем еще одну пьесу П.И. Чайковского — «В церкви» из «Детского альбома» и подумаем: в чем ее отличие от предыдущего сочинения? Эта музыка звучит как будто в самой церкви, так как слышится колокольный звон.

(Звучит пьеса «В церкви».)

Действительно, если при звучании «Утренней молитвы» мы понимаем, что ребенок находится в комнате перед лампадой, иконой, то в этом сочинении такое ощущение, что поет хор, сливаясь с ударами церковного колокола. Православная церковь использует только хоровое пение а капелла ( a cappella), то есть пение без сопровождения. В нем раскрываются красота и богатство человеческого голоса.

Прежде чем еще раз прослушать и представить, как звучит мужской хор, посмотрите иллюстрацию. Это иконостас — важнейший художественный элемент внутреннего оформления русских храмов, самое главное место в церкви. Слово «икона» по-гречески — образ. Образы святых людей сопровождали человека всюду — в храме, в доме, в дороге...

(Еще раз звучит пьеса «В церкви».)

- А можно ли пьесой «В церкви» завершить «Детский альбом»?

Первое сочинение «Утренняя молитва» передает светлые чувства, веру в то, что день пройдет хорошо, удачно. А последнее — «В церкви» — чувство успокоения, смирения, законченности всех событий, дел. Расставаясь с вами, Чайковский как будто обращается к каждому:

Будь добр и милосерден
Будь честен перед собой,
И ты никогда не обманешь другого.
Люби... Мир тебе.

Например, мотив Сада впервые появляется в песне "Мой садик" и раскрывается как реальная картина природы. В "Легенде" тот же мотив трактован символически и служит раскрытию темы страданий Христа.

( Слушание «Легенды»)

И, наконец, в "Весенней песне" мотив получает двойное - и прямое, и символическое - толкование. В отличие от песни "Мой садик" - очаровательной пейзажной зарисовки - композитор через картину цветущего сада передает состояние благоговейного восторга перед красотой божественного творения. "Легенда" ("Был у Христа младенца сад") получила большое распространение не только как песня, но и как хор в переложении самого Чайковского и Танеева. Чайковский "перекраивает", значительно сокращает стихотворения Плещеева и дописывает в них свои стихи.

Был у Христа-младенца сад,

И много роз взрастил он в нем;

Он трижды в день их поливал,

Чтоб сплесть венок себе потом.

Когда же розы расцвели,

Детей еврейских созвал он;

Они сорвали по цветку,

И сад был весь опустошен.

"Как ты сплетешь теперь венок?

В твоем саду нет больше роз!" -

"Вы позабыли, что шипы

Остались мне", - сказал Христос.

И из шипов они сплели

Венок колючий для него,

И капли крови вместо роз

Чело украсили его.

(Еще раз звучит «Легенда».)

С музыкой гениального композитора Петра Ильича Чайковского у нас будет еще много приятных встреч.

Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что вся музыка, прозвучавшая на уроке, прежде всего песенная, светлая, она как будто устремлена ввысь, подобно линиям собора.

Итак, может ли нас изменить в лучшую сторону музыка в храме?

Мы должны быть добрыми, послушными, любить всех: и людей, и животных, учиться понимать хорошую музыку.

Итог урока

Музыка в храме учит любить себя и ближнего, ценить душевную красоту, она возвышает и очищает наши души. человек живет с верой, надеждой и любовью. Вы были прекрасными и слушателями, и исполнителями, молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе

Данный материал знакомит преподавателей музыки с материалами здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе. В статье даны виды работ арт-терапии, применяемых мною на уроках. Исполь...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ КРУЖКА "ХОРОВОЕ ПЕНИЕ", К УРОКАМ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В презентации рассказывается о необходимости бережного отношения к голосовому аппарату, правила охраны голоса....

Домашние задания на уроках музыки в начальных классах.

В последние годы в педагогических кругах нередко дискутируется проблема необходимости домашних заданий по музыке в начальном обучении. Учебный процесс включает три вида деятельности: слушание, исполне...

Урок музыки в начальных классах "Патриотизм в музыке"

Кто по вашему мнению является создателем песни? Объясните свое мнение.  В какие события нас переносит музыка?  Кто становится ее главным героем?  Каким мы вид...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Пластическое интонирование и восприятие музыки, музыкально-ритмический и игровой элемент на уроках музыки в начальной школе"

Пластическое интонирование часто используется  как средство художественно-невербальной коммуникации на уроках музыки в младших классах православной гимназииТермин «пластическое интонировани...