Инструменты симфонического оркестра.
план-конспект урока по музыке (2 класс) по теме

Дмитраш Оксана Анатольевна

 

Увлекательное музыкальное путешествие по станциям «Запевалкино», «Повторялкино, «Узнавалкино»-знакомство с оркестром и инструментами симфонического оркестра , и «Закреплялкино».  Цель урока - сформировать первичное представление о симфоническом оркестре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnova_-_urok_simf_orkestr.doc51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

УРОК :      Инструменты симфонического оркестра.

СОДЕРЖАНИЕ урока:  увлекательное музыкальное путешествие по станциям «Запевалкино»,  

                                       «Повторялкино,«Узнавалкино»-знакомство с оркестром и  

                                        Инструментами симфонического оркестра , и «Закреплялкино».

Цели урока

  1. образовательные:  

       сформировать первичное представление о симфоническом оркестре;

  1. развивающие:        

развивать навыки музыкального восприятия,

      расширять  кругозор учащихся,      

      формировать исполнительские   навыки.

  1. воспитательные:  

      воспитывать любовь и уважение к народным обычаям и традициям своей страны,

формировать позитивное отношение к народному искусству.

                                 

Задачи:

  1. повторить пройденный материал;
  2. познакомить с инструментами симфонического оркестра;
  3. учить различать тембры инструментов симфонического оркестра.

Музыкальный материал:

  1. музыкальный фрагменты с записями звучания отдельных инструментов;
  2. И.Дунаевский Марш из к/ф «Весёлые ребята»;
  3. песня «Мурлыка» Автор текста: Марцинкевич Ю. Композитор: Морозов А.

Оборудование:  компьютер, музыкальный центр, «Музыкальный цветок» (на разноцветных

                               лепестках которого написаны известные детям средства музыкальной

                               выразительности), изображения оркестра и инструментов,

                               раздаточный материал(изображения различных инструментов  

                               симфонического  оркестра).

ХОД УРОКА

1 этап: организационный момент:

                 Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке нас ждёт увлекательное путешествие по разным станциям с говорящими сами о себе названиями: «Повторялкини». «Узнавалкино», «Закреплялкино». А отправимся мы с вами в путь со станции «Запевалкино» Предлагаю удобно разместиться на своих местах и начать наше путешествие. В путь лучше отправиться с весёлой песней. Ну-ка, споём хором песню про кота Мурлыку!

 Исполнение песни «Мурлыка» хором, соблюдая певческую установку,  

                                                                       правила правильного пения.

2 этап: повторение пройденного материала

- Вот так, весело и незаметно, мы подъехали к станции «Повторялкино». Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что вы тут видите?

           Ответы детей.

Конечно, это наш «музыкальный цветок», а если говорить правиль, то это средства выразительности, с помощью которых мы учимся с вами понимать музыку. Хотелось бы услышать, за что в музыке отвечает каждый лепесток?

           Ответы детей.

-мелодия…   за образ

-темп…  за скорость

-лад…   за настроение

-регистр…  за высоту

-динамика…  за громкость

А этот лепесток почему-то перевёрнут изнаночной стороной.  Помогите, пожалуйста,открыть его. Какое средство выразительности мы ещё не назвали?

           Ответы детей.

Вы совершенно правы. Это – тембр. Тембр отвечает в музыке за…  окраску звука.

По тембру голоса мы можем определить человека (мужчина или женщина), а также свой тембр есть у каждого музыкального инструмента. Послушайте внимательно и скажите: «Какой инструмент с нами разговаривает?»

Звучат записи различных солирующих музыкальных инструментов.   Ребята определяют инструменты по звучанию.

Вы совершенно правы, прозвучали и скрипка. И фортепиано, и труба… А как вы думаете, что звучит сейчас?

Включается запись звучания симфонического оркестра (фрагмент).

          Ответы детей.

   

Все услышали, что инструментов сейчас звучало много, и играли они все одновременно. А кто-нибудь из вас знает, как называют музыкантов. Которые играют на разных инструментах одновременно?

           Ответы детей. …  Оркестр.

3 этап: изучение нового материала

Вот так дружно, опять же под музыку мы добрались до станции «Узнавалкино», где нас встретил неизвестный нам оркестр. А что мы хотим узнать о новом знакомом?  

Ребята формируют вопросы :  Что такое оркестр?

                                                                Какие оркестры бывают? Сколько в них музыкантов?

                                                                Кто управляет оркестром?

    Оркестр это…           Ответы детей.

В Древней Греции орхестрой называлось место возле сцены, на котором размещался хор. Много позднее оркестром стали называть большие коллективы музыкантов. Различаются оркестры по инструментам, которые входят в их состав.

Начинается работа с иллюстративным материалом – изображениями различных оркестров:

Как, по вашему мнению, будет называться оркестр, в котором играют на балалайках, домрах, гармонях, гуслях, деревянных ложках?

           Ответы детей.   Народные инструменты – оркестр народных инструментов.

А если в оркестре играют на различных трубах (больших и маленьких)?

           Ответы детей.   Духовые инструменты – духовой оркестр.

А если в состав входят различные барабаны, металлофоны, тарелки и треугольники?

           Ответы детей.  Ударные инструменты – оркестр ударных инструментов.

А ещё, ребята, есть оркестр, который называют симфонический. Его так назвали потому, что исполняет он особую музыку, которая сопровождает действия в больших музыкальных спектаклях – операх, балетах , в его исполнении звучат многочастные симфонии, сюиты, концерты, а также музыка в кинофильмах. Симфонический оркестр самый полный и совершенный по звучанию. Давайте послушаем,..

      Звучит музыкальный фрагмент в оркестровом исполнении.

В оркестре одновременно играют от 30 до 100 музыкантов. Они играют на разных инструментах: на некоторых при помощи смычка, ведя его по струнам; в другие надо дуть, чтобы получить звуки, а по некоторым надо ударять, либо рукой, либо специальными приспособлениями.

               Попробуйте распределить карточки с изображениями инструментов, они находятся перед вами,  на группы, в зависимости от того как у них извлекается звук.

 Работа с карточками в группах.

Ну вот и определились основные группы, на которые делятся инструменты: 1 – струнные, 2 – духовые, 3 – ударные. Посмотрите ещё раз внимательно на карточки с которыми вы работали – все ли инструменты вам знакомы?  Знаете ли вы как они называются?

               Давайте познакомимся с ними поближе.

               Струнная группа:  скрипка - королева оркестра, её брат альт, он чуть больше по своим размерам, виолончель и контрабас. Звук у струнно-смычковых инструментов не громкий, поэтому их в оркестре так много – ведь им предстоит играть одновременно с громко звучащими инструментами.

               Духовые («звучащие от дыхания») делятся на две группы: деревянные и медные. Деревянными духовыми являются: флейта, гобой, кларнет и фагот.  А  к медным духовым,  сделанным из металла относятся: валторна, труба, тромбон и туба.

               Самая многочисленная группа инструментов – ударные. Назовите известные вам инструменты, изображённые на карточках?              Ответы детей.

Конечно же. Чтобы управлять таким количеством музыкантов нужен человек, много умеющий и знающий. Это – дирижёр. Именно он делает из многозвучного коллектива – единого исполнителя – оркестр.

                    Поиграем? Кто будет дирижёром7 А кто – музыкантами?

             Игра: звучит музыкальный фрагмент, дети изображают дирижёра и оркестр.

4 этап: подведение итогов урока.

Вот и приехали мы с вами на станцию «Закреплялкино» - конечную цель нашего пути. Что же нового вы увидели и узнали во время сегодняшнего музыкального путешествия?

                 

      Ответы детей.

Оркестр - … Какие оркестры бывают- … Какой оркестр самый большой - … Какие существуют группы инструментов - …  Какие названия у инструментов - … Дирижёр - …

Предлагаю вам сейчас поделиться своими впечатлениями от участия в нашем импровизированном классном оркестре. Проанализируйте результаты своей работы на уроке.

Ответы детей.

и  сделайте вывод о роли музыкального сопровождения в обряде свадьбы, а на основе  заполненной таблицы, ответьте каковы особенности музыкального  языка этого обряда.

 

ВЫВОД:  Инструментов в оркестре много (как и учеников в классе) , но все они должны играть очень слаженно, чтобы получилась красивая музыка ( а в классе -  результат работы). И конечно, у оркестра должен быть руководитель – дирижёр, от которого зависит если не всё,  но многое.

Ваше домашнее задание.  

 Большое всем спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по музыке. Тема:"Музыкальные инструменты симфонического оркестра"

Познакомить обучающихся с инструментами симфонического оркестра, повысить творческую активность, заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка, формирование умение мыслить.Урок соответсвует ФГОС...

Оркестр. Инструменты симфонического оркестра.

      Увлекательное музыкальное путешествие по станциям «Запевалкино»,  «Повторялкино», «Узнавалкино» (знакомство с оркестром и инструментами симфонического оркест...

Оркестр. Инструменты симфонического оркестра.

Презентация к одноимённому уроку музыки во 2 классе....

Разработка к уроку по теме: «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Разработка к уроку по теме:«Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»....

«Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».

laquo;Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк»....

Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра. Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк».

Сценарий урока для 2 класса по теме:«Инструменты симфонического оркестра.Симфоническая сказка  С.С. Прокофьева«Петя и волк»....