ОБРАЗ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С.В.РАХМАНИНОВА, 4 класс
план-конспект урока (музыка, 4 класс) на тему

Бабий Елена Александровна

Урок по программе  Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С.Шмагиной, 4 класс, 4 четверть.  Цель урока - подвести к осознанию образа Родины как одной из главных тем искусства на основе сравнительного анализа прелюдий Ф.Шопена и С.В.Рахманинова. Песня Алексеева "Моя Россия" найдена на просторах интернета. Спасибо автору))

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx18.45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

4 класс

ОБРАЗ РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ С.В.РАХМАНИНОВА

Цель: осознание образа Родины как одной из главных тем искусства на основе сравнительного анализа прелюдий Ф.Шопена и С.В.Рахманинова

Задачи:

  • определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
  • наблюдение за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов
  • раскрыть образное содержание Прелюдии №1 С.В.Рахманинова
  • высказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям;
  • осознание интонации как образной основы музыки
  • развитие умения соотнести жизненные события с произведениями искусства;
  • совершенствование навыков хорового пения

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задача этапа

Ход урока

Вступление

Экспозиция

Завязка

Развитие

Кульминация

Последействие

Развитие умения определять и сравнивать характер, настроение произведения.

  • Развитие умения определять характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;
  • Осознание интонации как образной основы музыки

Раскрытие образного содержания музыкального произведения

  • Наблюдение за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

Умение соотнести жизненные события с произведениями искусства;

Совершенствование навыков хорового пения

Добрый день.

Обратите внимание: на доске написано слово «Прелюдия». Что означает это слово, о чем оно может нам напомнить? – небольшая пьеса перед основным произведением…

Какие прелюдии нам уже знакомы? – прелюдии Фредерика Шопена. (портрет)

Вспомним эту музыку. После прослушивания подберите 1-2 главных, самых точных слова, которые лучше всего передадут настроение, состояние этих произведений.

Ф.Шопен. Прелюдия № 7 – воспоминание, одиночество, грусть

Ф.Шопен. Прелюдия № 20 – трагедия, траур, тяжесть

О чем же эта музыка нам рассказывает, почему именно такие чувства проявлены? – воспоминание о родной стране, о Польше, из-за того, что Шопен уехал из Польши.

Вспомните, кто из композиторов также был вынужден покинуть Родину? – Рахманинов.

Сегодня мы познакомимся с его музыкой, постараемся понять какой видел, чувствовал Россию С.В.Рахманинов. (портрет) Прозвучит Прелюдия № 1. Нет никаких указаний на содержание, на характер, на жанр…

Подумаем, какие слова опишут звучание музыки…

С.В.Рахманинов. Прелюдия № 1 – бурная, взволнованная, тяжелая,…

Кто заметил, здесь 1 тема или несколько? – 2 темы.

Они близки по характеру или контрастны? – разные, 1 – низкая, тяжелая, 2 – в более высоком регистре, взволнованная…

Обратим внимание на первую тему. Что она может нам напомнить? – она звучит как удары колокола. 

Для Рахманинова это не просто короткая интонация. Он писал: «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства, – вспоминал Рахманинов, – связано с четырьмя нотами, вызванивавшимися большими колоколами новгородского Софийского собора, которые я часто слышал». На всю жизнь осталось  у композитора это впечатление. Звук колокола, как образ Руси, России, Родины. Впервые этот музыкальный образ колоколов появляется именно в Прелюдии № 1.

Сейчас Прелюдия прозвучит снова. Попробуем передать движением руки характер этого «колокольного звона»

Прелюдия №1 (фрагмент) – пластическое интонирование

Вот так, через интонацию колокольного звона мы ощущаем русский, родной Рахманинову образ… Ребята, а как вы считаете, образ в Прелюдии Рахманинова схож с образами прелюдий Шопена? – да,  с Прелюдией №20, трагическая, эмоциональная.

А что общего с обеими прелюдиями? – мысль о Родине.

Да, композиторы передают свое ощущение, свое понимание образа Родины. Сделать это в музыке можно по-разному. Шопен этот образ создает через ритм польского танца. А русские композиторы? – через использование народных тем, через русскую мелодику. Приведите примеры – П.И.Чайковский, симфония №4, М.И.Глинка, интродукция из оперы «Иван Сусанин», Рахманинов С.В., концерт № 3 для ф-но с оркестром…

Все верно. Через родные напевы, ритмы, привычные образы композиторы несут нам свое понимание Родины. Удивительно, но если Шопен написал свои прелюдии, уже переживая разлуку с Польшей, то Рахманинов создал свою самую знаменитую пьесу в 19 лет. Такое глубокое чувство причастности к России дало ему возможность предощутить трагические события. Когда Рахманинов уехал из России, по его собственному признанию, он потерял желание сочинять. «Лишившись Родины, я потерял самого себя». Как вы думаете, что значат эти слова? – размышления детей (потерял основу, опору в жизни).

До конца Рахманинов оставался русским композитором, до конца сохранял глубочайшую любовь к Родине, к России. Именно это чувство, хранимое в душе, помогало ему дальше творить. «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и потому это русская музыка…Единственное, что я стараюсь делать, когда я сочиняю, – это заставить её прямо и просто выражать то, что у меня на сердце». А что было, попробуем представить…

Сергей Рахманинов

Во фраке и в манишке накрахмаленной,

Сосредоточен, строг и напряжён,

Играл Сергей Васильевич Рахманинов

В нью-йоркском зале. Публике чужой.

И чопорность холодную расплавивший,

Не замечал он ничего вокруг.

Послушно перекатывались клавиши

Под пальцами его волшебных рук.

Судьбою горькой в эту даль заброшенный,

Оторванный от родины своей,

Он вспоминал цветастый луг некошенный

И русский лес, где щёлкал соловей.

Ребячьи голоса в ушах аукали,

Колоколов позванивала медь...

И так ему хотелось вслед за звуками

В любимую Россию улететь!

Михаил Пляцковский

«В любимую Россию улететь»… Сколькими словами можно высказать наше отношение… Вспомните, а как о нашей стране говорится в песне «Моя Россия» – милая, любимая, гордимся… 

«Моя Россия» (муз. В.Алексеева) – исполнение

Не забывайте эти слова, не забывайте слова Рахманинова, не теряйте Родину…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России....

Внеклассное занятие во 2 классе на тему: «Если скажешь слово Родина, сразу в памяти встаёт…» (Образ Родины в неофициальных символах)

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с неофициальными символами нашего государства, создав тем самым образ России....

 Методическая разработка интегрированного урока в 4 классе «Образ зимы в творчестве поэтов, композиторов, художников»

Урок закрепляет тему, где рассматривается связь музыки, поэзии и изобразительного искусства, и какое значение эти виды искусства оказывают друг на друга. Опираясь на полученные ранее знания, учащиеся...

«С.Д.Дрожжин “Родине”. Образ Родины в стихотворении»

Цели: создать условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина;углублять и развивать интерес к чтению, способствовать формированию любви иуважения к родинеЗадачи:1.Познакомить с произведен...

Конспект урока литературного чтения в 4 классе. Обобщение раздела “Родина”. Образ Родины в поэзии и истории”.

Аннотация.          Урок литературного чтения в 4  классе на тему : Обобщение раздела “Родина”. Образ Родины в поэзии и истории. Тип урока...

Тема: «С.Д.Дрожжин “Родине”. Образ Родины в стихотворении»

Класс: 4 Тема: С.Д.Дрожжин«Родине» Цели: создать условия для знакомства учащихся с творчеством С. Д. Дрожжина; углублять и развивать интерес к чтению, способствовать формированию любви и уважения к ...