Программа детской студии эстрадного пения "Вдохновение"
рабочая программа по музыке (1 класс) по теме

Программа написана для вокальных эстрадных ансамблей и солистов. В Программе подробно прописана диагностика. Отдельновыделенп работа с одаренными детьми и работа по сохранению и укреплению здоровья детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vdokhnovenie_mou_no92.doc340.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                       

Муниципальное образовательное учреждение

начальная  школа № 92 г.о. Тольятти

                   структурное подразделение Центр дополнительного образовании « Радуга»

                                                                                                                                     

                                                                                                Утверждаю

                                                                                                Директор МОУ начальной школы  № 92                        

                                                                                                г.о.Тольятти

                                                                                                _____________Л.Н. Беднова

                                                                                                «_____»___________200___г.

                                                                                               

                                                                                               Программа принять на основании                        

                                                                                               решения педагогического совета

                                                                                               МОУ ЦДО «Радуга»

                                                                                               Протокол №___ от «____»_______2009 г.

                                                                                                

  Программа

                                     детского объединения  «Вдохновение»

                                    (образовательная, модифицированная)

Возраст обучающихся: 7- 11 лет

срок реализации:  4 года

                                                                                  Автор - составитель:  

                                                               педагог дополнительного  образования  

                                                                Бастрикова Татьяна Павловна

 

   

                                 

                                   

                               

                               г.о. Тольятти, 2009 г.               

                                        Пояснительная записка.

Дополнительная образовательная программа вокальной студии «Вдохновение» составлена на основе «Примерных требований к программам  дополнительного образования детей» (письмо МОиН Российской Федерации от 1.12.2006 № 06-1844)  и типовой программы Министерства культуры для детских музыкальных школ и школ искусств «Хоровой класс коллективное музицирование»,Москва,1988 г.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально – эстетического воспитания детей. Хорошая песня развлекает и успокаивает ребенка, развивает его. Пение воспитывает эстетическое восприятие и эстетический вкус и способствует умственному развитию ребенка, расширяет детский кругозор.

 Песня сопровождает жизнь человека с самого раннего детства. Она воздействует на его чувства, занимает досуг в яркой образной форме, углубляет имеющиеся представления об окружающей действительности. В сравнении с инструментальной музыкой – пение обладает большей массой эмоционального воздействия на детей, так как в нем сочетаются слово и музыка и является  самым массовым и доступным видом исполнительства.

Исходя из этого, программа несет на себе две основные функции. Одна из них связана с реализацией чисто образовательных и воспитательных проблем; другая – с организацией крепкого и творческого коллектива, способного решать сложные художественно – исполнительские задачи. Единство учебных и творческих целей обеспечивает возможность воспитания детей в области музыкального искусства, начиная с детских лет.

Тематическая направленность программы способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении с музыкой, позволяет наиболее полно раскрыть творческий потенциал ребенка.

         Обоснование выбора (актуальность, новизна)

Программа ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся и имеет художественно – эстетическую направленность.

В результате освоения программного материала у воспитанников формируются процессы творческого самовыражения, идет успешное развитие певческих и коммуникативных навыков.

Дополнительная программа «Вдохновение»  ориентирует  образование не только на освоение обучающимися определенной суммы знаний и умений в области вокального искусства, но и развивает его личность, его познавательные и созидательные способности.

Программа помогает решать проблему занятости детей в свободное время.

 Программа адаптирована к условиям работы школы, доступна учащимся

 с ограниченными возможностями здоровья.

 

Целью дополнительной программы «Вдохновение» является создание условий для повышения уровня общей и эстетической культуры, развития художественных способностей в области музыкального искусства у подрастающего поколения и реализации  их  в творческой деятельности. 

Программа решает следующие задачи:

Учебные (образовательные) – развивать познавательные интересы для получения определенных знаний, умений и навыков певческой деятельности, уметь использовать полученные знания для активизации своей творческой активности, применять умения и навыки в процессе жизнедеятельности.

Развивающие  - оказать влияние на развитие коммуникативных сфер, волевых и эмоциональных качеств личности, формировать потребности в самостоятельности и самообразовании, содействовать раскрытию творческого потенциала детей, учитывая природные задатки и склонности.

Воспитательные  - формировать устойчивый интерес к вокальному искусству, приобщать воспитанников к ценностям отечественной культуры, народного творчества, побуждать к воспитанию активной гражданской позиции в обществе, культуры общения, а также нравственных качеств личности.

Универсальные  учебные действия, формируемые в ходе реализации данной программы:

Личностные УУД:

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
  • Формирование уважительного уважения к культуре и искусству других народов;
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах. Социальной справедливости и свободе;
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Воспитание детей в коллективе будет осуществлять наиболее успешно, если между педагогом и родителями существует контакт. Руководитель творческого объединения должен привлекать внимание родителей, используя при этом как коллективные, так и индивидуальные формы работы: беседы, консультации с родителями, творческие выступления детей, привлечение родителей к работе детского объединения. Руководитель дополнительного образования должен развивать у родителей положительное отношение к тому, чем занимается ребенок в свободное от занятий время.  

Отличительная особенность программы в том, что в ней расширен круг тем для бесед, дискуссий и объяснений, затрагивающий вопросы искусства в целом и наряду с учебно – воспитательной работой в вокальном коллективе предусмотрена активная концертно –исполнительская  деятельность обучающихся в школьных культурно – массовых мероприятиях и конкурсах вокального мастерства различных уровней.  

          Реальность выполнения программы.

Дополнительная программа рассчитана на обучающихся от 7 до 11 лет.

Срок реализации программы – 4 года.

В течение года педагог может изменять учебно – тематический план, исходя из

потребностей и интересов воспитанников, а также личного опыта педагога.

Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных

занятий.

Наполняемость групп составляет:

1 год обучения  -15 человек;

2 -3 год обучения  -12 человек;

4 год обучения  - 8 человек.

Набор детей осуществляется по желанию, но с учетом музыкальных способностей детей,

состав групп – постоянный.

Общая и поэтапная результативность освоения программы.

Программ имеет 2 уровня прохождения программного материала.

1уровень («начальный») -1 год обучения;

2 уровень («предпрофессиональный») – 2 – 4  год обучения;

1год обучения

Вокальный ансамбль   -    84час. (по 2 часа  в неделю);

Солисты (инд. занятия)    42 час. (по 1 часу в неделю);

2 год обучения              

Вокальный ансамбль   -    126 час.  (по 3 часа в неделю);  

Солисты  (инд. занятия)   42 час.    (по 1 часу в неделю);

3 - 4  год обучения              

Вокальные ансамбли   -   168час. (по 4 часа в неделю);

Солисты (инд. занятия)    84 час. ( по 2 часа в неделю).

Разнообразие методов учебного и воспитательного процессов позволяют делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной. Воспитанникам предлагается много разнообразных форм для проявления активности, самостоятельности и раскрытия своего творческого потенциала.

Интерес к занятиям поддерживается и обеспечивается как традиционными, так и нетрадиционными формами преподавания,  использование аудио и видео  записи, работа с фонограммами, ИКТ.

Важным моментом при освоении программного материала была и остается воспитательная работа в детском и подростковом коллективе, где участие каждого отдельного ребенка группы вносит свой неповторимый отпечаток. Воспитание волевых и целеполагающих установок, так необходимых для работы детского коллектива, овладение коммуникативными навыками – это задачи, которые должны быть решены педагогом. Программа нацелена на становление принципов самостоятельности и личной ответственности каждого воспитанника перед собой, коллективом и окружающим сообществом.

Для успешного освоения поставленных целей и задач педагогом используются следующие технологии: 

- Технология коллективного творчества;

- Технология развивающего обучения;

- Технология личностно – ориентированного обучения;

            - Технология индивидуального обучения;

-  Игровая технология;

-  Технология ИКТ

 Взаимодействие с другими курсами, программами, межпредметные связи.  

По способу организации педагогического процесса программа является интегрированной и предусматривает тесное взаимодействие одного предмета с другими. Музыка, литература, живопись – мир искусства в трех видах – охватывает духовную жизнь ребенка всесторонне и полно. Комплексное освоение искусства оптимизирует фантазию, воображение, артистичность, интеллект, то есть формирует универсальные способности, важные для любых сфер деятельности.

            Принципы реализации программы:

  • принцип единства художественного и технического развития пения;
  • принцип гармонического воспитания личности;
  • принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному;
  • принцип успешности;
  • принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
  • принцип творческого развития;
  • принцип доступности;
  • принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребёнка;
  • принцип индивидуального подхода;
  • принцип практической направленности.

Творческая работа воспитанников в коллективах тесно связана с общением и обменом творческими достижениями (концерты и конкурсы вокального мастерства различных уровней).

                        Практический выход реализации программы

Освоение содержания программы

Должны овладеть певческой деятельностью и научиться применять полученные навыки  в повседневно жизни

Устойчивость интереса

Сформировать интерес к исполнительскому творчеству, мотивировать учащихся на практическое освоение полученных знаний, умений и навыков.

Творческая активность

Должны принимать активное участие в концертах, конкурсах различного уровня, испытывая потребность в достижении более высоких результатов.

Творческие достижения

Должны воспитывать в себе такие качества, как целеустремленность, самостоятельномть, ответственность за выполнение (исполнение) своей творческой части общего дела, готовность к коллективным формам деятельности.

 

                          Ожидаемые результаты и способы их проверки

знать/понимать:

  • строение артикуляционного аппарата;
  • особенности и возможности певческого голоса;
  • гигиену певческого голоса;
  •  понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
  • понимать художественное значение каждой песни;
  • знать  и понимать дирижерский жест;
  • усвоить необходимый теоретический материал ( нотный стан, название и написание нот,    

       ключи, музыкальный слух, музыкальная память, ритм);

          уметь:

  • владеть первоначальными певческими навыками( певческая установка. Певческое

      дыхание, звукообразование, чистота интонирования, унисон);

  • правильно дышать во время пения;
  • петь короткие фразы на одном дыхании;
  •  петь легким звуком, без напряжения;
  • уметь выразительно исполнять выученный репертуар;
  • уметь петь в ансамбле;
  • испытывать потребность выступать в различных культурно – массовых мероприятиях;
  • сохранять и укреплять свое здоровье;
  • воспитывать волю, усидчивость,  трудолюбие, самостоятельность в работе, уметь

   добиваться поставленной цели;

  • уметь использовать полученные знания для активизации своей творческой активности,    

   испытывать потребность выступать в различных культурно – массовых мероприятиях и  

   применять умения и навыки в процессе жизнедеятельности, стремиться к    

   совершенствованию творческих способностей;

  • гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно

     приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения

      разнообразных проблем;

  • самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире  

        трудности и искать пути рационального их преодоления, используя современные    

        технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть    

        применены в окружающей действительности; быть способным генерировать новые идеи,    

       творчески мыслить;

  •  быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, уметь работать  

       сообща, предотвращая конфликтные ситуации или умело выходя из них;

  •  знать правила ТБ и ППБ, уметь пользоваться средствами ИКТ и специальным  

       музыкальным оборудованием;

  •  занимать активную гражданскую позицию в обществе, владеть культурой общения и

        нравственными качествами личности.

                                      Способы проверки:

  1. тестирование (индивидуальное прослушивание) детей;
  2. анкеты для обучающихся и родителей;
  3. выполнение творческих заданий;
  4. участие обучающихся в школьных культурно - массовых мероприятиях, концертах;
  5. анализ результатов конкурсов различного уровня;
  6. наблюдение педагога в ходе занятий и выступлений;
  7. педагогическая диагностика музыкальных способностей, интересов и потребностей,

      обучающихся, личностного (индивидуального) развития обучающихся в  студии.  

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы является выступление обучающихся на концертах и конкурсах различного уровня.  

Свидетельством успешного обучения являются сертификаты, дипломы, грамоты конкурсов и фестивалей.

Диагностика

. Уровень освоения содержания программы

Критерии:

  • Овладение основными вокальными навыками;
  • Знание основ музыкальной грамоты;
  • Умение работать по образцу;
  • Робота с фонограммами;
  • Сценическая культура;
  • Умение анализировать конечный результат.

Уровень устойчивости и развития интереса к  занятиям

Критерии:

  • Текущая и перспективаная сохранность групп;
  • Наполняемость групп;
  • Устойчивость интереса детей к певческой деятельности;
  • Позиция детей в творческой деятельности;
  • Удовлетворенность;
  • Активность детей в учебном процессе;
  • Положительные мотивы посещения занятий.

Уровень развития способностей обучающихся, их достижения

Критерии:

  • Участие в конкурсах и фестивалях;
  • Участие в культурно – массовых и досуговых мероприятиях;
  • Наличие дипломов, званий;
  • Участие (систематичность) в творческих мероприятиях;
  • Точность и грамотность исполнения музыкальных произведений.

Уровень общеучебных умений и навыков

Критерии:

  • Умение слушать и слышать педагога;
  • Умение выступать перед аудиторией ( зрителями);
  • Способность самостоятельно подготовить себя и свое рабочее место к деятельности;
  • Аккуратность и ответственность в работе;
  • Умение пользовать компьютерными источниками информации.
  • Умение работать в коллективе.

Уровень личностного развития    

Критерии:

  • Уровень конфликтности;
  • Тип сотрудничества;
  • Воля;
  • Самостоятельность в работе;
  • ровень самооценки;
  • Самоконтроль;
  • Тип установки.

Учебно – тематический план

Тематическое построение программы позволяет педагогу дополнительного образования объединить (сгруппировать) ряд занятий в тематические блоки, что обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач.

                                       

Вокальный ансамбль

 1 год обучения

Название  тем.

Количество  часов.

Всего

Теория

Практика

Н В  Вводное занятие              

1

1

Раздел1.

Вокально – хоровая работа

Тема 1.1

Прослушивание голосов

1

-

1

Тема 1.2

Знакомство с эстрадными жанрами

2

1

1

Тема 1.3

Певческая установка. Дыхание .

4

1

3

Тема 1.4

Распевание

8

1

7

Тема 1.5

Унисон

16

1

15

Тема 1.6

Звуковедение

10

1

9

Тема 1.7

Дикция

6

1

5

Тема 1.8

Правила работы с микрофоном

4

1

3

Тема 1.9

Работа с фонограммами

10

1

9

Раздел 2

Музыкально- теоретическая подготовка

Тема 2.1

Основы музыкальной грамоты

4

1

3

Тема 2.2

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

2

1

1

Тема 2.3

Развитие чувства ритма

2

1

1

Раздел 3

Концертно – исполнительская деятельность

Тема 31

Сценическое движение

6

1

5

Тема 3.2

Сценическая культура

4

1

3

Тема 3.3

Праздники. выступления

2

-

2

Тема 3.4

Заключительное   занятие- концерт

2

-

2

                                                                           

                                                                                                                     84                    14               70                                                                                                                        

    2  год обучения

Название  тем.

Количество  часов.

Всего

Теория

Практика

Н В  Вводное занятие              

1

1

-

Раздел1.

Вокально – хоровая работа

Тема 1.1

Прослушивание голосов

1

-

1

Тема 1.2

Знакомство с эстрадными жанрами

2

1

1

Тема 1.3

Певческая установка. Дыхание .

4

1

3

Тема 1.4

Распевание

4

1

3

Тема 1.5

Унисон

14

1

13

Тема 1.6

Звуковедение

12

1

11

Тема 1.7

Дикция

10

1

9

Тема 1.8

Правила работы с микрофоном

8

1

7

Тема 1.9

Работа с фонограммами

30

1

29

Раздел 2

Музыкально- теоретическая подготовка

Тема 2.1

Основы музыкальной грамоты

4

1

3

Тема 2.2

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

4

1

3

Тема 2.3

Развитие чувства ритма

4

1

3

Раздел 3

Концертно – исполнительская деятельность

Тема 3.1

Сценическое движение

8

2

6

Тема 3.2

Сценическая культура

8

1

7

Тема 3.3

Праздника, выступления

10

-

10

Тема 3.1

Заключительное  занятие - концерт

2

-

2

                                                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                   126             15                  111                                                                                                                        

3год обучения

Название  тем.

Количество  часов.

Всего

Теория

Практика

Н В  Вводное занятие              

1

1

-

Раздел1.

Вокально – хоровая работа

Тема 1.1

Прослушивание голосов

1

-

1

Тема 1.2

Знакомство с эстрадными жанрами

2

1

1

Тема 1.3

Дыхание .

2

1

1

Тема 1.4

Распевание

4

1

3

Тема 1.5

Унисон

16

1

15

Тема 1.6

Звуковедение

20

1

19

Тема 1.7

Дикция

16

1

15

Тема 1.8

Правила работы с микрофоном

6

1

5

Тема 1.9

Работа с фонограммами

50

-

50

Раздел 2

Музыкально- теоретическая подготовка

Тема 2.1

Основы музыкальной грамоты

4

1

3

Тема 2.2

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

4

1

3

Тема 2.3

Развитие чувства ритма

2

1

1

Раздел 3

Концертно – исполнительская деятельность

Тема 3.1

Сценическое движение

16

2

14

Тема 3.2

Сценическая культура

6

1

5

Тема 3.3

Праздника, выступления

16

-

16

Тема 3.1

Заключительное  занятие -концерт

2

-

2

                                                                           

                                                                                                                   168                14                 154

  4 год обучения

Название  тем.

Количество  часов.

Всего

Теория

Практика

Н В  Вводное занятие              

1

1

-

Раздел1.

Вокально – хоровая работа

Тема 1.1

Прослушивание голосов

1

-

1

Тема 1.2

Знакомство с эстрадными жанрами

2

1

1

Тема 1.3

Певческая установка. Дыхание .

4

1

3

Тема 1.4

Распевание

4

1

3

Тема 1.5

Унисон

10

1

9

Тема 1.6

Звуковедение

24

1

23

Тема 1.7

Дикция

10

1

9

Тема 1.8

Правила работы с микрофоном

8

1

7

Тема 1.9

Работа с фонограммами

60

-

60

Раздел 2

Музыкально- теоретическая подготовка

Тема 2.1

Основы музыкальной грамоты

4

1

3

Тема 2.2

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

2

1

1

Тема 2.3

Развитие чувства ритма

2

1

1

Раздел 3

Концертно – исполнительская деятельность

Тема 31

Сценическое движение

10

2

8

Тема 3.2

Сценическая культура

8

1

7

Тема 3.3

Праздники. выступления

16

-

16

Тема 3.1

Заключительный концерт

2

-

2

                                                                                                                 168             14                154

                                                                         Солисты  

                        1 год обучения

Название  тем.

Количество  часов

Всего

Теория

Практика

Н В  Вводное занятие              

1

1

Раздел1.

Вокально – хоровая работа

Тема 1.1

Прослушивание голосов

1

-

1

Тема 1.2

Знакомство с эстрадными жанрами

2

1

1

Тема 1.3

Певческая установка. Дыхание .

5

1

4

Тема 1.4

Распевание

4

1

3

Тема 1.6

Звуковедение

6

1

5

Тема 1.7

Дикция

2

1

1

Тема 1.8

Правила работы с микрофоном

3

1

2

Тема 1.9

Работа с фонограммами

6

1

5

Раздел 2

Музыкально- теоретическая подготовка

Тема 2.1

Основы музыкальной грамоты

2

1

1

Раздел 3

Концертно – исполнительская деятельность

Тема 3.1

Сценическое движение

4

2

2

Тема 3.2

Сценическая культура

2

1

1

Тема 3.3

Праздника, выступления

2

-

2

Тема 3.1

Заключительный концерт

2

-

2

42

12

30

                                                                 

                                                                                                   

 2 год обучения

Название  тем.

Количество  часов.

Всего

Теория

Практика

Н В  Вводное занятие              

1

1

Раздел1.

Вокально – хоровая работа

Тема 1.1

Прослушивание голосов

1

-

1

Тема 1.2

Знакомство с эстрадными жанрами

2

1

1

Тема 1.3

Певческая установка. Дыхание .

5

1

4

Тема 1.4

Распевание

4

1

3

Тема 1.6

Звуковедение

6

1

5

Тема 1.7

Дикция

2

1

1

Тема 1.8

Правила работы с микрофоном

3

1

2

Тема 1.9

Работа с фонограммами

6

1

5

Раздел 2

Музыкально- теоретическая подготовка

Тема 2.1

Основы музыкальной грамоты

2

1

1

Раздел 3

Концертно – исполнительская деятельность

Тема 3.1

Сценическое движение

4

2

2

Тема 3.2

Сценическая культура

2

1

1

Тема 3.3

Праздника, выступления

2

-

2

Тема 3.1

Заключительный концерт

2

-

2

42

12

30

3 год обучения

Название  тем.

Количество  часов.

Всего

Теория

Практика

Н В  Вводное занятие              

1

1

-

Раздел1.

Вокально – хоровая работа

Тема 1.1

Прослушивание голосов

1

-

1

Тема 1.2

Знакомство с эстрадными жанрами

2

1

1

Тема 1.3

Певческая установка. Дыхание .

6

2

4

Тема 1.4

Распевание

6

2

4

Тема 1.6

Звуковедение

8

1

7

Тема 1.7

Дикция

8

2

6

Тема 1.8

Правила работы с микрофоном

4

1

3

Тема 1.9

Работа с фонограммами

24

1

23

Раздел 2

Музыкально- теоретическая подготовка

Тема 2.1

Основы музыкальной грамоты

4

1

3

Раздел 3

Концертно – исполнительская деятельность

Тема 3.1

Сценическое движение

12

2

10

Тема 3.2

Сценическая культура

2

1

1

Тема 3.3

Праздника, выступления

4

-

4

Тема 3.1

Заключительный концерт

2

-

2

                                                                                                                   84               15                   69

4 год обучения

Название  тем.

Количество  часов.

Всего

Теория

Практика

Н В  Вводное занятие              

1

1

-

Раздел1.

Вокально – хоровая работа

Тема 1.1

Прослушивание голосов

1

-

1

Тема 1.2

Знакомство с эстрадными жанрами

2

1

1

Тема 1.3

Певческая установка. Дыхание .

6

2

4

Тема 1.4

Распевание

6

2

4

Тема 1.6

Звуковедение

8

1

7

Тема 1.7

Дикция

8

2

6

Тема 1.8

Правила работы с микрофоном

4

1

3

Тема 1.9

Работа с фонограммами

24

1

23

Раздел 2

Музыкально- теоретическая подготовка

Тема 2.1

Основы музыкальной грамоты

4

1

3

Раздел 3

Концертно – исполнительская деятельность

Тема 3.1

Сценическое движение

12

2

10

Тема 3.2

Сценическая культура

2

1

1

Тема 3.3

Праздника, выступления

4

-

4

Тема 3.1

Заключительный концерт

2

-

2

                                                                                                                      84               15                   69

                                       

                                      Основные направления и  содержание программы

Основное содержание программы предполагает выделение в тексте разделов и тем внутри разделов, что позволяет формировать в единстве содержательные, операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. В каждом разделе раскрывается содержание тем в том порядке, в котором они представлены в тематическом плане. Каждый раздел отличается от другого сменой основного вида деятельности, содержанием, конкретными задачами. Обучающиеся за год проходят 10 -11 произведений.

В программе выделены следующие направления:

  1. Вокально – хоровая работы
  2. Музыкально – теоретическая подготовка.
  3. Концертно – исполнительская деятельность.

Вводное занятие.

Индивидуальное прослушивание детей.

Беседа «Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков».

Знакомство обучающихся с различными видами деятельности в соответствии с планом работы на текущих год.

1.    Вокально  - хоровая работа.

Певческая установка.

Весьма существенным для правильной работы голосового аппарата является соблюдение правил певческой установки: при пении необходимо сохранять ощущение свободы в сочетании с   внутренней и внешней подтянутостью.

Для сохранения необходимых качеств певческого звука и выработки внешнего поведения певцов основные положения корпуса и головы должны быть следующими:

--  голову держать прямо, свободно, не опуская вниз и не запрокидывая назад;

--  стоять твердо на обеих ногах, равномерно распределив тяжесть тела, а если сидеть, то слегка касаясь стула, также опираясь на ноги;

--  в любом случае корпус держать прямо, без напряжения, слегка подтянув нижнюю часть живота;

--  при пении в сидячем положении руки хористов должны свободно лежать на коленях, если не нужно держать ноты;

--  сидеть, положив нога на ногу, совершенно недопустимо, ибо такое положение создает в корпусе ненужное напряжение.

Если поющий учащийся откидывает голову назад или наклоняет ее книзу, то в гортани также создается излишнее напряжение, теряется свобода фонационного выдоха. Если певцы во время репетиций сидят, сгорбив спину, то пропадает активность дыхания, звук снимается с опоры, теряется яркость тембра, интонация становится неустойчивой.  

Распевание.

Занятия с хором или вокальным ансамблем обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию:

  1. разогревание и настройка голосового аппарата певцов с целью подготовки из к работе;
  2. развитие вокально – хоровых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческих голосов в процессе исполнения хоровых и вокальных  произведений

Подготовка певцов к работе предполагает, прежде всего, их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса.

Распевки необходимо начинать с упражнений « на дыхание». Для распевок на первом году занятий следует использовать знакомые считалки, припевки, которые знакомы детям с раннего детства. Они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма, свободной артикуляции.

Кроме того, они раскрывают возможности голоса: силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность вокальной позиции.

Распевание способствует развитию чистоты интонации ладогармонического слуха. Желательно как можно чаще пользоваться записью пения на магнитофон, сверяя звучание собственного голоса с голосами профессиональных певцов. Упражнение надо начинать с примарной зоны, двигаясь вниз или вверх, но вверх нужно идти очень аккуратно, особенно в младших группах. Все упражнения должны  транспонироваться по полутонам вверх, доводиться до верхних нот диапазона и возвращаться обратно.

Певческое дыхание.

             Таким образом, певческое дыхание является основой вокально – хоровой техники.

Обучающийся  должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих

Дыхание тесно связано с другими элементами вокально – хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием.

Основой вокально – хоровой техники является навык правильного певческого дыхания, так как от него зависит качество звука голоса.

 Певческое дыхание во многом отличается о обычного жизненного дыхания. Выдох, во время которого происходит формация, значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Основной задачей произвольного управления певческим дыханием является формирование навыка плавного и экономного выдоха во время фонации.

Обучающийся  должен уметь дышать глубоко, но одновременно легко, быстро и незаметно для окружающих. Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно и  глубоко. Во время вдоха нижние ребра слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания, что необходимо для точности интонирования в момент атаки звука.

 Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа исполняемого произведения; чем подвижнее темп, тем они быстрее. Во время фонационного выдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние ребра в раздвинутом состоянии.         Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука. Вдох по активности и объему должен соответствовать характеру музыки и длине музыкальной фразы, которую предстоит исполнить.

Дыхание тесно связано с другими элементами вокально – хоровой техники: атакой звука, дикцией, динамикой, регистрами голоса, интонированием.

Например, от перебора дыхания возникают излишние мышечные напряжения в голосовом аппарате, в том числе и зажатость артикуляционных органов, что приводит к ухудшению качества дикции, напряженности звучания голоса, быстрому утомлению певцов. Отсутствие момента задержки дыхания также порождает звук интонационно неточный, как бы с « подъездом» к заданному тону, как правило, снизу.

         Таким образом, певческое дыхание является основой вокально – хоровой техники. Приобретение других вокально – хоровых навыков во многом зависит от приобретения навыка певческого дыхания.

Цепное дыхание.

Одним из преимуществ коллективного пения является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых произведений на непрерывном дыхании (например, русской народной песни).

 Обычно это протяжные песни, которые от начала до конца исполняются непрерывно, медленно и плавно. В большинстве случаев для них характерно сквозное динамическое развитие. Этот звуковой эффект основан на использовании так называемого «цепного дыхания», когда певцы хора или ансамбля берут дыхание не одновременно, а последовательно по одному, как бы по цепочке.

Основные правила при выработке навыка цепного дыхания можно сформулировать так:

--  не делать вдох одновременно с сидящим рядом соседом;

--  не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот;

--  дыхание брать незаметно и быстро;

--  вливаться в общее звучание хора без толчка, с мягкой атакой звук, интонационно точно;

--  чутко прислушиваться к пению своих соседей и общему звучанию хора.

Только при соблюдении этих правил каждым певцом коллектива можно добиться ожидаемого эффекта: беспрерывности и протяжности общего звучания хора или ансамбля.

Унисон.

В самом начале работы с хором или вокальным ансамблем возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук и, внимательно вслушиваясь в общее звучание, стараются слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.

Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке хора появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком – либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание хористов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.

Вокальная позиция.

Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая « место» для звука: мягкое небо приподнимается, образуя своеобразный « купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в низкое певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Надо напоминать учащимся  о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе.

Звуковедение.

В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, головного звучания наряду с использованием смешанного и грудного регистра.

Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м». Зубы при этом должны быть разжаты, мягкое небо активизировано в легком зевке, звук должен посылаться в головной резонатор, под которым в вокальной педагогике имеется в виду верхняя часть лица с ее носоглоточной полостью. Посыл звука в переднюю часть твердого неба на корни передних верхних зубов обеспечивает его наилучшее резонирование, благодаря чему звуке приобретает силу, яркость и полетность. Очень полезны упражнения на пропевание гласных а, о, у, э, и.  

Дикция.

Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, с тем чтобы дольше прозвучал гласный звук.

Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки.

Хорошая дикция – это залог  успешной исполнительской деятельности коллектива, ведь «хорошо сказано – наполовину спето».

Репетиции проводятся перед выступлениями в плановом порядке.

 Это работа над ритмическим, динамическим, тембровым ансамблями, отшлифовывается исполнительский план каждого музыкального произведения.

Работа с микрофоном

Устройство и виды микрофонов. Шнуровой  и радио микрофон, их сходство и различие. Правила пользования микрофоном. Практические навыки работы с микрофоном.

Работа с фонограммами.

Понятие фонограммы. Аранжировка. Виды фонограмм. Фонограмма «-« и «+».Особенности исполнения музыкальных произведений под фонограмму. Практическая деятельность .

2. Музыкально – теоретическая подготовка.

Основы музыкальной грамоты.

Знать название звуков и их расположение на нотном стане в скрипичном ключе (первая, вторая октавы). Устойчивые и неустойчивые звуки, тон, полутон. Различать знаки альтерации: бемоль, бекар, диез. Знакомство с ключами и метро – ритмическими особенностями строения музыкальных произведений.

Определение в песнях фразы, в них запев и припев. Различать динамические и темповые обозначения как основные средства музыкальной выразительности.

 Различать тембры фортепиано, скрипки, виолончели, трубы.

Также различать тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.

Систематически развивать, ритмический, ладовый и тембровый слух.

Различать высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии, повторность их звуков, их долготу, громкость.

Петь звукоряд (до первой октавы  - до второй октавы) с названием и без названия звуков. Отличать мажорные песни от минорных. Сознательно исполнять звуки различной длительности.

Различать ударные и безударные доли такта.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти.

Использование упражнений по выработке точного воспроизведения мелодии, восприятия созвучий, для улучшения чистоты интонирования на одном звуке, на слог « лю» , на группу слогов ля, ле, лю. Практические упражнения по видам движения мелодии (постепенное,

« змейкой», скачкообразное).

         Сравнительные упражнения на высоту звука с использованием игрового приема, сопровождая пение движением руки вверх, вниз. 

Развитие чувства ритма.

Это понятие подразумевает особенности распределения звуков во времени.

Метр – это ритмическая пульсация одинаковых длительностей, разделяемых акцентами через определенные промежутки времени на такты. Метр является как бы средством измерения ритма, его мерой. Точное ощущение метра – залог хорошего исполнения ритмического рисунка композиции.

Темп – степень быстроты исполнения музыкального произведения. Дети должны знать три вида темпов: медленный, умеренный и быстрый. Обозначение темпа, как мы видим, в то же время обозначает и характер музыки.

Восприятие и переживание музыкального ритма воздействует на активно – двигательную природу человека. Поэтому когда мы увлекаемся музыкой, то начинаем не только напевать, но и ритмично двигаться в  такт ей.

        Важно научить детей «погружаться» в музыку. Необходимо достичь того, чтобы обучающиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но внутреннее зрение.

Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основы развития творческого воображения, которое человеку необходимо не только в искусстве, но  и в любой области, в какой бы он не работал.

 В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.

Показ – исполнение песни.

Каждое новое знакомство с музыкальным произведение начинается с показа его педагогом. Разучивание, усвоение мелодии, закрепление музыкального материала с сопровождением и без него, раздельно по партиям и всем вместе. В благоприятных условиях певческого воспитания дети прекрасно воспринимают и исполняют классику, народные песни, песни современных композиторов. Репертуар обеспечивает полноценное музыкальное развитие каждого, повышает музыкальную культуру детей, формирует их вкусы, взгляды, повышает ответственность перед коллективом. Произведения, различные по характеру и степени трудности, подбираются с учетом возрастных особенностей поющих.

3.  Концертно – исполнительская деятельность.

Это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Большое значение для творческого коллектива имеют концертные выступления. Они активизируют работу, позволяют  более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

План концертной деятельности составляется на год в соответствии с планом школы по организации и проведению массовых мероприятий,  с учетом традиционных праздников и конкурсных выступлений. Без помощи педагога дети выступают с выученным репертуаром на своих классных праздниках, родительских собраниях.

 Отчетный концерт или открытое занятие для родителей  – это финал концертной работы. Обязательно выступают все дети, исполняется все лучшее, что накоплено за год.

Воспитать необходимые для исполнения качества в процессе концертной деятельности,    

заинтересовать, увлечь детей коллективным творчеством – основная задача педагога.

                                   Методическое обеспечение программы

           

               Форма занятий:

       Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.  

  • Беседа (изложение  теоретических сведений, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видео материалами).
  • Практическое занятие(овладение вокальной техникой, освоение музыкальной грамоты, разучивание   и исполнение песенного репертуара).
  •  Занятие – постановка, репетиция, на которой отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
  •  Заключительное занятие, завершающее тему  - занятие – концерт.

       Проводится для самих детей, педагогов, родителей, гостей.

  • Выездное занятие – концерты, конкурсы, фестивали.
  • Занятие с солистами ( индивидуально)

                 Методы организации   учебно – воспитательного процесса.

Словесный      (объяснения, разъяснения, дискуссия, беседа).

Наглядный     (иллюстрация ( показ) педагогом певческого материала, анализ    

                         исполнения  музыкального произведения в исполнении других учащихся,        

                          использование   наглядных пособий и  раздаточного материала).

Практический   (упражнения, репетиции, художественное исполнение выученных

                          песен, выступления на концерте, конкурсе ).  

Видеометод   (использование  видео материалов  и аудио записей)   

                             

Применяемые технологии, методы и формы работы учитывают психолого- физиологические особенности обучающихся.

                 

  Работа по сохранению и укреплению здоровья обучающихся

  1.   Обеспечение  гигиенических условий на  занятиях:
  • соблюдение температурного режима и режима освещения на занятиях;
  • проветривание  кабинета перед каждым занятием, влажная уборка;
  • соблюдение чистоты и порядка  в  кабинете.

    2.  Профилактическая,просветительская, воспитательная работа по формированию  

        культуры ЗОЖ:

  • инструктаж по соблюдению правил ТБ на занятиях и в общественных местах;
  • правила пользования  музыкально – техническими средствами;    
  • гигиена и охрана голоса;
  • беседы с обучающимися:

                 « Формирование правильной осанки во время пения», «Береги свой голос» и др.

    3.  Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях:

  • психофизическая  (комфортная, а не стрессовая) атмосфера на занятиях;
  • рациональное чередование видов учебной  деятельности;
  • соблюдение    режима занятия и отдыха.

 4.  Организационно – массовая, оздоровительная работа:

  • физкультминутки;
  • динамические паузы;
  • минутки  релаксации;
  • упражнения на   развитие  и укрепление голосового аппарата;
  • дыхательная и дикционная  гимнастика.

  1. Работа с родителями
  • групповые и индивидуальные консультации с родителями о гигиене и работе    

         голосового аппарата, об охране и бережном отношении к детскому голосу.

Работа с одаренными детьми

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Программа «Вдохновение» имеет художественно – эстетическую направленность, поэтому здесь мы встречаемся с художественным видом одаренности детей в области музыкального  творчества.

С целью выявления одаренных детей, необходимо проведение диагностики музыкальных способностей обучающихся на начальном этапе обучения.

Педагогу необходимо соблюдать главный принцип работы: принимать ребенка таким, какой он есть.

Нужно уметь вставать в субъект - субъектную позицию по отношению к этому ребенку, отойти от обычной линии, обычного проявления педагогического менталитета, когда обучающийся воспринимается как объект педагогического воздействия. Это не всегда понятно, но в работе с одаренными детьми это особенно важно.

Педагогу следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Не стоит постоянно выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, полезно поощрять совместные занятия с другими воспитанниками.

Педагогу не стоит возводить одаренного ребенка на пьедестал перед другими детьми. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание исключительности его достижений может вызвать раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность – преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны педагога – конечно, недопустима.

Педагогу полезно помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся задания. Педагогам нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей воспитанников

Формы работы и виды деятельности:

  • индивидуальные занятия;
  • подбор яркого  песенного репертуара, включающего более сложные вокальные задачи и способствующего раскрытию творческого потенциала детей;
  • воспитание певца – солиста;
  • использование одаренных детей в качестве ведущих исполнителей в вокальном ансамбле;
  • участие в конкурсах вокального мастерства;
  • активное участие в концертно – исполнительской деятельности;
  • взаимодействие с родителями одаренных детей.

                                         

Работа с одаренными детьми

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Программа «Вдохновение» имеет художественно – эстетическую направленность, поэтому здесь мы встречаемся с художественным видом одаренности детей в области музыкального  творчества.

С целью выявления одаренных детей, необходимо проведение диагностики музыкальных способностей обучающихся на начальном этапе обучения.

Педагогу необходимо соблюдать главный принцип работы: принимать ребенка таким, какой он есть.

Нужно уметь вставать в субъект - субъектную позицию по отношению к этому ребенку, отойти от обычной линии, обычного проявления педагогического менталитета, когда обучающийся воспринимается как объект педагогического воздействия. Это не всегда понятно, но в работе с одаренными детьми это особенно важно.

Педагогу следует избегать укрепления перфекционистских тенденций в одаренном ребенке, перехваливая лучшую или самую аккуратную работу. Не стоит постоянно выделять одаренного ребенка за прекрасные индивидуальные успехи, полезно поощрять совместные занятия с другими воспитанниками.

Педагогу не стоит возводить одаренного ребенка на пьедестал перед другими детьми. Успехи его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание исключительности его достижений может вызвать раздражение, ревность и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность – преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже сарказм со стороны педагога – конечно, недопустима.

Педагогу полезно помнить, что в большинстве своем одаренные дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся задания. Педагогам нередко необходима помощь методистов, чтобы разнообразить программу с учетом потребностей воспитанников

Формы работы и виды деятельности:

  •    индивидуальные занятия;
  • подбор яркого  песенного репертуара, включающего более сложные вокальные задачи и способствующего раскрытию творческого потенциала детей;
  • воспитание певца – солиста;
  • использование одаренных детей в качестве ведущих исполнителей в вокальном ансамбле;
  • участие в конкурсах вокального мастерства;
  • активное участие в концертно – исполнительской деятельности;
  • взаимодействие с родителями одаренных детей.

                                         

               

Информационно - техническое оснащение программы

  •  Фортепиано;
  • Музыкальный центр;
  •  Компьютер;
  • Записи фонограмм в режиме «+» и «-»;
  • Микрофоны;
  • Зеркало;
  • Нотный материал, подборка репертуара;
  • Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
  • Записи выступлений, концертов.

                                   

Используемая литература

  1. С. Газарян. «В мире музыкальных инструментов». (М., Просвещение. 1985).
  2. Е. Гульянц. «Детям о музыке». (М., Издательство «Аквариум», 1996).
  3. Н.В. Зарецкая «Календарные музыкальные праздники» 2005.
  4. А. Калёнов «Там, где музыка живёт». (М., Педагогика 1986).
  5. Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах». (М., издательство «Советский композитор», 1986).
  6. М.Ю. Картушина «Сценарии оздоровительных досугов». (Изд. Просвещение – 2005).
  7. Е. Макшанцева «Скворушка». (Изд. Просвещение.1998).
  8. Музыкальное воспитание школьников./ О.П.Радынова.-М.:Просвещение: Владос, 1994.-223с.
  9. Методика музыкального воспитания./ Сост. Н.А.Ветлугина М.:Просвещение, 1982. –    
  10.    271с.

10.  Внеурочная деятельность. Григорьев

11.  Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

        Горский.

12.   Развитие музыкальных способностей детей. Т.Н.Михайлова.

13.   Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей /Сост. Т.М.Орлова,

        С.И.Бекина. – М.,1988.

14.   Музыкальное развитие детей. О.П. Радынова. М., Гуманитарный издательский центр

         ВЛАДОС» 1997.

15.    Музыкальное воспитание умственно отсталых детей. И.В. Евтушенко. М.,

        ACADEMA, 2003.

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированная программа театральной студии "Мини-театр"

Цель программы: развитие личности ребёнка путём интеграции содержания предмета "Литературное чтение " с содержанием занятий театральной студии.Задачи программы:-формирование духовно-ценностных ориента...

Вводное занятие в образовательную программу вокальной студии "Созвездие"

Занятие разработано в разделе авторской образовательной программы вокальной студии "Созвездие"  для учащихся 2-4 классов. Тема занятия "Путешествие в страну Звукляндию". К занятию прилагаются пам...

ПРОГРАММА театральной студии «Карусель»

Введение театрального искусства в начальную школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышен...

Образовательная программа цирковой студии "Надежда"

Программа обучения детей от 6 до 16 лет цирковому искусству....

Учебно-методическое пособие к программе "Изобразительная студия"

Целью данной работы является ознакомление с историей возникновения игрушки, основными элементами ее росписи. Нравственно эстетическое воспитание личности, способной свободно ориентироваться в ку...

Дидактический материал к программе "Студия эстрадного и народного вокала"

ldquo;Дидактические музыкальные игры как способ закрепления изученного материала и проверки знаний обучающихся &rdquo...