Тема: “ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАРИСОВКИ ПЕРНАТЫХ ЖИТЕЛЕЙ ЛЕСА”
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Краснова Елена Александровна

 

На примерах  произведений, звучащих на уроке, ребята   должны почувствовать, услышать, увидеть природу своей   душой    и сердцем композитора, художника поэта.     

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_muzyke_-_ptitsy_oo.rar9.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 Урок  по музыке  в 4 классе

“Выразительность и изобразительность в природе и музыке”

Тема:  “ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАРИСОВКИ ПЕРНАТЫХ ЖИТЕЛЕЙ ЛЕСА”

ЗАДАЧИ УРОКА:

Образовательная:  на примерах  произведений, звучащих на уроке, ребята  

                                должны почувствовать, услышать, увидеть природу своей

                                душой    и сердцем композитора, художника поэта.    

                                    Закрепить знания музыкальной грамоты.

Воспитательная:   воспитывать любовь к природе, к окружающему миру,  

                               эмоциональную  отзывчивость, доброту, милосердие.

                               Воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру

                               поведения.  

Развивающая       Развивать познавательные процессы, чувство ритма,    

                             музыкальный слух, способность рассуждать о музыке. Работа

                             над дикцией, дыханием, образом.

 

Оборудование:   аудиозапись, наглядные пособия, музыкальные инструменты,

                             Музыкальная и методическая литература.

                                              ХОД УРОКА:

Эмоционально настроить детей  на восприятие темы.

На фоне музыки “Шорохи гор” Антона Хьюджеса   звучат стихи:

                      Звуки вырастают как  цветы

                      Грустные, веселые, любые,

                      То горячие до красноты,

                      То холодновато- голубые.

                      Вот они расселись по лесам

                      Зазвучали до самозабвенья

                      Узнаю я их по голосам

                      Звонких повелителей мгновенья.

-Какую картину нарисовали музыка и стихи в вашем воображении?

      (освещенный солнцем лес, в котором слышны переклички птиц…)

-Какое настроение принесла вам музыка?

-Какими чувствами наполнен музыкальный лес?

      ( музыка наполнена нежностью, спокойствием, светлой грустью, погружает нас в чудесное, полное блаженства состояние)

-Что такое лес? Каким вы его представляете?

( сосновые, березовые дубравы, много птиц, зверей; чистый, смолистый воздух, густая зелень;  свежесть,  наполненная звенящими птичьими трелями;

на деревьях птицы вьют свои гнезда и выращивают птенцов)

-К какому жанру вы отнесли бы эту музыку?

                   (песенному)

Исполнение песни “Доброе дерево” муз. М. Околота, сл. В. Орловой

  • Почему песня называется “ Доброе дерево”?
  • Как вы понимаете слова: ” дерево птицам помашет листвою”?
  • Все ли птицы улетают, или какие то остаются?
  • Как мы должны беречь птиц, особенно зимой?
  • Что было бы, если б не было птиц?

             (ответы детей)

   -Давайте исполним песню, которая учит нас быть добрыми, внимательными,  

     отзывчивыми ко всем, кто нуждается в помощи.

            “Покормите птиц зимой” муз. Е. Шахановой

                       (вокально-хоровая работа)

       (проверка д/з: рисунки на тему  ” Грусть и радость птиц”)

  • Но вот закончилась зима, и солнышко стало будить от зимней спячки всех жителей леса.
  • А кого разбудило солнышко  в одной весенней сказке, подскажет вам музыка. / слушание   /

( солнышко разбудило птиц)

  • А какие средства музыкальной выразительности помогли понять, что

     музыка изобразила именно пение птиц?

  • В каком регистре звучала музыка? (в высоком)
  • В каком темпе? (быстром)
  • А тембр какого инструмента изобразил пение птиц? (флейта, скрипка)
  • Из какой оперы прозвучал этот фрагмент?

(   “Снегурочка “  Римского – Корсакого)

С первыми лучами солнца просыпается весь лесной птичий мир.

     Прислушайтесь, к его голосам.  Чем эти голоса отличаются от певчих      

     трелей  из оперы Римского – Корсакого “ Снегурочка “?

      “ Чей голос? “Музыкальная игра на развитие тембра.                                      

  (  На доске развешиваются изображения различных птиц. Дети должны во  

  время прослушивания голосов  записать их названия в порядке звучания.)

  • Вы хорошо справились с заданием. А теперь ответьте на вопрос:

          Чем эти голоса отличаются от певчих  трелей  из оперы Римского –    

          Корсакого “ Снегурочка “? (звучат настоящие голоса)

  • Вы поняли, что композитор Римский-Корсаков умел внимательно    

    вслушиваться в голоса природы и это помогло ему мастерски перевести  

    птичий язык на язык музыки.

  • А теперь давайте образно перевоплотимся  в жителей леса и попытаемся      

         его оживить.

            Музыкально – поэтическая зарисовка  “Лесной дуэт”

                           Действующие лица и их партии:

 1. Ветер -  группа детей изображает качанием рук на легато

2.  Чтец -              На лесной опушке, где цветной узор

                              Дятла и кукушки слышен разговор

3. Кукушка-

 (ксилофон)

                                                                                                                                   

    Группа                  Кукушка кукует: Ку-ку! Ку-ку!

   Солистов              сама сочинила   я пе-се-нку!

                                 Ку-ку,   ку-ку,   ку-ку, ку-ку, ку-ку!

4. Дождик-  группа детей изображает на столе кончиками пальцев дождик            

                      по схеме:                                                                          (staccato)  

5. Чтец -                Дятел, хоть и молодой, - вежливая птица

                              Он всегда перед едой к червяку стучится!

6. Дятел -                                                                                                            и т.д.

7. Все вместе, кроме чтецов.

(закрепить понятия паузы, ритма, динамики, штрихов (стаккато, легато)).

На фоне музыки К. Сен-Санса “ Лебедь” звучит фрагмент стихотворения

А. Юрьева “Лебедь”:

                                     Светлое озеро тихо спит,

                                     Спит в очарованном сне.

                                     Блеском луны голубой залит,

                                     Птица плывет в тишине.

     -  О какой  птице вам рассказали музыка и стихи? ( Лебедь)

  • Какие средства музыкальной выразительности помогли вам узнать птицу?

(  певучая  плавная  музыка, медленный темп, нежное звучание виолончели в сопровождении фортепиано передает покачивание волн)

  • почему на эту птицу можно смотреть часами? Наверно, есть в этих птицах    

что - то   такое,  что заставляет всех - от мала до велика! – поднимать лица в небо: “ Смотрите, лебеди летят!” И долго – долго провожать их глазами.

Но не меньше их красоты поражает людей сила лебединой любви и верности. Эти птицы живут дружными семьями, и существует древнее поверье, что лебедь поет один раз в жизни – перед смертью. Стая  окружает умирающего лебедя и плывет за ним до последней минуты, пока он поет свою “ лебединую песню”. А когда умирает лебедушка, от тоски по ней умирает и ее лебедь.

       “Лебединая верность”  Мартынов   / слушание /

  • Не стреляйте в белых лебедей. Берегите красоту жизни, красоту человеческой души. Где красота, там и доброта.

       Исполнение  “ Мир вам, люди!” сл. М. Пляцковского, муз. Б. Савельева

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители" Тема: Наши предки – древесные жители.

Урок окружающего мира "Наши предки – древесные жители". Тема: Наши предки – древесные жители. Цель: формирование у учащихся новых понятий: сходство и различие человека и обезьян.На уроке исп...

Интегрированное музыкальное занятие с детьми в старшей группе. Тема: «Волшебные приключения в зимнем лесу»

Волшебные приключения в зимнем лесу» интегрированное занятие для детей старшей, подготовительной группы.Дети ищут волшебную ягоду «Снеженику», но Снежная Королева заколдовала их, превратив в суг...

Урок окружающего мира во 2 классе "Пернатые обитатели леса".

УМК "Начальная школа XXI века". Урок окружающего мира "Пернатые обитатели леса".Цели: 1. Познакомить детей с лесными птицами, с голосами  птиц, с особенностями их поведения местами обитания.2. Ра...

Сценарий внеклассного мероприятия Игра-путешествие "Жители леса"

Цель: Расширение представления детей о животном мире леса....

Сценарий внеклассного мероприятия 1-4 класс. Жители леса

Конкурсная программа для учащихся 1-4 классов...

Конспект занятия для дошколят по математическому развитию «Спасение жителей леса»

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, использование дидактических пособий, нагляд...

Презентация к уроку по теме пейзажная зарисовка Соколова - Микитова "Март в лесу"

Материал поможет учащимся самостоятельно проанализировать произведение Соколова - Микитова "Март в лесу" и написать свою зарисовку на тему "Мелодии весеннего леса"....