Главные вкладки

    "Методы и приёмы развития творческих способностей на уроках музыки в начальных классах"
    учебно-методический материал по музыке (1 класс) по теме

    Словиковская Елена Владимировна

          Используемые на уроках музыки творческие задания, делают обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формируют эмоционально положительное отношение к предмету. Предлагаю ознакомиться с некоторыми из них.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Словиковская Елена Владимировна

    учитель музыки, высшая категория.

    г. Нижний Новгород

    «Методы и приёмы развития творческих способностей на уроках музыки в начальных  классах»

          Среди факторов, активно влияющих на процесс обучения, ведущая роль принадлежит  раскрытию творческих способностей, которые, в свою очередь, став активными способами учебной работы, помогают достигать новых уровней знаний.

     Дети всегда хотят, чтобы у них на уроках происходило что-то необычное, интересное, яркое.  А учитель всегда мечтает о том, чтобы ученики проявляли себя во всём блеске своих способностей. И никакой педагог не в силах научить чему-либо ученика, если тот не будет проявлять личного желания, прикладывать личных усилий.

        В начале учебного года я всегда провожу с детьми небольшую беседу на тему: «Поговорим о тебе». Чтобы ученик посмотрел на  себя в зеркало, посмотрел себе в глаза, очень внимательно посмотрел и  задал себе вопросы:  Чего хочет достичь в жизни? Что может дать другим людям? С чем он идёт в этот мир? Да, это очень серьёзные вопросы. Не на все  дети смогут чётко и грамотно ответить, но задуматься о своем месте в жизни они помогут.  

        В каждом человеке природа заложила свой дар. Кто-то замечательно рисует, кто-то хорошо поёт, танцует, сочиняет стихи. Многие же дети и не подозревают, какие богатства в них скрыты. Задача учителей помочь  детям  на начальном этапе обучения заинтересоваться творчеством, проявить свою фантазию, выдумку – раскрыть себя.  Для этого на  своих уроках  я стараюсь использовать и внедрять ряд творческих заданий, игр, ситуаций, которые способствуют развитию творческих способностей ребёнка.     Без творческой фантазии не сдвинуться с места ни в одной области человеческой деятельности.

          Один философ попросил своих учеников принести ему два  абсолютно одинаковых листа клёна, и никто этого задания выполнить не смог. Одинаковых людей тем более нет. Учителя должны знать, что дети все разные, у каждого свой почерк, своё видение мира, свой потенциал, а  для занятий творчеством это очень ценно.

           Учёные давно заметили, что люди, «вкусившие» творчества, совсем по-другому живут и работают, становятся успешнее в жизни, талантливее в других областях знаний, совершенно не связанных с искусством. Творчески развитый человек обязательно будет работать лучше, с ним  будет интересно общаться, созидать, творить.

    Используемые на уроках музыки творческие задания, делают обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формируют эмоционально положительное отношение к предмету. Предлагаю ознакомиться с некоторыми из них.

     ЗАДАНИЕ №1 «По-разному»:

        А) На доске нарисовать длинную прямую линию. Равномерно, без толчков и остановок вести по ней карандашом или указкой и одновременно пропевать гласную «О» всё время на одной высоте: одинаково, монотонно. Не прерывать пения до конца линии:

           __________________________________________________________________

    О-о-о-о-о-…………….

         Б) Теперь на доске нарисовать пунктирную (прерывистую) линию. Равномерно вести по ней карандашом или указкой  и тоже пропевать гласную «О», делая мягкие перерывы в звучании. Во время паузы указка тоже равномерно движется по доске:

    _______ пауза ________ пауза _______ пауза _______ пауза _______ и т.д.

    О-о                      О-о                    О-о                     О-о                   О-о

         В)  Нарисовать линию, состоящую из точек. Быстро дотрагиваясь пальцем или указкой до каждой из них, отрывисто и активно пропевать: «О!О!О!»:

              .     .     .      .     .     .     .     .      .     .     .     .     .      .     .     .

             О!  О!  О!  О!  О!  О!  О!  О!  О!  О!  О!  О!  О!  О!  О!  О!  и т.д.

     Итак, гласная «О» всё время поётся по-разному. Первый способ пения звучит протяжно, слитно и в музыке именуется словом «ЛЕГАТО»; второй способ – отдельно, не связно – «НОН-ЛЕГАТО»; а третий звучит отрывисто – «СТАККАТО». Постепенно дети учатся извлекать звуки при пении всеми этими способами, с помощью линий-схем, а также без них.  

                                         

                                                                                                     

    ЗАДАНИЕ №2 «Поём о сосне»

         Произнести нараспев двустишие о сосне разными способами: «легато» - пропевая, «нон-легато» - мягко деля слова на слоги, «Стаккато» - коротко и отрывисто. Далее усложнить задание и попробовать сочетать разные варианты, выделяя отдельные слова или слоги. Под словами, для облегчения задания нарисовать ориентиры: прямая линия – легато, прерывистая линия (по слогам) – нон-легато, точки – стаккато.

    Например:                                …….                            ………..

    1. Зимой и летом   зелена,       рас – тёт   красавица     сосна.

    ……………….                       ……..

    1. Зимой и летом    зелена,       растёт    красавица     со -  сна.

         

     ЗАДАНИЕ №3 «Сказочное заклинание»

          Вспомнить, как пели дети о сосне в задании №2. А теперь представить себе, что это сказочное заклинание. Произнести двустишие о сосне на разные лады: то громким и страшным голосом, как злодей; то печально и жалобно, как сестрица Алёнушка; то пропищать тоненько, как Мышка-норушка. Иначе говоря, использовать разные интонации. Попробовать произнести завывающим, стонущим, хохочущим, рыдающим голосами. Можно покартавить, говорить в нос. Очень интересное сочетание даёт чередование говорения и пропевания.

     ЗАДАНИЕ №4

          Спросить детей, чем отличаются эти линии:

    1. __________________________________________________    

    О-о-о…….                              

    1.  _______          ______         _______         _______          _______

    О-о-о….

          Если вести пальцем по первой из них, палец движется всё время на одной высоте, горизонтально. Если же вести пальцем по второй линии, палец поднимается сначала снизу вверх, а потом спускается сверху вниз. Такой же путь должен  проделать и голос ребёнка.

        Ведя пальцем по первой линии, тянуть гласную «о-о» на одной высоте, без повышений и понижений, до конца линии.

         Теперь надо изменять голос с более низкого до более высокого, и в обратном направлении,  как показано на второй линии-схеме. Желательно проделать этот путь несколько раз. Такое упражнение расширяет певческий диапазон ребёнка. Попутно можно дать определение слова диапазон.

    ЗАДАНИЕ №5 ««Вверх-вниз»

    Зная задание №4, ребёнку будет легко ответить, чем отличаются эти линии:

       1.   _______          ______          _______         _______          _______

    2.   _______          _______          _______          ______         ________        

        Одинаково ли будет звучать  голос, если пропевать гласную «О» и вести пальцем сначала по первой, а потом по второй линиям-схемам?  Показать на схеме, где голос будет звучать наиболее высоко, тоненько. А где у голоса будет самая низкая точка звучания.  Петь, двигая пальцем по схемам. Можно придумать свою схему, нарисовать её и спеть по ней.

       Эти упражнение  можно  проделать  сначала способом «легато», потом «нон-легато» и, наконец, «стаккато».

    ЗАДАНИЕ №6. «Вверх-вниз»

       Закрепив четвертое и пятое задания, шестое   можно усложнить, объединив линии-схемы, приведенные выше. Голос поднимается сначала снизу вверх,  потом спускается сверху вниз и отражается зеркально в низком звучании. Можно предложить любой вариант - как решит ваша фантазия.

    ______         ______          _____          _____         _____         _____         _____

           

    ЗАДАНИЕ №7 «Горка».

       Это задание для голоса  наглядно показывает линия-схема, приведенная ниже:

                                                                                                                         ______

       

          Зачем нужна такая работа? Для того  чтобы поупражнять голос в переходах от низкого звучания к более высокому  и наоборот. Это облегчает не только выразительное пение, но и чтение.

           ЗАДАНИЕ №8 «Копилка чувств».

       Содержание музыкального произведения иногда детям трудно выразить словами. Тем не менее, можно попытаться описать, какие чувства и настроения пробудила в ребенка та или иная музыка. На протяжении учебного года у детей будут появляться любимые произведения и просто хорошо знакомые, которые тоже узнаваемы и нравятся. Можно попробовать побыть исследователем и составить таблицу, где было бы видно: какие чувства и настроения несут человеку музыкальные произведения?

         НАСТРОЕНИЕ                 КОМПОЗИТОР                    НАЗВАНИЕ СОЧИНЕНИЯ

         Грусть

         Радость

         Мечтательность

         Героические чувства

         Трагические чувства

          (горе, страдание)

          Раздумья о жизни

          Шутливое настроение

          Тревога

          Ощущение сказочности,

          нереальности.

           Волнение

            другое

           В таблице окажутся фамилии композиторов живших очень давно. Но их музыка по-прежнему продолжает волновать людей. И тогда и сейчас человечество одинаково грустит и смеётся. Человек с его чувствами, настроениями,  раздумьями, надеждами – вечная тема искусства.

    Желаю всем творческих успехов, вдохновения, радости созидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей детей через музыку и творчество

    Система работы, позволяющая развивать творческие способности каждого ребенка...

    Метод проектов - технология развития творческих способностей младшего школьника на уроках английского языка.

    Образовательная система на современном этапе представляет собой многофункциональный, аспектный механизм, в котором ведущие позиции предоставлены  педагогам, выполняющим главную роль в формировани...

    Статья "Приемы и методы развития творческого мышления на уроках музыки"

    Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.Творчество по п...

    развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС

    развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС...

    Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках фгос

    Пути и способы развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки ...

    Методы и приёмы развития творческой активности учащихся начальной школы

    Проблема творчества стала в наши дни настолько актуальной, что по праву считается «проблемой века». Целью применения методов и приемов развития творческой активности учащихся является необходимость по...

    МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

    Статья в сборнике по итогам Международной научно-практической конференции 04 июня 2018 г."ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И ПРОГРАММЫ В ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКЕ И ОБРАЗОВАНИИ"...