Главные вкладки

    развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС
    статья (музыка, 1 класс) по теме

    Старжинская Марина Викторовна

     развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках ФГОС 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках реализации  ФГОС

    (2 слайд) Главной  целью в контексте требований ФГОС является рассмотрение  в комплексе личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников музыке

    ФГОСы второго поколения ориентируют учителя и учащихся на три вида результатов образования: личностные, предметные и метапредметные.

    Какие же метапредметные умения  могут быть сформированы  на уроках музыки?  Это - наблюдение за явлениями жизни и искусства, понимание их многообразия; ориентированность в культурном многообразии, участие в жизни социума; овладение способностью к реализации творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера; применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность к логическим действиям; планирование, контроль и оценка учебных действий, умение корректировать свои действия; участие в совместной деятельности на основе сотрудничества; умение воспринимать окружающий мир во всём его многообразии.

    (1 слайд) Важнейшая задача эстетического воспитания в школе - развитие в учащихся творческого начала, в чём бы оно не проявлялось - в математике или в музыке, в физике или в спорте, в общественной работе. Ведь там, где появляется творческая инициатива, там всегда достигается экономия сил и времени и одновременно повышается результат.

    Детский возраст – период бурной деятельности, воображения и важный период для развития этого ценного качества. И необходимо создать условия для его развития в школе, потому что воображение - одно из важнейших качеств в развитии творческой личности. Отбросьте его – и уничтожается возможность прогресса в науке, искусстве. Ведь давно известно, что всему новому всегда предшествовала мечта, работа воображения. Без воображения не возможна творческая интуиция. А потребность ребёнка проявлять себя в творчестве – очень велика, её удовлетворение даёт ему интенсивное ощущение радости жизни.

    Воображение играет огромную роль во всей психологической жизни детей, в их умственном развитии. Человек с бедной фантазией видит лишь то, что у него перед глазами, что бросается в глаза каждому, он не может постичь глубинной сути явлений. Ребёнок, наделённый силой воображения, во всём найдёт черты, менее бросающиеся в глаза, но зато самые характерные для данной вещи, составляющие её суть. В его воображении данная вещь станет живой, особенной, наделённой неповторимыми чертами. Он уловит сходство между нею и другими подобными предметами и явлениями, он сумеет сравнить и сопоставить, подметить в них главное, самое существенное. Развитие воображения, является толчком для творческой деятельности ребёнка. Наиболее естественно и полно творческая фантазия и воображение ребят проявляется в играх.

    Психологические требования.

    Игровая деятельность должна быть мотивирована, учащиеся должны испытывать потребность в ней. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка, в которой происходит игровое действие, должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к обучению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся – характер, темперамент, усидчивость, организованность, волю, состояние здоровья, самочувствие каждого участника игры.

    (3слайд) Что мы понимаем под творчеством? Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

               Ценность творчества, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества.

               Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки. Уроки музыки могут способствовать развитию продуктивной творческой деятельности у учащихся, т.е. развитию творческих умений в восприятии, сочинении, исполнении, импровизации, размышлении о музыке, а также в умении ритмопластического интонирования.

    Творчество на уроках музыки способствует общему творческому развитию личности, что, в свою очередь, воспитывает отзывчивость, художественное воображение, образно-ассоциативное мышление, активизирует память, наблюдательность, интуицию, формирует внутренний мир ребенка.

    (4 слайд) Какие пути и педагогические приемы для продуктивной творческой деятельности в процессе общения с музыкой мы можем обозначить?  

          Чтобы творческие задания носили развивающий характер, способствовали воспитанию, обучению, они должны применяться в проблемной форме. Важно создать поисковые ситуации, способствующие самостоятельному поиску ответов и способов деятельности. Но и важно, чтобы разговор о музыке не подменял саму музыку.

    К постановке проблемы относится  система вопросов и творческих заданий, помогающих раскрывать детям образное содержание музыкального искусства, умение находить новые решения и варианты индивидуального прочтения того или иного произведения. Эта система представляет собой по сути диалогическое общение. Такое общение учителя и учеников на уроке рождает у детей варианты творческих прочтений музыкальных сочинений. Важно не только задать детям вопрос, но и услышать ответ, часто оригинальный, нестереотипный – так как нет ничего более богатого, чем высказывания ребенка. И пусть в нем будет подчас противоречивость, недосказанность, но зато в нем будет индивидуальность, личностная окрашенность. Это большая сила, способствующая положительной самооценке и обеспечивающая самопродвижение индивидуальности ребёнка  в своем развитии.

    (5 слайд) Умение действовать в нестандартных ситуациях проявляется и закрепляется учащимися в творческой деятельности на уроках музыки, подчинённой единой системе творческих заданий, через которую раскрываются специфические связи искусства с окружающим миром в широком смысле и происходит освоение, осмысление конкретных деталей, понятий, формирование навыков – в более узком.

               Творческие задания помогают в формировании музыкального мышления детей. Исследования показали, что уже в младшем школьном возрасте формированию музыкального мышления способствуют движения, которые помогают ощущать характер, смену настроения, динамики, фактуры. Зрительная наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными ощущениями помогают детям получить представление об особенностях музыкального языка. При этом работают и развиваются такие механизмы мышления, как анализ, синтез, развивается образная речь детей. В момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают музыкальные и внемузыкальные представления, активно воображение.

    Активизация творческих способностей учеников на уроках музыки применяется в различных вариантах творческих заданий. Система этих заданий проецируется в двух плоскостях: обязательность постоянного обращения к субъектному опыту ребенка, к жизненным примерам, впечатлениям детей, а с другой – к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые им ситуации, образы, явления.

    Например, при освоении понятия «лад», можно воспользоваться импровизацией, основанной на принципе «ролевой игры»: предложить взглянуть на одно и то же явление глазами человека, находящегося в разных эмоциональных ситуациях. Дети на примере этого задания раскрывают взаимосвязь между внутренним и внешним миром.

     Существует множество типов творческих заданий.

    1. Перевод образа из одного художественного ряда в другой.
    2. Выработка умений смотреть и видеть, слушать и слышать.
    3. Построение заданий от частного к общему.

    В первом варианте интересны задания на передачу средствами живописи или словесным рисованием общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа. Цель таких заданий – обратить внимание детей на связь средств музыкальной выразительности, художественного решения с характером музыкального образа.

    Выбор цвета, общая графическая композиция осуществляется соответственно характеру музыкального образа, эмоциональным переживаниям. Особенно показательными моментами являются: особое положение линий, отражающих регистр, направление мелодического движения, динамики, ритмической пульсации. Объектами словесного рисования являются описания природы, внешнего облика персонажа в программных музыкальных произведениях.

    Второй вариант творческих заданий важен для формирования ассоциативного мышления, овладения навыками сравнительного анализа посредством рассуждения. Например: На что это похоже? Интересно описание конкретных явлений окружающего мира (голос зверей, пение птиц, шелест листвы) с тем, чтобы другие дети угадали, о чем идет речь. Здесь уместна и игра «Что на что похоже?». Все эти задания способствуют развитию видения, слышания и умения замечать выразительные свойства предметов и явлений.

    В круг творческих заданий, относящихся к третьей группе, входят такие задания, которые помогли бы ребенку, отталкиваясь от конкретного аспекта темы, прийти к осмыслению ее художественной целостности. Например, такое задание: осмыслить роль художественной детали на примере эффекта, который возникает от перестановки слов, звуков, красок, приводящих к изменению целостного образа. Или такое задание: представить поведение героя и его музыкальный портрет в измененных обстоятельствах.

    (6 слайд) Реализация творческого потенциала учащихся протекает в форме музыкально-художественной  деятельности тогда, когда школьники воспроизводят сам процесс рождения музыки, самостоятельно осуществляют творческий отбор выразительных средств, интонации, которые, по их мнению, лучше и полнее раскрывают художественное содержание произведения, творческий замысел автора (и исполнителя).

                Наиболее близкими оказываются для детей те виды музыкального восприятия, которые связаны с активными формами музицирования – с танцами, игрой и пением, в которых участвуют сами дети. Формирование музыкального опыта опирается на активные виды восприятия, сопровождаемые собственным пением.

               Пластическое интонирование это один из способов, одна из возможностей “проживания” образов, когда любой жест, движение становятся формой эмоционального выражения содержания. Жест, движение, пластика обладает особенным свойством обобщать эмоциональное состояние.

    Можно привести в пример дирижера - человека, который, не играя сам на инструменте, в то же время “играет” таким колоссальным инструментом, как оркестр.

                Инструментальное  музицирование - это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ребенку музыкальных инструментах.

    Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании можно назвать следующие: выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию, как бы ее рождение; поиски литературных произведений, родственных по образному строю разучиваемому сочинению и сравнение поэтической интонации с мелодическим строем, как перенос интонационно-речевого опыта детей на различные формы музицирования; сочинение подголосков и т.д.

           Импровизация – первооснова художественного творчества детей. Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели: первую - выработку интонационного и ладового слуха, вторую - развитие творческой фантазии. Чаще всего при импровизировании от ученика требуется умение продолжить начатую учителем мелодию и завершить ее в тонике заданной тональности.

    Развитие творческих способностей учащихся. Во 2классе на уроках музыки предлагалось прослушать вступление к опере «Хованщина» - «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского.  Во 2   классе детям была предоставлена предварительная установка учителем: « Мы с вами цветы на летнем лугу. Пусть каждый из вас пусть выберет, – каким, он будет цветком. Покажите этот цветок. Представьте, что наступил вечер,  цветы закрыли свои бутоны и заснули.

    Что же произойдёт с цветами дальше? ( Звучит музыка. Дети движениями показывают характер музыки).

     Дети сразу движениями показали, что  «цветы» проснулись и устно описали картины природы, которые представили под музыку. Вывод: в 8-9лет многие дети не способны представить что-либо без предварительного рассказа со стороны учителя. Чтобы добиться успеха в развитии воображения и творчества у младших школьников нужно, как можно чаще предлагать детям задания, такие как: «Представьте, что вы кто-то», «Покажите кого-то» и расскажите о своих впечатлениях.

    (7 слайд) Для успешной и продуктивной творческой деятельности на уроках и во внеурочное время учитель должен стать творческим лидером, духовно-богатой личностью,  творцом, порой сценаристом, режиссером и актером-исполнителем. Такой педагог видит внутренние резервы и новые возможности ребенка, которые он должен актуализировать для успешной творческой деятельности ученика.  Несомненно для продуктивной творческой деятельности учеников учитель должен проводить нестандартные уроки и использовать интерактивные методы обучения. Также педагог, заинтересованный в творческом развитии учащихся, организовывает исследовательскую деятельность учеников.

    (8 слайд)  Под творчеством детей в психологических исследованиях обозначают комплекс интеллектуальных и личностных особенностей ребёнка, способствующих самостоятельному выдвижению проблем, генерированию большого количества оригинальных идей и нешаблонному их решению. При этом необходимо учителю рассматривать творчество как процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида.

    (9-10 слайды)

    (11 слайд) Частью жизни многих ребят стала внеурочная вокально-хоровая деятельность. На занятиях мы не только разучиваем новые произведения, продолжая развивать те навыки и умения, которые приобрели на уроках музыки. Серьезная и творческая работа ведется в области развития музыкальных способностей, в области освоения вокала, расширения навыков многоголосного пения, совершенствования исполнительской культуры.

             Результатом творческой работы служат участия в концертах, фестивалях не только школьных, но и городских, республиканских. Концерт - это не только радость и праздник, но это и трудная, напряженная работа, а также продуктивная творческая деятельность.

    Заключение

    На творческий поиск, импровизацию меня побуждают сами ребята, разнообразие индивидуальностей в каждом классе.

             По сути, музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание прежде всего своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности.

             Важно, чтобы в творческом музицировании ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое настроение в музыке, а не только выполнял техническое задание учителя. Постепенно накапливая и сопоставляя свои впечатления, музыкально-слуховые представления, ребёнок внезапно расцветает в своих творческих проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.

    И самое главное – это появление творческого начала каждого ребёнка, его индивидуальности, которые к концу четвёртого года обучения раскрываются в своеобразии ответов.

    Литература:

    1. Начальная школа 2012г. №3
    2. Начальная школа 2012г.№5
    3. Медушевский В.В. Духовно – нравственное воспитание средствами музыкального искусства 2001г.№6.
    4. Критская Е. Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программы общеобразотельных учреждений. Музыка. 1-4 классы. Просвещение, 2009г.

    5.Алеев «Настольная книга учителя музыки»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения

    Выступление на тему "Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения". Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя. Творчество оживляет позн...

    Развитие творческих способностей детей через музыку и творчество

    Система работы, позволяющая развивать творческие способности каждого ребенка...

    "Методы и приёмы развития творческих способностей на уроках музыки в начальных классах"

        Используемые на уроках музыки творческие задания, делают обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формируют эмоционально положительное отношение к...

    Развитие творческих способностей на уроках музыки в рамках фгос

    Пути и способы развития творческих способностей младших школьников на уроках музыки ...

    Теоретические основы проблемы развития творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС.

    Каждый человек - это гора драгоценностей. На нас, учителях, лежит ответственная задача найти их и отшлифовать....

    Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС

    Статья. Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС...

    «Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

    Развитие творческих способностей младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО" В каждом человеке - солнце. Только дайте ему светить".СократСовременное общество отличается стремительным ...