Развитие творческих способностей детей через музыку и творчество
статья по музыке по теме

Баулина Вера Ивановна

Система работы, позволяющая развивать творческие способности каждого ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ddd.doc40.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей детей через музыку и творчество

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных детей, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей. И здесь на помощь приходит дополнительное образование.

Кого же можно назвать одаренным ребенком? Толковый словарь С.И. Ожегова объясняет слово «одаренный» следующим образом: « одаренность – то же, что и талантливость» ( С.И.Ожегов,  Н.Ю. Шведова 1949-1992).

Выделяют различные виды одаренности:

-интеллектуальную;

-творческую;

- академическую;

- художественно-эстетическую;

- социальную;

- психомоторную.

 В психологии и педагогике существует 2 точки зрения на понятие одаренность:

«Одаренные дети встречаются крайне редко» и «Все дети являются одаренными» сказал: Н. Лейтес (специалист в области детской одаренности).

  1. «Одаренность - крайне редко»-объясняется многими причинами. Задержкой одаренности несмотря на потенциальный высокий уровень способностей, является трудностями развития: Например : заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения, недостаток знаний, поэтому одаренность будет выражена в более или менее очевидной форме.

  1.  «Все дети являются одаренными». Все дети талантливы. Кому–то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыками.

Я придерживаюсь в своей работе второй точки зрения.  

Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных и творческих способностей детей, и является благоприятной межкультурной средой для развития одаренных детей.

. Цель преподавания музыки - формирование и развитие музыкальной культуры личности, формирование духовно-нравственной личности.

Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя и в моей тоже. Для поддержки одаренных детей и развития творческих способностей у всех детей я использую  следующую систему занятий.

1 КЛАСС «В волшебном царстве звуков»

1.Интегрированный урок (литература, ИЗО, музыка)

 2. День матери (ноябрь)

3. Новогодний концерт «Юные таланты» (декабрь)

4. Подготовка участников фестиваля «Серебряный ключ» к выступлениям (февраль)

5. Праздник для мам (март)

6.Музыкальная сказка «Школа-теремок» к окончанию 1 класса

7. занятие «Фортепьяно, как средство выразительности и подача музыкального образа» (май)

8. Родительское собрание-праздник «Угадай мелодию»

2 КЛАСС «Композиторы – исполнители – слушатели»

1. Музыкальная азбука.

Композитор, оркестр, дирижер, хор, солист, репертуар, слушатель. Правила слушания, правила пения.

2. Русская народная песня в творчестве композиторов классиков.

Слушание классических произведений, в которых композиторы используют народную мелодию (П.И.Чайковский, М.И.Глинка, С.В.Рахманинов, Р.К.Щедрин). Разучивание и исполнение русских народных песен, используемых в своем творчестве композиторами классиками.

3. Путешествие в мир танца.

Расширение знаний о видах танцев. Обучение элементам народных плясок, хороводов, польки, вальса. Ритмико-двигательная импровизация.

  1. Музыкальные игры.

Разучивание музыкальных игр: «Песни-драматизации», «Сам себе дирижер», «Музыкальный сюрприз», «Музыкальные фанты» и др.

5. Шумовой оркестр.

Организация шумового оркестра. Разучивание народных мелодий с использованием шумовых и простейших музыкальных инструментов: «Ах вы, сени», «Калинка», «Из под дуба», «Во саду ли, в огороде».

6. Утренники и праздники.

Выбор сценария или его составление; подбор и изготовление костюмов,

атрибутов; распределение ролей  и слов; подготовка утренников с детьми, подготовка сольных номеров, танцев, плясок, музыкальных подарков, хоровое пение.

7. Часы развлечений.

Музыкальные игры, конкурсы, викторины, ребусы и кроссворды на известном детям материале, выученном на уроках музыки и на занятиях кружка.

3 КЛАСС «Наше музыкальное наследие»

Знакомство с Сен-Сансом Карнавал животных- встреча со зверями, птицами. Путешествие воображаемое: Найден музык. Клад на острове: волшебная флейта (Моцарт), музыкальные картинки с выставки Мусорского, музыкальный альбом (цикл пьес «Детский альбом Чайковского».

4 КЛАСС «Музыка и современность»        

Знакомство с джазом, эстрадной музыкой, авторской песней, но и не забываем классику               и народные песни.

      Эти темы завершаются творческими проектами в различных формах (концерты, викторины, муз. сказки, праздники).

       Одним из условий успешности моего кружка является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

- включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

- моральное поощрение инициативы и творчества;

- сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

- регулирование активности и отдыха.

Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника.

      Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики – поддержка одаренных детей и развитие творческого потенциала учащихся, следует сделать вывод, что не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным творческим потенциалом развития обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»

Формирование УУД и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных...

Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"

Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"...

«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»

Докдад по теме:«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»...

Выступление по теме «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»

Тема «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей

В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...

Тема самообразования "Развитие творческих способностей детей через декоративно - прикладное творчество".

Развитие творческих способностей обучающихся - важная задача для педагогов в школе - интернате , особенно тех, кто работает в декоративно-прикладном направлении. Ведь склонность к творчеству присуща р...

Доклад на пед совет "Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники изобразительной деятельности"

Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники изобразительной деятельности Все дети изначально талантливы. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сож...