Главные вкладки

    Развитие творческих способностей детей через музыку и творчество
    статья по музыке по теме

    Баулина Вера Ивановна

    Система работы, позволяющая развивать творческие способности каждого ребенка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ddd.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие творческих способностей детей через музыку и творчество

    В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. В этих условиях поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становится одной из приоритетных задач системы образования. Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных детей, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Одним из направлений развития образования является система поддержки одаренных детей. И здесь на помощь приходит дополнительное образование.

    Кого же можно назвать одаренным ребенком? Толковый словарь С.И. Ожегова объясняет слово «одаренный» следующим образом: « одаренность – то же, что и талантливость» ( С.И.Ожегов,  Н.Ю. Шведова 1949-1992).

    Выделяют различные виды одаренности:

    -интеллектуальную;

    -творческую;

    - академическую;

    - художественно-эстетическую;

    - социальную;

    - психомоторную.

     В психологии и педагогике существует 2 точки зрения на понятие одаренность:

    «Одаренные дети встречаются крайне редко» и «Все дети являются одаренными» сказал: Н. Лейтес (специалист в области детской одаренности).

    1. «Одаренность - крайне редко»-объясняется многими причинами. Задержкой одаренности несмотря на потенциальный высокий уровень способностей, является трудностями развития: Например : заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения, недостаток знаний, поэтому одаренность будет выражена в более или менее очевидной форме.

    1.  «Все дети являются одаренными». Все дети талантливы. Кому–то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыками.

    Я придерживаюсь в своей работе второй точки зрения.  

    Музыкальное образование обладает большим потенциалом для развития музыкальных и творческих способностей детей, и является благоприятной межкультурной средой для развития одаренных детей.

    . Цель преподавания музыки - формирование и развитие музыкальной культуры личности, формирование духовно-нравственной личности.

    Работа с одаренными детьми – одна из приоритетных в деятельности любого учителя и в моей тоже. Для поддержки одаренных детей и развития творческих способностей у всех детей я использую  следующую систему занятий.

    1 КЛАСС «В волшебном царстве звуков»

    1.Интегрированный урок (литература, ИЗО, музыка)

     2. День матери (ноябрь)

    3. Новогодний концерт «Юные таланты» (декабрь)

    4. Подготовка участников фестиваля «Серебряный ключ» к выступлениям (февраль)

    5. Праздник для мам (март)

    6.Музыкальная сказка «Школа-теремок» к окончанию 1 класса

    7. занятие «Фортепьяно, как средство выразительности и подача музыкального образа» (май)

    8. Родительское собрание-праздник «Угадай мелодию»

    2 КЛАСС «Композиторы – исполнители – слушатели»

    1. Музыкальная азбука.

    Композитор, оркестр, дирижер, хор, солист, репертуар, слушатель. Правила слушания, правила пения.

    2. Русская народная песня в творчестве композиторов классиков.

    Слушание классических произведений, в которых композиторы используют народную мелодию (П.И.Чайковский, М.И.Глинка, С.В.Рахманинов, Р.К.Щедрин). Разучивание и исполнение русских народных песен, используемых в своем творчестве композиторами классиками.

    3. Путешествие в мир танца.

    Расширение знаний о видах танцев. Обучение элементам народных плясок, хороводов, польки, вальса. Ритмико-двигательная импровизация.

    1. Музыкальные игры.

    Разучивание музыкальных игр: «Песни-драматизации», «Сам себе дирижер», «Музыкальный сюрприз», «Музыкальные фанты» и др.

    5. Шумовой оркестр.

    Организация шумового оркестра. Разучивание народных мелодий с использованием шумовых и простейших музыкальных инструментов: «Ах вы, сени», «Калинка», «Из под дуба», «Во саду ли, в огороде».

    6. Утренники и праздники.

    Выбор сценария или его составление; подбор и изготовление костюмов,

    атрибутов; распределение ролей  и слов; подготовка утренников с детьми, подготовка сольных номеров, танцев, плясок, музыкальных подарков, хоровое пение.

    7. Часы развлечений.

    Музыкальные игры, конкурсы, викторины, ребусы и кроссворды на известном детям материале, выученном на уроках музыки и на занятиях кружка.

    3 КЛАСС «Наше музыкальное наследие»

    Знакомство с Сен-Сансом Карнавал животных- встреча со зверями, птицами. Путешествие воображаемое: Найден музык. Клад на острове: волшебная флейта (Моцарт), музыкальные картинки с выставки Мусорского, музыкальный альбом (цикл пьес «Детский альбом Чайковского».

    4 КЛАСС «Музыка и современность»        

    Знакомство с джазом, эстрадной музыкой, авторской песней, но и не забываем классику               и народные песни.

          Эти темы завершаются творческими проектами в различных формах (концерты, викторины, муз. сказки, праздники).

           Одним из условий успешности моего кружка является разнообразие форм и видов работы, которые способствуют развитию творческих возможностей учащихся, ставя их в позицию активных участников. С целью создания условий для самореализации детей используется:

    - включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;

    - моральное поощрение инициативы и творчества;

    - сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;

    - регулирование активности и отдыха.

    Творческие способности в коллективной деятельности помогают сформулировать собственную точку зрения, воспитывать в детях доверие к собственным силам и интерес к другому мнению, учат культуре общения, носят комплексный, деятельный характер, обеспечивая субъективную позицию каждого участника.

          Заканчивая рассмотрение одной из сложных проблем педагогики – поддержка одаренных детей и развитие творческого потенциала учащихся, следует сделать вывод, что не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать творцом. И этого не изменят самые лучшие педагогические методики. Но верно и то, что определенным творческим потенциалом развития обладает каждый, вступающий в этот мир, человек. И потенциал этот нужно раскрыть.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи

    Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной,   активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...

    Развитие творческих способностей детей с ЗПР через работу с бумагой

    В работе отображены, как теоритические, так и практические  материалы по данной теме....

    Выступление «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»

    Формирование УУД и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных...

    Обобщение опыта "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность"

    Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через исследовательскую деятельность...

    Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"

    Презентация "Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность"...

    «Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»

    Докдад по теме:«Роль классного руководителя в развитии творческих способностей детей через внеклассную деятельность»...

    Выступление по теме «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»

    Тема «Формирование универсальных учебных действий и развитие творческих способностей детей через использование информационно-коммуникационных технологий»...