Образное мышление на уроках музыки в школе.
учебно-методический материал по музыке (2 класс) по теме
Развитие творческого и образного мышления на уроках музыки в младших классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.04 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Образное мышление, на уроках музыки в школе.
Кочурова Ольга Александровна,
учитель музыки МБОУ «СОШ №46» г.Братск
Ещё Эйнштейн сказал: «Воображение важнее знаний ,ибо знание ограничено, а воображение охватывает всё»
Именно через воображение приходят крепкие знания, развивается творческая личность.
Немаловажную роль в музыкальном обучении должны играть также эмоции и чувства. Именно умение сопереживать ,сочувствовать, умение эмоционально воспринимать жизненные явления, правильно выражать свои эмоции и управлять ими помогает обучающемуся ,как в жизни, так и в творчестве.
Общение с музыкальным искусством-это восприятие образов и эстетическое переживание. В основе такого восприятия лежит акт воссоздания художественного образа в воображении ученика.
Секрет обучения ребенка состоит в развитии творческих способностей и свободному творческому мышлению, постижение абсолютной свободы творчества через непосредственное знание природы и своего внутреннего опыта.
Музыкальная методика сводится к следующему:
Задача:
1)Раскрыть непосредственную связь между музыкальным произведением (композитором) и внутренним миром ученика
2)Анализ сюжетной формы
3)Анализ музыкально – цветового строя
4)Раскрытие в музыке пространственно-временных понятий
5)Раскрытие символики музыкального языка
6)Построение модели мира музыкального произведения
Одной из важнейших задач музыкального образования, состоит в том, чтобы научить учащихся понимать заложенный в выразительных формах эстетический смысл. А главное научить: слушать, чувствовать, понимать музыку, раскрывая её образы и формы.
На уроке музыки должен присутствовать кульминационный момент ,когда в процессе восприятия музыки следует оторваться от общих размышлений и отдаться конкретному художественному переживанию. Необходимо научить детей «вглядываться» в музыкальный образ, понять его роль в процессе художественного развития, «перевоплотиться в него и получить «одухотворение музыкой».
Концепция музыкального эстетического развития ребенка – это попытка переориентировать педагогическое мышление на философско-эстетическое культурологическое сознание, где музыка - неотъемлемая часть концепции в целом.
Исходя из законов развития природы и искусства, а также из того ,что музыка опережает науку и философию в поисках новых форм освоения действительности, можно выдвинуть два фундаментальных принципов: целостности и образности.
1)Соотношение частей и целого в музыке
2)Соотношение эмоционального и рационального в процессе формирования духовной культуры учащегося.
Целостность наиболее полно проявляет себя в образе. Так, ученик по музыкальным деталям(тембру ,ритму, темпу, динамике,) узнают главного героя произведения и домысливают целое. Например ребятам во 2 классе нужно услышать и угадать сон попугая. Звучит музыка Вагнера «Летучий голландец» Ученики домысливают сюжет. Всё это конечно удаётся благодаря заложенной в программе внутренней логики, и накопления детьми интонационного опыта. Итак, через образное видение мира, через интонационную логику, ребёнок приходит к обобщению. Прийти к обобщению музыкального образа лучше через абстрактное или логическое мышление. Здесь не обойтись без синтеза музыки, литературы и изобразительного искусства. Уже на раннем этапе музыкального обучения необходимо воспитать у детей восприятие красоты звука, цвета, слова комплексно и полифонично. Обучающиеся учатся: фиксировать образ музыки, его интонационные линии, ритмы в виде рисунка, графической схемы.; записывать произнесённую внутри музыки речь, учатся быстро домысливать музыкальный рассказ, пробуют сочинять песни, музыку или стихи изобретая тот или иной образ.
В младших классах формируется установка на восприятие эмоционального тона музыки, песни, стиха. Обучающиеся вслушиваются в художественный образ, ищут в музыке «говорящее лицо», пытаются понять и прочувствовать настроение.
В старших классах необходимо прийти к распознанию образа авангардной музыки. Через абстрактное мышление прийти к обобщению музыкального образа и эмоционального переживания.
Таким образом, ученики становятся на мгновение художниками, режиссерами, поэтами, главными героями сказок, философами, историками и т.п. Они сравнивают, сопоставляют, подбирают музыкальные инструменты, раскрывают основную идею, сопереживают, осознают. У обучающихся ярко проявляется творческая активность. Одним словом музыка расширяет широкий спектр познания.
Обучающиеся учатся:
- Понимать и интерпретировать музыкальный образ.
- ориентироваться в культурном многообразии жизненных явлений.
В целом развивается творческий потенциал в процессе художественно-эстетической деятельности.
Ученик развивает в себе эмоциональные качества, изобретательность, воображение, умение мыслить образно, умение вести диалог.
Творческие задания на уроках не только развивают образно, но и заставляют размышлять, анализировать, включая разные виды творческого познания. Все это воспитывает гармонично- развитую личность
Развитие образного мышления на уроках музыки проявляется через:
- умение слушать и размышлять под музыку,
- исполнительское мастерство(пение, игра на музыкальных инструментах)
- собственное сочинение и импровизацию
- театрализацию
- хореографию (пластическое интонирование ,жест ,танец, движение)
- поэтическое творчество
- изобразительное творчество
- декоративно-прикладное искусство
Огромное значение на уроках занимает образная игра. Дети в играх передают общий характер музыки и характер главного героя, передают отдельные её средства выражения (темп, динамику, ритм ,лад,)
Дети любят игры, но игра не должна стать самоцелью .Игра должна звучать прежде в самой музыке. Художественно образная игра этот вовсе не развлечение, а серьёзная и увлекательное действие, требующее полного духовного соучастия школьников.
Познания на уроках музыки должны идти через нетрадиционные формы обучения: урок-спектакль, диалог с композитором, диалог с главным героем, урок – размышление урок-поиск, урок-путешествие (Путешествие по выставочному залу; Путешествие в музыкальную Испанию.)
Эстетизация общества-это развитие в каждом человеке творческого потенциала возможно лишь тогда, когда обучающийся овладеет художественно–творческими навыками, без которого невозможен процесс преобразования мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/02/picture-136099-1351846702.jpg)
Креативное мышление на уроках в начальной школе
Креати́вность — (созидательный, творческий) —творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиц...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/09/picture-177137-1360383409.jpg)
Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»
Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-199784-1360565839.jpg)
Развитие творческого мышления на уроках музыки
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/01/picture-234233-1364839532.jpg)
Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).
В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/03/picture-332962-1383456402.jpg)
Статья "Приемы и методы развития творческого мышления на уроках музыки"
Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.Творчество по п...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/20/picture-364751-1455990186.png)
Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы
Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы...
Развитие наглядно-образного мышленияна уроках ознакомления с окружающим миром слабовидящих детей начальных классов
Сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды ( переход из одного состояния в другое...