Образное мышление на уроках музыки в школе.
учебно-методический материал по музыке (2 класс) по теме

Ольга Александровна Кочурова

Развитие творческого и образного мышления на уроках музыки в младших классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraznoe_myshlenie.docx22.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Образное мышление, на уроках музыки в школе.

Кочурова Ольга Александровна,

учитель музыки МБОУ «СОШ №46» г.Братск

        Ещё  Эйнштейн сказал: «Воображение важнее знаний ,ибо знание ограничено, а воображение охватывает всё»

     Именно через воображение приходят крепкие знания, развивается творческая личность.

Немаловажную роль в музыкальном обучении должны играть также эмоции и чувства. Именно умение сопереживать ,сочувствовать, умение эмоционально воспринимать жизненные явления, правильно выражать свои эмоции и управлять ими помогает обучающемуся ,как в жизни, так и в творчестве.

       Общение с музыкальным искусством-это восприятие образов и эстетическое переживание. В основе такого восприятия лежит акт воссоздания художественного образа в воображении  ученика.

Секрет обучения ребенка состоит в развитии творческих способностей и свободному творческому мышлению, постижение абсолютной свободы творчества через непосредственное знание природы и своего внутреннего опыта.

Музыкальная методика сводится к следующему:

Задача:

1)Раскрыть непосредственную связь между музыкальным произведением (композитором) и внутренним миром ученика

2)Анализ сюжетной формы

3)Анализ музыкально – цветового строя

4)Раскрытие в музыке пространственно-временных понятий

5)Раскрытие символики музыкального языка

6)Построение модели мира музыкального произведения

       Одной из важнейших задач музыкального  образования, состоит в том, чтобы научить учащихся понимать заложенный в выразительных формах эстетический смысл. А главное научить: слушать, чувствовать, понимать музыку, раскрывая  её образы и формы.

     На уроке музыки должен присутствовать кульминационный момент ,когда в процессе восприятия музыки следует оторваться от общих размышлений и отдаться конкретному художественному переживанию. Необходимо научить детей «вглядываться» в музыкальный образ, понять его роль  в процессе художественного развития,  «перевоплотиться в него и получить «одухотворение музыкой».

    Концепция музыкального эстетического развития ребенка – это попытка переориентировать педагогическое мышление на философско-эстетическое культурологическое сознание, где музыка - неотъемлемая часть концепции в целом.

Исходя из законов развития природы и искусства, а также из того ,что музыка опережает науку и философию в поисках новых форм освоения действительности, можно выдвинуть два фундаментальных принципов: целостности и образности.

1)Соотношение частей и целого в музыке

2)Соотношение эмоционального и рационального в процессе формирования духовной культуры учащегося.

Целостность наиболее полно проявляет себя в образе. Так, ученик по музыкальным деталям(тембру ,ритму, темпу, динамике,) узнают главного героя произведения и домысливают целое. Например ребятам во 2 классе нужно услышать и угадать сон попугая. Звучит музыка Вагнера «Летучий голландец» Ученики  домысливают сюжет. Всё это конечно удаётся благодаря заложенной в программе внутренней логики, и накопления детьми интонационного опыта. Итак, через образное видение мира, через интонационную логику, ребёнок приходит к обобщению. Прийти к обобщению музыкального образа лучше через абстрактное или логическое мышление. Здесь не обойтись без синтеза музыки, литературы и изобразительного искусства. Уже на раннем этапе музыкального обучения необходимо воспитать у детей восприятие красоты звука, цвета, слова комплексно и полифонично. Обучающиеся учатся: фиксировать образ музыки, его интонационные линии, ритмы в виде рисунка, графической схемы.; записывать произнесённую внутри музыки речь, учатся  быстро домысливать музыкальный рассказ, пробуют сочинять песни, музыку или стихи изобретая тот или иной образ.

В младших классах формируется установка на восприятие эмоционального тона музыки, песни, стиха. Обучающиеся вслушиваются в художественный образ, ищут в музыке «говорящее лицо», пытаются понять и прочувствовать настроение.

            В старших классах необходимо  прийти к распознанию образа авангардной музыки. Через абстрактное мышление прийти к обобщению музыкального образа и эмоционального переживания.

          Таким образом,  ученики становятся на мгновение художниками, режиссерами, поэтами, главными героями сказок, философами, историками и т.п. Они сравнивают, сопоставляют, подбирают музыкальные инструменты, раскрывают основную идею, сопереживают, осознают. У обучающихся ярко проявляется творческая активность. Одним словом музыка расширяет широкий спектр познания.

Обучающиеся учатся:

  • Понимать и интерпретировать музыкальный образ.
  • ориентироваться в культурном многообразии жизненных явлений.

В целом развивается творческий потенциал в процессе художественно-эстетической деятельности.

Ученик развивает в себе эмоциональные  качества, изобретательность, воображение, умение мыслить образно, умение вести диалог.

   Творческие задания на уроках не только развивают образно, но и заставляют размышлять, анализировать, включая разные виды творческого познания. Все это воспитывает гармонично- развитую личность

Развитие образного мышления на уроках музыки проявляется через:

  • умение слушать и размышлять под музыку,
  • исполнительское мастерство(пение, игра на музыкальных инструментах)
  • собственное сочинение  и  импровизацию
  • театрализацию
  • хореографию (пластическое интонирование ,жест ,танец, движение)
  • поэтическое творчество
  • изобразительное творчество
  • декоративно-прикладное искусство

            Огромное значение на уроках занимает образная игра. Дети в играх передают общий характер музыки и характер главного  героя, передают  отдельные её средства выражения (темп, динамику, ритм ,лад,)

Дети любят игры, но игра не должна стать самоцелью .Игра должна звучать прежде в самой музыке. Художественно образная игра  этот вовсе не развлечение, а серьёзная и увлекательное действие, требующее полного духовного соучастия школьников.

Познания на уроках музыки должны идти  через нетрадиционные формы обучения: урок-спектакль, диалог с композитором, диалог с главным  героем, урок – размышление урок-поиск, урок-путешествие (Путешествие по выставочному залу; Путешествие в музыкальную Испанию.)

Эстетизация общества-это развитие в каждом человеке творческого потенциала возможно лишь тогда, когда обучающийся овладеет художественно–творческими навыками, без которого невозможен процесс преобразования мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Креативное мышление на уроках в начальной школе

Креати́вность — (созидательный, творческий) —творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиц...

Тема самообразования: «Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе»

Что значит для ребёнка современная начальная школа? Прежде всего-это новый этап в его жизни и база для всего последующего обучения. Чем же должен овладеть ученик, выходя из стен начальной школы...

Развитие творческого мышления на уроках музыки

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов...

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).

В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....

Статья "Приемы и методы развития творческого мышления на уроках музыки"

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение.Творчество по п...

Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы

Приёмы технологии критического мышления на уроках в начальной школе. Подготовила: Лапшина В. А. учитель начальной школы...

Развитие наглядно-образного мышления на уроках ознакомления с окружающим миром слабовидящих детей начальных классов

Сформировать у детей представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды ( переход из одного состояния в другое...