Рабочая программа по музыке для 4 класса
рабочая программа по музыке (4 класс) по теме

Рабочая  учебная программа по  музыке для  4 класса составлена на основе авторской программы по музыке  Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой ,Т.С. Шмагиной.:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_original_pechat.docx56.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

   Рабочая  учебная программа по  музыке для  4  класса составлена на основе авторской программы по музыке  Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой ,Т.С. Шмагиной и следующих нормативных документов:

- Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст. 32 п. 7)

-  Постановления Правительства Российской Федерации № 142 от 24 февраля 2009 г.«Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов»;

- Приказов Министерства образования и науки РФ:

   от 6 октября 2009 г.  № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

        от 17 декабря 2010 г.  №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

        от  26  ноября 2010 г. № 1241«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

    от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

  от 18 декабря 2012 г. № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

от 31.03.2014  № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования";

- пункта 19.5. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»»;

- письма управления образования и науки Липецкой области    от 16.04.2014 г. № ют-1064 «О примерном учебном плане образовательных организаций Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2014-2015 учебный год»;

-  Основной образовательной программы для 1-4 классов МБОУ СОШ № 12.

В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования.

Цель – формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

   Задачи:

-  привить любовь и уважение к музыке как предмету искусства;

- научить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;

- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;

- привить основы художественного вкуса;

- научить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства;

- обучить основам музыкальной грамоты;

- сформировать потребность в общении с музыкой.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  • Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. «Музыка.4 класс»: Учебник  для учащихся 4 класса, М., Просвещение 2013г.
  • Фонохрестоматии музыкального материала к учебнику «Музыка. 4 класс» - (CD mp3)
  • Методика работы с учебниками «Музыка».1-4 классы. Пособие для учителя. - М., Просвещение, 2004.
  • фонохрестоматия, методические рекомендации, вспомогательная литература (сборники песен и хоров, методические пособия для учителя, методический журнал «Музыка в школе», дополнительные аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке).

                         Общая характеристика предмета.

Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), сочинений современных композиторов. Приоритетным в данной программе является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры — «от родного порога», по выражению на родного художника России Б. М.Неменского. При этом произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры. Включение в программу произведений духовной музыки базируется на культурологическом подходе, который дает возможность учащимся осваивать духовно-нравственные ценности как неотъемлемую часть мировой музыкальной культуры.

     Программа направлена на постижение закономерностей возникновения и развития музыкального искусства в его связях с жизнью, разнообразия форм его проявления и бытования в окружающем мире, специфики воздействия на духовный мир человека на основе проникновения в интонационно-временную природу музыки, ее жанрово-стилистические особенности.

Основными методическими принципами программы являют ся: увлеченность, триединство деятельности композитора—исполнителя—слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

    Принцип увлеченности, согласно которому в основе музыкальных занятий лежит эмоциональное восприятие музыки, пред полагает развитие личностного отношения ребенка к явлениям музыкального искусства, активное включение его в процесс художественно-образного музицирования и творческое самовыражение.

     Принцип триединства деятельности композитора—исполнителя—слушателя ориентирует учителя на развитие музыкально го мышления учащихся во всех формах общения с музыкой. Важно, чтобы в сознании учащихся восприятие музыки всегда было связано с представлением о том, кто и как ее сочинил, кто и как ее исполнил; в равной мере исполнение музыки всегда должно быть связано с ее осознанным восприятием и пониманием того, как сами учащиеся ее исполнили.

   Принцип «тождества и контраста» реализуется в процессе выявления интонационных, жанровых, стилистических связей музыкальных произведений и освоения музыкального языка. Этот принцип является важнейшим не только для развития музыкальной культуры учащихся, но и всей их культуры восприятия жизни и осознания своих жизненных впечатлений.

     Интонационность выступает как ведущий принцип, регулирующий процесс развития музыкальной культуры школьников и смыкающий специфически музыкальное с общедуховным. Музыкальное произведение открывается перед ребенком как процесс становления художественного смысла через разные фор мы воплощения художественного образа (литературные, музыкально-слуховые, зрительные) в опоре на выявление жизненных связей музыки.

     Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по дан ной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой.

    Урок музыки трактуется как урок искусства, нравственно-эстетическим стержнем которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах.

     Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно-педагогической идеи блока уроков, четверти, года. В программе  4  класса семь разделов: «Россия — Родина моя», «День, полный событий», «О России петь — что стремиться в храм», «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!», «В музыкальном театре», «В концертном зале» и «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...».

    Отличительная особенность данной программы и всего УМК в целом — охват широкого культурологического пространства, которое подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков музыки сведений из истории, произведений литературы (поэтических и прозаических) и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения. Ос новой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения» конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Место предмета в учебном плане.

Предмет «Музыка» рассчитан на 35 часов. Согласно учебному плану на изучение курса «Музыка» в 4 классе отводится 35 часов, 1 час в неделю.

Виды и формы контроля.

Виды контроля:

- входной, текущий, итоговый;

- фронтальный, комбинированный, устный.

Формы (приёмы) контроля:

- наблюдение, работа по карточке, тест, устный опрос, игровые.

Формы организации учебного процесса:

- групповые, коллективные, классные и внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

- экскурсия, путешествие, выставка.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся6 реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры – народному и профессиональному музыкальному творчеству – направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом способствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируется духовно – нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

Художественная эмпатия, эмоционально – эстетических отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие: формируют умение слушать. Способность встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обуславливается характером организации их музыкально – учебной, художественно – творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

Планируемые результаты усвоения материала.

  В результате освоения предметного содержания предлагаемого курса музыки у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) позволяющих достигать предметных и метапредметных результатов.

    Личностными результатами изучения курса «Музыка» в 4-м классе являются формирование следующих умений:

  • наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно- познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • позитивная самооценка своих музыкально- творческих способностей.
  • наличие основы ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных. так и окружающих людей;
  • наличие основы гражданской идентичности личности в форме осознания «я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  •  наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству.

Регулятивные УУД:

  • умение использовать знаково-символические средства, представленные в нотных примерах учебника
  • умение формулировать собственное мнение и позицию;
  • установление простых причинно-следственных связей.
  • Познавательные УУД:
  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника для 4-го класса;
  • умение проводить простые аналогии и сравнения между музыкальными произведениями, а также произведениями музыки, литературы и изобразительного искусства по заданным в учебнике критериям;
  • осуществление элементов синтеза как составление целого;
  • понимание основ смыслового чтения художественного текста.

Коммуникативные УУД:

  • наличие стремления находить продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении музыкально - творческих задач;
  •  участие в музыкальной жизни класса (школы, города).

Предметными результатами являются формирование следующих умений:

выпускник научится:

  • узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
  • продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
  • определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
  • использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
  • исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.)

Выпускник получит возможность научиться:

  • показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
  • передавать собственные музыкальные впечатления с помощью различных видов музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, критиков, оценивать собственную исполнительскую деятельность и корректировать ее;
  • соотносить образцы народной и профессиональной музыки;
  • распознавать художественный смысл различных форм строения музыки (двухчастная, трехчастная, рондо, вариации).

Метапредметные результаты:

  • – овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • – освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • – формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
  • – продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
  • – освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
  • – овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
  • – приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
  • – формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
  • – овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
  • – умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т. п.).

                      к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

  • - расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
  • - выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
  • - воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
  • - развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
  • - формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
  • - формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений в   разных видах музыкально-практической деятельности;
  • - развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования — формирование     фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
  • - расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
  • - совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.

                уметь:

  • - узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
  • - продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
  • - продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
  • - высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
  • - продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
  • - эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
  • - показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
  • - выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);

                                                      Содержание программы.

выстраивается с учетом преемственности  музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что  для 3 класса:

1. “Россия – Родина моя”- 3 ч.

2. “День, полный событий”-6 ч.

3. “О России петь – что стремиться в храм”-4 ч.

4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” -3 ч.

5. “В музыкальном театре”-6 ч.

6. “В концертном зале”-5 ч.

7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”-7 ч.

    Накоплению жизненно-музыкальных впечатлений обучающихся, их интонационного словаря способствует повторение некоторых произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более сложными заданиями, в сопряжении с другими знакомыми и незнакомыми детям сочинениями.

Содержание учебного предмета.

Раздел I«Россия – Родина моя»

Первый раздел раскрывает мысль о мелодии как песенном начале, которое находит воплощение в различных музыкальных жанрах и формах русской музыки. Вокальное начало, русский мелос проходит через творчество всех выдающихся отечественных композиторов – композиторов разных школ, направлений, эпох. От детской песни, исполняемой всем классом, через главную песню нашей Родины, к петровским кантам, лирическим романсам, кантате, увертюре, симфонии, концерту и синтетическому жанру – опере – такой путь развития проходят учащиеся II– IVклассов, изучая раздел «Россия – Родина моя».

Раздел II«День, полный событий»

Задача данного раздела – раскрыть перед учащимися самые разные направления связи музыки с жизнью, помочь им глубже и тоньше почувствовать и познать внутренний мир человека, ярче ощутить красоту природы, целенаправленно формировать способность воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, как интонационно-образную речь, обращённую тем или иным композитором к сердцу, уму и душе человека.

Содержание данного раздела во IIклассе – это день двух непохожих детей, запечатленных в музыкальных образах. Существенно то, что музыка этого раздела представлена преимущественно произведениями двух композиторов – П. Чайковского и С. Прокофьева. Это позволяет привлечь внимание учащихся к стилевым особенностям музыкальной речи каждого из них.

В IIIклассе состоятся встречи с разными персонажами – музыкальными образами («Портрет в музыке», «В каждой интонации спрятан человек», «В детской», «На прогулке»).

В IV  классе день, полный событий, мы отслеживаем на примере определённого периода жизни Александра Сергеевича Пушкина. Музыкальные впечатления А. Пушкина, музыкально-поэтические образы, связанные с его творчеством, позволят учащимся продолжить знакомство с лучшими образцами народной и классической музыки, углубить свои познания в области её интонационной выразительности.

Раздел III«О России петь – что стремиться в храм»

Этот раздел учебника назван поэтической строкой Игоря Северянина из его стихотворения «Запевка». Раздел является абсолютно новым в содержании предмета «Музыка» в общеобразовательной            школе. Он посвящён постепенному и очень бережному введению учащихся I-IVклассов в художественные образы духовной музыки. На начальном этапе это пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского («Утренняя молитва» и «В церкви»), народные песнопения о Рождестве, Сергии Радонежском, колокольные звоны. Иначе говоря, первые музыкальные впечатления связанные с музыкой религиозной традиции, представлены сочинениями композиторов- классиков, духовным фольклором и только постепенно, по мере накопления музыкально-слуховых впечатлений, вводятся интонации молитв, звучащих в православном храме.

Не случайно на страницах данного раздела большое количество иллюстраций. Как органично сливаются в храме все виды искусства, так и на уроке музыки привлечение образов архитектуры, иконописи, живописи усилит, умножит музыкальные впечатления детей. Внутри раздела прослеживаются две линии: святые земли русской и значимые праздники православной церкви.

Раздел IV«Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального творчества, праздники русского народа рассматривается в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.

Освоение образцов русского музыкального фольклора, так же как и фольклоры других народов мира, включает в себя различные формы его воплощения: пение, инструментальное музицирование, движение под музыку и использование элементов танцев, имитацию среды бытования, декоративное оформление слушаемой и исполняемой музыки (костюм), инсценирование, «разыгрывание» песен, народные игры.

Первостепенная роль отводиться освоению жанров русской народной песни: детский фольклор, колыбельные, лирические, солдатские, трудовые, исторические, былины.

Постижение народной музыкальной культуры начальной школе идёт по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии.

Раздел V«В музыкальном театре»

Названия разделов «В музыкальном театре» и «В концертном зале» говорят сами за себя. В этих разделах предлагаются различные способы привлечения внимания учащихся к произведениям крупных форм. Это знакомство и с музыкально-сценическими жанрами (опера, балет, мюзикл, оперетта и др.), и с жанрами инструментально-симфоническими (сюита, концерт, увертюра, симфоническая сказка,  симфония). Можно смело сказать, что цель этих разделов – заинтересовать детей этими жанрами, научить глубоко воспринимать музыку самой разной сложности, разбираться в музыкальной драматургии произведений на основе принципов музыкально-симфонического развития.

Раздел VI. «В концертном зале»

Сквозной линией содержания всех учебников является мысль о триединстве «композитор - исполнитель – слушатель», которое предполагает накопление слухового опыта детей при восприятии различных музыкальных произведений, сочиненных русскими и зарубежными композиторами. Раздел «В концертном зале» помогает закрепить представления детей о таких музыкальных жанрах, как симфоническая сказка, фортепианная сюита, увертюра к опере, симфония, инструментальный концерт, камерные сочинения (песня, романс, инструментальная пьеса, соната).

Восприятие и исполнение произведений этого раздела направлено на то, чтобы осмыслить различные музыкальные формы (вариации, двухчастные и трёхчастные композиции), приёмы развития музыки (повтор, контраст, вариативность), особенности языка сочинений. Дети знакомятся не только с произведениями, написанными для симфонического оркестра и отдельных инструментов (фортепиано, флейта, скрипка, виолончель и др.), но и с известными исполнителями, концертными залами, исполнительскими конкурсами.

Раздел VII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

Смысл данного раздела заключается в том, чтобы учащиеся осознали триединство деятельности композитора-исполнителя-слушателя, поняли их роль в жизни музыки и оценили значение самой музыки в жизни человека. В этом разделе обобщается предшествующий опыт общения детей с музыкой в каждом из классов: что они узнали о композиторах, исполнителях слушателями, исполнителями, «композиторами» стали сами.

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата проведения

Тема

урока

Формирование УУД

Виды

контроля

по

плану

по факту

1

1.09.

3.09.

4.09.

Мелодия

Личностно - окрашенное эмоционально-образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной природе музыки, многообразии её видов, жанров и форм. Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

2

8.09.

10.09.

11.09.

«Что не выразишь словами, звуком на душу навей...»

Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики С.Рахманинов. Вокализ, его отличительные особенности от песни и романса. Глубина чувств, выраженная в вокализе

Наблюдение.

3

15.09.

17.09.

18.09.

Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика, лад). Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики.  Как складываются народные песни. Жанры народных песен, их особенности. Обсуждение: как складывается народная песня, какие жанры народных песен знают дети? Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Работа по карточкам.

4

22.09.

24.09.

25.09.

«Я пойду по полю белому...»

Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; опера, балет, образцы симфонической музыки и форм. Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки и кантаты «Александр Невский»С.Прокофьева.

Наблюдение.

5

29.09.

Октябрь

1.10.

2.10.

«На великий

праздник собралася  Русь!»

Эмоционально-образное общение с музыкой,  накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной  природе музыки, многообразии её видов, жанров и форм.

Музыкальная викторина.

6

6.10.

8.10.

9.10.

Святые земли Русской.

Эмоционально-образное общение с музыкой,  накопление музыкально-слуховых представлений об интонационной  природе музыки, многообразии её видов, жанров и форм. Музыкальный фольклор народов России.  Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромец, Александр Невский.  

7

13.10.

15.10.

16.10.

«Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»

Выразительность и изобразительность в музыке. Воплощение в музыке настроений, чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни. Образ осени в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. Лирика в поэзии и музыке.

Устный  опрос.

8

20.10.

22.10.

23.10.

«Что за прелесть эти сказки...»

Освоение вокально-хоровых умений и навыков для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Образ пушкинских сказок в музыке русских композиторов. «Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкина и опера Н.А.Римского-Корсакова. Музыкальная живопись. Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

9

27.10.

29.10.

30.10.

Музыка ярмарочных гуляний.

Участие в театрализованных формах игровой музыкально-творческой деятельности: инсценировка песен, танцев. Музыка ярмарочных гуляний: народные песни, наигрыши, обработка народной музыки.

Наблюдение.

10

10.11.

12.11.

13.11.

Святогорский монастырь.

Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности. Музыка, связанная со Святогорским монастырём. Колокольные звоны. Вступление к опере М.П.Мусоргского «Борис Годунов».

11

17.11.

19.11.

20.11.

«Приют, сияньем муз одетый...»

Выражение образного содержания музыкального произведения средствами изобразительного искусства. Картины природы в романсе «Венецианская ночь» Глинки

Текущий.

12

24.11.

26.11.

27.11.

Композитор -

имя ему народ.

Композитор—исполнитель-слушатель. Оркестры народных инструментов, духовой, симфонический. Народная песня-летопись жизни народа, её интонационная выразительность. Песни разных народов. Музыка в народном стиле. Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Итоговый тест.

13

1.12.

3.12.

4.12.

Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов.

Музыкальные инструменты. Многообразие народных инструментов. История возникновения первых музыкальных инструментов. Состав оркестра русских народных инструментов. Ведущие инструменты оркестра.

Наблюдение.

14

8.12.

10.12.

11.12.

О музыке и музыкантах.

Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики. Мифы, легенды, предания и сказки о музыке и музыкантах. Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения.

Устный опрос.

15

15.12.

17.12.

18.12.

Музыкальные инструменты.

Накопление опыта в творческой деятельности и коллективном музицировании на элементарных музыкальных инструментах в процессе исполнения произведений, сочинения ритмического аккомпанемента, импровизации. Музыкальные инструменты. Скрипка и виолончель. Струнный  квартет. Музыкальный жанр ноктюрн. Музыкальная форма вариации.

16

22.12.

24.12.

25.12.

Старый замок. «Счастье в сирени живет...»

Образное общение с музыкой, разной по характеру, содержанию, средствам музыкальной выразительности; накопление музыкально-слуховых представлений об интонациональной  природе музыки, многообразии её видов, жанров и форм. Сюита. Старинная музыка. Сравнительный анализ. Романс. Образы родной природы

Работа по карточкам.

17

12.01.

14.01.

15.01.

«Не молкнет сердце чуткое Шопена...»

Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики. Судьба и творчество Ф. Шопена. Музыкальные жанры: полонез, мазурка, вальс, песня.

Устный опрос.

18

19.01.

21.01.

22.01.

«Патетическая» соната Л. Ван Бетховена. Годы странствий. «Царит гармония оркестра...»

Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики  Л.Бетховен. Судьба и творчество композитора. Музыкальные жанры: соната.

19

26.01.

28.01.

29.01.

Зимнее утро. Зимний вечер.

Песенность,  танцевальность, маршевость. Образ зимнего утра и зимнего вечера в поэзии А.С.Пушкина и музыке русских композиторов. «Зимний вечер». Музыкальное прочтение стихотворения. Выразительность и изобразительность музыки Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Наблюдение.

20

2.02.

4.02.

5.02.

Опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» (II-Ш действия).

Образная природа музыкального искусства. Бал в замке польского короля. Народная музыка представляет две стороны—польскую и русскую.  « За Русь мы все стеной стоим». Смена темы семейного счастья темой разговора Сусанина с поляками. Ответ Сусанина.

Устный опрос.

21

9.02.

11.02.

12.02.

Опера

М. И. Глинки

«Иван Сусанин» (IV действие).

Певчие голоса: детские, женские, мужские. Сцена в лесу. Изменения в облике поляков. Кульминация—ария Сусанина.

22

16.02.

18.02.

19.02.

«Исходила младшенька...»

Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Характеристика главной героини оперы М.П.Хворостовского «Хованщина». Сравнительный анализ песни «Исходила младшенька…»Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Музыкальная викторина.

23

24.02.

25.02.

26.02.

Русский Восток. Восточные мотивы.

Овладение элементами нотной грамоты. Поэтизация Востока русскими композиторами нашла  своё отражение в различных музыкальных жанрах: опере, балете, сюите. Музыка А.И.Хачатуряна

Устный опрос.

24

2.03.

4.03.

5.03.

Балет И. Стравинского «Петрушка».

Представление о многообразии музыкальных жанров (песня, танец, марш и их разновидности; опера, балет, образцы симфонической музыки, мюзикл) и форм (двух и трёхчастная, вариации, рондо)Фольклор и творчество композиторов, прославляющих защитников Родины, народных героев. Фрагменты из оперы «Иван Сусанин» М.И.Глинки и кантаты «Александр Невский» С.ПрокофьеваПерсонаж народного театра—Петрушка. Музыка в народном стиле. Оркестровые тембры.

Наблюдение.

25

9.03.

11.03.

12.03.

Театр музыкальной комедии.

Различные виды музыки : вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. Жанры:  оперетта, мюзикл. Понятие об этих жанрах и история их развития. Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту.

Устный опрос.

26

16.03.

18.03.

19.03.

Исповедь души.

Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности. Музыкальный жанр: прелюдия, этюд. Музыкальная форма: трёхчастная. Развитие музыкального образа. Любовь к Родине.

Устный опрос.

27

30.04.

Апрель

1.04.

2.04.

Мастерство исполнителя.

Важнейшие события музыкальной жизни: конкурсы и фестивали .Многообразие музыкальных жанров. Исполнитель, Слушатель. Интонационная выразительность музыкальной речи.

Работа по карточкам.

28

6.04.

8.04.

9.04.

«Праздников

праздник, торжество из торжеств».

Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации. Светлый праздник—Пасха. Тема праздника в духовной и народной музыке. Тропарь, молитва, народные песни.

Музыкальная викторина.

29

13.04.

15.04.

16.04.

Светлый праздник.

Хоровое  и сольное пение с сопровождением и без сопровождения, с ориентацией на нотную грамоту. Тема праздника Пасхи в произведениях русских композиторов. Сюита С.В.Рахманинова «Светлый праздник»

30

20.04.

22.04.

23.04.

Создатели славянской письменности Кирилл и Мефодий.

Развитие музыкального восприятия и овладение практическими умениями и навыками в музыкальной деятельности.

«Житие» и дела святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Гимн. Праздник –День славянской письменности.

Музыкальная викторина.

31

27.04.

29.04.

30.04.

Праздники русского народа.

Музыка народная и профессиональная. Народные праздники: Троицын день. Обычаи и обряды, связанные с этим праздником. «Троица».

Наблюдение.

32

Май

4.05.

6.05.

7.05.

Музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты. Музыкальный инструмент—гитара. История этого инструмента. Импровизация, обработка, переложение музыки для гитары. Скрипка-душа оркестра.  Гитара—универсальный инструмент.

33

11.05.

13.05.

14.05.

Музыкальный сказочник.

Приобретение индивидуального опыта постижения музыки выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики. Н.А.Римский –Корсаков—величайший музыкант-сказочник. Сюита «Шехеразада». Музыкальные образы. Образы моря в операх и сюите. Музыкальная живопись.

Итоговый тест.

34

18.05.

20.05.

21.05.

Рассвет на Москве-реке.

Поиски исполнительских средств выразительности для воплощения музыкального образа в процессе исполнения произведения, вокальной импровизации.Симфоническая картина М.П.Мусоргского «Рассвет на Москве—реке» образ Родины.

Устный опрос.

35

25.05.

27.05.

28.05.

Итоговый урок.

Музыкальная викторина.

Всего 35 часов

Перечень учебно- методического обеспечения

Для обучающихся :

Учебник : «Музыка» 4 класс Е.Д.Критская, Москва,  «Просвещение», 2013г

Для учителя : 

1.Концепция и программы для начальных классов «Перспективная начальная школа» Москва, «Просвещение», 2008г

2.Учебник:«Музыка» 4 класс .Е.Д.Критская, Москва, «Просвещение», 2013 г                      

 3. Поурочные планы «Музыка 4 класс» по программе Критской Е.Д.  

              Максимова  Т.С., Волгоград «Учитель 2004».

4. Фонохрестоматия для 4 класса  2005г.

     

             

                                         Список  литературы

1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Ред. и вступ. ст. Е.М. Орловой. 2-е изд. Л., 1973.

2. Д.Б. Кабалевский о музыке и музыкальном воспитании: Кн. для учителя / Сост. И,В. Писарева; Отв. ред. Г.П. Сергеева. М., 2004.

3. Кабалевский П.Б. Как рассказывать детям о музыке? 4-е изд. М., 2004.

4. Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. 3-е изд. М., 2007

5. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т,С. Музыка: 1—4 классы: Метод, пос. 2-е изд. М.. 2004.

6.Музыка в школе. Вып. I. Песни и хоры для учащихся начальных классов / Сост. Г.П. Сергеева. М., 2000.

7.Рапацкая Л.А., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе: Пос. для учителя. .М. 2003.

8.« Я  познаю мир»: Детская энциклопедия: Музыка / Авт.-сост. А.С. Кленов; . М., 2007.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 4классе по теме"Типы текста"

Урок русского языка в 4 классе по теме"Типы текста" с презентацией....

тест по русскому языку для 4класса

Итоговый тест в конце 4класса.Учащиеся проверяют себя....

Тесты по окружающему миру 4класс

Тесты по окружающему миру для 4 класса. Программа Плешаков А.А....

Рабочая программа по русскому языку Гармония 1-4классы с УУД. Календарно-тематическое планирование 3-4класс с УУД

Рабочая программа по русскому языку Гармония 1-4классы с УУД. Календарно-тематическое планирование 3-4класс с УУД...

Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс

Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...

Презентазия к внеурочному занятию помузыке «Группа дополнительных инструментов симфонического оркестра»

Данная презентация предназначена для демонстрации во время проведения внеурочного занятия по музыке на тему«Группа дополнительных инструментов симфонического оркестра»...

рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности

рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...