Ансамблевая игра - один из вариантов закрепления первых навыков игры на фортепиано.
методическая разработка по музыке (1 класс) на тему

В данной методической разработке показано, как с помощью ансамблевого музицирования можно повысить мотивацию учащихся на начальном этапе обучения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

АНСАМБЛЕВАЯ  ИГРА -  ОДИН  ИЗ  ВАРИАНТОВ

ЗАКРЕПЛЕНИЯ  ПЕРВЫХ  НАВЫКОВ  ИГРЫ  НА  ФОРТЕПИАНО.

Музыка – это искусство интонационно-ритмическое. И вот этому пониманию и умению его воспроизводить следует обучать ребенка на любом этапе музыкальных занятий. Наша задача научить выразительно интонировать музыку, переживать ее,  необходимо воспитывать психологическую установку: хочу и стремлюсь спеть или сыграть ласково, может быть шутливо. Ребенок должен быть научен следить за композиционными особенностями. Его необходимо научить размышлять о музыке именно тогда,  когда его слуховое внимание сосредоточено на ней, то есть во время его исполнения, слушания или движения. Игра в ансамбле  с преподавателем, пение, как форма музицирования, очень хорошо способствуют этим направлениям развития. Необходимо  уделить внимание интонированию  и игре разнохарактерных мелодий. Медленные и подвижные, танцевальные и маршеобразные, шутливые и печальные, суровые и светлые. Развитие мелодического, гармонического слуха, транспонирование, понимание метро – ритма – это главные задачи первоначального обучения .

Не выделяя ансамбль в отдельный предмет учащихся младших классов, необходимо с первого же урока включать ансамблевое музицирование. Это позволяет при ограниченных пианистических возможностях играть более интересные по звучанию пьесы, слышать общую музыкальную ткань произведения. Одновременная игра с преподавателем вызывает у детей желание действовать самостоятельно и непринужденно. Модель отношений – два равноправных приятеля. Только один из них постарше и более компетентен.

На первых уроках, когда дети еще не знают нотной грамоты, очень полезно транспонирование одной и той же попевки под простейший аккомпанемент преподавателя, а в дальнейшем одну и ту же мелодию поиграть под разные варианты фактуры, что сразу же обогащает слуховое представление учащихся. Как правило, гармонический слух всегда отстает от мелодического. И здесь преподаватель с учеником должны поменяться ролями. Все это непринужденно побуждает ребенка к активному действию. Ребенку нравится быть в роли взрослого - играть сопровождение. И вот он познакомился с ладом, основными гармоническими функциями, интервалами.

Игра в ансамбле хорошо дисциплинирует ритмику. Очень полезна игра «Перекличка» и нахождение в дальнейшем соответствующих карточек ритмического рисунка. Играя вместе с учителем, ученик находится в определенных метроритмических рамках. Ансамблевая игра  не только дает педагогу возможность диктовать правильный темп, но и формирует у ученика правильное темпоощущение. Необходимо правильно выбрать единую ритмическую единицу (формулы общего движения).

Совместное музицирование способствует закреплению навыков артикуляции-staccato,  legato,   non legato.Доступный материал есть в сборнике О. Геталовой  «В музыку с радостью». Портнов «Ухти-тухти», Д. Уотт «Три поросенка» , Б. Савельев «Песня Кота Леопольда», А. Варламов «На заре ты ее не буди».

Например, в песне В. Шаинского «Кузнечик» _само настроение в музыке позволяет найти верное прикосновение - более легкое, мягкое, шутливое, чтобы передать образ. Дети не всегда замечают в нотном тексте паузы. А если попеть эту песенку и поводить пальчиком по записи, то они быстро их видят и слышат. Тогда они правильно  и на своем опыте понимают, что пауза –это длинное или короткое дыхание. Еще здесь закрепляется знание репризы для повторения, а также понятие – вольта.

В романсе М. Шишкина «Ночь светла» нужно закрепить навык хорошего legato (петь пальчиками как голосом, очень красиво). Необходимо приучать ученика видеть и дослушивать длинные и залигованные ноты. Детям об этом не очень хочется думать. Как раз ансамблевая игра позволяет это услышать. Еще в этом произведении знакомимся с вальсовым движением, более протяжными фразами. Сразу видим динамический план пьесы, одновременно его выстраиваем, подходим к кульминации. Вступление во второй партии позволяет ученику подчиниться нужному темпу. В конце - rit-замедление. Обычно дети сами не могут определить, как же замедляется ход движения. Преподаватель в ансамбле с ребенком хорошо помогает ему сориентироваться в замедлении, почувствовать это. Для закрепления навыка вальсового аккомпанемента, нотной записи в басовом ключе, полезно выучить с учеником и играть вторую партию этого произведения. К тому же, во второй партии закрепляется и отрабатывается умении играть с педалью (прямая педаль). Если аккомпанемент разобрать по функциям, он очень быстро выучится наизусть.

С педагогом играть хорошо. Но большей внимательности, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся  при игре в ансамбле друг с другом, Желательно брать детей одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы ни один из играющих не прекращал игру при остановке другого.

Роль ансамблевой игры при обучении игре на фортепиано очень велика. Она учит всему: ритму, сознательному отношению  к делу, ответственности,  быстрому освоению нотной графики и пониманию строения музыкальных форм. К тому же она очень нравится детям, приносит им огромное удовольствие.

Третья форма ансамблевого музицирования – это игра вместе с родителями и организация первых домашних концертов. Ребенок всегда хочет закрепить свой успех. Он хочет сыграть для друзей, знакомых и даже незнакомых людей. Поделиться своим талантом с другими, чтобы увериться, что это кому-нибудь нужно.

Таким образом, игра в ансамбле дает более быстрое выучивание произведения, позволяет одновременно держать в памяти большой репертуар. А результат является главной мотивацией любого учебного процесса. Ребенку должен быть интересен предмет изучения. И игра в ансамбле – это та форма обучения, которая для ребенка сама по себе является прекрасной мотивацией.

Преподаватель по классу фортепиано

 МОБУ ДОД « ДШИ Всеволожского района»

Королева Е. А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Один - против всех"

Игра разработана на основе одноименного телепректа (канал "Карусель"). Предназначена для проведения среди обучающихся 3 класса. Тема игры "Конституция РФ"...

ИГРА – ОДИН ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ПРИЁМОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пути развития ребёнка.Игра-один из важнейших приёмов работы с детьми младшего школьного возраста.Межпредметные связи - одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса.Учить играя....

Интеллектуальная игра «Один против всех» 4 класс

Интеллетуальная игра, в которой каждый сам за себя и может проявить свои знания по учебным предметам....

Логопедическое занятие-игра "Пираты ищут клад" (закрепление навыков языкового анализа и синтеза на уровне слова, предложения).

Игровая деятельность - необходимая стихия для детей. Школьники подсознательно участвуют в коррекционном процессе. Использованные упражнения:1) "Зашифрованные слова". Разгадывание слов с опорой на цифр...

Презентация к игре "Один против всех" по русскому языку

Три презентации для 3 туров игры. Вопросы для обучающихся 3-4 классов....

Сценарий игры "Один за всех..."

Сценарий игры "Один за всех..."...