Бардовская (авторская) песня.
план-конспект урока по музыке на тему

 

Данная разработка  знакомит  школьников с истоками  и основоположниками бардовского движения.

 Разработка включает в себя: план-конспект мероприятия,

Сделала попытку пробудить интерес у учащихся 5класса к уникальному музыкальному направлению, возникшему в СССР, не имеющих аналогов в мире.

В разработке представлены основоположники жанра В.Высоцкий  и Б. Окуджава. А так же продолжатели авторской песни  И.Анненского, А.Галича и др.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Бардовская (авторская) песня.

Цель: Дать понятие авторской  песни; познакомить с именами поэтов-исполнителей  самодеятельной песни.

Задачи:

Сформировать представление о бардах.

Научить  слушать авторскую песню; высказывать свои впечатления от услышанного.

Воспитывать понимание неразрывной связи поколений, благодарность и преклонение перед, воевавшими , за наше мирное небо.

Информационно-методическое обеспечение:  аудиодиски,кассеты-бабины, пластинки с песнями В. Высоцкого, фотографии бардов, синтезатор, выставка книг: «Прерванный полет» М.Влади, журналы : « Молодежная эстрада»,  «Студенческий меридиан».

Ход  мероприятия

Учитель: Сегодня мы все собрались на вечер авторской песни, который не случайно проводится в предверии Великого прекрасного -Дня Победы. Ведь очень многие авторы обращались к этой теме, теме войны в своих песнях. А вы любите военные песни? А какие знаете?(дети перечисляют) Сегодня я хочу  предложить вашему вниманию в начале нашего разговора об авторской песне,  песню  «Ленинградский вальс» А.Дольского.

Исполняет учитель русского языка Нуртаева М.К., аккомпанирует учитель музыки Пастухова Н.В.

Учитель: Вот вы сейчас прослушали авторскую  песню. Вам понравилась она? А чем? Может кто-нибудь знает, что это значит авторская песня?

Ученик: Авторские песни это произведения, где и слова, и мелодия, и исполнение и музыкальное сопровождение принадлежит одному человеку. Есть поэты, поющие свои стихи. Еще их называют самодеятельные песни, гитарные.

Учитель: Совершенно верно. Авторские песни существуют уже более четверти века. К настоящему моменту она представлена 4-мя поколениями людей разных профессий, для которых песня это и увлечения, и жизненное призвание. А история этого жанра началась еще в конце 30-х г. По- разному относились к авторским песням в разные годы : потеплее в 60-х г., похолоднее в 70-х. Но развитие этого вида искусства не прерывалось и сегодня можно перечислить имена более 2-х десятков бардов, создавших каждый свой неповторимый песенный мир. Их родило время памятных событий (перестройка и т. п. ) Вот и появился круг таких поэтов как :

А.Галич, В.Высоцкий, Ю.Визбор, Б.Окуджава, А.Розенбаум и др. (на доске их портреты)

Все они не похожи друг на друга, имели свой почерк. А исполнение  песни под гитару объединяет одно очень ценное качество- они искренние, с удовольствием исполняются у костра.

Потому что авторские песни не терпят фальши. Она не навязывает слушателям телевидением и радио, а согласитесь, у костра вранье слушать никого не заставишь. В своих стихах-песнях автор пишет о том, что его волнует, о своём видении мира. Размышляет о добре и зле, о смысле жизни, о человеческих чувствах. Поэтому бардовская песня  - искренний разговор по душам со слушателем.

Скажите, стихотворение под музыку легче воспринимается? Музыка усиливает воздействие поэзии на человека? (высказывания детей)

Послушайте  авторское произведение Ю.Визбор «Милая моя» в исполнении своего одноклассника Клюта  Саши.

а затем это же произведение под аккомпанемент в исполнении  Нуртаевой М.К. Сравните, в каком случае  на вас произвело большее впечатление оно.

Ребята обсуждают услышанное.

А вот послушайте стихотворение Ю.Друниной. «Я еще, ребята, не жила...». Какое чувство вызвало у вас это стихотворение? А мелодия усилит это чувство или нет? (рассуждение детей)

С помощью магнитофона поэзия распространялось очень быстро. Не будь их, лежали бы стихи огромными стопками, а стопками не передать звук гитары.

Поэзия под аккомпанемент стала противовесом развлекательной эстрады песне. Сейчас разговор об авторской песне продолжит ученик 7класса Никитин Кирилл.

Ученик: Поэты как будто разбудить людей пытались. Появился как будто  другой язык. Она писалась думающими людьми для думающих людей. И сама по себе не играет гитара, а дана человеку как голос души.

Я повторюсь, что родилась  авторская  песня во времена перемен, поэтому она о жестокости нашей жизни, крушение идеалов, о разочаровании, утратах.

Послушайте песню «Моя звезда» И.Анненского в исполнении Нуртаевой М.К., аккомпанирует Пастухова Н.В.

Учитель: Возрос интерес к авторской песне, так как выяснилось, что общество потеряло духовность, а авторские песни это серьезные стихи. Стало ясно, что эстрадная песня может противостоять что-то серьезное. А поэтому сильна, может противовесом стать  развлекательности. Но не в качестве спора ,а противовеса (пусть и то и другое будет)

Расклеиваются афиши Розенбаума. А ведь Высоцкий тоже мечтал о нормальном афишном концерте, но не дождался. Никто, никогда "из поющих" поэтов не предложил никому ни книги, ни пластики, ни передачи по телевидению. О чем же эти песни? Послушаем Стырову Лизу, ученицу 7 класса.

Ученица: Темы песен разные. Очень много песен о войне, даже есть песни, написанные о войне после нее; навсегда эти годы остались в памяти людей.

В таких песнях память прошлого словно овеяна словами, высеченными на могилах неизвестных солдат: "Никто не забыт, ничто не забыто". Эти песни оказались очень близкими молодежи.

Вот послушайте несколько.( в записи )

Б.Окуджава «До свидания, мальчики», «Бери шинель…»; О. Митяева «В осеннем парке городском».

Учитель: Особое внимание сегодня хочется уделить творчеству В.Высоцкого. О нем нам расскажет ученица  8 класса Баскакова Александра.

Ученица: Вы все , наверно, знакомы с его песнями, часто слышите их по телевидению и радио. Владимир Семёнович Высоцкий (1938 - 1980) – поэт, певец, актер. Родился в Москве 25 января 1938 года. Детство в биографии Высоцкого прошло в Москве (улица Мещанская), затем во время Великой Отечественной войны некоторое время жил на Урале. Снова вернулся в Москву, после чего с 1947 по 1949 жил в Германии.

Владимир Высоцкий с 1953 года был участником драмкружка. Закончив школу, поступил в инженерно-строительный институт Москвы. Буквально через полгода, эмоционально принял решение об уходе из института, стремясь поступить в театральный.

С 1956 по 1960 в биографии Владимира Высоцкого проходило обучение в школе-студии при МХАТ. В 1959 году впервые участвует в театральной постановке («Преступление и наказание»), впервые играет роль в кино. Следующий этап своей жизни Высоцкий посвящает игре в театре (московский драматический театр имени Пушкина). В 1961 году была написана первая песня Высоцкого. Немного проработав в театре миниатюр, стал играть в театре драмы и комедии. В 1968 году впервые выходят песни Владимира Высоцкого на пластинке «Песни из кинофильма «Вертикаль»». В 1975 году было опубликовано стихотворение Высоцкого в сборнике «День поэзии» (первая и последняя публикация при жизни). За всю биографию Высоцкий написал около 700 песен, которые были чрезвычайно популярны в СССР. Он снялся в 28 фильмах, дал множество концертов, оказал большое влияние на многих музыкантов. О нем снято пять фильмов, написано множество книг, в его честь названы улицы и установлены памятники. Умер Высоцкий в 1980году.

Учитель: Спасибо, Лиза. Давайте послушаем некоторые его песни, кто знает слова, можете подпевать.

Слушание в записи песен в исполнении В.Высоцкого.

«Я не люблю», «Песня о друге», «Баллада о земле».

 Учитель: А вот песня которую Б.Окуджава посвятил В.Высоцкому. Она так и называется «О Володе Высоцком».

Исполняет учитель русского языка Нуртаева М.К., аккомпанирует учитель музыки Пастухова Н.В.

Учитель: Ребята, мы много сейчас говорили об авторской песне, много услышали  этих песен. Почему песни бардов, несмотря на свой «непрофессионализм» так популярны?

(рассуждения детей)

 Учитель: Хорошо, что есть праздники, которые объединяют многие поколения. А самое главное качество культурной нации – память. И помнить свою историю, не забывать о ней помогает авторская песня. И все –таки,  как здорово что все мы здесь сегодня собрались! Эта песня  стала уже своеобразным гимном. Предлагаю исполнить ее всем залом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия "Песни военных лет. История одной песни" на примере песни "Катюша"

Сценарий открытого мероприятия "Песни военных лет. История одной песни" на примере песни "Катюша", написанной поэтом М.В.Исаковским и композитором М.И.Блантером, для воспитания патриотических чувств у...

Реферат "Современная бардовская песня"

quot;Современная бардовская песня"...

Курсовая работа "Особенности современной бардовской песни"

quot;Особенности современной бардовской песни"...

Использование авторской детской песни на занятиях по английскому языку

Тема использования песен для формирования иноязычных грамматических навыков у детей старшего дошкольного возраста очень важна. В данной статье нами были определены критерии по отбору авторской детской...

В картотеке собраны песни для детей по темам: ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ, ПЕСНИ О РОДИНЕ, ПЕСНИ О СОЛДАТАХ, МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ О ТРУДЕ.

В картотеке собраны песни для детей по темам:  ПЕСНИ О КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКАХ, ПЕСНИ О ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ, ПЕСНИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ, КОЛЫБЕЛЬНЫЕ ПЕСНИ, ПЕСНИ-ИГРЫ,...

Авторский текст и ноты песни "Победа ради жизни на Земле"

quot;Победа ради жизни на Земле" - авторская песня - результат  совместного творчества педагогов и учащихся ко Дню Победы....