Музыкальная сказка для первоклассников "Как Маша пошла в школу"
методическая разработка по музыке (1 класс) на тему

Клям Ирина Юрьевна

Эта сказка - итог совместного творчества учителя и учащихся. Постановку можно осуществлять как в конце каждой четверти, так и в конце года по мере выучивания музыкального материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_masha_poshla_v_shkolu.doc74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

музыкальной сказки для первоклассников

       Воспринимая музыку, ребенок «вживается» в музыкальные образы, которые пробуждают ассоциации, взятые из жизни, развивают творческие способности, мышление. Поэтому игра занимает на уроках у младших школьников главенствующее место. Посредством игры осуществляются поставленные цели и задачи урока. В этот любимый вид деятельности вовлекаются все учащиеся класса, рождается совместный творческий процесс учителя и учащихся и, получив однажды удовлетворение от совместного творчества, этот вид деятельности завоевывает сердца детей навсегда и они с нетерпением ждут следующей встречи с игрой или сказкой.

Создавая сказку, вместе с учащимися, я преследовала определенные цели и задачи.

       

Цели:

  1. Формирование эмоционально-осознанного отношения к музыкальному искусству, к собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников,
  2. формирование опыта совместной творческой деятельности,

Задачи: 

  1. Пробуждение интереса к музыкальной деятельности,
  2. Развитие вокально-хоровых навыков: дыхание, звукообразование, дикция,
  3. Развитие музыкальных данных: слух, память, ритм,
  4. Расширение репертуара.

     

В работе над созданием сказки придерживалась следующих принципов:

  1. В основе пения опиралась на концентрический метод, созданный М.И. Глинкой в 1856 г., который позволяет укреплять голос, развивать диапазон, координацию между слухом и голосом у младших школьников,
  2. Учитывала физиологические особенности голоса и певческий диапазон детей 6-7летнего возраста на начало обучения («ре1 – си1»),
  3. При подборе музыкального материала подбирала художественно-выразительные песни и попевки, близкие пониманию детей.

       

         Наша сказка основана на народных попевках и авторских песенках и является результатом обобщения изученного музыкального материала каждой четверти 1 класса. Постановка возможна как в конце каждой четверти, так и в конце учебного года (целостный вариант) как завершающий или обобщающий урок. Показ в конце года окончательного завершенного варианта сказки может быть костюмированным, с приглашением родителей, гостей и т.д. Подготовка не требует дополнительных репетиций, все делается непосредственно на уроке.

       

        Работа по изучению и накоплению музыкального материала проводится постепенно, на каждом уроке, отводя этому виду деятельности 10-15 минут, затем, по мере накопления песен, увеличивая время. Начинать надо с речевых интонаций, включая упражнения на дыхание, затем с несложных коротеньких попевок и народных песенок на 1-2 звуках, на удобных для пения тонах, постепенно расширяя диапазон первоклассников к концу года «до1 – до2». Необходимо вести кропотливую работу над элементарными вокально-хоровыми навыками (дыхание, звукообразование, дикция) и эмоциональным исполнением.

 

«КАК МАША ПОШЛА В ШКОЛУ»

      Жили- были дедушка и бабушка. И была у них внучка Машенька,  очень неугомонная и резвая девочка росла, за что дедушка на нее  все-время ворчал:

а бабушка любила и оберегала внучку и все-время от жалости вздыхала:

  • Ох, ох! (мимикой лица изобразить жалость)

      Вот говорят дедушка и бабушка Маше: «Машенька, как же ты у нас подросла, пора тебе идти в школу, осваивать грамоту, вот завтра утром и пойдешь, а сейчас пора укладываться спать».

Девочка послушалась и стала укладываться вместе с любимой куклой, да принялась ее баюкать:

  • Аа, Аа!   (на гласную А или закрытым ртом, близким звуком на речевых интонациях)

        Наступило утро, бабушка принялась за сборы, а Маша глядь на улицу, а там задул ветерок:

  • Упражнение на дыхание (вдох-носом, выдуваем воздух через рот, при этом губы активны, плечи не поднимаются)

         С каждым разом ветер дул все сильнее и сильнее:

          (Повторяется упражнение на дыхание с более крепким и длительным выдохом. Научить распределять равномерно, без толчков воздух  на долгом выдохе).

         Ничего не поделать, в школу идти придется даже по непогоде. Дают бабушка с дедушкой единственной внучке наказ: «Смотри, Машенька, дорога в школу идет через лес, будь осторожна, ни на медвежий рев, ни на волчий вой не оборачивайся, нигде не останавливайся. Придешь в школу, будь умницей, учись хорошо и старайся! Вот тебе самая главная книга, АЗБУКА, береги ее!» Тут они начали прощаться и обниматься:

  • «Обними плечи»  - упражнение на дыхание по А.Н. Стрельниковой (вдох на сжатии грудной клетки). http://fizrazvitie.ru/2010/08/blog-post_06.html 
  • (Исходное положение: встаньте прямо, руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч. Бросайте руки навстречу друг другу до отказа, как бы обнимая себя за плечи. И одновременно с каждым «объятием» резко «шмыгайте» носом. Руки в момент «объятия» идут параллельно друг другу, а не крест-накрест, ни в коем случае их не менять (при этом все-равно, какая рука сверху - правая или левая). Широко в стороны не разводить и не напрягать. Можно в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад – «вдох с потолка».) 

       Отправилась Маша в путь, идет Маша через лес, слышит, откуда-то из соседней деревни по ветру доносятся тревожные звуки колокола. А это в кошкином доме случился пожар.

  • «Дон-дон» русская народная песня, (пластическое интонирование: раскачивание воображаемого тяжелого большого колокола и трезвон малых колоколов мелкими движениями рук на слова «кошка выскочила»)

       Кинулись все лесные обыватели на помощь, так всем миром и справились. Наконец-то пожар был потушен, ветер успокоился и лесная жизнь пошла своим чередом.

       Идет Маша дальше по тропинке, голову поднимает, любуется красотой леса, как вдруг смотрит, на березке стая разных птиц: воробьи, голуби, галки, оживленно что-то чирикают себе, перепрыгивают с ветки на ветку, словно шаловливые ребята играют в догонялки:

  • «Андрей-воробей» - русская народная песенка (исполнять в диапазоне  «соль» 1 - «ля»1)

отвечает на зов кукушки:

  • «Ку-ку!» (исполнять в диапазоне «ля1-фа#1»).

      Вдруг, откуда-то сверху доносится непонятный тоненький звук. Прислушалась Маша, посмотрела, а это на самой верхушке дерева сидит маленький, испуганный котенок и жалобно мяукает.

  • «Мяу, мяу!» (исполнять в диапазоне  «ля#» 1 - «до»2)

Наверное, он заблудился, убегая в лес от собак, и нашел себе спасение на этом дереве. Маша решила, что нужно выручать несчастного котенка и полезла на дерево, чтобы снять его оттуда, а ранец с плеч соскользнул, упал на тропинку, да и расстегнулся…

      Сняв с дерева котенка, осмотревшись по сторонам, Маша вдруг поняла, что она сбилась с пути и не знает в какую сторону идти дальше и стала звать на помощь:

  • «Ау, ау!» (исполнять ч.4, сложив ладони рупором:  «фа#» 1 - «си»1,             «соль»1 – «до»2)

      На зов Маши прибежала лисица, увидела что-то красочное и яркое в траве, подобрала и с интересом стала рассматривать, оказалось – это Машина АЗБУКА, которая выпала из ранца:

  • «Уж как шла лиса» - русская народная песня (исполнять на звуках  «фа» 1 - «соль» 1, изображая на парте двумя пальцами рук поступь лисицы )

Прыгнула  лиса повыше на пенек и снова запела свою песенку (исполнять на звуках  «фа#» 1 - «соль#» 1)

       Лиса настолько заинтересовалась азбукой, что попросила Машу взять ее с собой в школу учиться. Почему бы ее не взять с собой, подумала Маша, ведь интересы у них одинаковые, да это к тому же и хороший попутчик домой,  так и пошагали они вместе до самой школы.

        Подходя к школе, они услышали, как ребята на уроке музыки знакомятся с нотной грамотой: (перед началом пения объяснить детям правильное положение  спины, рта, губ: спина – березка, рот – воробышка гнездо, губы – клювик птички. Исполнять в диапазоне  «до»1 - «до»2, при этом изображая ладонью восходящее движение ступеней)

  • До – воробышка гнездо,

   Ре – деревья во дворе,

   Ми – котенка покорми,

   Фа – в лесу кричит сова,

   Соль – играет детвора,

   Ля – запела вся земля,

   Си – поем мы для того, чтобы вновь вернуться к «до».

исполняют  попевку «Мы шагаем», «Песню о школе» и «Первый класс»  Д.Б. Кабалевского (можно продолжить список  по мере разучивания новых попевок и песен: «В нашем классе», «Разные ребята» и т.д., насколько позволяет фантазия детей и учителя).

     Так и стала Маша учиться в школе, уму-разуму набираться, изучать азбуку и нотную грамоту, а лесные обитатели с нетерпением ждали Машу, чтобы узнать чего-нибудь новенького о школе и порадоваться вместе своим успехам. Вот какая история приключилась с Машей в первый осенний день.

Репертуар:

«Песня о школе» Д.Б. Кабалевский,

«Уж как шла лиса» русская народная песня,

«Первый класс» Д.Б. Кабалевский,

«Дон-дон» русская народная песня,

«В нашем классе» - попевка,

«Звонкий звонок» - попевка,

«Все новое у нас» муз. Г.Струве, сл. В. Викторова,

«Разные ребята» - попевка,

«Мы шагаем» - попевка.

Литература:

  1. Фонопедический метод развития голоса В. Емельянова,
  2. Упражнения из дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой,
  3. Хрестоматия к программе по музыке Д.Б. Кабалевского, 2 класс.
  4. Русский текст М. Цейтлиной из фрагмента кинофильма «Звуки музыки» Р. Роджерса.

Интернет-ресурсы:

http://www.emelyanov-fmrg.ru/non-academic

http://fizrazvitie.ru/2010/08/blog-post_06.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкальной сказки-Лесные приключения или как Маша и Ваня дружбу искали

В одной сказке жили-были девочка Маша и мальчик Ваня. Жили они не тужили. Девочка Маша грибы да ягоды собирала, да еду готовила, а мальчик Ваня воду из колодца носил, дрова рубил, вообщем,...

Сказка "Новогодние приключения Маши и Вити"

Сказка интересна для педагога, тем, что в ней задействовано  много ребят. А для ребят интересна, тем что много в ней песен. Главные герои Маша, Витя, Баба Яга, Леший и т.д....

Пьеса-сказка по ПДД "Маша в царстве Светофора"

Изучение правил безопасного поведения на улицах городов и посёлков является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. В современных условиях, когда интенсивность...

«НОВОГОДНИЙ ПЕРЕПОЛОХ» Новогодняя музыкальная сказка для детей старшего дошкольного возраста и начальной школы.

Сценарий новогодней сказки предназначен для проведения новогодних мероприятий в начальной школе. В преддверии новогодних праздников и зимних детских каникул появляется необходимость в проведении таких...

Сценарий музыкальной сказки "Маша и медведь"

Драматизация музыкальной сказки «Маша и медведь»Персонажи: Сказочница, баба, дед, Маша, 1- подружка, 2- подружка, 3- подружка, 4-подружка, Лесовичок, Гриб- боровик, медведь, 1 –пирож...