Богатырские образы в музыке и живописи
план-конспект занятия по музыке (4 класс) на тему

Пирцхалава Наталья Николаевна

На уроке мы постараемся найти подтверждение нашей темы в музыке русского композитора А.П.Бородина. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogatyrskie_obrazy_v_muzyke_i_zhivopisi.doc45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Богатырские образы в музыке и живописи

Учитель: Добрый день, ребята! (Музыкальное приветствие)

Дети: Добрый день! (Музыкальный ответ).

Учитель: Добрый день, дорогие гости!

Музыкальная разминка.

Распевание “Родина любимая моя”

Слайд с темой урока.

Мы продолжаем тему четверти: “Можем ли мы увидеть музыку? Богатырские образы в музыке и живописи”.

Сегодня на уроке мы постараемся найти подтверждение нашей темы в музыке русского композитора А.П.Бородина. Давайте подумаем, а что означает слово Богатырь?

Дети: крепкий, сильный, большой…

Слайд

Богатырь

1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.

2. Человек очень большой силы, стойкости, отваги.

Витязь – в Древней Руси: отважный, доблестный воин. (Толковый словарь Ожегова)

Богатырь – человек рослый, дородный, дюжий и видный, необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый воин, витязь. (Толковый словарь Даля, Большая советская энциклопедия)

Богатыри (от др.-тюрк. багатур – храбрый воин), герои русских былин, защитники русской земли, совершающие воинские подвиги, отличающиеся особой силой, удальством, умом, самообладанием. В древнерусском языке слову “Б.” соответствовали “храбр”, “храбор”, “удалец”. Слово “Б.” встречается в летописях начиная с XII в.

Витязь в Древней Руси отважный, доблестный воин, богатырь. (Большой Российский энциклопедический словарь)

Учитель: Таким образом, можно выделить три стороны, отличающие богатыря:

  • человек крепкого телосложения;
  • сильный, храбрый, умный, отважный;
  • воин, защитник

Слайд с портретом композитора.

Давайте посмотрим на портрет композитора, музыка которого сейчас прозвучит. Можно ли по внешнему виду сказать, человек-богатырь?

Дети: Да, крепкого телосложения, высокого роста.

Учитель: Портрет написан художником Ильей Ефимовичем Репиным, которого называли “богатырём русского искусства”.

Александр Порфирьевич Бородин (1833-1887) – русский композитор, проявил себя и как крупный учёный, общественный деятель.

Слайд со словами Стасова.

Замечательно характеризуют облик композитора слова В.В.Стасова: “Талант Бородина равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере и в романсе. Главные качества его – великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединённые с изумительной страстностью, нежностью и красотой”.

В своей музыке Бородин воплотил величие и мощь русского народа, героические черты характера русских людей, величавые образы национального былинного эпоса. Основным средством музыкального высказывания у Бородина всегда является мелодия – широкая, песенная, пластичная.

Вторая симфония была написана в 1876 году. Друзья композитора называли её “славянской героической”, “львиной”, “богатырской”. Последнее название и закрепилось за этой симфонией.

Учитель: Что такое симфония?

Дети: Большое музыкальное произведение для симфонического оркестра.

Учитель: А что такое симфонический оркестр?

Дети: Оркестр – это большой ансамбль музыкантов, совместно исполняющих инструментальное музыкальное произведение. Самый полный и совершенный по звучанию среди всех оркестров – это симфонический.

Учитель: Послушаем фрагмент 1-й части симфонии. Это экспозиция, представьте, это как в музее, вы приходите посмотреть картины; в музыке - это есть показ двух основных тем симфонии, главной и побочной. Определите характер каждой из них и покажите поднятием руки, когда начнётся побочная тема.

Звучит фрагмент 2 симфонии Бородина.

Слайд с изображением симфонического оркестра.

Учитель: Что можно сказать о характере и качестве главной темы?

Дети: Яркий, могучий, широкий, решительный, суровый, маршевый…

Побочная, вторая тема певучая и мягкая, песенная.

Учитель: Какая из них рисует нам богатырский образ?

Дети: Первая, то есть главная.

Учитель: таким образом, можно сделать вывод, что в музыке переданы два образа, первый – это образ защитника, богатыря, а во второй передано чувство любви, заботы, трепетного отношения к Родине. Ещё раз послушаем экспозицию первой части и подумаем, какую известную картину можно представить, слушая эту музыку?

Повторное слушание симфонии.

Дети: “Богатыри” Виктора Васнецова.

Слайд с изображением картины.

На своей первой персональной выставке в 1898 году Васнецов показал "Богатырей", работа над которыми длилась около двадцати лет.

Решенная в монументально-декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

Ученик: Илья Муромец на чёрном коне – центральная фигура. Степенно, неторопливо всматривается он в даль из-под руки. В тёмных глазах – твёрдость, уверенность. Доброе лицо сурово.

Добрыня Никитич – степенен и твёрд. Зря меч из ножен не выхватит. Лицо строгое, благородное.

Алёша Попович моложе своих товарищей. Глаза мечтательные и лукавые. Он и поэт, и гусляр.

Слайд с картиной и словами В.В.Стасова.

Учитель: "Я считаю, что в истории русской живописи "Богатыри" Васнецова занимают одно из первейших мест", - выразил общее мнение Стасов, - “здесь - сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа".

Учитель: А что вы знаете о самом художнике?

Слайд с портретом В.Васнецова.

Дети: Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в далеком вятском селе Лопьял в большой патриархальной семье деревенского священника.

Слайд с изображением Рябово.

Вскоре семья переехала в село Рябово, где и прошло детство художника. Он рано начал рисовать.

С детских лет слышал Васнецов былины и сказки о русских богатырях, протяжные грустные песни, которые на посиделках при свете лучин пели женщины. Это не могло не оказать влияния на формирование мировоззрения будущего художника, на развитие его таланта. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.

Слайды с Художественным музеем и памятником художникам.

Учитель: Именно в Вятке – Кирове находится Художественный музей имени братьев Васнецовых и памятник художникам.

Учитель: Мне бы хотелось обратить ваше внимание ещё на одну картину художника, нашего современника Ильи Глазунова “Два князя”.

Но прежде несколько слов о самом художнике.

Слайд с портретом Ильи Глазунова.

Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде.

Слайд Ленинграда 30-х годов и военных лет.

Величайшим потрясением отозвалась в душе художника ленинградская блокада, осталась в памяти неотступным кошмаром, когда он, потеряв почти всех родных, умерших у него на глазах, чудом остался жив. 12-летнего мальчика вывезли из осажденного города через Ладогу, по Дороге жизни, под фашистскими бомбами...

Память о войне всегда живет в душе художника.

Слайды с современным Ленинградом.

Уже, будучи взрослым человеком, студентом Ленинградского художественного института имени И.Е. Репина, он выразил свои впечатления военных лет в картине "Дороги войны", полной истинного драматизма и правды жизни.

Слайд с девизом, словами А.С.Пушкина.

"Гордиться славой своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной - есть постыдное равнодушие" - эти слова Александра Сергеевича Пушкина стали девизом Глазунова в работе над циклом "История России".

Слайд со словами Глазунова.

"История России - это дерзания и войны, пожары и смуты, мятежи и казни, победы и свершения, - говорит художник. - Были минуты унижения, но пробивал час, и Россия возрождалась из пепла еще краше, сильнее и удивительнее. История России – это вера в будущее. Но нет будущего без прошлого. Верю в будущее человечества, верю, что оно несет новое одухотворенное искусство..." Более 20 лет посвятил художник циклу "История России" и продолжает его. "Князь Игорь", "Два князя", "Андрей Рублев", "Русская красавица", "Вечная Россия" и многие другие полотна воспевают трудную и героическую судьбу Древней Руси.

Слайд с картиной “Два князя”.

Учитель: Вглядитесь, старший князь (возможно, отец) указывает младшему (возможно, сыну) на далёкий огонь и дым военных пожарищ. Можно ли сомневаться в том, что старший “князь-богатырь” учит молодого “князя-богатыря” любить и защищать родную землю?!

У человека есть не только внутренний слух (способность услышать “мысленно”, “внутри себя” то, что на самом деле в этот момент не звучит), но и внутреннее зрение (способность увидеть “мысленно”, “внутри себя” то, чего на самом деле в этот момент нет перед глазами).

Маленький богатырь – какое интересное сочетание слов. Но ведь такие действительно есть. Маленький, в смысле молодой. “Мал золотник, да дорог”,- гласит народная мудрость. Наверное, это о нём, о нашем маленьком трубаче, который в трудную минуту не растерялся и сделал то, что должен был сделать. Это о нём наша песня.

Слайд с изображением текста песни.

Исполнение “Песни о маленьком трубаче” С.Никитина.

Учитель: Что же такого геройского совершил наш маленький богатырь? Заиграл на трубе.

Дети: Не растерялся, встал впереди, заиграл революционный гимн, повёл за собой солдат в бой.

Учитель: Давайте выберем солиста – трубача, который споёт партию солиста и изобразит нам трубача.

Повторное исполнение песни перед гостями с солистом.

Учитель: Итак, давайте подведём итог нашему разговору о том, можем ли мы увидеть музыку?

Слайды с музыкальными вставками.

Дети: Да, можем. Слушая музыку Бородина, Прокофьева, С.Никитина мы представляем себе героев-богатырей, защитников нашей Родины – Александра Невского, “Богатырей” Васнецова, маленького трубача и других русских солдат, которые в трудную минуту, не задумываясь, готовы защищать свою Родину.

Учитель: Обратимся к словарю и дадим ответ – определение к каждому слову.

(Словарь: богатырь, симфония, оркестр, экспозиция, Г.Т., П.Т., А.П.Бородин, В.Васнецов, И.Глазунов, С.Никитин, назвать картины, которые демонстрировались на уроке).

А сейчас каждый поставит себе оценку за урок, учитывая свой вклад в подготовку, работу на уроке, выразительность исполнения и главное, смог ли он увидеть музыку.

Дети ставят в тетрадь себе оценку, называют её и выслушивают мнение класса и учителя.

Учитель: В заключении урока прозвучит песня, с которой нам ещё предстоит знакомство, а значит и наш сегодняшний разговор будет иметь своё продолжение.

Звучит песня “Баллада о солдате” и слайды с изображением памятников Русскому солдату.

Учитель: Спасибо всем за работу.

Приложение: Компьютерная презентация урока в программе Microsoft Office PowerPoint 2003.

Музыкальные приложения к уроку находятся у автора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ ночи в поэзии живописи и музыке

Раздел:Вступление, или Детективное начало... Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний. Тема: А.С. Пушкин "Тиха украинская ночь" Цели:  1. Познакомить учащихся с новым произвед...

«Героические, богатырские образы в музыке»

Основные этапы урока 1.    Слушание 2-й симфонии р.к. А.П.Бородина, образно-эстетический анализ прослушанной музыки. 2.    Слушание увертюры «Кориолан» немецкого комп...

урок литературного чтения 3 класс свиридова по теме "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"

Урок-исследование образа ветра в литературое, живописи, музыке в 3 классе по литературному чтению...

3 класс урок «Образ матери в музыке, поэзии, живописи» конспект

Конспект  к уроку "Образ матери в исскустве"...

Открытый урок по литературному чтению "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"

Открытый урок по литературному чтению "Образ ветра в литературе, живописи, музыке"Система Л.В. Занкова. 3 класс...

Образ весны в поэзии, живописи и музыке Саратовских поэтов, живописцев, музыкантов.»

Цель: формирование основ музыкальной, художественной и эстетической культуры. Задачи: Образовательная: * продолжать накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры; * ...