Самоанализ урока музыки по теме " Что за прелесть эти сказки..."
методическая разработка по музыке (4 класс) на тему

Матяж Елена Владимировна

Анализ урока ведется с учетом методической цели.

Методическая цель урока: Формирование УУД  с помощью проблемно- диалогического метода сопоставления музыкальных образов и литературного произведения.

 В ходе анализа рассматриваются аспекты: 1 - методическая цель и инновации, 2- методическая цель и содержание урока ( структура, форма. методы. приемы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka_muzyki_matyazh_e.v.docx18.34 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Анализ урока музыки по теме «Что за прелесть эти сказки….».    4 класс.

УМК :    Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина

Класс: IV, II четверть, урок 6

Раздел: «День, полный событий»

Тип урока: Комбинированный

Методическая цель урока: Формирование УУД  с помощью проблемно- диалогического метода сопоставления музыкальных образов и литературного произведения.

Методическая цель и инновации. Рассмотрим особенности технологии проблемного диалога.

В самом определении «проблемный диалог» первая часть означает, что на уроке  должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Слово «диалог» означает, что постановку учебной проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного диалога. Используется два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивает творческие способности. Учитель создаёт проблемную ситуацию, затем произносит специальные реплики, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулированию проблемы. Во время поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, обеспечивает открытие путём проб и ошибок. В формировании проблемы помогают такие приёмы, как открытые вопросы, рефлексивные задачи, провокации, ситуации риска, ловушки.
Наличие неожиданного препятствия вызывает у детей удивление и способствует появлению вопроса. Появляется вопрос – начинает работать мышление.
Нет удивления – нет диалога. Если не удаётся удивить ребёнка, то может не получиться проблемной ситуации, и ребёнок останется равнодушным к тому, что происходит на уроке.

Важную роль в организации побуждающего диалога играет создание различных ситуаций на уроке.
1. Создание «
ситуации успеха». Детям предлагается задача, опирающаяся на имеющийся опыт. Каждый индивидуально решает задачу, не испытывая затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями.
2. Ситуация «
интеллектуального разрыва». Предлагается похожая по внешним признакам практическая задача, которую ученики решить уже не могут, так как она ориентирована на новый способ решения. В результате возникает эмоциональное переживание всеобщего неуспеха (никто не может). Это положительная эмоция, так как нет переживания своего неуспеха на фоне успеха других.
3.
Формулирование учебной задачи вместе с учителем. Дети должны испытать дефицит своих способностей. Проанализировать ситуацию практического затруднения: где и почему возникла проблема? Тогда и появляется учебная задача. «Что будем делать дальше?» или «Как бы вы сформулировали последующие действия?» Учащиеся сами формулируют вопрос и ищут на него ответ. Диалог развивается от тех вопросов, которые волнуют ребёнка.
       
Постановка учебной задачи происходит в форме побуждающего диалога, а её решение – в форме подводящего диалога.
       
Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые пошагово подводят учащихся к формулированию темы. На этапе поиска решения учитель выстраивает логическую цепочку к новому знанию, ведёт к «открытию».

Формы подводящего диалога.
1.
Анализирующее коллективное наблюдение. Предлагается двухсторонний материал для сравнения (два столбика или две строки) слов или примеров. Задаётся обобщённый вопрос: «Что заметили? Что хотите сказать?» Выслушивая ответы детей, учитель «цепляется за более интересные реплики и развивает их. В коллективном наблюдении очень важно подобрать дидактический материал, продумать систему вопросов и заданий. Выбрать эффективные приёмы для обнаружения признаков нового понятия продумать систему фиксации (на доске, в тетради) того, что будет совместно обнаружено. Заканчивается анализирующее наблюдение обобщением в виде схемы – опоры, плана, словесной формулировкой.
2.
Фронтальная дискуссия заключается в следующем:
- дети высказываются, выдвигают версии;
- версии фиксируются на доске;
- обсуждение выдвинутых версий;
- координация версий и приход к правильному ответу;
- подведение итога, обоснование выдвинутой версии.
Фронтальной дискуссии способствует работа в группах, где дети спорят, отстаивают своё мнение и приходят к единому мнению, фиксируют его на листе, затем идёт обсуждение выдвинутых группами версий.

Методическая  цель и содержание урока.  Сопоставление  музыкальных образов и литературного произведения с помощью проблемно- диалогического метода позволяет создать содержательные и организационные условия восприятия , осмысления, первичного закрепления учащимися особенностей воплощения литературных образов « Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина в опере Н.А. Римского – Корсакова.

Побуждающий диалог  создает условия для развития творческого потенциала детей. Формирует мотивационную направленность на продуктивную музыкально- творческую деятельность. Дети задумываются над тем, зачем мы на серии уроков  сопоставляем поэзию А.С. Пушкина и музыку, в которой она отражена. Размышляем над тем , что Пушкин назвал « наперсницей волшебной старины, другом вымыслов , игривых и печальных» . Вспоминаем как начинались сказки литературные и сравниваем с зачином музыкальной сказки. В процессе побуждающего диалога подходим к формулировке темы урока « Сказка Пушкина в музыке» и наконец , пытаемся сформулировать цель урока: может ли музыка без слов рассказать нам сказу так же понятно и интересно как у Пушкина?

 Таким образом побуждающий диалог  в структуре урока продолжается на следующих этапах: организационно- мотивационном, актуализации знаний, этапе целеполагания.

Далее переходим к диалогу подводящему, он проходит на  этапе открытия  нового знания, обобщения знаний и  этапе связи с ранее изученным. С точки зрения содержания урока подводящий диалог способствует формированию умения устанавливать причинно- следственные связи, умения создавать обобщения, анализировать, строить логические рассуждения. В процессе подводящего диалога ребята конкретизируют знания о средствах музыкальной выразительности и их роли   в создании музыкального образа, знакомятся с особенностями инотонационно- образного словаря композитора Н. А. Римского- Корсакова. Подводящий диалог был выстроен в форме фронтальной дискуссии в группах.  Ребята слушали музыкальные фрагменты, составляли их словесное описание, опираясь на предложенные карточки, спорили, выбирали, фиксировали свой ответ на доске. После этого шло обсуждение выдвинутых группами версий. Помимо групповой работы использовалась и работа фронтальная ( со всем классом), она осуществлялась во время побуждающего диалога.

Помимо метода проблемного диалога в уроке были использованы и другие ( традиционные) методы: словесные( беседа), наглядные . На этапе групповой работы ребята осуществляли частично- поисковую деятельность( задания на использование известных ученику знаний  в измененной ситуации). На разных этапах урока учащиеся демонстрировали  следующие категории деятельности: информированность, осознанность, функциональную грамотность.

В процессе обсуждения выдвинутых группами версий, при анализе музыкальных образов, использовался прием  пластического интонирования( ребята изображали рукой мелодический рисунок), что способствовало эмоциональному и осознанному усвоению содержания музыкального сочинения.

Считаю, что использование в уроке метода проблемного диалога способствовало активизации учащихся, повышению познавательной активности, развитию творческих способностей.

Главная цель урока  - формирование УУД достигалась на всех этапах урока. Перечень сформированных УУД на каждом этапе  подробно прописан в технологической карте урока.

Негативные  последствия применения  инновации не выявлены.

Применение данного метода возможно в обучении разным предметам и подходит разным возрастным группам учащихся.
В перспективе планирую использовать данный  метод на уроках музыки в других классах , применительно к разным типам уроков, без оглядки на уровень обученности класса и возрастные особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин.

Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин...

Урок чтения по теме: "Что за прелесть эти сказки"

Данный урок расширяет знания детей о сказках,формирует у них углубленное смысловое восприятие. Прививает интерес к чтению и математике....

конспект урока 4 класс, 2 четверть. Тема "Что за прелесть эти сказки"

Конспект урока- игры. Цель урока - развитие тембрового слуха, используя метод моделирования творческой деятельности....

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме " Что за прелесть эти сказки..."

Технологическая карта составлена с учетом требований новых ФГОС. Содержит описание методической цели и образовательной цели, учебных задач. В карте описаны этапы урока, деятельность учителя и уч...

Урок музыки в 4 классе по теме «Что за прелесть эти сказки»

Урок музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной. В разделе "День, полный событий" это 2 урок,...

Конспект урока по музыке на тему "Что за прелесть эти сказки"

Конспект урока по музыке на тему "Что за прелесть эти сказки" для 5 класса...