Урок музыки в 4 классе по теме «Что за прелесть эти сказки»
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Бабанина Ирина Ивановна

Урок музыки в 4 классе по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С. Шмагиной. В разделе "День, полный событий" это 2 урок, на котором идет углубление темы, где учащиеся знакомятся с творчеством А.С.Пушкина во взаимосвязи с музыкой русских композиторов, созвучной лирическим стихотворениям и сказкам поэта.

По типу урок  – комбинированный. При этом учитываются возрастные особенности учащихся, имеющиеся представления и знания по программе, предполагает формирование у учащихся способности воспринимать музыку как искусство, выразительное по своей природе, представления о связи музыки с жизнью и с другими видами искусства, знания выразительных средств музыки и понимания изобразительности в музыке. На уроке рационально выделено место для устного опроса учащихся (на этапе повторения пройденного материала). Изучение нового материала занимает в уроке основную часть, где восприятие чередуется с активным слушанием, исполнением учащимися песен, подведения итогов работы и самооценки учащихся. На уроке применяются индивидуальная, фронтальная, групповая формы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок  музыки в 4 классе по теме «Что за прелесть эти сказки»

Раздел: «День, полный событий»

Тема урока: «Что за прелесть эти сказки» Опера Н. А. Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Тип урока: Комбинированный

Методическая цель урока: Формирование УУД  с помощью проблемно- диалогического метода сопоставления музыкальных образов и литературного произведения.

Цель образовательная:  Создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления, первичного закрепления учащимися  особенностей    воплощения  литературных образов  « Сказки о царе Салтане»  А.С.Пушкина в  опере Н.А.Римского – Корсакова.

Компетенции, формируемые у обучающихся - Учебно-познавательная компетенция. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Используемые технологии -  Развивающее обучение на уроках музыки.

Уровень применения -  системное использование не менее 3-х лет

Учебные  задачи, 

направленные  на достижение  личностных  результатов  обучения:

- Способствовать эмоциональному и осознанному усвоению содержания музыкального сочинения.

- Создать  условия  для  развития  творческого потенциала.

- Формировать  мотивационную  направленность  на продуктивную музыкально – творческую деятельность

направленные  на достижение метапредметных  результатов:

- Создать  условия  для  развития образного мышления.

- Способствовать формированию умения устанавливать причинно – следственные связи, создавать обобщения, анализировать, строить логическое рассуждение

- способствовать формированию умения владеть своей устной речью

направленные  на достижение предметных  результатов  обучения:

- Конкретизировать   знания о средствах музыкальной выразительности, их роли в создании музыкального образа.

- Создать  условия  для  ознакомления  учащихся  с  особенностями интонационно - образного словаря  композитора Н.А.Римского – Корсакова.

Оборудование: синтезатор, ноутбук, портрет композитора Римского -Корсакова, учебники, музыкальная запись и видеозапись  оркестровых фрагментов из оперы «Сказка о царе Салтане».

Ход урока.

1.        Организационный момент.

 Цель: психологический настрой на учебную деятельность

Приветствуют учителя, настраиваются на учебную деятельность.

2. Актуализация знаний, целеполагание и мотивация на учебную деятельность.

Цель:  мотивация к учебной деятельности, постановка цели и задач урока.

Учитель: Добрый день! Я рада приветствовать всех учеников

Исполнение попевки «У лукоморья»

У.: Кто автор этих строк? Сегодня мы откроем страничку, посвященную сказкам Пушкина, которые вдохновляли композиторов на создание своих прекрасных музыкальных сочинений. Прелесть пушкинских сказок очень умело передал в музыке уже знакомый вам композитор, фамилию которого, я предлагаю угадать. Этот великий музыкант имел двойную фамилию, жил во второй половине 19 века.

Кем он является?

Дети: Он является самым известным композитором-сказочником и композитором-маринистом. Именно этот композитор написал оперу-былину «Садко», с которой мы знакомились в третьем классе. Николай Андреевич Римский-Корсаков.

У.: Правильно ребята. «Что за прелесть эти сказки!» - воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…»

Ребята, из какой сказки А.С.Пушкина эти стихи?

Д.: «Сказка о царе Салтане».

У.: Верно! Это одна из любимых сказок Н.А.Римского-Корсакова, ее сюжет он и взял за основу своей оперы, которую так и назвал – «Сказка о царе Салтане». Именно с этим музыкальным произведением мы сегодня познакомимся. И тема нашего урока будет называться? «Что за прелесть эти сказки!»

Но если мы будем слушать и говорить о сказочном произведении, то и в начале урока исполним новую песню.     Исполнение песни «В гостях у сказки».

После исполнения учитель задаёт наводящие вопросы: Скажите, ребята, какую атмосферу создаёт эта песня? Какое настроение?

Целью нашего урока является:  показать изобразительные возможности музыки в представлении сказочных образов в поэзии А. С. Пушкина, раскрыть красочность сказочных музыкальных образов, созданных русским композитором Н. А. Римским- Корсаковым.   Расширить свои знания тембрового и регистрового звучания симфонического оркестра

Чтение в учебнике текста: « В синем небе звезды блещут

В синем море волны хлещут

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

У.: Ребята, прежде чем мы погрузимся в чарующий мир звуков, ответьте на вопрос: а чем же отличается сказка от других жанров? В сказке мы обязательно столкнемся с чудом, это мы знаем с самого детства, когда мамы читали нам сказки на ночь. Может быть, кто-то помнит, а сколько чудес, которыми удивлял царь Гвидон, было в «Сказке о царе Салтане»?

Д.: Три чуда.

У.: Верно. В симфонической картине «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков отразил волшебство этой сказки. Вам предстоит проанализировать замысел композитора. Определите музыкальные инструменты, которым Римский-Корсаков поручил темам Чудес. Внимание на экран. Перед вами первое чудо.

«Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

 (просмотр видео фрагмента Белка1:02 мин)

У.: А как поет Белка?

Д.: Нежно, ласково, высоко. Белка поет в высоком регистре. Она маленькая, легкая, юркая, веселая.

У.: Ребята, дело в том, что голос или любой музыкальный инструмент звучат в определенном регистре.

РЕГИСТР – высота музыкальных звуков. Регистр бывает трех видов: высокий, средний и низкий.

Тембр- это окраска звука.

У.: Ребята давайте разучим песню белочки из оперы «Сказка о царе Салтане»

Учитель – Скажите пожалуйста, а  мотив какой песенки положил в основу темы белки Римский – Корсаков?  «Во саду ли в огороде»

-Эту песню сочинил композитор или народ? А какие инструменты исполняли тему белочки?

Дети –Флейты

Учитель – А заметили какие инструменты звучали в аккомпанементе?

Дети- струнные, но звучали необычно.

Учитель – молодцы, заметили, этот приём у струнных называется пиццикато, когда по струнам играют щипком, ведь мы с вами выяснили, что эту песенку сочинил народ, и Римский –Корсаков хотел сымитировать игру как вы думаете каких инструментов? (балалайка).

4. Физкультминутка Цель этапа: снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда. Объяснить задание (Выполняют танцевальные элементы русского народного танца движения под песню «Во саду ли в огороде»).

Учитель – Следующее чудо Богатыри. Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри. Как вы думаете,  каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор

Д.: Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.

У.:  А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь.

(звучит фрагмент (видео).

Учитель. Вы наверное заметили как взволнованно звучала тема моря, ведь из него выходят 33 богатыря, 33 защитника – воина.

На что похожа эта музыка? Конечно же на марш - торжественный, величественный.

В каком регистре звучал  марш? Какие инструменты?

Дети. Марш звучал в низком регистре. Тему богатырей исполняют медные духовые инструменты (тромбон и труба). Тема богатырей звучит в низком регистре.

Учитель – Следующее чудо - Царевна-Лебедь.

Это последнее третье чудо сказки. Посмотрите, как художник Врубель изобразил Царевну - Лебедь при помощи красок. Какая она?

Д.: Красивая, волшебная, таинственная…

У.: Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?

Учитель – Звучание каких инструментов вы слышали?

Дети- гобой, арфа.

Учитель – нежно певуче поёт гобой,  тему на которую потом будет петь лебедь,  «Ты царевич, мой спаситель»

Скажите вы услышали отдельно звучащие инструменты или  они пели все вместе?

Дети - все вместе.

Учитель – А почему?

Дети -  Чтобы показать главное чудо.

Учитель – Конечно, ведь Царевна Лебедь носительница основной идеи оперы: победа красоты, добра, справедливости над хитростью и злом.

В музыке слово тутти  обозначает  звучание всего оркестра.

Показ картины Врубеля «царевна - Лебедь» (слайд № 13)

Учитель. Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедя при помощи красок. Какая она?

Дети. Красивая, волшебная, таинственная…

Учитель. Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?

Учитель. Музыка, изображающая Царевну – Лебедя прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.  Звучит гобой, скрипка

Учитель. Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор  находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем  Царевну-Лебедя с богатырями).

А при помощи чего изображались в опере герои?

Дети. При помощи инструментов.    

Учитель. Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали.

- Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?

                                 (работа в группах)

Учитель. Сейчас мы разделимся на  группы. И вы получите  конверты. В этих конвертах части инструментов. Ваша задача: собрать инструменты, назвать их и определить в каком регистре они сегодня звучали. В рабочей тетради стр.25, записать какие звучали инструменты у образов «трех чудес»,на рисунке обвести карандашами разного цвета, к какой группе оркестра они относятся. Проверим, насколько вы были внимательны. Каждый из вас получит листок, на котором вы увидите несколько заданий, я прошу вас взять ручки и ответить на вопросы.

(проверка знаний, самооценка)

Рефлексия

Спасибо всем вам за интересные ответы. Сегодняшний урок, безусловно, был уроком творчества. Мы ещё раз насладились многоликим звучанием симфонического оркестра, его тембровыми и регистровыми возможностями, познакомились с замечательной оперой. По моему,  вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке. Белка нам приготовила сюрприз. (Достаются орешки двух цветов.)

Прикрепите, пожалуйста, орешки на ветку белке. Если вам было интересно и легко на уроке, то вы прикрепляете оранжевый орех. А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в выполнении заданий, прикрепляйте орехи красного цвета.

(Дети прикрепляют орехи).

 Предлагает продолжить фразу: Сегодня на уроке я узнал…

Мне показалось интересным….

Предлагает оценить свою деятельность в группе.

Из всего этого можно сделать следующие выводы:

* опера-сказка учит нас узнавать через звучание инструментов симфонического оркестра литературных персонажей.

 * музыкальный инструмент оживает в звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль.

*поэт и композитор каждый своим языком передал три чуда в произведении: поэт - словами, композитор – звуками.

Задание на дом:

Учащимся предлагается нарисовать иллюстрацию к симфонической картине «Три чуда» по выбору учащегося (богатыри, Белка или Царевна – лебедь), в своем рисунке ребята должны отразить свое понимание музыкальной характеристики героев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин.

Урок внеклассного чтения в 3 классе по теме: «Что за прелесть эти сказки!» А.С.Пушкин...

конспект урока 4 класс, 2 четверть. Тема "Что за прелесть эти сказки"

Конспект урока- игры. Цель урока - развитие тембрового слуха, используя метод моделирования творческой деятельности....

конспект урока 4 класс, 2 четверть. Тема "Что за прелесть эти сказки"

Конспект урока- игры. Цель урока - развитие тембрового слуха, используя метод моделирования творческой деятельности....

Технологическая карта урока музыки в 4 классе по теме " Что за прелесть эти сказки..."

Технологическая карта составлена с учетом требований новых ФГОС. Содержит описание методической цели и образовательной цели, учебных задач. В карте описаны этапы урока, деятельность учителя и уч...

Внеклассное занятие на тему: «Что за прелесть эти сказки!» для 1-2 классов

Сценарий конкурсной программы для 1-2 классов по сказкам Пушкина....

Классный час ( 2 класс) . Тема : "Что за прелесть эти сказки"

План- конспект классного часа на тему: "Что за прелесть эти сказки"...