конспект урока 4 класс, 2 четверть. Тема "Что за прелесть эти сказки"
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме

Конспект урока- игры. Цель урока - развитие тембрового слуха, используя метод моделирования творческой деятельности.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Что за прелесть эти сказки» - урок по программе Критской в 4 классе

«Три чуда»

Добрый день! Я рада приветствовать всех учеников 4б класса, наших гостей. Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие по страницам оперной партитуры и расширим свои знания тембрового и регистрового звучания симфонического оркестра. Три команды вступят сегодня в борьбу за право называться музыкальными знатоками. Я представляю команду «Весёлые нотки», капитан команды - _______________! Команду «Музыкальная радуга», капитан команды -____________________, команду «Скрипичный ключ», капитан команды –_____________. А помогать в проведении игры нам будет строгое жюри музыкальных экспертов. Это ____________________________

 Команды готовы? Тогда мы начинаем путешествие по страницам оперной партитуры. Я объявляю первый раунд. На экране вы видите два таинственных портрета, это два автора нашей оперы – создатель литературной основы и композитор. Вы должны, по описанию, угадать их. Та команда, которая первой поднимет руки, отвечает первой. Если ребята ошибутся, право ответа переходит к команде соперников! За каждый правильный ответ вам будет начислен 1 балл. Условия игры понятны, тогда я начинаю.

  1. Будущий поэт родился в Москве, имя его няни вошло в историю русской литературы, годы учёбы принесли ему не только знания, но верных друзей на всю жизнь. Современники назвали его «Солнцем русской поэзии». (Пушкин)
  2. Нет такого русского композитора, который бы в своём творчестве не обращался бы к произведениям Александра Сергеевича Пушкина. Поэтому отгадать имя композитора будет не так-то просто! Наш сегодняшний герой родился в небольшом городке Новгородской губернии – Тихвине. В юности он и не помышлял о судьбе музыканта, а готовился к карьере морского офицера, окончив морской корпус, даже совершил кругосветное путешествие. Друзья часто называли его композитором – сказочником. (Римский-Корсаков)

Молодцы ребята! Мы переходим к следующему испытанию. В разные годы Николай Андреевич, написал на пушкинские сюжеты несколько опер: «Золотой петушок», «Моцарт и Сальери» и « Сказка о царе Салтане , о сыне  его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне Лебеди». Сейчас вы увидите видеофрагмент оперы. Вам предстоит назвать объект нашего сегодняшнего исследования. За правильный ответ команда получит 3 балла, а в случае неудачи, право ответа перейдёт к командам соперников! Внимание на экран!

Видеофрагмент

Действительно, мы увидели фрагмент оперы «Сказка о царе Салтане». Разработка сценария началась зимой 1898 -1899 года. Закончить оперу предполагалось к 100-летнему юбилею Пушкина ( 1899) Премьера оперы состоялась 21 ноября 1900 года на сцене московской частной оперы. Три балла заработала команда___________________________, а мы переходим к следующему испытанию.

Третий раунд – музыкальный кроссворд. Для того, чтобы передать художественный образ слушателям композиторы используют самые разные средства выразительности. Вам предстоит их вспомнить. Сейчас я раздам командам листы с заданиями. Вы приступите к выполнению по моей команде! А помогать вам будет музыка Римского -Корсакова. Вы услышите самый знаменитый отрывок из оперы «Сказка о царе Салтане», который называется «Полёт шмеля». Чтобы повидать своего отца царевич Гвидон превращается в шмеля и отправляется через океан вслед за кораблём. Партию насекомого композитор поручил кларнету. На сегодняшний день известно огромное количество переложений этой мелодии для разных инструментов. Проводятся даже состязания в исполнении его на скорость! Однако Композитор стремился создать образ свободного полёта, а не большой скорости. В оригинале оркестровый фрагмент длится 1 мин 23 сек. Именно столько времени вам и будет отведено на решение кроссворда! Приступаем к третьему раунду!

Наш шмель завершил свой полёт, команды сдают листочки с ответами членам жюри!

А впереди новое испытание.

Четвёртый раунд - «Музыкальная партитура».

Партитурой музыканты называют нотную запись многоголосного произведения, исполняемого ансамблем инструментов хором, оркестром.

Последней картине оперы предшествует большое оркестровое вступление «Три чуда», содержание которого раскрывается в стихотворном эпиграфе Пушкина

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами и садами.

В городе житье не худо.

Вот какие там три чуда:

Есть там белка, что при всех

Золотой грызет орех,

Изумрудец вынимает,

А скорлупку собирает,

Кучки равные кладет

И с присвисточкой поет

При честном при всем народе —

«Во саду ли, в огороде».

А второе в граде диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге,

И останутся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Третье: там царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает;

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

Я там был; мед, пиво пил —

И усы лишь обмочил.

Я разделила эпиграф на три части. Каждая часть – одно из чудес града Леденца!  Каждая команда, после внимательного прочтения пушкинского текста, «сочинит» свою партитуру! Сейчас ко мне выйдут представитель команд, и возьмут конверты с заданием. Там вы найдёте изображения инструментов симфонического оркестра. Не забудьте указать средства музыкальной выразительности, которые помогут вам воплотить свой замысел! Через десять минут каждая команда представит свой музыкальный проект. Успехов в творческом поиске!

Работа над проектами, защита проектов.

Все команды сдают свои проекты жюри, музыкальные эксперты выносят своё решение – какая команда была наиболее убедительна.

А мы приступаем к последнему заданию. Сейчас, наконец-то, прозвучит симфоническое вступление «Три чуда». Как многие удачные оркестровые увертюры и антракты этот фрагмент давно живёт вполне самостоятельной концертной жизнью. Начинается антракт двойным фанфарным призывом «Слушайте, слушайте!», затем звучит колокольная тема волшебного города Леденца, три чуда разделяются фанфарным призывом. Вам предстоит проанализировать замысел композитора. Определите музыкальные инструменты, которым Римский-Корсаков поручил темы Белочки, 33 Богатырей, царевны Лебеди, регистр их звучания. У вас в конвертах находятся изображения музыкальных инструментов. Карточки с инструментами, звучащими в верхнем регистре, вы раскрасите жёлтым цветом. Карточки с инструментами, звучащими в среднем регистре вы раскрасите красным, а карточки с изображениями инструментов, звучащих в нижнем регистре – зелёным. Наклейте карточки на бланки ответов. Вам понятно задание? Тогда приступаем!

Итак – работа завершена! Сдавайте бланки ответов жюри. И пока оно определят победителей, расскажите о своих впечатлениях. В чём ваш замысел совпал или не совпал с музыкой великого русского композитора – Римского-Корсакова? Почему?

 Спасибо всем вам за интересные ответы. Сегодняшний урок, безусловно, был уроком творчества. Мы ещё раз насладились многоликим звучанием симфонического оркестра, его тембровыми и регистровыми возможностями, познакомились с замечательной оперой. Что ж  пришло время подвести итоги, и я , с удовольствием, предоставляю слово председателю нашего жюри!

Спасибо за внимание! Урок – окончен!



Предварительный просмотр:

Кроссворд по предмету Музыка - на тему 'Средства музыкальной выразительности'

По горизонтали

1. Высокий мужской голос

2. Скорость исполнения музыкального произведения

3. Музыкальная ткань

6. Низкий женский голос

8. Средний мужской голос

9. Струнно-смычковый инструмент с низким певучим тембром

11. В произведении петя и волк этот инструмент изображал кошку

13. Клавишно-ударный инструмент

14. Расстояние между самым низким и самым высоким звуком

15. Музыкальная мысль, выраженная одноголосно

16. В произведении петя и волк этот инструмент изображал волка

17. Самый низкий инструмент группы деревянных духовых инструментов

19. Сопровождение к мелодии

20. Громкость звучания

22. Объединение звуков в группы по высоте и окраске

По вертикали

1. Окраска звука

4. Напевная мелодия

5. Высокий женский голос

7. Этот ударный инструмент напоминает геометрическую фигуру

10. Клавишно-духовой инструмент

11. Клавишный струнно-щипковый инструмент

12. Аккорды и их последовательность

18. Руководитель оркестра

21. Равномерное чередование сильных и слабых долей

Кроссворд по предмету Музыка - на тему 'Средства музыкальной выразительности'


        

1  Ш

  Т

2 Р

  Е

  Г

  И

  С

3  Т

  Р

  И

  Е

  Х

5   М

  М

  И

  Е

  Б

  Л

4  Р

  И

7  Т

  М

  О

  Е

8  Л

6   Д

  И

  Н

  А

  М

  И

  К

  А

  И

  П

  Д

  Я


1  

 

2 

 

 

 

 

3 

 

 

 

 

5 

 

 

 

 

 

4 

 

7 

 

 

 

8 

6   

 

 

 

 

 

 

 

 

          

 

 

По вертикали:

  1. Способы извлечения звука
  1. Окраска звучания мелодии
  1. Одноголосно выраженная музыкальная мысль
  1. Скорость движения музыки
  2. Благозвучие, слаженность звучания

По горизонтали:

  1. Объединение звуков по высоте и окраске
  1. Чередование звуков разной длительности
  1. Сила звучания музыки

Средства музыкальной выразительности

Ритм – чередование звуков разной длительности. (острый, танцевальный, маршевый)

Темп – скорость звучания музыкального произведения (медленный, спокойный, торопливый, ускоряющийся).

Мелодия – одноголосная музыкальная мысль (спокойная, лиричная, гибкая, светлая, песенная, танцевальная, плясовая, строгая, острая).

Регистр – объединение звуков по высоте и окраске (низкий, средний, высокий).

Лад – благозвучие, слаженность звучания (мажорный, минорный).

Штрихи – способ извлечения звука (плавные, отрывистые, острые).

Динамика – сила звучания музыки (Тихо- р, громко – f, усиливая звук - <, затихая - >).

Тембр – индивидуальная окраска звука, присущая музыкальным инструментам и человеческому голосу (бархатистый, нежный, писклявый).

Средства музыкальной выразительности

Ритм – чередование звуков разной длительности. (острый, танцевальный, маршевый)

Темп – скорость звучания музыкального произведения (медленный, спокойный, торопливый, ускоряющийся).

Мелодия – одноголосная музыкальная мысль (спокойная, лиричная, гибкая, светлая, песенная, танцевальная, плясовая, строгая, острая).

Регистр – объединение звуков по высоте и окраске (низкий, средний, высокий).

Лад – благозвучие, слаженность звучания (мажорный, минорный).

Штрихи – способ извлечения звука (плавные, отрывистые, острые).

Динамика – сила звучания музыки (Тихо- р, громко –f, усиливая звук - <, затихая - >).

Тембр – индивидуальная окраска звука, присущая музыкальным инструментам и человеческому голосу (бархатистый, нежный, писклявый).

Средства музыкальной выразительности

Ритм – чередование звуков разной длительности. (острый, танцевальный, маршевый)

Темп – скорость звучания музыкального произведения (медленный, спокойный, торопливый, ускоряющийся).

Мелодия – одноголосная музыкальная мысль (спокойная, лиричная, гибкая, светлая, песенная, танцевальная, плясовая, строгая, острая).

Регистр – объединение звуков по высоте и окраске (низкий, средний, высокий).

Лад – благозвучие, слаженность звучания (мажорный, минорный).

Штрихи – способ извлечения звука (плавные, отрывистые, острые).

Динамика – сила звучания музыки (Тихо- р, громко – f, усиливая звук - <, затихая - >).

Тембр – индивидуальная окраска звука, присущая музыкальным инструментам и человеческому голосу (бархатистый, нежный, писклявый).



Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

По страницам оперной партитуры

Слайд 2

ПЕРВЫЙ РАУНД «ТАИНСТВЕННЫЙ ПОРТРЕТ»

Слайд 3

ВТОРОЙ РАУНД «УГАДАЙ ОПЕРУ» «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ»

Слайд 4

ТРЕТИЙ РАУНД «МУЗЫКАЛЬНЫЙ КРОССВОРД»

Слайд 5

ЧЕТВЁРЫЙ РАУНД «ПАРТИТУРА»

Слайд 6

ПЯТЫЙ РАУНД « ТРИ ЧУДА»

Слайд 7

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения по теме русская народная сказка ,, Зимовье" (2 класс)

Литературное чтение2 классУчитель: Мартынюк Татьяна Евгеньевна Тема урока: «Русская народная сказка "Зимовье "».Цель:- содействовать знакомству учащихся с произведениями фольклора о животных...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока политературному чтению по теме "Гаршин "Сказка о жабе и розе". 4 класс. УМК "Школа России"  Материал может быть использован учителями начальных классов на уроках литературного чтен...

Конспект урока по теме "Д.Н. Мамин - Сибиряк "Сказка про храброго Зайца -длинные уши, косые глаза, короткий хвост". 3 класс.

Тип урока - открытие новых знаний. Урок составлен  с использованием активных методов обучения. Нестандартные названия этапов урока. Урок по ФГОСу 2 поколения. Поставлены цели, подведены итоги. На...

Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Считалки. Сказки. Присказки." 1 класс

Конспект урока по обучению грамоте на тему: "Считалки. Сказки. Присказки." 1 класс...

Классный час ( 2 класс) . Тема : "Что за прелесть эти сказки"

План- конспект классного часа на тему: "Что за прелесть эти сказки"...

Конспект урока литературного чтения по теме: Ю. Коваль "Сказка о серебряном соколе" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока литературного чтения (3 класс)Тема: Ю. Коваль "Сказка о серебряном соколе"Цель: создание условий для ознакомления обучающихся с факторами биографии Ю. Коваля и произведен...