Использование фонопедического метода развития голоса по системе Виктора Вадимовича Емельянова на уроках музыки
статья по музыке (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Алексеева Надежда Григорьевна

Из опыта работы. Выступление в рамках круглого стола на курсах повышения квалификации учителей музыки ИПКРО 12.02.2014 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2014.02.12.master-klass_na_kruglom_stole_v_ipkro.doc38.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Выступление в рамках круглого стола на курсах повышения квалификации учителей музыки ИПКРО

12.02.2014 г.

Использование фонопедического метода развития голоса по системе Виктора Вадимовича Емельянова на уроках музыки

Музыка, как один из видов искусства, неразрывно связана с понятием творчества. Необходимость развития ребенка, прежде всего его творческого развития, является важнейшей задачей современной педагогики.

Творчество выступает в роли движущегося  механизма, который не даёт человеку успокоиться, «принуждает» находиться в постоянном поиске.

Ребенок поет, играет, танцует, шалит…- эти своеобразные продукты творчества, соответствующие уровню развития ребенка, выражают определенные потребности, степень освоения окружающего мира.

Чем раньше ребенок начнет «творить», тем быстрее у него сформируется способность к выражению своих личных качеств, а также способность к самостоятельным действиям.

На репетициях хора, на занятиях с солистами – вокалистами и на уроках в качестве специальной технологии обучения детей пению мною используется «Фонопедический метод развития голоса» Виктора Вадимовича Емельянова.

Емельянов своей методике приходит к выводу, что детей можно и должно обучать сразу (!) взрослой академической технологии пения. Такое обучение автоматически обеспечивает и развитие, и охрану детского голоса.

Первая цель фонопедического метода развития голоса – это устранение неравномерности развития голосового аппарата и голосовой функции.

У любого ребенка, если, как говорят медики, «он практически здоров» скелетная мускулатура, например, развита относительно равномерно: это жизненно необходимо. Самый слабый все равно ходит, держит корпус вертикально, бегает, прыгает, выполняет множество действий руками.

С голосом все иначе. Как только ребенок достигает возраста формирования речи, его голос начинает развиваться в узких рамках речевых стереотипов, речевого диапазона и речевой звучности. Рамки эти определены традициями языка, социума, семьи.

 Все другие проявления голосовой функции начинают подавляться запретами: «не говори громко, не кричи - это неприлично».

Мало того, у ребенка подавлена естественнейшая из функций психологической  деятельности – имитационная: «не дразнись!». Но именно через имитационную деятельность («делай как я») проходит обучение уже у высших животных.

В основе голосовой активности человека лежат так называемые голосовые сигналы доречевой коммуникации, заложенной в человеке генетически, эволюционно.

Развивающие голосовые игры предусматривают создание игровых ситуаций, в которых дети непринужденно восстанавливают естественные проявления голосовой функции: выражают эмоции вне и не зависимо от какой – либо эстетики и традиций.

В игре дети познают возможности своего голоса и учатся им управлять, включают энергетические ресурсы организма.

Известно, что петь громко легче, чем тихо. Это естественно: любая координация осваивается от грубого уровня к более тонкому.

Так и в пении: если ребенок может сначала крикнуть, а после запищать и  при этом осознает, что это разная механика, - это путь к интонированию.

Адаптированные упражнения первого комплекса "Развивающие  голосовые игры" можно  использовать как один из способов подготовки детей к пению (распевание) или в процессе непосредственно вокально-хоровой работы.

Следующий уровень обучения – развитие целесообразного использования режимов работы гортани, активного голосообразующего выдоха, певческого вибрато, особой формы рта, глотки, положения языка, принятых в академическом пении, особой артикуляции гласных и произношения согласных.

Все это так называемые показатели академического певческого голосообразования.

Показываем упражнения 1. в грудном режиме

                                            2. на переходе из грудного режима в фальцетный

                                            3. в фальцетном режиме

Все приемы и упражнения найдены, отобраны, составлены и описаны по критериям алгоритмизации.

Цель – научить развивать свой голос и голоса учеников с минимальной вероятностью ошибочных действий. Это не более чем подготовка технических и музыкальных возможностей.

Этот метод я использую не только на занятиях с хором и солистами, но и на уроках музыки.

Все учителя, наверное, сталкиваются с нехваткой времени на уроках музыки. Экономить время и использовать его наиболее целесообразно на уроке мне помогает «Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова. Выше представленные упражнения можно использовать не только при распевке хора, но и на уроках музыки. В то же время ученики очень хорошо запоминают слова разучиваемых песен, при отработке этих упражнений.

А сейчас мы вместе с вами разучим эти упражнения и, заодно, выучим слова новой песни, как это происходит обычно на моих уроках.

Предлагаю вашему вниманию песню Ольги Поляковой и Владимира Орлова  с чудесным названием «Осенние дорожки».

 

Все сели прямо, пяточки уперли в пол, спины выпрямили, носики подняли.

«Крокодильим голоском» - скрипим слова 1 куплета.

«У жирафа есть вопрос» - разучиваем слова припева.

«Бронтозаврик» - поможет познакомиться со словами 2 куплета.

Разучиваем мелодию на БР-р-р методом эхо (сначала - я, потом - вы) по 4 такта.

Разучиваем мелодию припева выдуванием У-У-У по 2 такта.

А теперь пришло время спеть со словами 3 куплет и припев.

Вот теперь можно эту песню спеть под фонограмму с начала и до конца.

Вот так за несколько минут с помощью фонопедического метода развития голоса можно разучить песню на уроке и даже ее спеть целиком.

Использовать эти упражнения можно в любом порядке и в зависимости от времени, которое запланировано на конкретный урок.

С помощью фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова я помогаю ученикам обрести уверенность в своих силах, надежду в то, что у них обязательно «получится». И все это позволяет всем ученикам нашей школы раскрыть свои внутренние силы и возможности.

Опыт работы показал, что использование в работе со школьниками данного комплекса мероприятий по вокально-хоровой работе значительно повышает уровень сформированности у детей певческих навыков и исполнительской культуры.

Как вы смогли убедиться, уважаемые коллеги, (и в теории, и на практике) этот метод является эффективным как в учебной, так и во внеклассной работе.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Использованная литература:

1-й уровень обучения:  "Развивающие  голосовые игры"

2-й уровень обучения:  "Развитие  показателей певческого  голосообразования".  Упражнения  специфического воздействия.

книга «ФОНОПЕДИЧЕСКИЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ГОЛОСА» (Ю.-Сахалинск, 1990г.) и «РАЗВИТИЕ ГОЛОСА – КООРДИНАЦИЯ И ТРЕНИНГ» (С.-Пб.,1998г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОНОПЕДИЧЕСКИЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ ГОЛОСА В. В. ЕМЕЛЬЯНОВА

Данный материал поможет руководителям хоровых коллективов, учителям музыки в работе  над развитием детского голоса....

Использование технологий, методов и приёмов личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка.(Из опыта педагогической работы)

Теоретическое обоснование педагогических технологий на основе личностной ориентации педагогического процесса.Формы, методы и приёмы организации личностно-ориентированного урока. Богатые возможности те...

Использование интерактивного метода развития мышления "Шесть шляп де Боно" на уроках математики в начальной школе

Данная технология позволяет рассмотреть определённую тему с разных точек зрения:·       выявить преимущества и недостатки;·       выдвинуть ...

«ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОНОПЕДИЧЕСКОГО МЕТОДА РАЗВИТИЯ ГОЛОСА» В.В. Емельянова.

       «Фонопедический метод развития голоса», в свою очередь, направлен на оздоровление голосового аппарата, продление его службы.Важной особенностью метода является развит...

«ГОЛОСОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ОСНОВЕ ФОНОПЕДИЧЕСКОГО МЕТОДА РАЗВИТИЯ ГОЛОСА» В.В. Емельянова.

В статье раскрывается роль фонопедического метода для хорового занятия. Также в статью помещены примеры голосовых игр, которые пользуются большим успехом у детей начальных классов....

Предупреждение дисграфии при использовании нетрадиционных методов развития мелкой моторики

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возм...

Предупреждение дисграфии при использовании нетрадиционных методов развития мелкой моторики

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возм...