«Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель. Вариации на тему рококо»
план-конспект урока по музыке (4 класс) на тему

Конспект урока музыки по теме: «Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель. Вариации на тему рококо»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Вариации на тему рококо35.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок музыки в 4 «А» классе

Тема: «Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель.
Вариации на тему рококо»

Тип урока: урок формирования новых знаний

Цель урока: закрепить понятия - музыкальная форма, эпоха, музыкальные инструменты.

Задачи:

  • Обучающие  - закрепить и расширить ранее полученные представления о струнных музыкальных инструментах, понятие «музыкальная форма».
  • Развивающие - развивать эмоционально-ценностное отношение к жизни через искусство. Развивать способность размышлять о музыке и выражать собственную позицию.
  • Воспитательные - пробудить у учащихся интерес к музыке П.И.Чайковского, желание слушать ее в концертном исполнении.
  • Коммуникативные - понимать и принимать позиции своих одноклассников, отличные от собственной.

Оборудование: рояль, ноутбук, мультимедийный проектор, музыкальный центр

Ход урока:

Вход: «Осенняя песнь» П.И.Чайковский.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Ребята, вы узнали музыку, которая сейчас прозвучала?

Ответы детей: Это музыка Чайковского «Осенняя песнь»

Учитель: Образ какой осени показал композитор?

Ответы детей: Музыка грустная, плавная напевная.

Учитель: Ребята, на прошлом уроке я давала вам задание – выучить стихотворение об осени. Кто из вас может прочитать стихотворение?

Ученица читает стихотворение:

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера
...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле
...

Учитель: А сейчас мы исполним песню об осени.

Исполнение «Осень» Чайковского, слова Плещеева (слайд №1).

Учитель: Ребята, определите, в какой форме написана песня.

Ответы детей: Одночастная форма, лад минорный, темп умеренный.

Учитель: Какие динамические оттенки мы использовали при исполнении песни?

Ответы детей: Рiano, crescendo,diminuendo, forte, legato (слайд №2).

Учитель: П.Ч.Чайковский написал много прекрасных музыкальных произведений. Какие из них вам уже знакомы?

Ответы детей: Циклы «Времена года» и «Детский альбом»,  балеты «Лебединое озеро» и «Щелкунчик». (слайд №3)

Учитель: А сегодня мы познакомимся с его «Вариациями на тему рококо для виолончели с оркестром».

Ребята, посмотрите на экран, как выглядит виолончель (слайд №4). Виолончель и скрипка (слайд №5) -  родственные музыкальные инструменты, которые вместе с альтом и контрабасом составляют семейство струнных смычковых инструментов. Вариации – это форма музыкального произведения (слайд №6). Слово «Вариация» означает изменение, а слово рококо произошло от французского слова «rocaille» - раковина (слайд №7).  Рококо это стиль в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Он появился во Франции в 17 веке, поэтому и композиторы стали писать музыку в этом стиле. Она отличалась изысканностью, грациозностью и изяществом.

Давайте послушаем тему и первую вариацию, и подберем слова, которые соответствуют ее характеру.

Звучит тема и первая вариация.

Ответы детей: Медленно, отрывисто, взволнованно.

Учитель:Давайте послушаем вторую вариацию. Определите ее характер и сравните с первой вариацией.

Звучит вторая вариация.

Ответы детей: Медленно, задумчиво, плавно, мечтательно.

Учитель:Что между ними общего и в чем разница?

Ответы детей:Они обе медленные, неторопливые, но первая вариация отрывистая, а вторая плавная.

Учитель:Теперь послушаем третью вариацию и сравним с первыми двумя.

Ответы детей: Протяжная, певучая, трогательная, грустная. Она похожа на вторую тем, что плавная, но она самая грустная.

Учитель:Правильно, нам осталось послушать четвертую вариацию.

Ответы детей: Эта вариация совсем не похожа на первую, вторую и третью. Она быстрая, стремительная, восторженная, самая быстрая из всех вариаций.

Физкультминутка

Учитель: А сейчас мы встанем и сделаем речевые ритмические упражнения.

Первое упражнение:

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо!

Ветер тише-тише-тише, деревцо всё выше-выше-выше.

Дети делают движения в соответствии со словами.

Второе упражнение (под вальс Чайковского):

Дети медленно поднимаются на носки, глубокий вдох, потом опускаются – выдох.

Учитель: А сейчас мы исполним песню «Менуэт», музыка Е.Адлера, слова Л.Дымова.

А теперь, ответьте на вопросы:

  1. Что такое вариации?
  1. Изменение;
  2. Перевоплощение;
  3. Форма.
  1. Слово «рококо» означает:
  1. Украшение;
  2. Орнамент;
  3. Раковина.

  1. Сколько вариаций в стиле рококо мы слушали?
  1. Три;
  2. Четыре;
  3. Две.

Учитель: Что означает слово менуэт? В какой стране он появился?

Ответы детей: французский танец, появился во Франции (слайд №8).

Итог урока: Мы сегодня слушали и исполняли музыку великого русского композитора П.И.Чайковского и вновь насладились его прекрасными музыкальными мелодиями.

Выход:хор «Уж как по мосту мосточку» из оперы «Евгений Онегин».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по темам уроков в 4 классе "Вариации на тему рококо", "Музыкальные инструменты. Виолончель, скрипка" .Программа Е.Д. Критской

Тесты по музыке 4 класс по программе Е.Д. Критской. Тесты проводятся на уроках по теме "Вариации на тему рококо", "Музыкальные инструменты. Виолончель, скрипка"....

Конспект урока музыки по теме: "Музыкальные инструменты. Скрипка".

Данный конспект соответствует всем требованиям ФГОС...

Конспект урока музыки «Музыкальные инструменты ( скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо».

Конспект урока музыки «Музыкальные инструменты ( скрипка, виолончель). Вариации на тему рококо»....

Урок музыки в 4 классе. Музыкальные инструменты. Скрипка. Виолончель.

Урок музыки в 4 классе на тему: "Музыкальные инструменты. Скрипка. Виолончель." С применением личного выступления и современных технологий....

Разработка урока музыки в 4 класса по теме "Музыкальные инструменты: скрипка и виолончель"

Конспект урока музыки по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной с приложениями и презентацией к уроку. Материал для изучения расчитан на 2 урока...

сравнительная таблица по теме: Музыкальные инструменты скрипка, гитара

сравниттельная таблица по теме: Музыкальные инструменты скрипка, гитара...