Программа «Хоровой класс» в общеобразовательной школе
статья по музыке ( класс) на тему

Панайотова Валентина Ивановна

Статья содержит общую информацию о содержании дополнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс", реализуемой в условиях общеобразовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_horovoy_klass.docx17.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                        Программа «Хоровой класс»

в общеобразовательной школе

В.И.Панайотова,

педагог дополнительного образования

МБОУ НШ № 30, г.Сургут

Хоровое пение является подлинно массовым видом эстетического, нравственного и музыкального воспитания, приобщение к хоровому искусству всегда было и будет актуальным и наиболее доступным видом музыкального исполнительства. В словаре по этике понятие «эстетическое воспитание» определено как система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в жизни и искусстве. Именно поэтому в целях приобщения детей к хоровой культуре я обратилась к разработке программы «Хоровой класс». Красной нитью этой программы является концепция: каждый класс - хор. Голос –особый дар данный человеку от природы. С помощью голоса человек общается с окружающим миром, выражает свое отношение к различным событиям и явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, он таит в себе богатство различных оттенков и красок. Человек начинает пользоваться певческим голосом с детства по мере развития голосового аппарата и музыкального слуха. Еще в раннем детстве дети испытывают тягу к творчеству и чувствуют потребность в музыкальном общении. Именно с помощью певческого искусства развивается их творческая фантазия, дети погружаются в мир классической поэзии и драматического искусства. Направленность программы позволяет реализовать творческий потенциал ребенка, совершенствовать певческие навыки, помогает реализовать потребность в общении, способствует развитию целого комплекса умений. Пение в хоре имеет огромное воспитательное значение.

         Занимаясь в хоре обучающиеся формируются в ансамблевом пении, сольном пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, в исполнении народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения. Данная программа учитывает специфику вокально-хорового развития, а также особенности психофизического развития ребенка школьного возраста. Программа имеет художественно - эстетическую направленность.

Целевая направленность программы;

  1. Организация и воспитание коллектива единомышленников, который использует свои индивидуальные и творческие возможности для достижения яркого, гармоничного звучания;
  2. Овладение детьми вокально-певческими навыками: чистого интонирования, певческой дикции, артикуляции, дыхания и многоголосия;
  3. Знакомство детей с различными культурно-историческими направлениями и национально-музыкальными традициями разных стран;
  4. Воспитание исполнительской и слушательской культуры;
  5. Развитие личностных качеств: ответственности, самостоятельности, внимательности и усидчивости, дисциплинирующих целеустремлённость и волю, а также чувства потребности в саморазвитии.

Хоровое пение является основой музыкальной культуры русского народа обеспечить такого прямого и доступного. Пение – природная способность человека, а человеческий голос – самый древний музыкальный инструмент. Участвуя в процессе пения, человек выражает свои мысли, мысли, чувства, отношение к миру. Хор – это большой вокально-исполнительский коллектив, который полноценно и правдиво раскрывает форму и содержание исполняемых произведений и своей творческой деятельностью способствует эстетическому воспитанию. По праву хоровое пение занимает особое место в программе дополнительного образования и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Именно хоровое пение является одним из важных средств всестороннего воспитания и развития учащихся: музыкально-творческого и личностного. Хоровое искусство имеет ряд особенностей, благоприятствующих массовому охвату детей. Эти особенности состоят в коллективной природе хорового пения, в качестве музыкального «инструмента» - голосового аппарата – органа речи и пения. Хочется выделить тот факт, что правильное отношение к пению и тренировкам голосового аппарата- есть наиболее массовая форма охраны голоса.

            Пение в хоре имеет особое значение т.к. применяется коллективная форма занятия. Личное общение детей и коллективный труд способствуют разностороннему выражению: открывается мир социальных отношений, психическая жизнь детей регулируется, формируется и развивается позиция общения. Важной стороной в нравственном и духовном воспитании ребят является коллективная форма творчества. Хоровая музыка является непременным условием всестороннего, гармонического развития личности ребенка. Кружок хорового пения в общеобразовательной школе, пожалуй, самый доступный вид исполнительской деятельности. Для обучения ребенка певческому искусству, необходимо формировать интерес к хоровому пению через репертуар, работать над вокально-хоровыми навыками.

Программа является художественно-эстетической, по форме организации – групповой; по функциональному предназначению общекультурной, специальной.

 Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, помогает реализовать потребность ребенка в общении, совершенствует певческие навыки, формирует и развивает целый комплекс умений и навыков. Самовыражение учащихся формируется в одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения, в обогащении опыта вокальной импровизации, а также в ансамблевом и сольном пении.

Новизна программы состоит в том, что в программе “Хоровой класс” делается акцент на элементы дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой, составлен собственный репертуар с учетом особенностей развития ребенка, особое внимание обращается на развитие показателей певческого голосообразования, используется метод развития голоса по В.В. Емельянову (1-я часть-интонационно-фонетические упражнения, 2-я часть—артикуляционная гимнастика) и увеличено количество часов на вокальную работу, составлен собственный репертуар. Особенностью данной программы является то, что она ориентирована на воспитание у обучающихся желания и способности показывать свое вокальное искусство в различных музыкальных постановках (музыкальный спектакль, мюзикл, детская опера), а также предполагает совместные выступления со школьным хором преподавателей.

 Тематическая направленность программы позволяет наиболее помогает реализовать потребность в общении, более полно реализовать творческий потенциал воспитанника, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков. В певческой деятельности творческое самовыражение обучающихся формируется в сольном и ансамблевом пении, одноголосном и двухголосном исполнении образцов вокальной классической музыки, народных и современных песен с сопровождением и без сопровождения. В связи с тем, что программа нацелена на формирование практических навыков и умений в области хорового искусства, программа является предпрофессиональной.

              Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время наиболее массовой формой приобщения к музыке является вокально-хоровое пение. Пение прекрасный и доступный инструмент выражения художественных потребностей ребенка, выражение чувств и настроений, доступный способ выражения художественных потребностей. Поэтому в руках умелого педагога вокально-хоровое пение – средство музыкально-эстетического воспитания. Пение объединяет в себе многогранные средства воздействия на ребенка, как музыка и слово. С помощью музыки и слова можно воспитать эмоциональную отзывчивость на прекрасное в жизни, искусстве, природе. И именно таким образом мы осуществляем эстетическое воспитание ребенка.

              Существует множество публикаций на тему благотворного влияния пения на здоровье ребенка. Специальные наблюдения и исследования убедительно показали, что пение – это одно из действенных средств эстетического и физического воспитания и развития детей. В процессе пения: хорового и сольного – развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует формированию хорошей осанки, укрепляется певческий аппарат ребенка. Все эти факторы положительно влияют на интеллект человека, повышают умственную активность мозга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности программы "Хоровой класс" для общеобразовательных учреждений

Статья содержит описание отличительных особенностей дополнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс, реализуемоой в условиях начяальной школы....

Организационно-методические условия реализации дополнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс"

Статья содержит подробное описание организационно-методических условий реализации дполнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс" в условиях начальной школы....

Календарно-тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс"

Статья содержит примерное календарно-тематическое планирование дополнительной общеразвивающей программы "Хоровой класс"....

Рабочая программа по английскому языку 2 класс для общеобразовательных школ

Рабочая пргорамма по английсскому языку для 2 класса. Автор И.Н.Верищагина, Т.А.Притыкина....

Рабочая программа учителя-логопеда по восполнению пробелов в развитии звуковой стороны речи в 1-х классах в общеобразовательной школе.

   Программа составлена  в соответствии  с  ФГОС НОО, Вариант 5.1 АООП НОО предназначен для обучающихся с ТНР и предусматривает получение образования, сопоставимого по ...

Примерная программа кружка "Занимательный японский" для 2-4 классов средней общеобразовательной школы

Примерная программа составлена для первого года обучения японскому языку в начальной школе (2-4 классах). Расчитана на 1 час в неделю и составлена на базе учебника Голомидовой «Учебник японского...