Статья "Гражданско-патриотическое воспитание на уроках музыки"
статья по музыке (3 класс) на тему

Хромова Ирина Анатольевна

В статье раскрываются обновные   идеи гражданско-патриотиечского воспитания школьников на уроках музыки в начальной школе.  Представлены примеры работы с учащимися на уроках музыки по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной. Проанализированы произведения, которые помогут в формировании основ российской гражданской  идентичности, в  воспитании патриотических чувств,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_statya.doc42 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

              Статья выполнена

учителем музыки

ГБОУ школы № 568

Хромовой И.А.

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на гражданско-патриотическом воспитании. Сегодня чувство патриотизма подвергается  серьёзному испытанию и поэтому в школе необходимо уделять этому направлению особое внимание.

В настоящее время невозможно недооценить значение патриотического  воспитания, так же как невозможно воспитать настоящего  гражданина  своей страны и патриота, не зная своих обычаев и традиций собственных  предков, прошлого своей страны.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к Родине, родным местам, гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны. Любовь к близким людям, к своей школе, к родному городу, к родной стране играют огромную роль в становлении личности ребёнка. Воспитание гражданско-патриотических чувств у детей – процесс сложный и длительный.

Не секрет, что искусство вызывает яркий эмоциональный отклик, воздействует на эмоциональную сферу сознания, помогает воспитывать социально-психологические, мировоззренческие чувства, патриотизм, гуманизм, а также доброту, чувство долга, гордости и справедливости, формирует отношение к окружающему миру, к миру прекрасного. Происходит это благодаря множеству факторов, способствующих духовному развитию человека. Музыка, литература, изобразительное искусство – это тот комплекс мероприятий, которые наиболее близки и понятны детям.

Искусство – это творческое отражение действительности, воспроизведение её в художественных образах. Общеизвестно, что ядром и главным средством формирования личности является искусство, отличающееся универсальностью воздействия на внутренний мир человека. Искусство помогает воспитывать школьников добрыми, жизнерадостными, преданными Родине, высококультурными, то есть гражданами и патриотами своей страны.

 Музыка в системе искусств занимает особое место. Многовековой опыт и исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, она может оказывать  успокаивающее и возбуждающее действие, вызывать различные эмоции. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский считал музыку важным средством нравственного, патриотического и умственного воспитания человека: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека»  – говорил он.

Важной гранью воспитания и развития личности на уроках музыки в школе является воспитание патриотизма через эмоционально-чувственное воспитание школьников. Чувства и переживания, которые вызывают произведения музыки и изобразительного искусства, отношение к ним ребёнка являются основой приобретения таких качеств как: благородство, порядочность. уважение к старшим. Они раскрывают способность личности к любви к матери, к матери – Родине, к родному Отечеству, к труду, приобщают к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.

Гражданско-патриотическое  воспитание на уроках музыки  в школе осуществляются через разные  направления:

- знакомство с народной музыкой, историей народа, его традициями и обычаями;

- изучение основных жанров фольклорных сочинений;

- постижение основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, духовной музыки, произведений композиторов – классиков;

- знакомство с историей Отечества, символикой, историческим наследием;

- и т. д.

Я работаю учителем музыки более тридцати лет. Сейчас преподаю уроки по программе Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой с первого по девятый класс.  В программе этих авторов, особенно в начальной школе есть разделы, содержание которых может помочь решить задачу гражданско-патриотического воспитания.

Раздел «Россия – Родина моя» - это первый раздел учебника начальной школы. Материал этого раздела разнообразен. Во  втором классе учащиеся знакомятся с гимном России, государственной символикой и символами России: Красной площадью, зданием Большого театра, Храмом Христа Спасителя. Учащиеся оценивают   величие  красоту архитектуры зданий, анализируют текст гимна, изучают мелодию, узнают о правилах исполнения и слушания Гимна. На этом уроке всегда идёт разговор и о нашем Гимне Великому городу, флаге и гербе, о наших символах города.  На уроке даётся задание детям с родителями узнать подробнее о каком-то одном символе и подготовить  небольшой рассказ. Если и родители подключаются к этому процессу, то у учителя больше шансов достучаться до сердец малышей и раскрыть значимость этой темы. Итогом такой работы может  фото выставка  самых интересных объектов нашего города и столицы.

В третьем классе в разделе «Россия – Родина моя»  на первом уроке мы обращаемся к самому великому мелодисту Петру Ильичу Чайковскому. Через красоту мелодий его произведений школьники чувствуют любовь композитора к жизни, к русской природе и пытаются прислушаться к своему сердцу, как оно реагирует на музыку симфонии № 4 П.И.Чайковского.

Следующий материал уроков переносит нас у эпоху Петра I, затем музыка рассказывает о защитниках Новгородской земли XIII века, далее учащиеся окунутся в атмосферу народного подвига Смутного времени XVII  века. На этих уроках школьники знакомятся с кантами и сами исполняют старинные солдатские песни, выражая гордость за свою Родину, российский народ и историческое прошлое, осознавая свою этническую и национальную принадлежность.

Во время знакомства с музыкой С.С. Прокофьева  «Вставайте, люди русские!» учитель обязательно знакомит учащихся с именем  и подвигами великого полководца и  святого земли Русской Александром Невским.  Разучивая отрывки мелодии  кантаты, ребята через себя пропускают чувства тревоги за судьбу России. Слушая и анализируя  часть кантаты «Вставайте, люди русские», понимают, как музыка может выразить  спокойствие и уверенность в победе и глубину любви  к  своей Родине русского  народа.

Знакомство с фрагментами  из героико-патриотической оперы «Иван Сусанин» Михаила Ивановича Глинки направлено на формирование  представления о музыкальном искусстве как о   воплощении красоты и жизненной правды.  Учащиеся узнают о подвиге Сусанина и русских воинах. Здесь же учащиеся вспоминают, как по русскому обычаю встречать гостей, и определяют, какой момент будет самым подходящим для того, чтобы преподнести  хлеб-соль воинам.  Особенно важно учащимся самим выступить в роли исполнителя каких-либо фрагментов оперы, чтобы глубже почувствовать  музыку, понять, почему эта опера так значима для России. На уроке школьникам предлагается выступить в роли дирижёра финального хора оперы «Славься!».  Всегда заинтересованно учащиеся слушают информацию о том, что 24 июня 1945 года из Спасских ворот Кремля выехал на белом коне маршал Жуков, командующий парадом, под звучание этого хора.

В четвёртом  классе в разделе «Россия – Родина моя» учащиеся знакомятся с музыкой С.В. Рахманинова, М.И.Глинки и С.С.Прокофьева, читают отрывки из рассказа М.Горького, рассматривают картины К.Петрова-Воткина,  В.Васнецова и С. Присекина, изучают разные  виды русских народных песен.

Все произведения  направлены на формирование основ российской гражданской идентичности, воспитывают патриотические чувства, любовь к Родине, расширяют знание о музыке, композиторах, художниках, направлены на воспитание патриотической позиции подрастающего поколения, знакомят с традициями русского народа. И это мы рассмотрели только один раздел: «Россия – Родина моя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание художественного вкуса на уроках музыки"

В этой статье представлен материал о формировании художественного вкуса учащихся средствами музыкального искусства....

Духовно-нравственное воспитание на уроках музыки

Педагог - профессия особая, связанная со сложным и хрупким миром ребенка. Задача учителя музыки - воспитание души. Таинственная, бездонная, искренняя - вот «портрет» души маленького человека. Человека...

Принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания на уроках музыки.

Основные принципы организации духовно – нравственного развития и воспитания на уроках музыки. В данной работе приведены несколько примеров уроков музыки....

Патриотическое воспитание на уроках музыки

Патриотическое воспитание на уроках музыки...

Духовно- нравственное воспитание на уроках музыки и внеурочной деятельности

Выступление по теме "Духовно - нравственное воспитание на уроках музыки и внеурочной деятельности" построено на  основе педагогического опыта учителя. В  основе лежит программа по ...

Патриотическое воспитание на уроках музыки

Статья- обзор патриотической тематики на уроках музыки 1-4 класс...

«Социальное воспитание на уроках музыки в начальной школе. Диагностика и формы работы»

Воспитательная работа является значимым моментом в работе учителя музыки. Главным звеном этой работы является создание и укрепление детского коллектива. Дружный класс не только помогает  детям ра...