"Творчество Александра Гречанинова"
материал по музыке (3, 4 класс) на тему

Журавлёва Инга Николаевна

Концерт, посвящённый жизни и творчеству русского композитора А.Гречанинова (150 лет со дня рождения). Воспитанники студии прикоснулись к удивительному миру музыки А.Гречанинова через его вокальное и фортепианное творчество. На концерте прозвучали известные произведения композитора: «Мой первый бал», «Колыбельная», «Мазурка», «Грустная песенка», «Вальс», обработки русских народных песен, песни «Вербочки», «Снежинки», «Подснежник», «Пришла весна». Слушатели (воспитанники студии, их родители и гости) узнали о непростой судьбе А.Гречанинова, прониклись светлыми образами и  одухотворённостью его произведений, окунулись в атмосферу России XIX века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл сценарий24 КБ
Файл презинтация42.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Концерт, посвящённый творчеству А.Гречанинова (1864-1956)

музыка прелюдии

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня наш концерт посвящён творчеству русского композитора Александра Гречанинова. В этом году музыкальное сообщество отмечает 150-летие со дня рождения этого композитора.(портрет1)

Многим музыка Александра Гречанинова известна меньше, чем, например, творчество М.И.Глинки, П.И.Чайковского, М.П.Мусоргского, С.В.Рахманинова. Однако, ценность его музыки, вклад творчества Гречанинова в культурное достояние России и мировой сокровищницы музыкального искусства огромны.

 Было в его натуре что-то неистребимо русское (портрет2), отмечали все, кому доводилось встречаться с А. Гречаниновым. Он являл собой тип настоящего русского интеллигента - статный, белокурый, в очках, с "чеховской" бородкой; но более всего - той особой чистотой души, строгостью нравственных убеждений, которые определили его жизненную и творческую позицию, верность традициям отечественной музыкальной культуры. Творческое наследие Гречанинова огромно - ок. 1000 произведений, в том числе 6 опер, детский балет, 5 симфоний, 9 крупных симфонических произведений, музыка к 7 драматическим спектаклям, 4 струнных квартета, многочисленные инструментальные и вокальные сочинения. Но самая драгоценная часть этого наследия - хоровая музыка, романсы, хоровые и фортепианные произведения для детей. Однако творческая биография композитора складывалась трудно.

Родился Александр Тихонович Гречанинов 13 октября (по ст.ст.)[25 октября по нов.ст.] 1864 г. в г. Калуге  в небогатой купеческой семье. Очень скоро его родители переехали в Москву, где и прошло всё детство и юность.(слайд с Москвой) Вот воспоминания самого Гречанинова: «Родители мои были музыкальны от природы. Мать пела … сентиментальные романсы… У отца репертуар был получше. Он часто, когда бывал дома, любил петь церковные песни, «дьячил», как выражалась мать. По субботам всенощная, по воскресеньям ранняя обедня были обязательны не только для них, но и для нас, детей, когда мы стали подрастать. Я пел в гимназическом церковном хоре и даже был солистом. Потом я стал петь и в церкви на клиросе (в нашем приходе был любительский хор). Тогда дома появился ещё дьячок-гимназист, и мы с отцом распевали церковные песни уже на два голоса…»

  Проучившись в гимназии всего пять классов, Гречанинов довольно скоро бросил занятия и в течение последующих пяти лет нигде не учился. Семья купца Гречанинова прочила мальчика в торговлю. Музыкой он начал заниматься очень поздно. В своей автобиографии, написанной в семидесятилетнем возрасте, Александр Гречанинов вспоминал, что «настоящее» фортепиано впервые увидел в возрасте четырнадцати лет, а из музыкальных инструментов до той поры знал только оркестрион и гитару. Первая мелодия, которую он смог робко подобрать на пианино «одним пальцем», была ектения. Упорно занимаясь, Гречанинов в 1881 г.  в возрасте 17 лет втайне от родителей поступил в Московскую консерваторию, где стал постигать искусство игры на фортепиано, изучать основы композиторского мастерства. Будучи студентом, Гречанинов стал писать свои первые произведения для фортепиано.

  • «Мой первый бал». Резникова Саша.

Также в консерватории появляются его первые романсы и песни. Наиболее популярной оказалась «Колыбельная» на стихи Лермонтова, она прочно вошла в обиход концертного и домашнего музицирования, а потому запомнилась очень надолго, так что даже спустя более чем полвека, во время празднования 90-летия Гречанинова, во многих статьях его называли «композитором знаменитой «Колыбельной».

  • «Колыбельная». Исп. Старший вокальный ансамбль

В 1890 г.  А.Гречанинов закончил педагогические курсы московской консерватории и для продолжения обучения композиции переехал в Петербург, где поступает в  Петербургскую консерваторию в класс Н.А.Римского-Корсакова, тогда наиболее влиятельного и авторитетного композитора и педагога. (Слайд с портретом3)

Вот как вспоминал о Гречанинове Леонид Сабанеев, музыкальный критик и композитор: «Вообще он поздно начал заниматься музыкой; и в обеих консерваториях он был «перестарком» лет на десять старше своих сверстников по классам. Он на меня производил впечатление человека очень застенчивого, робкого…Музыка давалась ему нелегко, путём огромных усилий и оттого он ценил в себе то, что несмотря на препятствия всё-таки овладел ею. Он был очень упорный и чрезвычайно трудолюбивый человек, не лишённый порой педантичности и «дотошности».

В 1896 г. Гречанинов вернулся в Москву уже известным композитором, автором Первой симфонии, струнных квартетов, многочисленных романсов и хоров. Начался период самой активной творческой, педагогической, общественной деятельности. Гречанинов создает музыку к некоторым спектаклям МХТ, пишет оперы для Большого театра. Его музыку исполняют прославленные исполнители того времени: Фёдор Шаляпин, Антонина Нежданова, Леонид Собинов и другие.

Большую роль в творческом наследии Гречанинова сыграла его педагогическая работа в школе сестёр Гнесиных (с 1903 г.), которая послужила стимулом к сочинению детских пьес. Детям он посвятил фортепианные сборники "Детский альбом, Бусинки, Сказочки, Бирюльки, На зеленом лугу". "Я обожаю детей... С детьми я всегда чувствовал себя равным им", - говорил Гречанинов, объясняя ту легкость, с которой создавал детскую музыку.

  • «Мазурка» исп. Батракова Катя
  • «Грустная песенка» исп. Мазурова Настя
  • «Вальс» исп. Лебедева Даша

Ещё одним из направлений творческой деятельности А.Гречанинова стало собрание, изучение и обработка народных песен - русских, белорусских, башкирских, татарских и др. Изучение народного песенного фольклора вдохновило композитора на создание музыкальных песенных циклов в народном стиле, на народные тексты.

В это же время Александр Гречанинов руководил детским хором в частной школе Т.Л.Беркман. Для детей он написал множество хоровых циклов, среди которых "Ай, ду-ду!, Петушок, Ручеек, Ладушки" и др.  

  • «Вставала ранёшенько» рус. Нар. Песня в обработке А.Гречанинова
  • «Патока с имбирём»
  • «Стучит, бренчит» (2 песни из цикла «Ладушки») исп. Младший анс.

«Он и не хотел открывать новые горизонты в музыке, он имел твёрдое желание и намерение — писать музыку доступную и понятную для широких масс публики. При этом не тривиальную музыку для «черни», а музыку художественную, - так писал Леонид Сабанеев в своих воспоминаниях о Гречанинове, - И он и достиг этого, он стал действительно одним из наиболее популярных и распространённых, любимых композиторов… Он писал удобно для голосов (певицы и певцы были в восторге). Он писал для хора. Это область, в которой в России вообще мало было сделано, тут был спрос вообще на композиции для вокального ансамбля. Он писал духовную музыку, наконец, он писал для детского мира, для которого вообще почти ничего не было сделано»

  • «Снежинки» сл. В.Брюсова
  • «Вербочки» сл. А.Блока  (из цикла «Снежинки») исп. Средний хор

В Советской России многие произведения Александра Гречанинова мало исполнялись, не приветствовалась явно православная и христианская направленность большей части его творчества. Но такой была для него Россия. «Спокойный, тихий, любящий природу и детей, мирно религиозный, без исканий ни в религии, ни в музыке — он воплощал собою другой лик России… - Россию Гречанинова»

  • «Подснежник»
  • «Пришла весна» исп. Средний и старший ансмбль.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Александр Васильевич Александров

Презентация о творчестве Александра Васильевича Александрова...

Александр Сергеевич Пушкин: жизнь и творчество.

Рассказ о жизни и творчестве великого поэта + презентация...

Викторина по творчеству Саши Чёрного, Александра Блока, Сергея Есенина

Викторинапо творчествуСаши Чёрного,Александра Блока,Сергея Есенина.Вопросы по слайдам.Определить авторов и название произведения по картинкам-фото.В конце подсчет балов....

«В кругу друзей» посвященный творчеству Александру Савельевичу Кручине»

Методическая разработка  к классному часу «В кругу друзей»» представляет собой сценарий мероприятия, посвященного изучению поэзии».  Творчество Кручины Александра Савельевича  в значите...

Организация проектной деятельности по творчеству Александра Сергеевича Пушкина «Александр Сергеевич Пушкин – наше солнце!»

В статье обобщен опыт по организации проектной деятельности , представлены этапы , виды и формы работы....

«Творчество Александра Сергеевича Пушкина»

laquo;Творчество Александра Сергеевича Пушкина»...