Использование ИКТ на уроках музыки
учебно-методический материал по музыке по теме

Широкова Елена Александровна

Пришла к выводу:  необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt_na_urokah_muzyki.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка»

Освоение компьютерных технологий позволяет учителю, используя компьютерные программы, исходя из условий общеобразовательного учреждения, осуществлять конструирование предметной линии по музыке ( разработать свой вариант рабочей программы по курсу в соответствии с избранным учебно-методическим комплектом).

Работая несколько лет в начальной школе учителем музыки по программе «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. и анализируя результаты сформированности знаний детей по предметам «Искусство», я пришла к выводу:

•  Необходимо изменить роль ученика в уроке: из пассивного слушателя сделать его активным участником процесса обучения. В этом случае отношения между учеником и учителем изменяются в сторону партнерских, а ученик из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта учебной деятельности.
•  Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.
•  Существует противоречие между технологической средой, окружающей ребенка в быту, наличием высокотехнологичных звуко- и видео воспроизводящих устройств (DVD, mp3-плееров, мобильных телефонов, коммуникаторов, КПК и т.д.) и техническим обеспечением образовательного пространства школы (в частности урока музыки). Следовательно, одним из условий успешного обучения на уроках музыки является качество используемых на уроках аудио- и видеоматериалов. Применение современных технических средств обучения (компьютер, видеомагнитофон, музыкальный центр и т.д.) позволяет добиться желаемого результата.
•  Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация ученика. Использование современных информационных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение к предмету.

Анализ вышеизложенных идей привел меня к выводу о необходимости овладения современными компьютерными технологиями. 

Пройдя обучение на курсах, я, на основе консультаций со специалистами, определила параметры необходимого технического оснащения кабинета. Администрация школы включила их в школьную программу «Мультимедиа в школе». Результатом этого стало оснащение кабинета всем необходимым оборудованием, включая мультимедийный комплекс.

Все вышеперечисленное позволило мне органично включить ИКТ во все уроки музыки. Это и демонстрация на уроках презентаций, разработанных мною к изучаемым темам, и использование CD, DVD, MP3-дисков с записями лучших образцов классической музыки, видеороликов оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить  виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Анализ результатов анкетирования учащихся, проведенного Службой сопровождения школы, показал, что в результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация (97% учеников отметили, что им хочется, чтобы подобные уроки проводились чаще), формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока.

Создавая презентации для своих уроков, я стараюсь использовать различные методики (анализ, оценка,  и т.д.). Так, например, в презентацию к уроку по теме «Зима в музыке» включены произведения двух авторов – П.И. Чайковского, и Г.В.Свиридова и репродукции с картин русских художников. Каждое музыкальное произведение и произведение живописи по-разному показывают это время года. Ребятам предлагается сравнить «Зиму» разных композиторов и художников, а также поразмышлять, какая из предложенных репродукций могла бы служить иллюстрацией к тому или иному произведению. Таким образом, используется методика сравнения и анализа.

Широко применяется также и метод проектов. Детям на уроках музыки предлагается создать реферат на определенную тему, используя компьютерные технологии. Ученики, опираясь на помощь педагогов, намечают план работы, осуществляют подбор материалов, создают собственные работы и представляют ее на уроке. Часто темы таких работ позволяют осуществить принцип интеграции предметов. Так, работы, созданные к уроку музыки, могут быть использованы как на уроках музыки, так и на уроках литературного чтения.        

Огромную помощь в работе мне оказывают также компьютерные диски, например такие, как  «Шедевры музыки», электронные учебные пособия по музыке(«Кирилл и Мефодий»), «Шедевры Мировой Художественной Культуры»(МХК), серия дисков по искусству: «Энциклопедия театра» – «Опера», «Балет» («Эконика»), сборники произведений различных композиторов, DVD- диски с м/ф и х/ф, «Уроки тётушки Совы» и т.д..

Что даёт использование компьютерных технологий на уроке музыки?

  • Расширяет информационную базу при подготовке к уроку, не только связанную с миром музыки, но и с миром искусства в целом, что способствует более эффективному усвоению учебной программы. («Энциклопедия классической музыки»).
  • Трехмерность, анимация, видео, звук, имитация традиционных изобразительных техник, интерактивность, гипертекстуальность компьютерных программ позволяет эффективней развивать все виды восприятия учеников: зрительного, слухового, чувственного. Задействовать при проведении урока все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную и др. Примером может служить использование программ: М.П. Мусоргского «Картинки с выставки», К. Сен-Санс «Карнавал животных» при изучении темы «Музыка и живопись».
  • Значительно повышает интенсивность проведения урока, особенно при проведении уроков-презентаций.
  • Способствует расширению межпредметных связей при изложении материала урока.
  • Разнообразные формы проведения урока, контроля усвоения знаний как урок-экскурсия, урок-концерт и др. Даже физкультминутку можно провести необычно с пользой для лучшего усвоения материала.
  • Использование так называемой «минусовки» и «караоке», позволяет значительно расширить песенный репертуар, исполняемый на уроке и при проведении школьных мероприятий, а также дает возможность преподавателю контролировать качество исполнения каждым учеником. Если при разучивании в сопровождении фортепиано удавалось разучить 2-3 новые песни, то с применением компьютера их число возросло в несколько раз.
  • Ученики наряду с усвоением программы курса «Музыка» приобретают навыки владения компьютером, особенно при проведении интегрированных уроков в компьютерном классе.
  • Заставляет преподавателя постоянно совершенствовать свои знания и умения.

Что дает использование ИКТ?

  • соответствие требованиям к современному уроку
  • более эффектное и качественное воспроизведение музыки
  • элемент новизны – мотивация учащихся
  • реализация творческих способностей учащихся

                 

Компьютерные программы, используемые при подготовке и проведении уроков музыки:

  • Microsoft Word
  •  Microsoft Excel
  •  Microsoft Power Point
  •  Internet Explorer
  •  Проигрыватель Windows Media

                Microsoft Word

        Можно использовать для составления:

  • карточек
  • тестов
  • дидактических материалов с печатной основой
  • тематического планирования
  • для подготовки учащимися сообщений

Microsoft Excel

Можно использовать для составления:

  • тестов
  • кроссвордов
  • карточек

Microsoft Power Point

Можно использовать для создания:

  • презентаций (учителем к уроку и детьми при подготовке домашних заданий)
  • интерактивных тестов
  • интерактивных кроссвордов

Internet Explorer

Можно использовать для:

  •  поиска информации для уроков в Интернете
  •  поиска музыкальных произведений в Интернете

Проигрыватель Windows Media

Можно использовать для: 

  • прослушивания музыкальных произведений из файлов,

с дисков CD, MP3

  • просмотра видеозаписей из файлов, с дисков

 Сайты, содержащие музыкальные произведения, а также биографии композиторов:

   Сайт, на котором можно скачать ноты:

Использование DVD-дисков

  •  «Уроки тётушки совы»
  •  «Петя и волк» (М\ф)
  •  «Мама»
  •  «Любимые песни из детских фильмов и мультфильмов»

(200 клипов) 

Использование компьютерных CD-дисков

  •   Школа развития личности Кирилла и Мефодия

«Учимся понимать музыку»(практический курс)

  •  Шедевры «МХК».
  •  «Энциклопедия театра» - «Опера», «Балет».       

 Использование CD  и MP3-дисков

  •  «Русские былины» (литературное чтение с музыкальным сопровождением)
  •   «Шедевры русской классики»
  •  Классическая музыка из кинофильмов
  • «Праздничный календарь с музыкальным сопровождением»
  •  «77 лучших песен для детей»
  •  Сборник лучших детских песен
  •  «Путешествие в страну знаний» (вокальные композиции с мюзиклом)
  •  Сборник песен В. Высоцкого

Домашнее задание

  • Презентация – PowerPoint
  • Программки к операм, балетам
  • Видеоклип
  •  Сообщение, реферат, документ в формате Microsoft Word

               Заключение:

Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музеям музыкальных инструментов, картинной галерее, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в  изобразительном искусстве и литературе. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач в области межпредметных связей, достижению нового качества обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мультимедийных пособий на уроках музыки.

Мультимедийное  пособие    «Времена года» по  произведению П.И. Чайковского разработано  в  рамках предмета «Музыка».  Оно  адресовано  у...

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе

Данный материал знакомит преподавателей музыки с материалами здоровьесберегающих технологий на уроках музыки в начальной школе. В статье даны виды работ арт-терапии, применяемых мною на уроках. Исполь...

Фрагмент интегрированного урока «Окружающего мира» с уроками «Музыки», «Изобразительного искусства» с использованием ТРКМ. 1 класс Тема урока: «Листвы прощальная краса. Золотые краски осенних листьев».

    Интегрированные уроки позволяют сформировать представление о целостности мира, взаимосвязи его явлений и объектов; позволяют объединить «усилия» различных предметов по форми...

Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом". Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Г.М. ГБОУ школа №439 г.Петродворца.

Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом» -«Азбука детской музыки».Учитель музыки высшей квалификационной категории ГБ...

Конспект урока музыки по теме: "Музыка рассказывает о животных" с использованием здоровьесберегающих упражнений в 1 классе школы VIII вида

Конспект урока музыки по теме " Музыка рассказывает о животных" в 1 классе школы VIIII вида - для детей с умственной отсталостью. Материал содержит пример оздоровительного массажа, пальчиков...

Использование загадок на уроках музыки в начальной школе

Загадки являются эффективным средством в воспитании и обучения детей. Мир загадочен. А в загадках – реальный мир, понятный детям, он помогает формировать конкретные представления.Загадки оживляю...

Статья "Использование свирели на уроках музыки"

Обучения игре на свирели на уроках музыки качественно сказывается на всех видах деятельности учащихся на уроке. А методы, которыми пользуется учитель на уроке музыки, обучая детей игре на свирели, осо...