Конспект музыкального занятия по теме "Где, как и какую музыку нужно слушать?"
план-конспект занятия по музыке (4 класс) по теме

Дёмина Ольга Владимировна

Данное занятие может служить примером реализации технологии проблемного обучения на занятиях по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka.docx21.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема. Где, как и какую музыку нужно слушать?

Цель: учить разрешать проблемные ситуации, возникающие  на уроке, через групповую форму работы.

Задачи:

- учить детей приобретать новые знания с помощью разных источников информации;

- решать задачи, связанные с жизненными ситуациями;

- рассмотреть особенности музыкальных направлений и стилей, чтобы

  помочь детям выбрать музыку, приносящую пользу.

Планируемые результаты:

Предметные:

- умеют слушать музыку;

- знают учреждения, где можно слушать музыку;

- знают разные направления музыки.

Личностные: 

-признают собственные ошибки;

- проявляют положительный интерес к занятиям, связанным с музыкой.

 Метапредметные:

регулятивные: организуют взаимопроверку выполненной работы; 

познавательные: выполняют поиск информации, используя источники информации;

 коммуникативные: высказывают свое мнение при обсуждении задания; при выполнении задания в группе слушают друг друга, договариваются, объединяют результаты при совместной презентации решения в группах.

Тип занятия:  открытие новых знаний.

Ход урока

  1. Эмоциональный настрой (музыкальное приветствие).

Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас,

Час «Фасолинки» сейчас.

С песней очень мы дружны,

Вот такие молодцы!

  1. Выведение темы занятия. Постановка цели и задач.

Наше музыкальное занятие мне хотелось бы начать словами знаменитого русского композитора  Дмитрия Дмитриевича Шостаковича «Можно быть гениальным композитором, можно быть гениальным исполнителем, но можно быть гениальным слушателем».

Как вы поняли смысл данного высказывания? Как вы думаете, с умением что делать, будет связана тема нашего занятия?

Чтобы более точно сформулировать тему сегодняшнего занятия, я предлагаю вам взглянуть на экран. Что, вы можете сказать о героях, изображённых на рисунке? (Дети слушают громко музыку в лесу)

С чем, не знакомы дети? ( с правилами поведения в лесу) А ещё, чего не знают дети? (Где можно слушать музыку, а где нельзя)

Учитель вывешивает проблемный вопрос : «Где можно слушать музыку?»

А что вы можете сказать о ситуации, изображённой на другом рисунке? ( Мальчик слушает музыку, включив её громко, а родители закрывают уши)

Какую проблему, связанную со слушанием музыки, изобразил художник? (Мальчик не знает, как правильно нужно слушать музыку) Значит, наш герой не знает, как правильно нужно слушать музыку.

Учитель вывешивает проблемный вопрос: «Как правильно слушать музыку?»

Я предлагаю рассмотреть ещё одну ситуацию. Что, вы можете сказать о героях, изображённых на рисунке? (Дети не знают, какую музыку нужно слушать)

Учитель вывешивает проблемный вопрос: «Какую музыку нужно слушать?»

Что объединяет, все рассмотренные ситуации? (Все они связаны со слушанием музыки) Исходя из поставленных  проблемных вопросов, сформулируйте тему нашего музыкального занятия.

(Где, как и какую музыку нужно слушать?)

Какую цель перед собой поставим?  ( Выяснить где, как и какую музыку нужно слушать)  Какие задачи для этого нужно решить?

( узнать, в каких общественных  учреждениях можно слушать музыку; разработать  правила, которые помогли правильно слушать музыку; рассмотреть особенности музыкальных направлений и стилей, чтобы выбрать  музыку, приносящую пользу.)

  1. Актуализация мыслительной деятельности.

Чтобы ответить на все поставленные проблемные вопросы, связанные со слушанием  музыки, поработаем в группах. Каждой группе достанется для обсуждения свой проблемный вопрос. Обсудите его. Но прежде,  давайте вспомним о правилах работы в группах. (Выводится слайд  на экран)

Какими источниками вы можете воспользоваться при ответе на свой проблемный вопрос? (словарями, Интернетом, помощью гостей, помощью учителя)

Для вас я приготовила инструкцию, которая вам окажет существенную  помощь.

                               Инструкция для 1 группы

Вам досталось ответить на сложный проблемный вопрос: «Как нужно слушать музыку?» Даю подсказки, а вы выбирайте те, которые считаете правильными. Не забывайте добавлять свои правила.

1.Музыку нужно слушать, заняв свободную, удобную для себя позу.

2.Музыку нужно слушать сев на стул, выпрямившись как струна.

3.Музыку нужно слушать, включив  очень громко, чтобы её слышали все соседи.

4.Музыку нужно слушать, включая её на такую громкость, которую без напряжения может воспринимать наш орган слуха, не слишком громко, но и не слишком тихо.

5.Музыку нужно слушать, включая её очень тихо.

6. Музыка – это особое искусство, с помощью которого композитор выражает свои мысли и чувства, поэтому вслушивайся в её звучание, попытайся разгадать загадку, которую хранит она в себе.

7.Не задумывайся о смысле музыки, не напрягайся, расслабься и просто получай удовольствие.

8.Не спеши давать отрицательную оценку музыке, попытайся найти в ней жизненные ассоциации.

Инструкция к выполнению задания для 2 группы

Вам досталось ответить на сложный проблемный вопрос: «Где можно слушать музыку?» Даю подсказки, а вы выбирайте те, которые считаете правильными. Не забывайте добавлять свои учреждения или общественные места, где можно слушать музыку.

1.Музыку можно слушать в лесу.

2.Музыку можно слушать на концерте.

3.Музыку можно слушать, одев наушники, находясь на пешеходном переходе.

4.Музыку можно слушать в капелле.

5.Музыку можно слушать в филармонии.

6.Музыку можно слушать на занятиях музыки в школе.

7.Музыку можно слушать в транспорте.

                     Инструкция к выполнению задания для 3 группы

Вам досталось ответить на сложный проблемный вопрос: «Какую музыку нужно слушать?» Даю подсказки, а вы выбирайте те, которые считаете правильными. Не забывайте добавлять свои примеры направлений и жанров музыки, которые вы считаете нужно слушать.

  1. Нужно слушать эстрадную музыку, ведь именно это направление сейчас в моде.

  1. Нужно слушать только классическую музыку, ведь именно она способна разбудить в человеке самые прекрасные чувства.

  1. Нужно слушать только народную музыку, ведь именно это направление  нам всех ближе и роднее.

  1. Нужно слушать музыку такую, которая оказывает благотворное влияние на твоё эмоциональное состояние.

  1. Нужно слушать разные жанры  и направления музыки, ведь в каждом из них можно найти подходящую для тебя тему для размышлений.

После каждого выступления группы учитель подводит итог.

После выступления 1 группы, учитель сообщает очень важную информацию, о том, почему нельзя часто слушать музыку на большой громкости. 

Продолжительный звук свыше 80 децибел вреден для здоровья. Максимальный порог для человека – 120 децибел.

Громкая речь и шум улицы днём – 60 – 70 децибел.

Громкая музыка в исполнении  ансамбля

тяжёлого рока и шум  мчащегося

 грузовика – 70 – 80 децибел.

Сильный крик, стук колёс поезда – 80 – 90 децибел.

Шум взлетающего самолёта – 120 – 140 децибел.

После выступления 2 группы, учитель ещё раз обращает внимание детей на то, почему нельзя слушать громкую музыку в лесу, знакомит детей со специальными учреждениями, где общепринято слушать  музыку.

Филармония – это музыкальное общество или учреждение, занимающееся организацией концертов, содействием развитию и пропагандой музыкального искусства.

     Филармонические общества появились в 19 веке в городах Европы и Америки. Они пропагандировали главным образом симфоническую музыку.

Капелла

  1. Хор певчих или большой оркестр, преимущественно для духовной или для народной музыки.
  2. Оркестр особого состава (военная капелла, джазовая капелла и др.)

 После выступления 3 группы, учитель обращает внимание детей на то, что каждый из нас, вправе выбирать самому, какую музыку нужно слушать. Лишь бы она приносила пользу нашему здоровью, была интересна для  слушателя и уместна для конкретного случая.

      IV.Слушание танца Феи Драже из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского

Ответили мы на проблемные вопросы, которые были поставлены в начале урока? Чего, не хватает? (Применить данные знания на практике)

Помним о важных правилах во время слушания музыки. Займите удобную позу, музыку слушайте в полной тишине, попробуйте разгадать замысел композитора. (Слушание танца Феи Драже из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского)

Поделитесь своими впечатлениями о музыке. Может кому- то эта музыка знакома? Какой вы себе представили героиню этого небольшого музыкального фрагмента? В конце праздника в танцах принимает участие и Фея Драже. Хозяйка сказочного дворца загадочна и прекрасна. Её музыкальная характеристика выделяется необычным звучанием оркестра. Чайковский использовал здесь новый в то время музыкальный  инструмент, специально выписанный им из Франции, - челесту. Хрупко и нежно звучит тема танца, переливы в музыке подобны блеску хрусталиков.

V.Исполнение песни «Робот Бронислав»

Ребята, как вы думаете, а песенная музыка способна изобразить какие – либо образы? А в какой хорошо знакомой нам песне сюжет напоминает одну из проблемных ситуаций, случившейся с главными героями?

VI. Итог занятия. Рефлексия (составление синквейна)

  1. На первой строке напишите одно существительное, которое отражает  смысл темы занятия.
  2. На второй строке напишите два прилагательных, характеризующие тему занятия.
  3. На третьей строке напишите три глагола, описывающие действия, которые нужно совершать по отношению к теме занятия.
  4. На четвёртой строке напишите фразу, выражающую отношение к предмету.
  5. На пятой строке напишите синоним, который обобщал бы и расширял смысл темы занятия.

     (Дети по желанию читают свои синквейны)

 А хотите послушать синквейн, который составила я?

- слушание;

 - внимательное, полезное;

 - заставляет размышлять, бодрит, успокаивает;

 - «Чтобы полюбить музыку, надо прежде всего её слушать.»  

                                                                                                 Д.Д. Шостакович;

 - восприятие.

Список литературы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект музыкального занятия "Морозкины забавы"

Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста "Морозкины забавы".  Музыкальный материал способствует  развитию эмоциональной отзывчивости на музыку у детей 5-7 лет....

Конспект музыкального занятия по теме "Музыкальный ансамбль"

Цель занятия: Привитие навыков пения в ансамбле, с помощью с помощью игры на детских музыкальных инструментахЗадачи:Образовательные:- познакомить с праздником Масленицы;- дать представление ...

Конспект логопедического занятия « все профессии важны, все профессии нужны «

Цель: Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей; развивать память, внимательность, любознательность и кругозор. Обогащать словарь. Формировать уважение к людям труда....

Конспект логопедического занятия « все профессии важны, все профессии нужны «

Цель: Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей; развивать память, внимательность, любознательность и кругозор. Обогащать словарь. Формировать уважение к людям труда....

Конспект логопедического занятия « все профессии важны, все профессии нужны «

Цель: Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей; развивать память, внимательность, любознательность и кругозор. Обогащать словарь. Формировать уважение к людям труда....

Конспект логопедического занятия « все профессии важны, все профессии нужны «

Цель: Закрепить с детьми названия профессий, их значение для людей; развивать память, внимательность, любознательность и кругозор. Обогащать словарь. Формировать уважение к людям труда....