Через рифмы к здоровью
методическая разработка по музыке (2 класс) на тему

Гезь Лариса Владимировна

Методическая разработка занятия с элементами вокалотерапии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cherez_rifmy_k_zdorovyu.doc70 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 80»

Тренинговое занятие для урока музыки

 с элементами вокалотерапии

Методическая разработка

Разработчик:

 Гезь Лариса Владимировна,

        учитель музыки

Северск – 2016 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Состояние здоровья у современных детей и подростков вызывает обоснованную тревогу специалистов. В школу приходят дети уже с имеющимися отклонениями как в физическом, так и  психическом здоровье. Необходимо использовать методы, которые раскрепощают ребенка, повышают уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствуют эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях, сохранению психологического здоровья школьников. Психологическое здоровье связано с духовностью, с ориентацией на абсолютные ценности: Истину, Доброту, Красоту. Если у человека нет этой этической базы, то невозможно говорить о его полноценном психологическом здоровье. Академик В.М. Бехтерев писал, что одной из направленностей здоровой личности является нравственное воспитание: «…как для правильного развития тела необходимо правильное питание, так и для умственного развития личности требуется представление ей пищи духовной».

      Сегодня вопрос духовно-нравственного воспитания – один из центральных в сфере образования. В совершенствовании нравственных чувств отечественный психолог И.А. Сикорский видел залог нравственного здоровья общества, особую роль отводил содержанию школьных дисциплин. На уроках музыки полезным является пение и чтение текстов с духовно-нравственным содержанием. Чтобы оно было выраженным, эмоционально насыщенным, надо готовить ребенка психологически, развивать интонацию, мимику, жесты.

Красивый, звучный голос, чистая безукоризненная дикция, правильное произношение – свидетельство  психического и физического здоровья детей. Его развитию помогают  приемы вокалотерапии :       

-упражнения на активизацию и расслабление голосового аппарата;

- чтение стихов в разных регистрах;

- изображение голосом разных образов через гласные и согласные.

Мощное положительное воздействие оказывает ритмическая речь с приемами «Расскажи стихи руками». Стихотворные формы, песни и  приёмы вокалотерапии помогают на уроках музыки детям младшего школьного возраста восстановить дыхание, активизируют психофизические функции его организма. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает более качественное функционирование сердечно-сосудистой системы, большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов.

Пластическое интонирование, соединение текста и движения выполняют следующие функции: активизирует внимание детей, способствует его концентрации, снимает излишнее физическое и умственное напряжение.

Для выразительного чтения важна мимика. Мимика, особенно «смеющаяся», помогает анализировать, искать голосом верную интонацию, делая подвижным лицо и глаза. Использование мимических картинок в любых формах занятий украсит и оживит  общение детей с учебным материалом.

Закреплению уже приобретенных детьми ощущений речевых интонаций хорошо способствуют всевозможные диагностические сценки, разыгранные на основе стихов. Также включаются задания на живое, веселое, увлекательное моделирование и фантазирование, придумывание всевозможных словосочетаний для озвучивания ритма, звучащих жестов. Это даёт возможность детям проявить свое творчество, смекалку. Работа со словом влияет на развитие эмоций у детей, повышает интерес к содержанию стихов, рассказов, песен. Это:

- ритмизированная речь как основа развития музыкального слуха;

- осмысленное отношение к речевой и музыкальной интонации;

- чтение стихов, поиск собственного варианта имитирования голосом персонажей текста;

- ощущение ритма в словах, чтение слов в ритме;

-  овладение артикуляционными моментами в речь.

Приёмы вокалотерапии, подбор текстов с духовно-нравственным содержанием способствуют укреплению психологического здоровья ребёнка младшего школьного возраста, развивают личностные качества, творческие способности, формируют музыкальные навыки.

Тренинговое занятие с элементами вокалотерапии

для учащихся 7-9 лет.

  Цель: практическое освоение и закрепление детьми приемов содействующих укреплению физического и духовно-нравственного здоровья.

           Задачи:

  • воспитывать уважительное, осознанное отношение к своему здоровью;
  • закрепить знания о возможностях нашего голоса, об уникальных возможностях звуков речи;
  • учить чутко чувствовать свой организм, исследовать в нем те изменения, которые дают положительный эффект, ориентироваться на данные ощущения;
  • формировать жизненные навыки укрепления своего здоровья;
  • учить выразительному, осознанному чтению, пению, правильной артикуляции;
  • развивать музыкально-творческие способности в разных видах музыкальной деятельности: пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, музыкально-речевой декламации, пластическом интонировании.

Приемы и методы: наглядно-слуховой, анализ и размышление, вхождение в образное и жизненное пространство, деятельностно-практический,  рефлексивно-оценочный.

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя.

Мы общаемся в школе, на улице, дома, на уроках рассказываем, читаем тексты, поем. На наш голос ложится большая нагрузка. Не всегда следим за тем, как мы разговариваем: кричим, напряженно говорим. Поэтому, что может произойти? Заболит горло и голосовые связки, могут появиться болезни верхних дыхательных путей – все это ухудшает наше здоровье. В каких профессиях особенно?

О здоровье человека говорит красивый, звучный голос. А это приятно осознавать каждому человеку. Голос  - это вместилище души и силы человека. Существует физиологическое оздоровительное действие пения, упражнений, формул самовнушения и самонастраивания, эмоциональной разрядки, проявления чувств, переживаний. Спокойное пение хорошо успокаивает, расслабляет, создает благоприятные условия для процессов, происходящих в организме. Целебные звуки в нашей речи помогают сделать наш голос здоровым.

2. Упражнения для голоса.

1). Штробас – «шипящий, шуршащий бас»: дает максимальное расслабление голосовых связок, чистит голос, снимает усталость, очень лечебный звук, полезен для сердечнососудистой системы: снимает нагрузку с сердца.

Закрыть глаза, посадка: ровно, руки вверх кистями, на выдохе голосом скрипеть в низком регистре, слушать звук внутри себя: чем медленнее выдох, тем больше пользы для организма.

2). Губной вибрант – «Брр…»:  Действует как массаж лицевых мышц и шеи, массаж живота и внутренних органов, помогает от икоты, полезен для сердца.

Закрыть глаза, наклониться чуть вперед, послушать звук внутри себя, вибрацию в затылочной области, губы расслабить, живот напряжен (не получится, если не включится диафрагма).

3). «Ежики» – при бронхите, насморке полезно повторять каждый час.                                                                                                                                        Нос зажать пальцами, попрыгать, подышать ртом (короткие вдох и выдох), взгляд сосредоточить на одном предмете, расслабиться, спину выпрямить.

4). «Н - НГ»  при заболеваниях носа, горла.

Произносить звук низко как «внутренний колокол»; активно работая  языком, построить разные по высоте «колокола».

5). Упражнение на диафрагму – физический массаж внутренних органов слогами «ха», «хы». Чтобы голос был красивым, звучным и в разговорной, и в музыкальной речи (и когда мы говорим, и когда мы поём), чтобы нас было приятно слушать, полезно читать в разных регистрах.

6). Гласные звуки –  имеют сильную энергию. При произношении гласных звуков пресс, грудные мышцы, диафрагма должны быть не менее напряжены, чем и при произношении согласных. При пении не надо расслабляться, голос не должен уставать, а организм должен трудиться.

  • Рассказать «Страшную сказку» (приложение) гласными звуками выразительно, в низком регистре, щеки поглаживаем, чтобы правильно артикулировать. Рекомендуется говорить размеренно, не торопясь, изображать звуки «У…», «УО…», «УОА…», «УОАЭ…», «УОАЭЫ…». Затем читать стихотворение таинственно, фальцетом, лицо должно быть выразительны. Можно сочинить песенку про филина.
  • Прочитать стихотворение «У жирафа есть вопрос» (приложение), соединяя интонацией высокий и низкий регистры.

- После такой подготовки упражнениями голоса можно выступать перед зрителями, он будет звучать, а дикция станет ясной.

Во время выполнения упражнений, педагог ведёт наблюдение за правильным исполнением инструкций каждым ребёнком, чтобы добиться необходимого оздоровительного эффекта, выясняет в беседе внутренние ощущения детей.

 3. Стихотворение «Эта песенка про смех» - чтение в ритме, в разных регистрах (приложение):  развитие диапазона голоса, образное чтение текста.

-  Чтобы голос был красивым, звучным и в разговорной, и в музыкальной речи (и когда говорим, и когда поем), чтобы нас было приятно слушать, приятно беседовать,  полезно читать стихи в разных регистрах.

Сколько регистров вы знаете? - Низкий, средний, высокий (показать на фортепиано со словами).

Чтение в среднем регистре и  высоком- использовать текст, который дети выучат с учителем. Чтение в низком регистре -подобрать по смыслу названия животных (медвежата, тигрята), изменить слова: «Все вокруг гремит, грохочет»,  проговорить выразительно хором. Произнести текст стиха «Это песенка про смех» с радостью, в низком регистре - громко; в высоком – не очень громко. Можно придумать разные варианты к этому тексту.

4. Стихотворение «Ехала деревня» из русского фольклора  (приложение).

Прочитать, обратить внимание на неправдоподобное содержание, выделенные слоги, показать мимические картинки. Дети читают текст с разным эмоциональным выражением (активизируется речевая интонация, эмоциональные реакции) и сами предлагают свои варианты интонационного озвучивания.

       5.        Стихотворение «Пять веселых домовых» (приложение) - прием «Расскажи стихи руками»: развитие эмоций, выразительности мимики и  жестов,  пространственной  координации.

Рассказать стихотворение с жестами, передавая содержание. Дети придумывают и свои жесты для наиболее яркой передачи образа, демонстрируют свои варианты. Такой показ даёт возможность ребёнку проявить  индивидуальность, реализовать  свои возможности.

-Голос–это первый музыкальный инструмент. Через его        интонацию лучше всего предается состояние человека. Спокойное пение хорошо успокаивает, расслабляет, создает благоприятные условия для процессов, которые происходят в нашем организме. Мать, убаюкивая своего малыша колыбельной песней, охраняет его. Колыбельная оказывает такое же лечебное действие как сон для больного.

6. «Колыбельная» («Песня ночи» из методики Т. Боровик) -исполнение детьми. Выяснить у детей, что они чувствовали, исполняя эту песню.

Такая  музыка помогает гармонизировать эмоциональное состояние, создать атмосферу тихого покоя, подготовить к восприятию следующего произведения. Используется и  как распевание,  формирует навыки вокальной артикуляции. Сочинение слов детьми к колыбельной дома, с предварительным собственным показом учителя, раскроет их творческий потенциал.

7. Новогодняя история «Крот и червяк» (приложение) - прием речевой декламации на фоне звучания музыкального произведения В. Гаврилина «Часики». Дети слушают в исполнении учителя.

  1. Беседа о содержании текста:- Как передается в музыке состояние героев? Меняется ли в ней настроение? Почему? Хорошо ли быть одному в новогоднюю ночь?
  2. - Какие качества были у Крота? Червяка?.
  3. - Как бы вы поступили?                  
  4. - Как надо относиться к другому человеку?  
  5.  - Друг к другу надо относиться бережно, вежливо, с пониманием, а главное с добрыми чувствами. «Доброта для души – то же, что здоровье для тела» (Л.Н. Толстой). Надо творить добро и украшать добрым делом каждый день. Для душевного равновесия, важно чтобы мысли были чистыми, а поступки не обижали.  Это поможет каждому  сберечь своё здоровье и здоровье другого человека.

Рассказать историю под фонограмму, передать эмоциональное состояние каждого персонажа: вместе с детьми, индивидуально по желанию, по ролям (на следующих занятиях).

Домашнее задание: нарисовать эту историю; рассказать ее своим маленьким братьям, сестрам, друзьям.  

В течение занятия используются индивидуальные и групповые формы работы, творческие задания, проблемно-поисковые ситуации, беседа, вхождение в жизненное пространство. Такие приёмы и формы  помогают педагогу отслеживать  результаты усвоения учащимися познавательной информации, уровень развития умений, формирования специальных навыков, реализацию цели  данного занятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ

 «У жирафа есть вопрос»

Говорить размеренно, не торопясь. В первой, второй и третьей строчке повышать и тянуть на дыхании интонацию гласной «О» высокий регистр, а в четвёртой- в низкий регистр.

У жирафа есть вопрос

Отчего высокий рост?

Просто видно с высоты

Всех, кто прячется в кусты!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ К ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТ « НАШЕ ЗДОРОВЬЕ»

Презентация системы работы классного руководителя в области здоровьесбережения. Рекомендуется для использования на родительских собраниях, семинарах....

Тема проекта: «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность»

Проект:  «Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни у младших школьников через внеурочную деятельность» во 2 классе....

Через педагогику – к системе здровьесбережения, через образование – к здоровому образу жизни»(на основе технологии РО Л.В.Занкова)

На основе развивающего обучения Л.В.Занкова показать  применение  здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий...

Через танцы к здоровью

Через танцы к здоровью...

Формирование фонематического восприятия через дидактические игры на развитие у детей чувства ритма, рифмы

На фронтальных и индивидуальных занятиях по формированию звукопроизношения наибольшую активность и интерес вызывали игры и игровые упражнения, способствующие формированию у детей чувства ритма, ...

«Формирование здорового образа жизни через привитие основ здорового питания»

Материал будет полезен педагогам и учителям в урочной и внеурочной деятельности...

Развитие навыков успешной социализации и интеграции в общество детей с особыми образовательными потребностями через взаимодействие со здоровыми сверстниками и взрослыми

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Её цель - приобщить «особых» учеников к основам культуры и циви...