Статья для сборника Материалы 5 международной научно-практической конференции 21-22 марта 2017 Воронеж, Россия
статья по музыке на тему

Бычкова Елена Александровна

Интегрированный урок в начальной школе.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

  Бычкова Елена Александровна, учитель музыки, МБОУ СОШ им. ген. Лизюкова А. И.      

Интегрированный урок в начальной школе.

 «Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках и трепетных звуках, в сказке, в игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».

                                                                                    В.А.Сухомлинский.

Одной из важных задач учителя музыки в общеобразовательной школе становится поиск таких педагогических технологий обучения, которые позволят не только оптимизировать образовательный процесс, но и повысить качество обучения, а также активизировать творческую и исследовательскую деятельность учащихся.  Становится необходимым применение более эффективных форм организации образовательного процесса, стимулирующих познавательную деятельность учеников. Одной из таких форм является интегрированный урок.

       Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

     Понятие «интеграция» может иметь два значения:

а) создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
б) нахождение общей платформы сближение знаний (здесь интеграция – средство обучения).

      Музыка, как никакое другое искусство, объединяет в себе все знания и достижения человечества, в ней уже заложена целостность нашего мира, который не делится на физику, математику, историю, или другие предметы школьного курса. Музыка — это огромный эмоциональный заряд, который поможет понять и изучить любой школьный предмет. Поэтому именно учитель музыки просто обязан использовать в своей работе интегрированные уроки, которые являются средством интенсификации урока, расширяет его информативную ёмкость, способствует развитию интереса к предметам, к изучаемому курсу, повышает творческий потенциал учащихся.    Очень важно сформировать у детей целостную картину мира. При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью слова, звука, линии, цвета можно раскрыть один и тот же образ окружающего нас мира или наше состояние. В этом случае отдельные знания, полученные на уроках, будут складываться в одну большую “картину – представление”, способствующую созданию истинной системы знаний и правильному миропониманию.

     Работая учителем искусства (музыки) начальной школы, я часто провожу интегрированные уроки, используя сочетание музыки, литературы, изо, природоведения, математики в одном уроке, тем самым создавая условия для восприятия детьми целостности   мира. Самый благодатный материал для таких уроков- это жанр сказки в произведениях различных композиторов. Сказочные сюжеты вызывают у детей особый интерес и проявления их творчества.  Сказки ненавязчиво обучают различать Добро и Зло. Рассказывают об устройстве мира, в сказках Зло наказывается, Добро побеждает.

     Первый класс знакомит ребят с образом новгородского гусляра и Морского царя в опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова, с новогодней сказкой «Щелкунчик» в балете П. И. Чайковского, с Бабой-Ягой в «Детском альбоме». Они с удовольствием рисуют полюбившихся сказочных героев, рассказывают о характере музыки, которая их изображает, высказывая своё отношение к этим героям. 
      Во втором классе в разделе «Музыкальный театр», учащиеся знакомятся с пушкинскими героями в опере М. И. Глинки «Руслан и Людмила. Они учатся размышлять о добре и зле, сравнивая Черномора и Руслана, Наину и Людмилу.

        В третьем классе дети анализируют образ Снегурочки из одноименной оперы-сказки Римского-Корсакова. Они рассказывают о характере арии «С подружками по ягоду ходить», передают своё представление о дочери Мороза и Весны-Красны в рисунках. Детей привлекает задушевный образ Леля. Они слушают его песни, сотканные из народных напевов, и находят в них звуки природы.
В четвёртом классе проводится параллель сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане» с оперой-сказкой Римского-Корсакова. Дети запоминают «три чуда», слушают «Полёт шмеля» и тоже выполняют творческие задания.

       Если проанализировать программу в начальной школе, то можно привести такие примеры: по чтению и окружающему миру дети знакомятся с временами года: с сезонными изменениями природы, особенностями поведения животных. Целесообразно будет использовать музыкальные фрагменты из произведений П. И. Чайковского, Н.А.  Римского-Корсакова и других композиторов для создания у детей более точного и полного художественного образа. При изучении раздела «Устное народное творчество» эффективно слушание на уроках русских народных песен, мотивов, закличек и потешек.

        Интегрированные уроки нравятся детям, вызывают у них интерес к познанию, дают им много нового, полезного, в них содержится большой эмоциональный заряд.

Литература:

  1. Горина Л.В., Морозова Е.Е. «Музыка на уроках естествознания» Начальная школа, 2003, №10, стр. 85.
  2. Ильенко Л.П. «Опыт интегрированного обучения в начальных классах» Начальная школа, 1989, №9, с. 8.
  3. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002.
  4. Мытницкая С.Н. «Мне помогают элементы интегрирования» Начальная школа, 2002, №1, стр. 75.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ сборник материалов IX Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 22 марта 2015 г.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙНА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕсборник материаловIX Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 22 марта 2015 г....

Материалы республиканской научно-практической заочной конференции. Педагогическая диагностика особенностей и возможностей личности школьника в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Педагогическая диагностика – область деятельности учителя, в содержание которой входит целенаправленное изучение  особенностей и возможностей личности учащегося с целью оптимального решения...

Публикация в издании: сборнике материалов региональной научно – практической конференции «Реализация инновационной политики в Тюменской области»

Публикация материала "Обновление педагогической деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения"...

Сборник материалов региональной научно-практической конференции

Сборник материалов региональной научно – практической конференции от 22 октября 2009 года «Системные эффекты реализации приоритетного национального проекта «Образование» статья...

Статья -публикация в сборнике- Материалы Республиканской научно-практической конференции "Научный потенциал-XXI"

Принимала участие в республиканской конференции Научный потенциал в 2020г....