Главные вкладки

    Мелодия-душа музыки
    план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему

    Онищенко Динара Рагимовна

    Конспект для урока в 1 классе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_5.doc40 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок 5. «Душа музыки - мелодия»

    Цель урока: понять, что мелодия - главная мысль музыкального произведения.

    Музыкальный материал: «Сладкая грёза», П.Чайковский; «Марш деревянных солдатиков», П.Чайковский, «Вальс», П.Чайковский; Па-де-де» из балета «Щелкунчик», П.Чайковский; «Веселая песенка» Г.Струве, В.Викторова.

    Проблема урока: зачем музыке нужна мелодия?

    Дополнительный материал: разворот учебника-тетради «Душа музыки - мелодия».

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    • Ребята, Муза прислала нам письмо: «Помогите разобраться. Зачем музыке нужна мелодия? Муза». Придется ей помочь. Да и сами разберемся. (слайд 1)
    • Давайте споем песню «Падают, падают листья». (Авторы рекомендуют «Веселую песенку Струве, но мне, кажется, лучше петь знакомую песню, ту, что уже пели).
    • Кто пел мелодию? (Хор).
    • А кто играл аккомпанемент? (Учитель).

    2. Развитие темы урока.

    • Вспомним ситуацию, которая часто случается с каждым из нас в жизни - какой-либо музыкальный мотив, напев никак не уходит из памяти, неотступно следует за нами. Мы начинаем напевать эту мелодию, «мурлычем» ее «про себя», потому что она запомнилась и полюбилась нам, не задумываясь над тем, что это за музыка, кто ее сочинил.
    • Как вы думаете, как называется в музыке то, что мы напеваем? (Слова. Песня. Мелодия).
    • Вы высказали разные мнения. Но правы оказались те, кто назвал слово «мелодия».
    • Сейчас прозвучат несколько мелодий песен, а вы попытайтесь узнать их. (Звучат мелодии популярных песен, песен, которые выучили на уроках музыки,  дети называют и поют их).
    • Вы хорошо справились с этим заданием. А теперь послушайте две пьесы – марш и танец. Сможете ли вы определить, когда звучал марш, а когда танец?

    Звучат мелодии «Марша деревянных солдатиков» и «Вальса» из «Детского альбома» П. Чайковского. Дети определяют, что первая — мелодия марша, а вторая — танца. Этот танец называется «вальс».

    (слайд 4. Вся музыка вставлена на слайд, настроена анимация, если музыка не будет воспроизводиться, нужно настроить заново ссылки на музыку или заново вставить музыку).

    • По каким признакам вы определили, где звучит мелодия марша, а где - танца? (Мелодия марша звучала четко, отрывисто. Звуки ее будто бы изображали шаги, поступь. Эту мелодию мог бы сыграть барабан).
    • В марше пальчики-«солдатики» могут маршировать на столе или на коленях, дети могут исполнять на воображаемых барабанах ритмическую пульсацию пьесы. Под «Марш деревянных солдатиков» можно организовать увлекательную игру - игрушечный парад: девочки «исполняют» пульсацию марша движением согнутых в ладонях рук «игрушечных кукол», мальчики - играют на барабанах. Руководит парадом дирижер с «жезлом» (указкой) в руках. - Правильно!
    • А как же вы узнали вальс? (Мелодия в нем плавная, красивая. Она словно закружилась в танце. Можно считать  «про себя» — раз, два, три).(Под музыку вальса дети могут мягко ритмично покачиваться влево - вправо) .
    • А сейчас вы услышите небольшую пьесу. Ее сочинил композитор, с которым мы уже знакомились на наших уроках. Его имя напомнит вам музыка.

    Звучит мелодия «Па-де-де» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского. (Это музыка Петра Ильича Чайковского).

    • Правильно. Это замечательный русский композитор (показать портрет композитора). Он сочинил альбом пьес, который знают юные музыканты всего мира. Это «Детский альбом» (показать сборник пьес). «Детский альбом» - цикл из 24 фортепианных пьес - П.И. Чайковский написал в 1878 г. и посвятил его своему племяннику Володе Давыдову.
    • А теперь сядьте поудобнее, как на концерте, и настройтесь на то, чтобы услышать пьесу из этого альбома. Внимательные слушатели смогут определить: это песня, танец, или марш.

    Звучит «Сладкая греза» П. Чайковского в исполнении учителя. (Это песня. Но ее никто не поет. Это песня без слов).

    • Вы правы. А почему большинство из вас решило, что это песня? Как звучала музыка? (Напевно, плавно. Неторопливо. Ласково. Задумчиво).
    • Я сейчас сыграю вам главную мелодию пьесы, а вы мягким движением одной из рук передайте ее характер. (Учащиеся выполняют задание).
    • Молодцы! Вы очень выразительно передали характер пьесы движениями рук. Какое же настроение возникло у вас после звучания этой музыки?

    (Задумчивое. Спокойное. Мечтательное. Грустное. Светлое). . (Мелодическую линию песни «Сладкая греза» можно сыграть с детьми на воображаемой скрипке, певучими протяженными движениями «волшебного» смычка).

    • Правильно. Композитор назвал эту пьесу «Сладкая грёза». Грёза - это мечта, воспоминание, раздумье о чем-то приятном, дорогом, добром.
    • Ну, а теперь давайте посмотрим мультфильм, в котором звучит музыка из «Детского альбома» П. И. Чайковского, посмотрим и послушаем «Сладкую грёзу», а потом расскажем сказку, которую вы увидели в мультфильме.

    Вывод: Итак, мы помогли Музе выяснить, зачем музыке нужна мелодия. Ведь мелодия - это главная мысль любого музыкального произведения, его лицо, суть. Мелодия - душа музыки. По мелодии мы узнаем и песни, и танцы, и марши.

    Встречаясь дома с музыкой, запоминайте мелодии произведений и старайтесь напевать их.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в 1 классе "Мелодия - душа музыки"

    Сформировать у детей понятие, что мелодия - главная мысль произведения....

    "Мелодия - душа музыки". урок музыки - 3 класс

    На уроке музыки учитель обращается к разным видам искуства, используя современные образовательные технологии, в том числе, информационно - коммуникативные, подчиненные одной заданной теме, в совокупно...

    урок музыки "Мелодия-душа музыки"

    урок музыки "Мелодия-душа музыки", 2 класс...

    1 класс урок №4 "Мелодия - душа музыки" конспект и презентация

    1 класс урок "Мелодия - душа музыки" конспект и презентация...

    Урок в 3 классе по музыке "Мелодия - душа музыки"

    "Мелодия- душа музыки". Урок в 3 классе по программе Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной...

    План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"

    План конспект урока музыки 1 класс "Мелодия - душа музыки"...

    Мелодия душа музыки 1 класс

    Класс: 1 «Г»Предмет: МузыкаТема урока: " Мелодия- душа музыки "Тип урока: открытие новых знанийЦель: Формирование музыкальной культуры школьников как части их общей духовной куль...