Музыка (4 класс) Счастье в сирени живёт.
методическая разработка по музыке (4 класс) по теме

Гольцева Ольга Андреевна

Разработка урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx28.15 КБ
Файл schaste_v_sireni_zhivet_4_klass.pptx591.77 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока музыки в 4 классе по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

Тема урока: «Счастье в сирени живёт»

Раздел: «В концертном зале»

Тип урока: изучение нового материала.

Класс: 4

Цель урока: знакомство с жанром романса на примере творчества С.В. Рахманинова.

Обучающая задача: знакомство с творчеством С.В. Рахманинова. Продолжить знакомство с музыкальными жанрами.

Развивающая задача: формировать художественно – образное мышление учащихся.

Воспитательная задача: воспитание любви и уважения к Родине через творчества С.В. Рахманинова. Приобщение детей к сокровищам отечественной музыкальной классики.

Формы организации урока: устный опрос (индивидуальный, групповой)

Комплексно – методическое обеспечение: компьютер, компакт – диск, инструмент, фонохрестоматия.

И.К.Т.: Технология становления ассоциативно – образного мышления.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний.

У.: Сегодня наш урок мы посвятим творчеству замечательного русского музыканта С.В. Рахманинова. С.В. Рахманинов был не только композитором, но еще и дирижером и прекрасным пианистом.

3.Обьяснение нового материала.

С.В. Рахманинов – гордость отечественной культуры. Широчайшая известность его музыки, горячая любовь к ней во всём мире сравнимы лишь с популярностью музыки П.И. Чайковского.

С.В. Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. Его детские годы прошли в имении Онег неподалёку от Новгорода. На всю жизнь запечатлелись в памяти чудесные картины русской природы: бескрайние просторы полей и лесов, величавые воды реки Волхов, с которой связан былинный сказ о певце – гусляре Садко. Так же как и Садко, Рахманинов любил свою землю и всегда тосковал в разлуке с ней.  «Он любил русскую землю, деревню, крестьянина, любил хозяйничать на земле, сам летом брал косу, ненавидел. Как личного врага, лебеду и прочие сорняки и часто часами мне рассказывал, как хороша деревня», - вспоминала известная писательница Мариэтта Шагинян.  Но в 1917 году в рассвете творческих сил он навсегда покинул Россию.  1917 год стал переломным в судьбе Рахманинова и его семьи. Февральскую революцию он встретил радостно, октябрьская  вынудила его покинуть Россию навсегда. Главными причинами были опасения за судьбу семьи, ощущение своей ненужности новому обществу.

              В декабре 1917 года Рахманинов с семьёй выезжает в Швецию, а затем переезжает в США. Началась изнурительная концертная деятельность вначале в Америке, затем по всей Европе, подчинявшаяся суровым законам музыкального бизнеса.

              Его концерты проходили в переполненных залах, портреты не сходили со страниц американских газет. Его узнавали продавцы, шофёры такси, носильщики, преследовала армия корреспондентов и фоторепортёров. Но триумф Рахманинова – исполнителя не мог заглушить в нём страстной тоски по отечеству. Даже круг близких друзей за рубежом ограничивался преимущественно выходцами из России. Значительную часть своих гонораров  Рахманинов использовал для материальной поддержки соотечественников как за рубежом, так и на родине.

 Начавшаяся в 1939 году Вторая мировая война, а вслед за нею в 1941 году Великая Отечественная потрясли Рахманинова. Он тяжело переживал трагедию Родины, стремился хоть чем-то помочь ей в это тяжёлое время. Осенью он передал в фонд Красной армии более четырёх тысяч долларов и в дальнейшем неоднократно направлял сбор с концертов в Советский Союз. «Это единственный путь, каким я могу выразить моё сочувствие страданиям народа моё родной земли», - писал он в советское консульство. В другом письме он писал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить! Верю в полную победу. Сергей Рахманинов, 25 марта 1942 года».

         Рахманинов не дожил до победы. Напряжённая концертная и творческая деятельность сильно подорвала здоровье. Он скончался 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллс (Калифорния).

           Россия до конца дней была главной и единственной темой рахманинского творчества. «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды», - говорил о себе композитор. Образ Родины, мощь, удаль её стихийных богатырских сил, беспредельность русских пейзажей, нежность весенней расцветающей природы, искренность, открытость русской души и одновременно строгость, величавость русского характера – вот содержание творчества Рахманинова.

Учебник стр. 80.

Рассмотреть портрет С. Рахманинова кисти художника К. Сомова.

Интересно о замысле картины рассказывал своей сестре сам художник: «Тема фона дана была мне вольной, и я её выработал с Сергеем Васильевичем. Я ему предложил изобразит его на фоне весны, так как одна из его любимых композиций – «Весна». Пейзаж с цветущими фруктовыми деревьями, прошедшая гроза (конечно, две радуги, уж без этого мне нельзя), молодая берёза, прудик, освящённый солнцем, ярко – зелёная трава».

        С. Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины.

      Романс  «Сирень» написан композитором в 1902 году, в тот период, когда он и Наталья Александровна Сатина решили обвенчаться. Не в этом ли факте жизни кроются утончённость лирических высказываний и «живописность» музыки.

        Слушание: романс «Сирень» С.В Рахманинова.

У.: Чем наполнена музыка? –

Д.: Трепетом и восторгом, человеческим теплом и светом.

У.: Что отличает мелодию? –  она светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада. Она взволнованна, звучит трепетно.

У.: Что хотел передать композитор в фортепианном сопровождении? –

Д.: Лёгкое колыхание: ветерка летнего воздуха, душистых веток сирени.

У.: Рисунок аккомпанемента имеет чисто зрительное сходство с формой цветка ( при этом в характере музыки нет никакой искусственности, надуманности, она светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада).

У.: Какое главное качество музыки романса? –

Д.:  Песенность.

Задание: спеть мелодию (учебник стр.81).

1.Спеть первую и третью строки. Обратить внимание, что вся мелодия романса вырастает из двух трёхзвучных интонаций. (1-я – ми, фа, ля; 2-я си, до, до) .

 У.: Что такое кульминация?

Д.: Вершина в музыке.

У.: Кульминация – от латинского culmen – верх, вершина; в музыке – момент наибольшего эмоционального напряжения, наиболее яркого и сильного раскрытия образа; кроме того вершина подъёма мелодической линии.

На какие слова отмечена кульминация?

Д.: «Моё бедное счастье…»

У.: Как звучит музыка в кульминации? –

Д.: Мелодия отмечена широким ходом мелодии, острыми звучностями аккомпанемента, ярким звучанием голоса.

 У.: Писатель Юрий Нагибин в повести «Сирень» пишет об одном лете, которое провёл семнадцатилетний  Сергей Рахманинов в имении Ивановка. В то странное лето сирень расцвела «вся разом, в одну ночь вскипела и во дворе, и в аллеях, и в парке». В память о том лете, об одном раннем утре, когда композитор встретился с юной первой своей влюблённостью, он и написал, может быть, самый нежный и взволнованный романс «Сирень».

 Чтение отрывка  из повести Ю. Нагибина «Сирень».

«Верочка осторожно раздвинула ветви и в шаге от себя увидела Сережу Рахманинова, племянника хозяев усадьбы. Он приподымал кисти сирени ладонями и погружал в них лицо. Когда же отымал голову, лоб, нос, щеки и подбородок были влажными, а к бровям и тонкой ниточке усов клеились лепестки и трубочки цветов. Но это и Верочка умела делать — купать лицо в росистой сирени, а вот другая придумка Сережи, Сергея Васильевича — так церемонно полагалось называть семнадцатилетнего кузена, — была куда интереснее. Он выбирал некрупную кисть и осторожно брал в рот, будто собирался съесть, затем так же осторожно вытягивал ее изо рта и что-то проглатывал. Верочка последовала его примеру, и рот наполнился горьковатой холодной влагой. Она поморщилась, но все-таки повторила опыт. Отведала белой, потом голубой, потом лиловой сирени — у каждой был свой привкус. Белая - это словно лизнуть пробку от маминых французских духов, даже кончик языка сходно немеет; лиловая отдает чернилами; самая вкусная — голубая сирень, сладковатая, припахивающая лимонной корочкой.

Сиреневое вино понравилось Верочке, и она стала лучшего мнения о длинноволосом кузене. <...> В этом долговязом юноше все было непомерно и нелепо: громадные, как лопаты, руки и под стать им ступни, длинные русые поповские волосы, большой, тяжелый нос и огромный, хоть и красиво очерченный, рот, мрачноватый, исподлобья, взгляд темных матовых глаз. Нелюбезный, настороженный, скованный, совсем неинтересный — таков был дружный приговор сестер...

Правда, в Ивановке образ сумрачного и нелюбезного кузена пришлось срочно пересмотреть. Он оказался весьма любезным, услужливым, общительным и необыкновенно смешливым. Достаточно было самой малости, чтобы заставить его смеяться до слез, до изнеможения...

Выбрав удобный момент, когда Александр Ильич [Зилоти] покуривал после обеда в сиреневой аллее, Верочка спросила его, хороший ли музыкант Сережа Рахманинов.

— Гениальный! — выкатив ярко-зеленые, с золотым отливом глаза, гаркнул Зилоти... — Такого пианиста еще не было на Руси! — с восторженной яростью прорычал Зилоти, — разве что Антон Рубинштейн, — добавил из добросовестности.

— Так что же он, лучше вас? — наивно спросила Верочка.

— Будет, — как бы закончил ее фразу Зилоти. — И очень скоро. Вы посмотрите на его руки, когда он играет. Все пианисты бьют по клавишам, а он погружает в них пальцы, будто слоновая кость мягка и податлива. Он окунает руки в клавиатуру.

— Александр Ильич, миленький, только не обижайтесь, ну вот вы... как пианист, какой по счету?

— Второй, — не раздумывая, ответил Зилоти.

— А первый кто?

— Ну, первых много. Лист, братья Рубинштейны... Рахманинов будет первым.

— А какую музыку он сочиняет?

— Пока это секрет. Знаю только, что фортепианный концерт. Но могу вам сказать: что бы Сережа Рахманинов ни делал в музыке, это будет высший класс. Поверьте старому человеку. Он великий музыкант...»

Повторное слушание романса «Сирень» С.В. Рахманинова

У.: Какая же главная мысль этого сочинения?  

Д.: Единение человека с природой, любование ее красотой, одухотворенное состояние души.

Яркий талант С.В. Рахманинова привлёк внимание писателя Ю. Нагибина. Он посвятил рассказ великому композитору (связь музыки и литературы).

У.: А какой жанр мы услышали песню или романс?

Д.: Романс.

У.: А что такое романс?

Понятие романс:

Союз слова и музыки укрепился в жанре романса. Слово «романс» испанское, оно обозначает светскую песню, исполняемую на романском (испанском) языке. В старину романсы пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина. Со временем словом «романс» стали называть камерное вокальное произведение для голоса с сопровождением.

У.: Как вы думаете, чем отличается песня от романса? (ответы учащихся)

Песня – в музыке основной жанр, в котором вокальная мелодия является простым высказыванием «от души», песенного склада, несложная, обычно в куплетной форме.

В романсе  - жанр в музыке, но по сравнению с песней текст более точно и детально отражён в музыке. Аккомпанемент дополняет поэтические образы романса и подчас выступает как равноправный участник ансамбля.

 В романсе «Сирень»  композитор передал настроение, характер текста, а аккомпанемент дополнил поэтический образ романса.

Мы знакомились с музыкой С.В. Рахманинова в 1-й четверти.

Вспомните, какие произведения мы слушали?

Д.: Концерт №3 для фортепиано с оркестром и «Вокализ».

У.: Кому посвятил «Вокализ» С.В. Рахманинов?

Д.: Великой русской певице А. В. Неждановой.

У.: Это инструментальная или вокальная музыка.

Д.: Это жанр вокальной музыки.

У.: Что такое вокализ?

Д.: Так называется мелодия, которая поётся голосом без слов.

Слушание «Вокализ» С.В. Рахманинова.

У.: Что объединяет романс «Сирень» и «Вокализ»?

Д.: Это вокальная музыка и она пронизана русской песенностью, широтой мелодического развития.

4. Закрепление полученных знаний.

С творчеством, какого композитора мы познакомились.

Какова тема творчества С.В. Рахманинова?

Что было символом Родины для Рахманинова?

Чем пронизана музыка романса «Сирень»?

Что такое романс?

Чем романс отличается от песни?

ИТОГ урока: мы познакомились с великим русским композитором С.В. Рахманиновым, как творчество композитора вдохновило писателя Ю. Нагибина на создание рассказа и художника К. Сомова на написание портрета. Познакомились с музыкальным жанром романса (вокальная музыка), а самое главное, что отличает музыку С.В. Рахманинова  - это русская песенность.


 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Счастье в сирени живет» Сергей Рахманинов

Слайд 2

Романс «Сирень» Романс написан композитором в 1902 году, в тот период, когда он и Наталья Александровна Сатина решили обвенчаться. Чем наполнена музыка? Что отличает мелодию? Что хотел передать композитор в фортепианном сопровождении?

Слайд 3

Сергей Рахманинов – гордость отечественной культуры. Широчайшая известность его музыки, горячая любовь к ней во всём мире сравнимы лишь с популярностью музыки П.И. Чайковского. С.В . Рахманинов родился 1 апреля 1873 года. Его детские годы прошли в имении Онег неподалёку от Новгорода. На всю жизнь запечатлелись в памяти чудесные картины русской природы

Слайд 4

С. Рахманинов был не только композитором, но еще и дирижером и прекрасным пианистом.

Слайд 5

С. Рахманинов как пианист объездил весь мир. И где бы он ни выступал, ему всегда дарили букет белой сирени. Для композитора сирень была символом Родины.

Слайд 6

Рисунок аккомпанемента имеет чисто зрительное сходство с формой цветка ( при этом в характере музыки нет никакой искусственности, надуманности, она светла и чиста, как юность, как цветение весеннего сада).

Слайд 7

Кульминация от латинского culmen – верх, вершина; в музыке – момент наибольшего эмоционального напряжения, наиболее яркого и сильного раскрытия образа; кроме того вершина подъёма мелодической линии.

Слайд 8

Повторное слушание романса Какая же главная мысль этого сочинения? Вспомните, какие произведения Рахманинова мы слушали? Кому посвятил «Вокализ» С.В. Рахманинов? Что такое вокализ? Что объединяет романс «Сирень» и «Вокализ»?

Слайд 9

Рефлексия С творчеством, какого композитора мы познакомились? Что было символом Родины для этого композитора ? Чем наполнено содержание романса «Сирень»? Что такое романс? Чем романс отличается от песни?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Урок гражданственности и патриотизма в 1 классе по теме «Сирень 1945 года»

Предложенный сценарий урока гражданственности и патриотизма "Сирень 1945 года"  можно использовать при проведении классных часов и внеклассных мероприятий в 1 классе. Урок по сложной проблеме построен...

Сценарий выпускного в 4 классе "Счастье есть дело взаимное"

Выпускной в 4 классе.Учащийся:Солнце на дворе иль хмурый денёчек -Всё равно спешили мы в школу с тобой.Быстро пролетели четыре годочка -И сегодня первый наш бал выпускной!Учащиеся исполняют песню "Нач...

Технологическая карта урока музыки 3 класс "Музыка любимой Самары" (учитель музыки МБОУ Школа №101 Самара Кудашкина О.А.)

Технологическая карта урока музыки "Музыка любимой Самары" предназначена для учителей, которые включают в свои рабочие программы материал о своем городе, о творческих людях. Дети знакомятся с культурн...

Конспект урока музыки «Счастье в сирени живет…»

Тип урока: Открытие новых знаний.Цель:- Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, развитие слуха, памяти, внимания.- Развитие исполнения как способа творческого самовыражения в искусстве.- З...

Разработка урока окружающего мира в 1 классе по теме: Как живёт семья? Планирование проекта "Моя семья"

Разработка урока направлена на формирование УУД через организацию работы над планированием учебного проекта с использованием авторского приёма "Строим дом, в котором живёт проект". Данный пр...