Конспект урока по музыке.2 класс. Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка"
план-конспект урока по музыке (2 класс) по теме

На моейм сайте можно найти презентацию к этому уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_muzyke.docx25.25 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Целевой компонент урока

Тема урока: «Николай Андреевич Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»

Цель: развитие интереса к музыкальному искусству, творчеству русского композитора Н. А. Римского-Корсакова на примере оперы «Снегурочка».

Задачи:

Воспитательные:

  1. Способствовать становлению позитивного отношения к творчеству Николая Андреевича Римского-Корсакова;
  2. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников 2 «б» класса через знакомство с фрагментами оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова;
  3. Воспитание слушательской культуры, эмоциональной отзывчивости на восприятие классической музыки.

Образовательная:

  1. Формирование знаний о жизни и творчестве основоположника русской классической музыки Н.А.Римского-Корсакова;
  2. Формирование умения воспринимать музыку композитора и выражать своё отношение к фрагментам из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка»;

Развивающие:

  1. Развитие ассоциативного мышления школьников;
  2. Развитие умения выражать свое эмоциональное отношение к музыке через музыкально – творческую деятельность.

Планируемые результаты:

Формирование Универсальных учебных действий:

Личностные результаты:

Ученик научится:

  1. проявлять эмоциональную отзывчивость при слушании музыки Николая Андреевича Римского-Корсакова;
  2. проявлять личностное отношение при восприятии музыки Николая Андреевича Римского-Корсакова ;
  3. проявлять интерес к творчеству Николая Андреевича Римского-Корсакова;
  4. получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Ученик научится:

  1. овладеет отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

  1. сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования;
  2. продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
  3. слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

  1. определять и формулировать тему и цель урока;
  2. определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова;
  3. в процессе рефлексии проводить самооценку.

Тип урока: открытие новых знаний.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальные, индивидуальные, групповые;

УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь): «Школа России». Музыка, В.В. Алеев, Т.Н, Кичак. Рабочая тетрадь: В.В.Алеев, Т.Н.Кичак.

Оборудование и оформление:

Учебник: Музыка, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак (УМК «Школа России»).

Рабочая тетрадь: Музыка, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак (УМК «Школа России»).

Музыкальный материал: Фрагменты Оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова.

 Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудио система.

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Музыкально-слушательская: слушание фрагменты из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-Корсакова;

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

  1. Анализ УМК «Классическая начальная школа»;
  2. Анализ программы по музыке «Школа России»;
  3. Определение цели и задач урока;
  4. Определение структуры урока;
  5. Подбор методической литературы и музыкального материала;
  6. Оформление доски;
  7. Подготовка учебников, рабочих тетрадей «Школа России»;
  8. Подготовка презентации;
  9. Подготовка музыкальных произведений;
  10. Подготовка материала для творчества;
  11. Подготовка наглядного материала.

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организация начала урока: 3 мин
  1. Приветствие: 1 мин
  2. Проверка готовности: 1 мин.
  3. Мотивация к учебной деятельности:1 мин.
  1. Актуализация знаний: 2 мин.
  2. Открытие новых знаний:28 мин.
  1. Слушание:11 мин.
  2. Беседа по слушанию:8 мин.
  3. Музыкально-исполнительская: 2 мин.
  4. Творческое задание:5 мин.
  1. Рефлексия: 3 мин.
  2. Итог урока:1 мин.
  3. Домашнее задание:1 мин.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА:

I. Организация начала урока:

1.Приветствие:

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок музыки вести у вас буду я. Зовут меня Сания Рустамовна. Сегодня мы с вами попадем в весеннюю сказку, созданную руками 3-х великих людей: писателя, художника и композитора. Узнаем, как может их искусство создавать картины народной жизни со своими законами, верованиями, обрядами; как может превратить холод в тепло, равнодушие в любовь

2.Проверка готовности:

У: Ребята, давайте подготовим ваше рабочее место к работе. Проверьте, все ли необходимое для урока лежит у вас на парте (учебник, карандаши, ручка). Уберите все лишнее с парты.

3.Мотивация к учебной деятельности:

У: Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку «пять»!

II. Актуализация знаний:

У: Итак,

Конец зиме, пропели петухи,

Весна-Красна спускается на землю.

Полночный час настал, сторожку Леший

Отсторожил,-ныряй в дупло и спи!

(Звучит вступление к опере Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», появляется картина В.Васнецова «Снегурочка»)

«Ты погляди диковина какая! Боярышня. Живая ли? живая! в тулупчике, в сапожках, в рукавичках. Дозволь спросить: далеко ль держишь путь и как зовут тебя и величают? Снегурочка. Куда идти не знаю. Коли будите добры - меня с собой возьмите.» (Музыка затихает.)

У: В какую же весеннюю сказку мы попали?

Д: Сказка «Снегурочка»

 У: Посмотрите, как художник изобразил красками образ Снегурочки.  Какие краски  использовал художник? Васнецов " Снегурочка "

Д: Белые, синие, холодные,

 У: Не только художники изображали образ Снегурочки, но и русский  композитор Н.А.Римский-Корсаков написал музыку на сюжет сказки «Снегурочка» и получилась настоящая весенняя сказка-опера. Ребята как вы думаете, что такое опера?

 Д: Музыкальное произведение.

У: Давайте запишем, что же такое «опера». Опера – это жанр музыкального искусства, в котором главные действующие лица поют.

У: Как вы думаете, какова будет цель сегодняшнего урока?

Д: Послушать и проанализировать оперу Римского-Корсакова «Снегурочка».

III. Открытие новых знаний.

У: Давайте посмотрим иллюстрации к этой опере:  
2 слайд
:  Cнегурочка, это холодное дитя Мороза и Весны. С тех пор, как родилась Снегурочка у Мороза и Весны, разгневанный  Ярило-Солнце даёт мало света и тепла. Лето стало коротким, зима долгой и суровой.    
3 слайд : А здесь изображён лес из больших сосен и елей, ветки прогнулись под тяжестью мокрого лежащего на них снега. Природа ждёт Весну, которая запаздывает, а Мороз не хочет уходить.  

А сейчас я немного расскажу вам про великого композитора Николае Андреевиче Римском-Корсакове. Он родился 18 марта 1844 г. в городе Тихвине Новгородской губернии. К музыке имел склонность с детства, но вначале избрал карьеру морского офицера. В 1856 г. поступил в Морской корпус в Петербурге. Правда, занятий музыкой не оставил. Римский-Корсаков стал основоположником жанра оперы-сказки. (Слайд 4)

А сейчас вернёмся к теме нашего урока.

Вы, конечно, знаете русскую народную сказку «Снегурочка». Однако опера «Снегурочка» написана Н.А.Римским - Корсаковым на сюжет одноимённой пьесы Александра Николаевича Островского.

Действие оперы происходит в сказочной стране царя Берендея. Снегурочка, дочь Мороза и Весны-Красны, стремится из глухого леса к людям – нравятся ей их песни.

Давайте послушаем арию Снегурочки «С подружками по ягоду ходить»

О чём поёт девушка?

Д: Снегурочка хочет почувствовать что такое любовь.

У: Какое настроение передано в музыке?

Д: Весёлое, радостное.

У: Близки ли интонации арии народным песням?

Д: Да, здесь много распевов.

У: Какой знакомый вам инструмент симфонического оркестра вторит высокому, прозрачному голосу Снегурочки?

Д: Скрипка- она изображает человеческий голос

У: Какую Снегурочку нам рисует музыка?

Д: Веселую, беззаботную, Снегурочка - сказочный персонаж и в ее музыке тоже что-то сказочное. Музыка волшебная, зимняя.

У: Есть ли признаки того, что она причина людских несчастий?

Д: Никаких причин нет. Красивая, милая, беззаботная, радостная.

У: Но Снегурочка оказалась невольной виновницей того, что Берендеевом царстве лето холодное, и зима длинее,  и люди уж не так относятся к друг к другу. Так получается, что Снегурочка причина зла, а может быть и само зло…Как вы думаете?

 Д: Нет, она милая, беззаботная.

У:  Что же получается, с одной стороны, образ привлекательный, красивый, с другой стороны, что-то нас в ней настораживает, сдерживает. И как показывает развитие сюжета сказки Островского не только нас отталкивает холодность Снегурочки. Может кто знает, кто отказался от дружбы с ней?

 Д: Купава, Лель.

У: Чудесный венок, подаренный Снегурочке Весной –Красной, рождает в её сердце прекрасное человеческое чувство – любовь. Но… под лучами Ярилы-Солнца тает Снегурочка, волшебное дитя природы. Как звучит музыка в сцене таяния?

У: Прислушайтесь к голосу Снегурочки. Каково её душевное состояние?

Д: Страстно, взволнованно, треперно, восторженно, игриво, мечтательно, безмятежно.

У:  И луч солнца попадает на Снегурочку, и она действительно начинает таять. Мы подошли к кульминационной сцене развития образа Снегурочки. Как вы думаете, какие чувства переживает она в момент таяния?

Д: Печаль, прощание со всеми.

У: Должен ли измениться ее музыкальный портрет?

Д: Да.

У: От прежней Снегурочки не осталось и следа! Поэтому изменился ее музыкальный портрет, ее интонация, ее душа. Можно ли здесь поставить точку. Можно ли гибель Снегурочки считать финалом оперы?

Д: Да и нет.

У: Композитор заканчивает оперу хором «Ярило-Солнцем», праздником, прославлением Ярило-Солнца.

Работа с учебником.

У: А теперь откройте страницу 42 учебника и прочтите биографию Римского-Корсакова.

У: Почему композитор захотел писать оперу именно к этой сказке?

Д: Потому что Николай Андреевич сильно впечатлился от прочтения сказки А.Островского и сразу приступил к созданию оперы.

У: А какие произведения Римского-Корсакова вы слышали?

Д: Сказка о царе Салтане.

III. Рефлексия.

У: Итак, ребята, чего вы нового узнали на уроке?

Д: Узнали что такое опера, разобрали оперу «Снегурочка».

У: С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его написал?

Д: С оперой «Снегурочка» Римского-Корсакова.

У: А сейчас мы посмотрим кто набрал большее количество волшебных ноток?

 Д: (Считают нотки)

У: Молодцы, я поставлю вам пятерки.

 У: Мудрость А.Н.Островского и Н. А. Римского-Корсакова в том, чтобы люди задумались после прочтения пьесы или просмотра оперы над смыслом жизни, над тем, что добро сильнее зла. И от каждого из нас зависит, чего на земле больше- светлого или темного.

IV. Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

У: Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Я надеюсь, что вам понравился урок!

V. Домашнее задание:

У: Ребята, а дома я вам предлагаю нарисовать костюмы для любимых персонажей оперы.

У: Ребята спасибо, урок окончен!

Используемая литература:

1. УМК «Школа России»: учебник, рабочая тетрадь: В.В.Алеев и Т.Н.Кичак.

2. Интернет ресурсы: «Google, Википедия»

Приложение:

1. План-конспект урока музыки;

2. Н.А.Римский-Корсаков «Вступление», формат mp3;

3. Н.А.Римский-Корсаков «Ария Снегурочки», формат mp3;

4. Н.А.Римский-Корсаков «Сцена таяния» ,формат mp3;

5. Презентация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке "Зима в музыке" 1 класс

Конспект урока по музыке в 1  «А» классеУчреждение:  КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-АмуреУчитель музыки: Третьякова Евгения ВладимировнаПредмет: музыкаТема: "Зима в музыке".Программа...

Презентация к уроку музыки (3 класс). Н. А. Римский - Корсаков опера "Снегурочка"

Презентация к уроку музыки в 3 классе на тему "Н.А.Римский-Корсаков опера "Снегурочка"...

Презентаццию к конспекту урока по музыке.2 класс. Н.А. Римский-Корсаков.

Презентация к опере "Снегурочка" Н.А. Римский-Корсаков. Презентация идет по конспекту урока,который представлен на сайте....

Сценарий урока по теме опера Н.А. Римского-Корсакого "Снегурочка"

Разработка сценария урока опера Римского -Корсакого "Снегурочка"...

Конспект урока по музыке "Н. А. Римский-Корсаков"

Этот конспект урока поможет многим....