Конспект урока по музыке "Зима в музыке" 1 класс
план-конспект урока по музыке (1 класс) на тему

Третьякова Евгения Владимировна

Конспект урока по музыке в 1  «А» классе

Учреждение:  КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-Амуре

Учитель музыки: Третьякова Евгения Владимировна
Предмет: музыка

Тема: "Зима в музыке".

Программа «Музыка. Начальные классы 1-4» авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина «Просвещение»

Разработала: Третьякова Евгения Владимировна, учитель музыки 1 категории КГКОУ Школа 5. г. Николаевск – на-Амуре, Хабаровский край

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока30.35 КБ
Файл Самоанализ23.06 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока по музыке в 1  «А» классе

Учреждение:  КГКОУ Школа 5 , г. Николаевск-на-Амуре

Учитель музыки: Третьякова Евгения Владимировна
Предмет: музыка

Тема: "Зима в музыке".

Программа «Музыка. Начальные классы 1-4» авторы Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, Т.С. Шмагина «Просвещение»

Разработала: Третьякова Евгения Владимировна, учитель музыки 1 категории КГКОУ Школа 5. г. Николаевск – на-Амуре, Хабаровский край

Форма работы: фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Методы: 

- эмоциональной драматургии (Э.Б. Абдулин);

- наблюдение за музыкой (Б.М. Асафьев);

- размышление о музыке (Н.А. Ветлугина);

- моделирование художественно-творческого процесса (Л.В. Школяр);

- методы стимулирования и мотивации учения;

- методы организации и осуществления учебных действий и операций;

- методы контроля и самоконтроля.

Предполагаемый результат: Желание исполнять песни,  заклички,  игры, инструментальное исполнение. Умение делать элементарный анализ музыкального произведения, картины.  

Используемые произведения: логопедические распевки Т.С.Овчинникова «Музыкальная голосилка», «Курочка», песня-закличка «Здравствуй, гостья – зима», песня П. Ермолаева «В ночь под Новый год», А. Вивальди. "Зима" (Из цикла "Времена года"), попевка «Снег – снежок»,

Оборудование:

  • Фортепиано
  • Музыкальный центр
  • Портрет композитора  А.Вивальди
  • Картина с зимним пейзажем
  • Картинка Зимы

Познавательные УУД: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на колокольчиках  - нотах, исполнять  песни, заклички, распевки.

Коммуникативные УУД: использовать полученный опыт общения с музыкой в зиме  в досуговой деятельности и личной жизни, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

Личностные УУД: формирование учебно-познавательного интереса к предмету, способности к самооценке.

План урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Самоопределение к деятельности.

4. Работа по теме урока.

5. Игра «Угадай – ка».

6. Вокально - хоровая работа.

7. Итог урока.

8. Рефлексия.

9. Домашнее задание.

Цель: научить учащихся соотносить художественные образы через музыку, живопись, поэзию. 

Задачи:

  1. Формировать умения выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.
  2. Развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения.
  3. Расширять умения и навыки пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально – ритмических  движений, а также элементарного музицирования на колокольчиках - нотах; 
  4. Формировать образное, творческое восприятие детей, слуховое внимание и память, развивать общую моторику и пространственную координацию, артикуляционную  моторику; умение соотносить музыкальные произведения с живописными, поэтическими образами.
  5. Развивать ритмичность, плавность и соразмерность движений.
  6. Корригировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально – волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои мысли).
  7. Воспитывать нравственные качества  (бережное отношение  к природе, любование природой, умение сопереживать).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

А) Музыкальное приветствие. «Здравствуйте ребята»

- Сегодня к нам на урок пришли гости, поприветствуйте их. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот урок принесёт вам радость общения, а нашим гостям будет тепло и уютно рядом с нами.

 Б) Логопедические распевки.

- А для того что бы вы правильно и четко  произносили все звуки, давайте исполним логопедические распевки  «Музыкальную  голосилку» и  «Курочка».

2. Актуализация знаний.

Загадка: Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает (зимой).

Учитель: Зима это суровое время года. Падает снег, метет метель, мороз трещит, злится. И в тоже время зиму сравнивают с красавицей, ласково называя её лебедушкой. Вот и к нам на урок пришла зимушка зима (картинка на доске). Зима пришла нам напомнить о празднике, который приближается.

- Какой праздник приближается? (Новый год)

- Зима  приглашает нас в путешествие к Новогодней ёлке. Но путь этот будет нелёгким. Вы ведь знаете, что зимой бывают метели и вьюги. 

Ученик: Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица душа.

Белоснежная лебедка,

Здравствуй, матушка – зима.

А давайте мы тоже поздороваемся с зимушкой, споем  закличку «Здравствуй гостья – зима». Спойте сейчас так, чтобы я увидела, что вы действительно рады зимушке. (Пение «Здравствуй, гостья-зима»)

Здравствуй гостья зима,

Просим милости к нам.

Песни Севера петь,

По лесам и полям.

3. Самоопределение к деятельности. 

-Как вы думаете - может ли у зимы быть своя музыка?

-Как будет называться тема нашего урока? (зима в музыке).

4. Работа по теме урока.

А) Работа по стихотворению.

- Мы сегодня на уроке будем  слушать  музыку зимы.

- Ребята, в нашем городе уже можно увидеть настоящую зиму?

- Зимушка  приготовила для вас стихотворение (учитель читает стих).

Зимний лес в объятьях тишины,
Задремал, укутав ветки снегом.
Будет спать спокойно до весны
Он теперь под серебристым небом.
Как он нынче сказочно хорош,
В белоснежном праздничном убранстве!
Он и вправду, кажется, похож,
На хрустально - ледяное царство.

- О каком времени года говорится в стихотворении? (О зиме).

-  Как поэт описывает зимний лес? (Ответы детей).

Б) Беседа по картине.

-  Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картину.  Что вы видите? А что слышите? (Треск сучьев, скрип снега и т.д.)

- Как вы думаете, зима очень холодная? (Ответы детей)

- Как звуки в природе можно услышать зимой? (ответы детей)

- Может сначала покажется, что никаких, но… прислушайтесь-

снежинки падают, ветерок легкий дует, снежок скрипит, белочки по веткам скачут, зайчики по снегу прыгают, птички щебечут. Представьте, что кто-то из вас легкий ветерок, кто-то снежинка, падающая на ладошку, кто-то белочка, прыгающая по веткам, а кто-  то зайчик, скачущий по снегу. И, конечно же вокруг нас  много снега.

В) Физкультминутка «Игра в снежки».

Г) Слушание музыки.

- Услышать зиму нам  поможет  музыка  итальянского  композитора Антонио Вивальди. Антонио Вивальди был  композитором, скрипачом, дирижером, педагогом. (Показываю портрет). В его произведении «Времена года»  4 музыкальных картины, каждая из которых посвящена определенному времени года ("Зима", "Весна", "Лето", "Осень"). Послушайте, пожалуйста, музыкальную пьесу "Зима". 1 минута  26 секунд

«Зима» Вивальди , медленная часть, дети выполняют пластическое интонирование сидя на своих местах.

- Как вы думаете,  всегда зимой  тихо и спокойно на улице? (ответы детей).

- Конечно, зимой  бывают  вьюги и метели. А музыка такой же останется? Конечно, она изменится. Какой станет? (Дети определяют характер музыки, характеризующий  вьюжную и суровую зиму).

Вивальди "Зима" быстрая часть.   2 минуты 25 секунд

- Такой вы представляли себе музыку?

- Похожа она на зиму, изображенную в картине? (Ответы детей)

- В исполнении, какого инструмента прозвучало произведение? (скрипка).  

- Скрипка  - это струнный инструмент, который относится к группе струнно - смычковых инструментов, потому что состоит из струн и смычка, который помогает извлечь звук. (Показываю и рассказываю об инструменте). Вивальди очень любил этот инструмент и был мастером игры на нем, поэтому большая часть его произведений написана именно для скрипки.

Д). Физкульминутка.

- Я говорю вам зимнюю речевку, слушайте внимательно и дайте мне ответ,

отвечайте «да» или «нет».  Повторяйте все движения за мной.

Дети отвечают и выполняют движения.

- В снежки играете с друзьями?

- Грибы в лесу собираете?

- С горки на санках катаетесь?

- В деревне на речке купаетесь?

- По лесу на лыжах бродите?

- А много цветов находите?

- В саду своем грядки копаете?

- А с Дедом морозом играете?

- Какой сейчас месяц?  (декабрь).

Ж).  Историческая справка.

-Обратимся к нашей гостье Зиме. Она приготовила для вас краткую историческую справку об этом месяце и интересную пословицу (ученики выходят к доске, зачитывают справку и пословицу).

Декабрь - двенадцатый месяц в году, в древнерусских словарях  назывался "студень", из – за  стужи и морозов, обыкновенных в эту пору. Об этом месяце русские люди говорили: "Год кончается, зима начинается».

«В декабре зима стелет белые холсты,  а мороз через реки наводит мосты».

5. Игра «Угадай – ка». 

- Ребята, что особенного в колокольчиках - нотах? (каждый цвет колокольчика обозначает ноту).

- Давайте вспомним, какой цвет отвечает за каждую ноту.

- Зимушка предлагает вам поиграть в игру «Угадай -  ка».

 Исполним на колокольчиках музыку из песни, а потом попробуем угадать ее название. Даю вам подсказку, что эту песню ребята всегда исполняют на Новогоднем празднике, вокруг елки (дети исполняют  песню «В лесу родилась елочка».

- Как называется песня, которую вы исполнили?

- Почему именно эту песню я загадала? (елочка является главным символом Нового года).

6. Вокально- хоровая работа.

А) Распевка «Звуки музыки».

Б) Попевка «Снег – снежок».

- А теперь опять вместе с Зимушкой  перенесемся в зимний лес и представим, что вокруг нас белый снег (исполнение попевки «Снег – снежок» с импровизацией  по тексту).

В) Работа с песней "В ночь под Новый год» Слова и музыка П. Ермолаева

-  Ребята, с какой песней мы с вами познакомились на прошлом уроке?

(«В ночь под Новый год»).

- Итак, исполняем 1 куплет песни легко, весело, задорно, не забываем о правилах певческой посадки. Разучим второй куплет.

Г). Работа с колокольчиками – нотами.

- Предлагаю исполнить на колокольчиках – нотах песню «Бубенцы».

7. Итог урока.

- Ребята, сегодня на уроке мы внимательно слушали и исполняли музыку. Что же она нам нарисовала? (холодную, снежную, морозную зиму и т.д).

- С произведением  какого композитора вы познакомились? (А. Вивальди)

- Да, многие композиторы в своих сочинениях передавали красоту окружающей нас природы, выражали свою любовь к ней, свое восхищение.

- Что больше всего понравилось на уроке? (ответы с волшебным комочком).

8. Рефлексия.

-  Оцените свою работу на уроке, подняв один из смайликов.

9.Домашнее задание.

 Нарисуйте, пожалуйста, зиму, которую вы сегодня услышали.



Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока по музыке

Дата проведения урока: 10.12.2015 год                                                    

 Класс: 1(2) «А»

Число обучающихся по списку: 11                                

Предмет: музыка

Учитель: Третьякова Евгения Владимировна

Тема: «Зима в музыке».

Тема по самообразованию: «Использование музыкально – игровых методов для развития художественно – творческих способностей младших школьников с задержкой психического развития». Игровые технологии наделены функциями профилактики и коррекции интеллектуальных умений, приоритетно значимых для формирования учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития. В связи с этим, я  эффективно использую следующие разновидности детской игры, способные сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка:

  1. творческие, в процессе которых хорошо развиваются творческие способности детей;
  2. подвижные, способствующие физическому развитию детей;

     3. дидактические, посредством которых развиваются ощущения.

Цель: научить учащихся соотносить художественные образы через музыку, живопись, поэзию. 

Задачи:

  1. Формировать умения выражать словами свои чувства от прослушанных музыкальных произведений, учить слушать и слышать музыку.
  2. Развивать вокально-певческие навыки и умения, музыкальный слух, мышление, умение слушать и анализировать музыкальные произведения.
  3. Расширять умения и навыки пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально – ритмических  движений, а также элементарного музицирования на колокольчиках - нотах; 
  4. Формировать образное, творческое восприятие детей, слуховое внимание и память, развивать общую моторику и пространственную координацию, артикуляционную  моторику; умение соотносить музыкальные произведения с живописными, поэтическими образами.
  5. Развивать ритмичность, плавность и соразмерность движений.
  6. Корригировать и развивать личностные качества учащихся, эмоционально – волевую сферу (навыки самоконтроля, усидчивости и выдержки, умения выражать свои мысли).
  7. Воспитывать нравственные качества  (бережное отношение  к природе, любование природой, умение сопереживать).

При разработке данного урока учитывались возрастные особенности детей младших классов, реальные возможности учеников 1 (2) «А» класса: невысокая работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, неустойчивая эмоционально-волевая сфера.

         На данном уроке планировалось сформировать у учащихся целостный образ зимы, опираясь на жизненный опыт учащихся. Предполагалось заинтересовать детей  произведениями разных видов искусств, которые в совокупности раскрывают основное понятие урока. Учащиеся на уроке должны были дополнить, систематизировать и закрепить свои представления о зиме. Понять важность данного времени года для природы. Все этапы урока распределены рационально, плавно сменяли друг друга. Применен хороший темп урока, учтено время каждого этапа.       Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся.

Этапы урока:

 Организационный момент. 

Использовала музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята». Его цель – создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся,   настроя учащихся на положительный результат урока. Логопедические распевки способствовали развитию  моторики речевого аппарата и  подготовке голосового аппарата к пению.

 Актуализация знаний. 

 Самоопределение к деятельности.

Цели этих этапов – определение и самостоятельное формулирование темы, цели и задач урока. Этот этап способствовал коррекции и развитию мыслительной деятельности при выявлении главной мысли, установлению логических связей. Данный этап начала с загадки, т. к. загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество. Так же  использовала сказочный момент, встречу с Зимой, которая пришла на урок в преддверии праздника Новый год.  

Работа по теме урока. Цель: применение новых знаний на практике – при помощи учителя. Учащиеся учились соотносить музыкальное произведение с художественными образами. На протяжении всего этапа корригировалось внимание (произвольное, непроизвольное, переключение внимания) путем выполнения различных заданий.

Работа по стихотворению способствовала развитию слухового внимания и памяти.

В беседе по картине я развивала у детей  наглядно-образного мышление,

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями, событиями).

При  выполнении физкультминуток «Игра в снежки», «Снег – снежок» учащиеся выполняли музыкально – ритмические движения для развития внимания, памяти, координации движений, ориентировки в пространстве, чувства ритма.

Восприятие музыки – важнейшая область музыкальной практики. Поэтому на данном этапе  я старалась научить детей внимательно слушать музыку,  приобщая их  к музыкальной культуре. Учащиеся  приобретали  способность к художественному восприятию, постигали  особенности музыкального искусства, происходило развитие и совершенствование процессов творческого (художественного) мышления и воображения, что оказывает огромное влияние на формирование личности человека.

Через дидактическую игру «Да или нет» формировала у учащихся умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, соотносить движения со словами, ориентироваться  в пространстве.

Историческая справка о происхождении слова «декабрь» и пословица  способствовали расширению представления об окружающем мире и обогащению пассивного и активного словарного запаса.

В музыкальной игре «Угадай – ка» с колокольчиками - нотами развивала концентрацию внимания, формирование потребности к совместному музыцированию, развитию звуко - высотной частоты слуха, способность соотносить  цвета с нотами.

На этапе вокально - хоровой работы я использовала словесный метод: пояснение, уточнение,  разъяснение, которые способствовали  расширению словарного запаса и  помогали  понять и уточнить смысл текста.
Процесс обучения пению является одним из наиболее любимых занятий школьников на уроке музыки. На этом этапе особенно активно развивала познавательную деятельность, эмоциональную отзывчивость, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки, работала над укреплением голосового аппарата каждого  ребенка. С помощью пения  вырабатывала  и корригировала:

- звукообразование (певческая установка, дыхание, атака звука);

-артикуляцию (подвижность артикуляционного аппарата – губ, языка, нижней челюсти);

-дикцию (ясное и четкое произношение согласных);

- звуко - высотный слух (чистота интонирования мелодии);

- мелодический слух (особенность запоминания мелодии).

Развитию певческих навыков так же способствовали повторение  правил  певческой посадки и музыкальная  распевка «Звуки музыки».

Рефлексия способствовала умению  формулировать  оценочные выводы и делать обобщение. Этот этап работы был направлен на коррекцию и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы, навыков самоконтроля, умение выражать свои мысли.

Было задано необычное домашнее задание.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной. Создана ситуация успеха для каждого учащегося. Учащиеся чувствовали себя комфортно.  Эмоциональное состояние учащихся соответствовало эмоциональному состоянию учителя. Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Учащиеся исполняли попевки, песни, слушали музыкальные произведения, участвовали в беседе по прослушанному.  Выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Стиль общения учителя с учениками – демократический. На уроке менялись виды деятельности, оптимально сочетались различные методы и приёмы обучения.

Цель в течение урока были достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Конспект урока русского языка в 3 классе. Автор: учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 9» О.В.Некрылова Тема урока: Сочинение по картине И.И.Левитана «Золотая осень».

Тип урока-урок обобщения и закрепления полученных ранее знаний. Учащиеся знакомятся с творчеством великого русского художника И.Левитана, учатся составлять описательный текст....

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе учителя начальных классов МБОУ гимназии №11 Захаровой Н.М. Тема раздела: «Там на неведомых дорожках». Урок №2. Тема: Герои «Сказки о рыбаке и рыбке».

В разработке урока использовала карточки ресурса ЕКЦРО и технологии критического мышления : история , рассказанная по очереди, синквейн...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект урока по предмету: Конспект урока по русскому языку (4 класс) «Слова, обозначающие действие предмета»

Конспекты уроков были составлен для детей, обучающихся по1 и по 2 варианту адаптированной основной общеобразовательной программы.Для учащихся характерна повышенная утомляемость. Нарушено переключение ...