«Использование вокально-хоровых упражнений и канонов на начальном этапе работы над 2-хголосием»
методическая разработка по музыке (2 класс) на тему

Раева Наталья Саввична

План- конспект открытого занятия по хору «Использование  вокально-хоровых упражнений и канонов на  начальном этапе  работы над 2-хголосием», 2 год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.zanyatie_hora.docx24.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества

Красносельского района  Санкт – Петербурга

Март 2017

План-конспект открытого занятия по хору.

Преподаватель:  Раева Наталья Саввична

Предмет: хор  2 класс (7-8 лет)

Тема урока: «Использование  вокально-хоровых упражнений и канонов на  начальном этапе  работы над 2-хголосием»

Цель урока:  формирование навыка 2-хголосного пения

Задачи:

 Обучающие: 

  • добиваться чистого унисона;
  • работать  над  осознанным и чистым исполнением своей партии  при одновременном звучании другой
  • работать над выработкой навыка полифонического слышания;  

      Развивающие:

  • развивать  художественно-образное мышление ребенка  как основу развития творческой личности;
  • продолжать формирование вокально-хоровых навыков и умений;
  • продолжать  развитие гармонического слуха
  • развивать у детей чувство уверенности в себе;

     Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку и  содержание текста;
  • воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством;
  • воспитывать у детей  любовь к процессу совместного пения  

Форма проведения:  коллективная

Тип урока:  урок – повторение, закрепление умений и навыков

Методы обучения: 

  • наглядный  (слуховой и зрительный);
  • словесный  (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
  • образно-игровые методы, основанные на связи музыкальных интонаций с движениями («Музыкальная геометрия»);
  • проблемно – поисковый;
  • объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми)

 Методические приёмы:

  • творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
  • побуждение детей к самоконтролю  в процессе пения;
  • вариативность заданий при повторении упражнений;
  • юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся  с целью стимуляции их интереса к певческой деятельности

Психологические условия на уроке:

  • комфортный психологический климат;
  • эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности;
  • личностно-ориентированное общение

План урока:

  • организационный момент;
  • соматическая подготовка к уроку;
  • дыхательная гимнастика;
  • вокально-хоровые упражнения;
  • каноны;
  • работа над песенным репертуаром;
  • подведение итогов урока.

Предполагаемый результат:  использование вокально-хоровых упражнений и канонов на начальном этапе  работы над 2-хголосием будет способствовать освоению предметного материала и выработке навыков многоголосного пения и полифонического слышания.


СОДЕРЖАНИЕ  ЗАНЯТИЯ

Организационный этап

1.Музыкальное приветствие (Попевка «Здравствуйте, ребята», Т3/5)

2. Организация внимания, определение темы урока.

3. Соматическая подготовка детей к уроку (подготовка корпуса,  дыхания):

1) Разминка «Потягушеньки»;

2) Дыхательная гимнастика:

  • упражнение «Аромат цветка»  –  на активный вдох, задержку дыхания и глубокий выдох («проветриваем» себя»);
  • упражнение  «Свечка»  –  на различные виды вдоха и выдоха:
  • подуем легко, чтобы свечка чуть наклонилась от выдоха, но не погасла;
  • подуем быстро, энергично, чтобы свечка погасла.

Основная часть (раскрытие темы урока, выполнение поставленных задач, использование различных приёмов и методов обучения).

I. Вокально-хоровые упражнения (настройка слухового и подготовка голосового аппарата к активной работе)

  1. Упражнения из «Музыкальной геометрии».   Работаем над формированием ровного чистого унисона и округлого вокального звука:                                    
  •  Из легкого дыхания родился такой же легкий звук –  поём ноту соль, называя её.
  • Давайте нарисуем этот звук на волшебной невидимой доске тоненьким, остро заточенным карандашом. (Тянем «лю», пока не закончится дыхание, piano).
  • А теперь нарисуем этот звук ярким фломастером (поем forte на слог «ма»).
  •  Рисуем пунктирную линию – (поём non leqato на слог «лю» и staccato на слог «ли», оставляя губки на «лю»). 
  1. Распевка «Спящий бегемотик»  – интонирование звука «соль» с закрытым ртом и на различные гласные (У-О-А-О-У)  с разной динамикой   (piano, forte, crescendo, diminuendo).
  2.  Долго держим звук «соль»  –  при поддержке сначала консонирующих аккордов, а затем и диссонирующих – подготавливаем цепное дыхание и умение держать свою партию.
  3.  После обсуждения предыдущего упражнения прошу детей вспомнить (без воспроизведения звука на фортепиано), как звучит нота «соль».  Поём её    a cappella. Затем   концертмейстер играет «музыкальные кляксы», после которых дети вновь должны «найти» голосом «соль» –  вырабатываем умение по  памяти воспроизвести нужный звук.
  4. Скороговорка «От топота копыт»: «От топота копыт пыль по полю летит» – поём, обращая внимание на четкую и активную артикуляцию.
  5. Игра «Догонялки»  – пение в пределах нижнего пентахорда с названием нот и ступеней элементов канона (упражнение из «Хорового сольфеджио»  Г.Струве).
  6.  Распевка «Едет, едет паровоз» (первая фраза из песни Г.Эрнесакса) – поём без мелодической поддержки в тональностях  С dur  –  Е dur, расширяя певческий диапазон.

  II.  Каноны

1. Русская народная песня-считалка   «Плыл по морю чемодан» .

Этапы работы над каноном:

мы поём тему все вместе с поддержкой фортепиано;

мы  поём тему все вместе, я на фортепиано играю тему каноном;

мы поём по группам каноном на 2 партии  a cappella, первую партию поддерживает хормейстер, вторую партию   –  фортепиано. Затем меняемся очерёдностью.

2.Французская народная мелодия «Братец Яков» - знакомство с новым каноном.

Обсуждение новых слов, встречающихся в тексте канона.

Наглядно показать вариант текста канона, который выписан так, как он звучит в исполнении:

1 голос:  Братец Яков,       Спишь ли ты?        В колокол звонили:       бим-бом-бом!                 Братец Яков

  2 голос:                               Братец Яков,          Спишь ли ты?                 В колокол звонили:        бим-бом-бом!

 3 голос:                                                               Братец Яков,                   Спишь ли ты?                В колокол звонили

Разучивание методом «музыкальное  эхо» 1 куплета.

Поём тему все вместе, а  я на фортепиано играю её каноном.

Пробуем петь на 2 группы.

  III.  Работа над песенным репертуаром 

1. Звучат первые звуки песни «Мама- первое слово»  –   эмоциональный настрой на следующую песню. Исполняем выученную песню «Мама», муз. Б.Жерара, сл. Ю.Энтина.

2. Какой же праздник без вкусного угощения! Давайте поспешим и поможем маме испечь блины. Исполнение выученного произведения  – русская народная песня «Блины».  Перед исполнением вспоминаем все тонкости и особенности исполнения.

3. Физминутка для снятия напряжения и усталости. После выпечки блинов просто необходимо отдохнуть!

Пальчиковая речевая игра «Утром рано я встаю» (И.Бодраченко)

 

Педагог:

Утром рано я встаю,

Свою песенку пою,

И со мною дружно в лад

Подпевают…

Дети:

100 ребят! (поднимают руки вверх, расставив пальцы)

Подпевают 100 ежей (складывают руки в «замок», большие пальцы соединены, остальные выпрямлены – «ёжик»)

Подпевают 100 ужей (соединяют ладони, делают волнообразные движения – «уж ползёт», текст произносят громким шёпотом)

И поют её зайчата (приставляют ладони к голове – «ушки зайчика», текст произносят высоким голосом)

И поют её лисята (сгибают руки в локтях перед собой – «лисьи лапки», текст произносят более низким голосом)

А в берлоге – медвежата (разводят руки в стороны, переваливаются с ноги на ногу, произносят текст низким голосом)

А в болоте – лягушата (сгибают руки в локтях, разводят руки в стороны, расставив пальцы – «лягушачьи лапки», текст произносят высоким голосом)

Даже страшный крокодил

Эту песню разучил! (расставив пальцы рук, соединяют ладони, правая рука сверху – «пасть крокодила», произносят текст громким шёпотом)

Промурлыкала нам кошка (сгибают руки в локтях перед собой – «кошачьи лапки», произносят текст высоким голосом)

Песню, сидя на окошке (кладут голову на «лапки»)

Слышишь (поднимают указательный палец вверх)

Как под нашей крышей (поднимают руки над головой, соединив кончики пальцев рук, локти в сторону – «крыша домика»)

Эту песню поют мыши? (сгибают руки в локтях перед собой – «мышиные лапки», произносят текст высоким голосом)

Утром рано мы встаём,

Хором песенку поём.

Педагог:

А о чём же в ней поётся?

Дети:

Как нам весело живётся! (хлопают в ладоши)

 

4. Концертное исполнение песни В.Осошник «Хорошее настроение" – любимая песня детей в конце урока снимет напряжение и закончит урок на позитивной, радостной ноте.

IV.Заключительная часть: 

 Подведение итогов урока. Благодарю детей за работу на уроке.

– Скажите, мои дорогие музыканты, зачем же мы с вами поём для слушателей, для зрителей? – Чтобы доставить им удовольствие, радость!

–  Как вы думаете, вы доставили сегодня удовольствие нашим гостям? 

Музыкальное прощание (Т3/5).


Литература  

  1. Алдакова Л.В., Дуганова Л.П. Программа детской хоровой студии «Веснянка». – М.,1988.
  2. Думченко А.Ю. Двухголосие. Днтский хор. Нач.этап обуч.:метод.разраб.-СПб.: Композитор. Санкт-Петербург.-32 с., нот.
  3. Емельянов В.В. Развитие голоса. – СПб., 2000.
  4. Жарова Л.М. Начальный этап обучения хоровому пению. – М., 1998.
  5. Жданова Т.А. Элементарное дирижирование в младшем хоре – эффективный метод активизации учебного процесса. – М., 2000.
  6. Комаров В.А. Образовательная программа хоровой студии «Искра». – М., 1995.
  7. Левандо П.П. Профессиональная подготовка руководителя самодеятельного хорового коллектива. – Л., 1988.
  8. Люш Д. Развитие и сохранение певческого голоса. – Киев, 1988.
  9. Соколова О.П. Двухголосное пение в младшем хоре. – М., 1987.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения, направленные на обучение ребёнка способам разрядки гнева, агрессии.Упражнения для снятия агрессии, гнева

Упражнения, направленные на обучение ребёнка  способам разрядки гнева, агрессии.    «Крик» Выполнение этого упражнения не затребует никаких затрат с Вашей стороны, кроме одной...

развивающий канон

Для развития творческих способностей младших школьников я включаю в урок "Развивающий канон". РК - это упражнение, состоящее из шести пространственно организованных элементов, связанных между собой не...

Развитие творческих способностей учеников. Развивающий канон.

В рамках урока важно использовать все шансы развить способности ребенка, а не "натаскать" на знания....

Релаксационные упражнения (РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ)

Релаксационные упражнения(РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ)...

Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения

Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения, используются на уроках обучения грамоте и произношения....

Развивающий канон (конспект к презентации)

Возможно кто-то уже знаком с этим приемом, а может, кто-то активно применяет в своей практической деяткльности. Этот прием  одинаково хорошо работает на уроках всех предметных дисциплин и на любо...

Развивающий канон

Развивающий канон - это упражнение, элемент интеллектуальной игры или задача, состоящая из шести  пространственно организованных элементов, связанных между собой некоторыми логическими, ассоциати...