Развитие творческих способностей учеников. Развивающий канон.
методическая разработка по теме

Орлова Оксана Викторовна

В рамках урока важно использовать все шансы развить способности ребенка, а не "натаскать" на знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iro.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

В основу современного начального образования положены Программа модернизации российского образования до 2010 года и Концепция непрерывного образования. И если содержательную часть начального образования мы значительно обновили, то в организации учебного процесса в практике массового учителя коренных изменений не произошло. в концепции отражены очень важные психолого-педагогические условия реализации начального образования:

-личностно-ориентированные взаимодействия взрослых с детьми;

-предоставление каждому ребенку возможности выбора деятельности, партнера, средств и т.д.

-ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности и сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями;

-создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.

      На этих ключевых основах должны строиться новые подходы к организации урока в современной начальной школе.

      Личностно-ориентированное обучение строится на учете возрастных, психологических и личностных особенностях ребенка. Так, например, первоклассники воспринимают мир еще целостным, поэтому первый школьных предмет – это интегрированный курс «Грамота», обучающий моделированию, звуковому и звуко-буквенному анализу и  интеграции лексического и математического материала. Таким образом, в комплекте «Начальная школа ХХ! века» отражается принцип природосообразности.

     Наличие индивидуальных особенностей у учащихся вызывает необходимость внедрения дифференцированного обучения. Существуют две формы дифференциации- внешняя и внутренняя. Внешняя форма актуальна при комплектовании гомогенных классов в ходе специального отбора. в начальном звене массовой общеобразовательной школы по Закону об образовании РФ запрещается любой отбор детей с сохранным интеллектом. Таким образом, внешняя форма дифференциации в начальной школе неуместна. Такой отбор имеет место при формировании профильных классов на седьмом-восьмом году обучения.

      Внутренняя форма дифференциации предполагает обучение школьников в гетерогенных, или разноуровневых, классах с несколькими гипотетическими группами учащихся, объединенными в соответствии с некоторыми индивидуальными особенностями. Такая организация учебной работы способствует наиболее эффективному продвижению каждого ребенка в соответствии с его возможностями в любом возрасте.

    При этом в качестве критериев дифференциации выступает несколько характеристик:

1.Готовность к обучению.  

2.Обученность как определенный итог предыдущего обучения…наличный запас знаний и сложившиеся у ребенка способы и приемы их приобретения.

3.Обучаемость как восприимчивость школьника к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также его готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

       На основе результатов диагностики или ежедневных наблюдений учитель распределяет детей по условным группам высокого, среднего и низкого уровня. реализация дифференцированного обучения может быть осуществлена двумя способами:

а) дифференциацией учебных заданий:

    -по степени творчества;

    -по уровню трудности;

    - по объему и др.;

б) дифференциацией по способу организации деятельности учащихся:

    -по степени самостоятельности;

    -по характеру учебных действий- материальных, вербальных, умственных;

    -по степени и характеру помощи взрослого.

       Успешности осуществления дифференцированного обучения способствуют атмосфера взаимопонимании и сотрудничества, позитивная мотивация к учению и наличие адекватной самооценки учащихся.

       Нам удалось выявит наиболее характерные проблемы реализации дифференцированного обучения:

  • Педагоги стремятся к внешней форме дифференциации, формированию гомогенных классов, особенно классов высокого уровня.
  • Приоритеты отдаются обученности, при этом не устанавливаются взаимосвязи с обучаемостью.
  • Не всегда удачно определяется место дифференцированной работы на уроке. Дифференциация домашних заданий в практике подавляющего большинства  учителей начальных классов отсутствует.
  • Способы дифференциации заданий однообразны, обычно - по объему.
  • Разноуровневость самостоятельных работ часто подменяется равнозначной вариативностью. Наблюдается субъективизм в оценке деятельности учащихся.
  • Контроль не несет диагностических функций, поэтому учащиеся не всегда получают необходимую и своевременную помощь. Некорректный контроль со стороны администрации школы создает дискомфорт для учителей и учащихся.

Организованная подобным образом так называемая дифференцированная работа не решает главной задачи-формирования субъекта деятельности, способного продвигаться своим индивидуальным темпом.  Комплект «Начальная школа ХХ! века» снимает все вышеперечисленные проблемы. Впервые дифференцированное обучение не декларируется, а практически реализуется через содержание учебников и тетрадей, позволяющих  снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные для развития сильных учащихся, а учителю – более грамотно и рационально использовать время урока. По существу, данный комплект можно назвать практическим пособием по овладению учителями технологией дифференцированного обучения.

Еще одна приоритетная задача начального образования – формирование основных компонентов учебной деятельности учащихся. Что это такое? Прежде всего, умение учиться: умею учиться, люблю учиться, понимаю, зачем учусь, умею принять оценку учителя и сам правильно оцениваю свою деятельность. Технология  современного урока должна учитывать принцип деятельностного подхода и строиться на целенаправленном использовании:

  • моделирующей деятельности, так как ребенок «не глазами и ушами, а руками». Это главная закономерность технологии комплекта «Начальная школа ХХ! века»; при этом происходит уход от репродуктивного обучения (сначала – правило, а потом «натаскивание» на применение правила). Ребенок все действия осуществляет путем моделирования. На этом построены все предметы - и математика, и русский, и окружающий мир.
  • поисковой деятельности, так как в программах снижено значение готового образца, определяющего всю деятельность школьника. Необходимо учитывать, что ребенок – это личность и навязывать ему ничего нельзя. Он должен все сам принять. А принять он может только в поисковой деятельности. То есть основой обучения является определение способа действий. Под руководством учителя выстраивается алгоритм решения каждой учебной задачи. И это позволяет уйти от самой болевой точки традиционной начальной школы - от «натаскивания». Такая методика показывает ребенку, как построена данная учебная задача и как этот способ действия использован в другой задаче. Это формирует способ  действия, понимание учебных операций, учебных действий, что дает возможность расширить содержание образования.

     В содержании и структуре современного урока должны быть учтены и приемы, развивающие контролирующую и оценочную деятельность учащихся. Новые подходы к развитию этих видов деятельности отражены в УМК «Начальная школа ХХ! века» (рубрики «Проверь себя», «Найди ошибку», тесты с предоставлением ответов и программы индивидуальной коррекции).

      Каждый учить в свою работу должен включать современные методы диагностирования образовательного процесса. Педагогическая диагностика- это залог успеха. Благодаря УМК« Начальная школа ХХ! века» у учителя появляется инструментарий: психолого-педагогические карты, методы анализа и  систематизации результатов деятельности учащихся.

     Еще надо заметить, что дети по-разному воспринимают предлагаемую им информацию: для одних оптимальным является визуальный способ получения информации, для других - вербальный, для третьих - кинестетический. Задача учителя - развить способность учащихся усваивать информацию, данную всеми тремя способами. Данный комплект позволяет решать и эту задачу на каждом уроке  систематически.

     На первом этапе для кинестетиков используются фишки, наборные полотна, цветные карточки  для составления звуковой модели слова, абаки с буквами и цифрами, модели геометрических фигур для моделирования.

     Для визуалов добытая информация сведена в схемы, чертежи, правила, стихотворно оформлена. Имеются даже напечатанные упражнения для устного счета.

    Для аудиалов информацию проговаривает учитель, прочитывают визуалы, демонстрируют кинестетики.

       Авторы современных методических комплектов рекомендуют  использовать на уроке следующие виды деятельности: речевые разминки, диалоги, сюжетно-ролевые игры, практическую ручную деятельность, моделирование учебных задач.

    Таким образом, методика и содержание современного урока

  • должны носить деятельный практический характер;
  • в полной мере использовать дифференциацию;
  • использовать приемы формирования учебной деятельности;
  • обучать навыкам самооценки и самоконтроля.

Общие требования к учебно - воспитательному процессу с элементами развития творческих способностей в лицее:

  1. Обучение на высоком уровне трудности. Задания не репродуктивные, а требующие размышления, наблюдения. Ведущий принцип «добывание знаний».
  2. Ведущая роль у теоретических знаний. Любая тема сначала в общем виде, а на втором этапе изучения как часть целого, на третьем введение частей изученного в изучение нового.
  3. Обучение в быстром темпе, «без пережевывания».
  4. Осознание школьниками процесса учения, когда каждый ученик в любой момент урока знает что и зачем он делает.
  5. Работа по развитию всех учащихся.
  6. Системность и целенаправленность учебного процесса, а так же технология  урока с элементами РТС (4 этапа).  

          Эти требования в той или иной мере нашли свое отражение в технологии обучения по УМК «Начальная школа ХХI века », которая  построена на целенаправленном использовании:

  • моделирующей деятельности;
  • поисковой деятельности;
  • индивидуального темпа обучения.

Учитывая эти требования, была разработана структура урока, направленного на развитие творческих способностей, включающая  в себя четыре этапа. Наполнение этапов подбирается в соответствии с избранным предметом, т.к. начиная со второго этапа возможно использование  материала  для закрепления, актуализации или формирования новых знаний.

 Первый этап. РАЗМИНКА.

      На этом этапе преобладают репродуктивные задачи, хотя доля репродуктивности снижается за счет ограничения времени, применения «обманных» заданий, чередования вопросов из разных областей знания, что помогает развитию у детей способности быстро переключать внимание с одной деятельности на другую.

     Цель применения познавательных задач во время разминки: способствовать подготовке памяти, актуализация полученных ранее знаний к выполнению творческих заданий, создание благоприятного эмоционального фона и т.д.

Как можно быстрее ответьте на вопросы.

  • Сколько дней в неделе?
  • Сколько из них выходных?
  • Сколько задних и передних лап у утки?
  • Сколько времен года?
  • Сколько гномов у Белоснежки?
  • Сколько букв в названии нашего города?
  • На улице гуляли Петя, Ира, Юра, Миша, Таня. Сколько было мальчиков? Пришел Володя. Сколько стало детей?
  • Чему равна сумма двух последних цифр нынешнего года?
  • Какое число считается у нас несчастливым?

 Второй этап.. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ как основы РТС (памяти, внимания, воображения, наблюдательности).На этом этапе ведется работа по формированию и усовершенствованию способов запоминания и припоминания  на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приемов (в том числе и алгоритмов), ориентированных на организацию управляемой (а не путем проб и ошибок) деятельности учащихся.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОЙ ПАМЯТИ ( Начиная с этого этапа могут быть включены словарные слова, термины по теме урока окружающего мира, математики, ключевые слова из прочитанного текста из учебника «Литературное чтение», логические и арифметические задачи )

Прочитайте три раза слова, попытайтесь их запомнить. Письменно ответьте на вопросы.

МАМА               ДЕТИ          ЧЕЛОВЕК         БРАТ

ДОБРОТА         ТЁТЯ           МУЖЧИНА      РЕБЁНОК

  • Сколько букв в последнем слове?
  • Сколько слов состояло из одного слога?
  • Какое слово было употреблено и в единственном, и во множественном числе?
  • Сколько слов заканчивается на согласную?
  • Запишите два слова с буквой Ё.

ТРЕНИРОВКА ВНИМАНИЯ

Не водя рукой по линиям, пройди лабиринт; найди соответствие между знаками разных строк; используя шифр, как можно быстрее найди слова, отгадай загадки и из первых букв отгадок составь слово, найди среди предложенных чисел только те, сумма которых равна 37  и т.п.

Третий этап. РЕШЕНИЕ ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫХ ЗАДАЧ РАЗНОГО УРОВНЯ. Задача данного  этапа выражается в том, что интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент «достать» из памяти тот или иной алгоритм рассуждения, так как по мнению П.Я.Гальперина, инсайт (озарение), присущий открытиям, - это свернутый алгоритм.

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

  • Пойми закономерность и найди недостающее число в каждом столбике.    4   8   6             9   4   1  

                         6   2   4             6   6   2

                         8   6   ?             1   9    ?

  • Найди общее название каждой паре слов.

ШКАФ, СТОЛ- мебель.

ДУБ, БЕРЕЗА -….

ВТОРНИК, ЧЕТВЕРГ - …

СУББОТА, ВОСКРЕСЕНЬЕ - ….

ФРАНЦИЯ, ИТАЛИЯ - …

  • Вспомните, какие буквы называются гласными. Сколько их в алфавите? Перечислите их. А теперь  за 2 минуты восстановите слова, в которых пропущены гласные буквы.

М-к-          гр-з-               м-з-к-

М—к        г-л-с               п-рк-т

Л-т-         -кл-д               з-л-т-        и т.д.

  • Прочитайте  предложения. Если вы согласны с утверждениями, высказанными в них, поставьте рядом цифру 1, если нет – поставьте 0. Это задание надо выполнять в достаточно быстром темпе.

 Октябрь - десятый месяц года.

А.С.Пушкин – композитор.

Воздух относится к неживой природе.

В сказке про Али-Бабу было двадцать разбойников.

В русском языке есть только одна буква, с которой не начинается ни одно слово.

Женщину родом из Москвы зовут москвичка.

Четвертый этап. РЕШЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ, которые можно разделить на два типа.  ПЕРВЫЙ – это собственно творческие задания, которые связаны с той или иной учебной дисциплиной. Они требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. ВТОРОЙ – это задачи повышенной трудности интегративного характера. Они  отличаются тем, что дно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин  одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.

 

РАЗВИВАЮЩИЙ КАНОН

Эти задания разработаны А.В. Поповым, адаптированы для учащихся, обучающихся по УМК«Начальная школа ХХI века »,   и направлены на формирование качеств, необходимых для творческой работы с изучаемым предметом. Задания состоят из 6 элементов, соединенных между собой логическими, ассоциативными или иными связями. Определив тип связи по этим элементам, напишите вместо знака вопроса правильный ответ.

 УТРО   |    З

 ДЕНЬ   |    ?
     ВЕЧЕР |    У     (Ответ: О, т.к. утром-завтрак (З), днем – обед (О), вечером – ужин (У))


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Развитие творческих способностей учеников начальных классов

В презентации предоставлен материал по формированию творческих способнностей обучающихся начальной школы....

Развитие творческих способностей и воображения детей младшего школьного возраста в условиях ГПД.Развивающее занятие по технологии «Панно из втулок от туалетной бумаги».

Данное занятие разработано с целью раскрытия творческого потенциала ребенка, развития пространственного мышления, фантазии, моторики рук, создания устойчивой мотивации, стремления выразить свое отноше...

Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.

В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...

«Влияние декоративно – прикладного искусства на развитие творческих способностей учеников младшего школьного возраста».

«Влияние декоративно – прикладного искусства на развитие творческих способностей учеников младшего школьного возраста»....

Развитие творческих способностей у учеников младшего школьного возраста

Развитие творческих способностей у учеников младшего школьного возраста...

Коррекционно-развивающая программа "Развитие творческих способностей"

Адаптационный курс "Развитие творческих способностей" создан для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством, помочь ребенку органично войти в процесс обуч...

Развитие творческих способностей у учеников начальных классов через литературное образование.

Развите творческих способностей детей.Такая творческая работа способствует росту общеобразовательного и эстетического уровня ребят, сплочению и объединению детского коллектива, обеспечивает высокий ур...