Статья "Артистизм учителя музыки"
статья по музыке на тему

Ильина Юлия Александровна

Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Кострома, 21 февраля 2013 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx16.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Ильина Ю.А.

г. Санкт-Петербург[1]

АРТИСТИЗМ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

Размышляя о проблеме мастерства учителя музыки, необходимо в первую очередь уделить внимание вопросу о педагогическом артистизме, так как педагогический артистизм - это могучее средство воздействия на духовно-нравственную, мировоззренческую, эмоциональную, познавательную сферу личности учащегося. Мой педагогический опыт в работе в школе позволяет сделать вывод о том, что педагогический артистизм влияет на успешность решения учебно-воспитательных задач в работе с учащимися, как на уроке, так и во внеклассной работе. «Высокое и тонкое мастерство учителя, его артистизм превратят урок в праздник педагогического искусства», – писал в свое время выдающийся ученый, педагог и композитор Д.Б. Кабалевский.

О профессии педагога как об искусстве, творчестве говорят многие педагоги-новаторы – В. Ф. Шаталов, Е. Н. Ильин, В. А. Караковский. Идея актерского и режиссерского начала в педагогической деятельности начала разрабатываться в отечественной педагогике в начале 20 века в трудах А. В. Сухомлинского, В. Н. и С. Т. Шацких, Н. Л. Гродзенской и др. Д. Б. Кабалевский говорил о «страстности драматического действия учителя, его артистизме, эмоциональном раскрытии темы».

Что же такое «педагогический артистизм»?

Педагогический артистизм, по определению И. В. Адоевцевой, – «интегративное качество субъекта педагогической деятельности, обусловленное наличием эстетико-креативных качеств, таких как: вдохновение, художественно-педагогическое воображение, эмоциональная убедительность, перевоплощение, речемыслительная деятельность, высокая исполнительская подготовка и, безусловно, высокая духовно-нравственная позиция» [1, с.20]. Благодаря педагогическому артистизму, как комплексу педагогических умений, «в круг которых обязательно входят актерские, режиссерские, профессиональные, интеллектуальные навыки», учитель получает возможность «воздействовать на эмоциональную сферу личности школьников в процессе восприятия ими красоты окружающего мира, красоты человеческих взаимоотношений…» [1, с.20].

Рассматривая проблему педагогического артистизма, хотелось бы обратить внимание учителей музыки к работе доцента Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова И. В. Адоевцевой «Становление элементов педагогического артистизма учителя музыки» [1]. Особое значение в работе уделяется выразительной речемыслительной деятельности педагога – образной, понятийно точной речи, богатой выразительной интонационно-образной подаче материала с ясной дикцией. В интонации голоса педагога дети слышат живое человеческое чувство: скорбь, плач, ярость, грусть, ликование, радость. Именно через яркую, живую интонацию (речевую, вокальную, инструментальную) и происходит проникновение ребенка в мир музыкальных образов.

Яркая, образная, эмоциональная, искренняя и убедительная интонация является важнейшим элементом актерского мастерства учителя, мощным средством эмоционального воздействия на детей. Ведущие умения учителя, в которых проявляется речемыслительная деятельность (по И.В. Адоевцевой): богатство интонации; образность речи; умение соотнести интонацию голоса и художественно-образное содержание музыкального произведения; кругозор в области музыкознания и в других видах искусства; умение выстраивать логику восприятия художественного образа через наводящие вопросы; богатство мимики, жеста, пластики и т.д.

Следует обратить внимание педагогов и на педагогические умения, отражающие эмоциональную убедительность учителя, артистичность его исполнительской деятельности.

Кроме того, педагогический артистизм предполагает эмоциональное перевоплощение, то есть подчинение своего психологического состояния художественному образу, эмоциональному тону сочинения, эмоциональной драматургии урока в целом. К педагогическим умениям, отражающим артистичность перевоплощения на уроке, указанный выше автор относит: умение создавать эффект новизны; эмоциональное перевоплощение в соответствии со звучащей музыкой; умение быстро и плавно осуществлять переходы из одного психологического состояния в другое; правдивость переживаний; умение использовать внешние и внутренние выразительные возможности для передачи художественного образа произведения, его жизненного содержания; умение моделировать эмоциональную драматургию урока и т.д.

Являясь педагогом-музыкантом в системе дополнительного образования, я в своей деятельности активно использую метод создания игровых ситуаций. Хочу обратить внимание на то, что одним из весьма эффективных приемов включения педагога в игровую ситуацию, является инфантилизация (термин Т. Лозанова). Инфантилизация – это сознательное снятие определенных поведенческих и эмоциональных стереотипов, свойственных взрослому человеку, и установление «детской доверительности» отношений между учеником и учителем.

Игровая позиция педагога превращает игру в воспитательный фактор, что способствует гуманизации отношений «ученик-учитель», созданию творческой атмосферы. При этом в самой игровой позиции педагога различаются два плана игровых отношений: явный и скрытый. Явный план отношений – это конкретное и активное участие учителя в игре. Скрытый план отношений состоит в том, что педагог умеет так довести до детей свое мнение, что у них возникает полная уверенность, что это они придумали сами. Вот здесь-то и необходим педагогический артистизм.

Литература:

1.  Адоевцева И. В. Становление элементов педагогического артистизма учителя музыки. – Кострома, 2001.


[1] © Ильина Ю.А., 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное пособие в помощь учителю музыки при изучении темы"Развитие музыки"

Данное пособие расчитано на 3 класс, III четверть по теме "Развитие музыки", в которое вошли следующие разделы:Знакомство с понятием и видами музыкального развитияТворчество С. С. ПрокофьеваСимфоничес...

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Мир животных».

Урок музыки и движения в 4 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Мир жи...

Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом". Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Г.М. ГБОУ школа №439 г.Петродворца.

Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом» -«Азбука детской музыки».Учитель музыки высшей квалификационной категории ГБ...

Размышления о новой программе по музыке " К вершинам музыкального искусства ". Автор - Киселева Зоя Викторовна, учитель музыки

Размышления о новой программе по музыке " К вершинам музыкального искусства " Автор - Киселева Зоя Викторовна, учитель музыки ГБОУ сош №595 Приморского района г.Санкт-Петербурга  ...

Технологическая карта урока "Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И.Глинки" 4 класс, программа " Музыка" Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, автор НаташенковаС.Ю., учитель музыки

Технологическая карта урока  "На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и  М.И Глинки" по программе "Музыка " Г.П.Сергеева, е.Д. Критская, Т.С..Шмагина4...

Проект «Классическая музыка в жизни детей» Автор: Солина Марина,4 «А» класс Учитель начальных классов Баринова Н.Н. Учитель музыки Саратцева О.И.

В настоящее время наблюдается низкий интерес детей школьного и дошкольного возраста к произведениям классиков, концертам и просто классической музыке. Классическая музыка повышает интеллект так как, п...