Конспект открытого урока технологии на тему «Аппликация из лоскутков ткани на пенопласте»
план-конспект урока по технологии (4 класс) по теме

Балданова Рита Чулунгомбоевна

Цель: Научить изготавливать панно своими руками в технике «аппликация на пенопласте» с использованием вторичного сырья .

Задачи:

Ò Научить учащихся использовать вторичное сырьё в изготовлении новых изделий. Выявить уровень овладения системой знаний и умений учащихся.

Ò Развивать  социально- личностные компетенции учащихся

Ò Развивать творческие,  индивидуальные  способности, в процессе занятий.

Планируемые результаты:

Предметные:

-научиться  изготавливать панно-  аппликацию из ткани на пенопласте;

-уметь работать с техникой резанья ткани;

-выполняет изделие по плану и показу;

-уметь работать техникой разметки по шаблону.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

-формировать понятия аппликации из ткани на пенопласте;

-учить составлять композицию;

-закреплять технику разметки по шаблону.

Регулятивные:

развивать интерес у детей  к данному виду деятельности;

-развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение и творческие способности;

-развивать умение работать в составе творческих групп.

Коммуникативные:

-участвует в диалоге, выражает свою точку зрения;

-умеет оформлять свои мысли в устной форме;

-умеет считаться с мнением других членов творческой группы.

Личностные:

-уважать собственный труд и труд других людей;

-воспринимать речь учителя;

-выражать положительное отношение к процессу познания.

Оборудование:

Для учителя: Презентация урока, образцы аппликации из ткани на бумажной основе, эскиз будущей работы, шаблоны.

Для учеников: пенопласт, шаблоны, карандаш, ножницы,  канцелярский нож, цветные лоскуты тканей, отделочная тесьма, маникюрная пилка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx44.4 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок: Тенология

Тема: «Аппликация из лоскутков ткани  на пенопласте»

Цель: Научить изготавливать панно своими руками в технике «аппликация на пенопласте» с использованием вторичного сырья .

Задачи:

  • Научить учащихся использовать вторичное сырьё в изготовлении новых изделий. Выявить уровень овладения системой знаний и умений учащихся.
  • Развивать  социально- личностные компетенции учащихся
  • Развивать творческие,  индивидуальные  способности, в процессе занятий.

Планируемые результаты:

Предметные:

-научиться  изготавливать панно-  аппликацию из ткани на пенопласте;

-уметь работать с техникой резанья ткани;

-выполняет изделие по плану и показу;

-уметь работать техникой разметки по шаблону.

Метапредметные УУД:

Познавательные:

-формировать понятия аппликации из ткани на пенопласте;

-учить составлять композицию;

-закреплять технику разметки по шаблону.

Регулятивные:

развивать интерес у детей  к данному виду деятельности;

-развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение и творческие способности;

-развивать умение работать в составе творческих групп.

Коммуникативные:

-участвует в диалоге, выражает свою точку зрения;

-умеет оформлять свои мысли в устной форме;

-умеет считаться с мнением других членов творческой группы.

Личностные:

-уважать собственный труд и труд других людей;

-воспринимать речь учителя;

-выражать положительное отношение к процессу познания.

Оборудование:

Для учителя: Презентация урока, образцы аппликации из ткани на бумажной основе, эскиз будущей работы, шаблоны.

Для учеников: пенопласт, шаблоны, карандаш, ножницы,  канцелярский нож, цветные лоскуты тканей, отделочная тесьма, маникюрная пилка.  

                                             План урока:

1. Орг. момент (2 мин.)                

2. Вводная беседа. (2 мин.)

3. Актуализация знаний (3 мин.)

4. План выполнения работы (5 мин.)

5. Практическая работа в творческих группах (25 мин.)

6.Анализ и оценка работ учащихся(6 мин.)

7. Рефлексия (2 мин.)

                                                               

                                                           Ход урока.

  1. Орг .момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на урок пришли гости, повернитесь и поприветствуйте. Пожелаем друг другу удачи и садимся. 

Я желаю всем хорошего настроения.

Каждый день надо начинать и продолжать с хорошего настроения. А чтобы настроение было хорошим и весёлым давайте прослушаем песенку.

  1. Вводная беседа. 

Звучит аудиозапись песни Цветик-семицветик в исполнении Клары Румянцевой.

- Скажите, о чем  эта песня?      

 --В какой сказке вы встречались с этим волшебным цветком?

                                            ( В сказке В. Катаева «Цветик- семицветик»)

--Как звали героиню сказки?                  Девочка Женя

--Вспомните, сколько желаний загадала героиня сказки - девочка Женя?( Семь.)

-А сколько их было направлено на помощь другим людям?                         (одно)

- Кому она помогла?              ( больному мальчику)

        Жаль конечно, что Женя не сразу догадалась как использовать лепестки. Действительно, стоит посмотреть вокруг, увидеть того, кому плохо или просто хуже, чем нам, проявить немножко доброты – и тогда возможны самые невероятные перемены. Рядом с нами есть люди, которым необходимы внимание и помощь.

- О ком я говорю?         (Наши родные, близкие, о пожилых людях)

Да, это старшее поколение, пожилые люди, наши бабушки.

-Чем мы можем им помочь?   ( уступать место в транспорте, помогать переходить через дорогу, дарить внимание, подарки.)

- Назовите праздник, который  ожидается в ближайшее время?  День матери.

         Ежегодно в нашей стране Международный праздник  в честь матерей отмечается в последнее воскресенье ноября.

     -Ребята, сегодня на уроке попробуем сотворить волшебный цветок, который  сможет еще раз исполнить желания, и подарим бабушкам нашего микрорайона в честь праздника. Согласны?

Из какого материала мы будем изготавливать поделку? ( ткань и пенопласт)

3.Актуализация знаний 

   - – Назовите  инструменты ,которые  нам пригодятся на уроке?

   (Ножницы, канцелярский нож, пилочка или распарыватель, клей для оформления, ткань, пенопласт)

   -Кто из вас может сформулировать тему урока. ( Аппликация из ткани на пенопласте)

-Какую цель поставите перед собой? ( Научиться делать аппликацию из ткани на пенопласте)

Назовите стили  лоскутной аппликации , с которыми мы знакомы?  

 ( пэчворк, кинусайга).   – на доске.

Что такое пэчворк?             Это аппликация из ткани на бумажной основе.

А кинусайга?               Это аппликация из ткани на дереве.

Этот необычный вид искусства откуда к нам пришел? (зародился в Японии)

- Что вы помните об этой лоскутной технике?

            Сообщение: Так же , как и пэчворк,  кинусайга появился из-за необходимости экономить. Известно, что кимоно – традиционная японская одежда, когда изнашивалось ,его владелец не желал расставаться с столь дорогой вещью. В результате кимоно распарывалось, из больших лоскутов шились небольшие изделия, а мелкие обрезки применялись при создании картин.
Кинусайга – это техника  лоскутной аппликации на дереве. 

Вместо деревянной основы мы используем пенопласт. Я предлагала вам провести исследования  о пенопласте, с которым нам предстоит  работать.

Сообщение:  Пенопласт  считается экологически безопасным. Он не вызывает аллергию, не имеет запаха. Из него даже производят  упаковку для пищевых продуктов, посуду, игрушки.  Пенопласт сохраняет свои свойства неизменными при температуре от -80 до +100 градусов. Он почти не впитывает воду и совсем не может служить питательной средой для микроорганизмов. Подходит для вторичной переработки.

- Как по другому мы называем эту технику? (У нас его называют «пэчворк без иголки).

Кинусайга - это Японский вид рукоделия, который состоит из нескольких техник:

  • пэчворк
  • аппликация
  • мозаика
  • резьба по дереву

Показ готовых работ.  Посмотрите готовые работы.

Хотите попробовать выполнить такую же работу?  

- Где можно применять такие  изделия ? (В интерьере  помещений, можно украсить любое помещение.)  

- С чего мы начнем свою работу?

4  – Этапы работы    

1. Выбираем эскиз.

2 . Переносим рисунок на пенопласт фломастером или мягким карандашом.

3. Аккуратно прорезаем канцелярским ножом все линии. Прорезаем пенопласт глубиной не менее 1.5 см,

4. Берём лоскут ткани подходящего цвета и размера. Техника аппликации  требует, чтобы по краям каждого кусочка оставлялся припуск в 2  мм. Этот краешек будет заправляться в прорезанные  канавки.

5. Пилкой для маникюра вставляем ткань в линии рисунка.

6. Проталкиваем ткань в надрезы, затем всё лишнее отрезаем ножницами.

7.Окончательно прячем лишние кусочки  ткани в надрезы.

8. Тоже самое проделываем с остальными деталями рисунка.

При желании, всё зависит от вашей фантазии, можно добавить разные элементы декора (стразы, цветную тесьму, мех и т.д.)

9. Оформляем работу рамочкой.          Инструкция № 1 ( на партах)

Показ готового изделия                  И вот что получится!

  Техника безопасности.  

  – Давайте вспомним правила ТБ с ножницами и канцелярским ножом:

Правила безопасной работы с ножницами

1. Перед работой проверь исправность инструментов.

2.  Работай ножницами только на своем рабочем месте.

3. Следи за движением лезвий во время работы.

4. Ножницы клади кольцами к себе.

5.  Подавай ножницы кольцами вперед.

6. Не оставляй ножницы открытыми.

7. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

8. Используй ножницы по назначению.

 Правила безопасной работы с канцелярским ножом

1. Выдвигай небольшую часть лезвия.

2.  Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй — материал с которым работаешь.

3.  В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.

Правила безопасной работы с клеем

1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2.  Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3.  Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

– И ещё нужно соблюдать «Правила работы в группе»

1.Слушай своего товарища.

2.Постоянно поддерживай порядок на рабочем столе.

3.Берегите инструменты, экономьте материалы. Всегда думайте, как сделать работу лучше;

4.После работы убирай всё на место.

– Физминутка       Ребята чтобы  настроиться на  работу,сейчас предлагаю выполнить веселую  физминутку     ( корейская)

5.Практическая работа в творческих группах..

Вы будете работать в мини- группах по 2 человека . Организуйте свои рабочие места так, чтобы это было удобно и безопасно для вас и ваших товарищей. И распределите обязанности между собой. Работайте по плану.    

                                      Это Инструкция № 2

Фоном играет аудиозапись песни группы Домисолька «Цветик-семицветик».

6. Анализ и оценка работ учащихся.

- В сказке В. Катаева девочка Женя лепестки растеряла, а вы их собрали.

- В чем же волшебная сила цветов? ( они исполняют желания)

-- Ребята, у нас у всех получились такие красивые цветы, они точно волшебные!              Давайте наши работы покажем друг другу .  ( 1 участник от группы выходит к доске) и посмотрим, у кого что получилось. Так как изготовление панно — работа творческая, готовые изделия у каждой группы  получились индивидуальны.

-А что вы скажете бабушкам,  когда будете вручать подарок? Наши цветки желаний подарим  нашим дорогим бабушкам . Пускай они тоже исполняют свои заветные желания.

А что мы можем пожелать?  ( здоровья, мы не будем их расстраивать, не обижать, помогать, будем добрыми и милосердными, красивыми душой.) (дети говорят тёплые, ласковые слова).

Давайте вспомним любимую песенку кота Леопольда и  споем её

7.  Рефлексия. 

– Вот и подошёл наш урок к концу, давайте вспомним, о чём мы говорили на уроке?

 -С какой техникой работы познакомились?

-Какую цель мы ставили в начале урока?  Удалось ли нам её достигнуть?

- Назовите разницу между  пэчворком и кинусайгом?.

-Как вы думаете, что еще можно изготовить из цветных лоскутов тканей?

  1. Картины
  2. Панно
  3. Шкатулки
  4. Упаковки подарков
  5. Елочные игрушки

                6.Пасхальные сувениры

- Какие умения необходимы, чтобы выполнить аппликацию? (умение складывать и вырезать, а также терпение, фантазия, аккуратность).

 Вывод: - Сегодня вы закончили работу с одним  из видов технологий лоскутного мастерства - кинусайга, получив определенный знания, умения и навыки на уроке, вы можете продолжить эту работу самостоятельно, и научить других детей или взрослых.

Спасибо за проделанную работу и проявленные творческие способности. Все получают отметку «5». Урок окончен.


Правила рабочего человека:

               

1. Во время работы будь внимателен, не разговаривай, не отвлекайся.

     2.Работай за своим рабочим местом.

    3. Берегите инструменты, экономьте материалы. Всегда думайте, как сделать работу лучше;

  1. Во время работы держи рабочее место в порядке.
  2. Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.

Правила ТБ с ножницами и канцелярским ножом 

  1. Передавай ножницы в закрытом виде кольцами вперед.
  2. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу, не бери в рот, не размахивай ножницами.
  3. Не держать ножницы остриём вверх
  4. Резать материал на виду.
  1. При пользовании режущим инструментом быть максимально                       внимательным и дисциплинированным.
  2. Передавать нож рукояткой  вперед.
  3. Нож канцелярский хранить в закрытом виде.

Порядок изготовления работы

1. Выбираем эскиз.

2. Берём лист пенопласта любого размера

3. Переносим рисунок на пенопласт фломастером или мягким карандашом.

4. Аккуратно прорезаем канцелярским ножом все линии.

5. Берём лоскут ткани подходящего цвета и размера.

Проще работать с тканью, которая растягивается.

6. Пилкой для маникюра вставляем ткань в линии рисунка.

7. Просовываем ткань в надрезы, затем всё лишнее отрезаем ножницами.

8.Окончательно прячем лишние кусочки  ткани в надрезы.

9. Тоже самое проделываем с остальными деталями рисунка.

При желании, всё зависит от вашей фантазии, можно добавить разные элементы декора (стразы, цветную тесьму, мех и т.д.)

10. Оформляем работу рамочкой.

1.Бабушка это, конечно же, мама,

Мамина правда, но это не суть.

С бабушкой можно побыть и упрямым,

Бабушке можно не дать отдохнуть.

Бабушка это такой человечек,

Кто пожалеет и защитит,

Бабушек любят все дети на свете

2.С Днем матери, бабули!

Спасибо, что Вы есть!

За что  мы любим —

Всего не перечесть.

За радостное детство,

За сказки и стишки,

За вкусные румяные

С повидлом пирожки.

Будьте счастливы,.

Живите, не зная бед.

Здоровья и терпенья

Вам на много лет!

3.Посылаю поздравленья

Всем бабушкам на свете

В этот очень важный праздник —

День всемирный матерей.

Мама — важное призванье,

Но бабулей быть важней:

Кто еще блинов нажарит,

Испечет нам кренделей?

Пожелаем  жить в достатке,

Быть веселой, не болеть,

Пирожками угощать нас,

Не стареть и песни петь!

4.Дорогие наши бабушки, от всей души поздравляем ВАС  с Днем матери. Хочется сказать огромное спасибо за все. Желаем ВАМ  крепкого здоровья, бодрости духа и огромного счастья. С праздником!

5. С Днем матери, бабушки наши дорогие!
Спешим мы  мысленно обнять.
Здоровья, светлой радости желая,
Мы будем  в этот праздник поздравлять!

Самоанализ:

Раздел: Декоративно-прикладное искусство на уроках технологии. Работа с разными материалами.

Методы: объяснительно-иллюстративный,  практический;

Исходный уровень сформированности УУД: Учащиеся имеют представления о понятии аппликация из ткани на бумажной основе. Умеют работать с техникой резанья ткани на бумажной основе. Умеют работать с шаблонами. Умеют работать в творческих группах и научились составлять композиции.

Свой урок я старалась построить в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.

Тип урока: комбинированный (повторение и систематизация учебного материала, применение знаний в новых условиях).

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Цель урока:

. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

 В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: тему и цель урока определяли (попытались определить) сами ученики.

 На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и деятельностно -трудовой. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я попыталась продумать каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы.

На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную, а затем практическую деятельность, детям надо было использовать уже имеющиеся знания.

 Этапы урока традиционны для практического урока технологии.

  Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания практического задания, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Дети остались уроком довольны

Активность была100%, т.е. на хорошем уровне. Такая активность, на мой взгляд, обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому, я считаю, что урок поставленной цели достиг.

               

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок технологии на тему: "Работа с бумагой и картоном. Аппликация. Марийский народный орнамент".

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, ко...

Конспект открытого урока технологии в 1 классе «Подарок маме». Аппликация из салфеток. Гвоздики.

Изготовление поздравительной открытки ко Дню Матери из салфеток...

Конспект урока технологии на тему: "Аппликация из гофрированной бумаги"

Конспект урока технологии на тему: "Аппликация из гофрированной бумаги"...

Конспект урока технологии на тему: "Аппликации из листьев" 3 класс

Конспект урока технологии на тему: "Аппликации из листьев" 3 класс...

Конспект урока технологии на тему: "Аппликация из ниток" 4 класс

Конспект урока технологии на тему: "Аппликация из ниток" 4 класс...

Конспект + презентация урока технологии по теме: "Аппликация из ткани" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: Формирование у детей представления о выкройке и аппликации на ткане.Планируемые результаты:Предметные:Знать сходства и различия ткани и бумаги;Уметь изготавливать выкройку;У...

Конспект + презентация урока технологии по теме: "Подвески из лоскутков ткани" 1 класс, ПНШ.

Цели деятельности учителя: изготовление подвески из лоскутков; ознакомление с приемами закрепления конца нитки узелком, пришивания пуговицы с двумя отверстиями.Планируемые результаты:Предметные:знать ...