Рабочая программа 4 класс школа 2100
рабочая программа по музыке (4 класс) на тему

Комракова Зинаида Ивановна

Содержание предмета «Музыка» создавалась в опоре на педагогическую концепцию Д.Б.Кабалевского, которая исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_4_klass_gotovo.docx60.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Музыка» составлена на основании:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования / М-во образования и науки Рос.Федерации. – М. : Просвещение, 2010. – 31 с. – (Стандарты второго поколения)
  2. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов) -2-еизд., перераб.- М.: Просвещение, 2010. – 204 с. – (Стандарты второго поколения)
  3. Программы «Музыка», В.О.Усачева Л.В. Школяр.  Образовательной системы «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч.ред. Д.И.Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр.. -.М. : Баласс, 2011, 432с.
  4. Основной образовательной  программы начального общего образования 2011-215г.г. МАОУ СОШ №187, 2011г.
  5. Положения о системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. МАОУ СОШ №187, г.Н.Новгород, 2014.
  6. Учебного план МАОУ СОШ №187 на 2014 – 2015 учебный год.

Место учебного курса в учебном плане:

                 Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 ч, из них:

 в 1 классе 33 ч (1ч в неделю, 33 учебные недели),

по 34 ч во 2, 3 и  4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом)

В начальной школе у обучающихся формируется целостное представление о музыке, ее истоках и образной природе, многообразии форм и жанров. В связи с этим, изучение предмета «Музыка», направлено на достижение  важных  целей и задач.

 ЦЕЛЬ   изучения учебного предмета «Музыка» :

              -  формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное,   активное восприятие музыки.

  ЗАДАЧИ :

                 - воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств:  любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;

                 - развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

                 - освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;

                 - овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации;

               - понятие интернациональности музыкального языка;

               - совершенствование умения целостно воспринимать музыку и размышлять о ней, сопоставляя интонации музыки разных стран мира;

воспитание навыков вдумчивого вслушивания в музыкальные произведения, умения анализировать их содержание и средства выразительности;

                 - выявление особенностей интонационно – образного воплощения содержания музыкальных произведений в творчестве И.С.Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена, Э.Грига.

                  -формирование  навыков вокально-хоровой деятельности (умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки, а также несложные элементы двухголосия – подголоски).

Общая характеристика учебного предмета

Урок музыки как урок искусства – основная форма учебно-воспитательного процесса, стержнем которого является полноценная художественная деятельность детей в любой форме приобщения к искусству и где отношения «учитель-ученик» основываются на сопереживании, сотрудничестве, сотворчестве. Личностно-ориентированный подход к ребенку проявляется в формировании его положительной мотивации к занятиям музыкой как искусством, созданием ситуаций успеха. Существуют  также разнообразные  «жанры» уроков музыки – урок – путешествие, урок – концерт, урок – размышление, урок – репортаж и другие.

Содержание предмета «Музыка» создавалась в опоре на педагогическую концепцию Д.Б.Кабалевского, которая исходит из природы самой музыки и на музыку опирается, естественно и органично связывает музыку как искусство с музыкой как школьным предметом, а школьные занятия музыкой также естественно связывает с реальной жизнью. Она предлагает такие принципы, методы и приемы, которые помогают увлечь детей, заинтересовать их музыкой с её неизмеримыми возможностями духовного обогащения человека.

На начальном этапе учения в школе, важно развить у детей способности наблюдать, видеть и слышать окружающий мир, выражать свои впечатления в рисунке, пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, художественном движении.

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образования и базируется на изучении школьниками основ музыкального искусства:

  • -Жанры музыки;

-интонация как носитель образного смысла музыкального произведения; основные средства музыкальной выразительности;  -развитие музыки на основе повтора, контраста, вариативности;

           -формы музыки – одночастная, двухчастная, трёхчастная,      куплетная,

            рондо, вариации.

  • Освоение различных видов творческой деятельности, способствующих проникновению в образ, смысл произведения, проживанию его самим ребёнком.
  • Постижение различных пластов музыкальной культуры, стилей национальных и индивидуальных, основываясь на приеме «полистилистики» (намеренном соединении произведений различных стилистических явлений).

Особенности содержания программы

Важнейшей особенностью данной программы является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создаёт условия для достижения цельности урока, единства всех его элементов, а также дает возможность достаточно свободно заменять одно произведение другим с аналогичными художественно-педагогическими задачами.

Тематика 4-го классов организована по четвертям, но в связи со спецификой организации образовательного процесса в школе, КТП по предмету сформировано по триместрам. Некоторые незначительные изменения не затрагивают основное содержание программы и вызваны объективными условиями её реализации в современной российской школе.

Музыкальная культура мира осваивается младшими школьниками при выявлении сходства и различия русской музыки и музыки других стран и народов.

Зарубежная народная и композиторская музыка, так же как и русская, трактуется в программе широко и многозначно: как искусство специфического художественно-образного выражения чувств, мыслей, отношений людей разных стран и национальностей. Акцент в отборе и организации музыкального материала делается на образцы отечественной и мировой музыкальной культуры.

Критерии отбора музыкального материала заимствованы из концепции Д. Б. Кабалевского. Среди них: художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная направленность и педагогическая целесообразность.

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов освоения искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни.

Рабочая программа обеспечена УМК: учебниками, методическими рекомендациями для учителя авторского коллектива под руководством Л.В.Усачёвой.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета:

  • ценность уважительного отношения к творчеству как к своему, так и других людей;
  • формирование у ребенка ценностных ориентиров в области музыкального  искусства;
  • умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города;
  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • формирование этических чувств доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствамдругих людей;
  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества

2. Содержание тем учебного курса

(34 часа)

Содержание программы соответствует обязательному минимуму содержания образованияи базируется на изучении школьниками основ музыкального искусства.

            1. Музыка моего народа (9 часов)

  • Музыка моего народа
  • Русская народная песня
  • Русская народная и композиторская музыка.    
  • Частушки
  • Жанры русских народных песен
  • «Русский шаг» в солдатской песне
  • Русские народные инструменты
  • Особенности композиторской музыки
  • Лаборатория музыки. Обобщение.

        2. Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет               непереходимых границ (7 часов)

  • Между музыкой моего народа и музыкой других народов нет непереходимых границ
  • Молдавская народная музыка
  • Музыка народов Закавказья
  • Музыка Славянских народов
  • Взаимосвязь композиторской и народной музыки.
  • Песни о Днепре-реке.
  • Лаборатория музыки. Обобщение.

          3. Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ.(10 ч.)

  • Музыкальный язык.
  • Разучиваем, поём песню и размышляем.
  • Взаимопроникновение музыкального языка.
  • Музыка русских композиторов в духе народных мелодий других стран мира.
  • Народная песня в творчестве В.А.Моцарта.
  • Японская народная песня в музыке Д.Б.Кабалевского.
  • Африканские народные мотивы в музыке К.Караева.
  • Польские народные песни и танцы в творчестве Ф.Шопена.
  • Музыкальный язык – интернационален.
  • Обобщение тем четверти.

               4. Композитор-исполнитель-слушатель.(8 ч.)

  • Композитор-исполнитель-слушатель.
  • Дети как исполнители.
  • Дети как слушатели.
  • Дети как композиторы
  • Мелодии кантаты «Песня утра, весны и мира» Д.Кабалевского. Песни весны.
  • Музыка всегда со мной.
  • Музыка всегда со мной.
  • Обобщение тем года.

4. Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся 4го класса должны :

 Знать/ понимать

  •  знать народные традиции родного края, фольклорные праздники и обряды;
  • слова и мелодию гимна России;
  •  характерные особенности  русских народных песен;
  •  названия различных видов оркестров;
  • знать  русские народные  музыкальные инструменты  (гусли, баян, гармонь, балалайка,  ложки, трещотка), их внешний вид, своеобразие их интонационного звучания;
  •  названия профессиональных инструментов – флейта, арфа, фортепиано, скрипка и др., выразительные и изобразительные возможности этих инструментов
  • имена великих русских и зарубежных композиторов и наиболее известные их произведения (3-4 изученных произведения);

              Уметь

  • различать основные виды и жанры музыкального искусства;
  • узнавать изученные произведения разных жанров и называть имена их создателей;
  • сравнивать различные музыкальные произведения (фрагменты), определять средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика);
  • передавать характер музыки в пении, танцевально-пластическом движении;
  •  высказывать свои размышления о любимых музыкальных произведениях, изученных на уроках музыки ( с учётом полученных знаний).
  • распознавать духовые  и струнные инструменты, вычленять и

показывать (имитация игры) во время звучания  народных инструментов;

  • исполнять вокальные произведения без музыкального сопровождения;
  • находить сходства и различия в инструментах разных народов;
  • разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях;
  • проявлять  навыки  вокально – хоровой деятельности (элементы двухголосия);
  • разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх – драматизациях;  
  • передавать настроение музыки в пластическом движении,                                                                       пении, давать определения общего характера музыки;
  • уметь  выказывать какие чувства возникают, когда поешь о Родине;
  • размышлять о музыкальных образах Отечества;
  • импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов.
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обогащения опыта восприятия музыкальных произведений;

- исполнения мелодий знакомых музыкальных произведений и танцевальных движений;

- участие в хоровом исполнительстве;

- музицирование на детских музыкальных инструментах;

- передачи музыкальных впечатлений в движении, рисунке.

Знания обучающихся по музыке оцениваются в соответствии с положением о системе оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. МАОУ СОШ №187, г.Н.Новгород, 2014.

Учебная программа предполагает освоение учащимися различных видов музыкальной деятельности: слушание музыкальных произведений, хоровое пение, импровизацию, коллективное музицирование.

Слушание музыки

На уроках проверяется и оценивается умение учащихся слушать
музыкальные произведения, давать словесную характеристику их содержанию и
средствам музыкальной выразительности.

Учитывается:

  • степень раскрытия эмоционального содержания музыкального
    произведения через средства музыкальной выразительности;
  • самостоятельность в разборе музыкального произведения;
  • умение учащегося сравнивать произведения и делать самостоятельные
    обобщения на основе полученных знаний.

Критерии оценки:

Оценка «5» («пять»): дан правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания музыкального произведения, средств музыкальной  выразительности, ответ самостоятельный.

Оценка «4» («четыре»): ответ правильный, но неполный: дана характеристика содержания музыкального произведения, средств музыкальной выразительности с наводящими (1-2) вопросами учителя.

Оценка «3» («три»): ответ правильный, но неполный, средства музыкальной выразительности раскрыты недостаточно, допустимы несколько наводящих вопросов учителя.

Оценка «два»: ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.

Хоровое пение

Для оценивания качества выполнения учениками певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса.

Учёт полученных данных, с одной стороны, позволит дать более объективную оценку качества выполнения учеником певческого задания, с другой стороны - учесть при выборе задания индивидуальные особенности его музыкального развития и, таким образом, создать наиболее благоприятные условия опроса. Так, например, предлагая ученику исполнить песню, нужно знать рабочий диапазон его голоса и, если он не соответствует диапазону песни, предложить ученику исполнить его в другой, более удобной для него тональности или исполнить только фрагмент песни: куплет, припев, фразу

Критерии оценки:

Оценка «5» («пять»): знание мелодической линии и текста песни,  чистое интонирование и ритмически точное исполнение, выразительное исполнение.

Оценка «4» («четыре»): знание мелодической линии и текста песни, в основном чистое интонирование (ритмически правильное), пение недостаточно выразительное.

Оценка «3» («три»): допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни, неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть  ритмические неточности, пение невыразительное.

Оценка «2» («два»): исполнение неуверенное, фальшивое.

Возможные задания для учащихся:

  1. работа по карточкам (знание музыкального словаря);
  2. рефераты и творческие работы по специально заданным темам или по выбору учащегося;
  3. блиц-ответы (письменно и устно) на повторение и закрепление темы;
  4. игра «Угадай мелодию» (фрагментарный калейдоскоп из произведений,звучавших на уроках или достаточно популярных).
  5. творческие работы в (рисунки, кроссворды,  поделки и т.д.).

Требования к ведению тетради для учащихся.

В тетрадь записываются:

  1. темы уроков;
  2. имена композиторов, музыкантов, даты их жизни;
  3. названия звучащих на уроках произведений и краткая информация об их создании;
  4. названия и авторы разучиваемых песен;
  5. сложно запоминающиеся тексты песен;
  6. музыкальные впечатления;
  7. тематические сообщения, выполняемые учащимися по желанию (по темам отдельных уроков);
  8. словарь музыкальных терминов.

Тетрадь должна вестись аккуратно, может быть оформлена иллюстрациями, рисунками, портретами композиторов.

В оценке за ведение тетради учитываются:  эстетическое оформление, наличие всех тем,  аккуратность,  ведение словаря, записи выполненных заданий на уроке и дома.

5.  ЛИЧНОСТНЫЕ,  МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Одной из задач образования является развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию музыки как вида искусства, выражению в творческой деятельности своего отношения к окружающему миру, опоре на предметные, метапредметные и личностные результаты обучения.

Личностные результаты освоения образовательной программы начального общего образования должны отражать готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества:

  • Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии.

 Музыкальное искусство последовательно рассматривается как способ существования человека как Человека, развитие его родовой способности, в отличие от животного, осваивать мир эстетически. Каждая встреча с музыкой доказывает ребёнку, что любить её, ценить, заниматься музыкой надо не потому, что это модно и престижно, а потому что сам эстетический взгляд на мир – это не поиск некоей абстрактной красоты и украшательство быта, а бескорыстное и ответственное существование в человеческом мире.  К школьникам закономерно приходит понимание, что и от них сегодня зависит состояние современной культуры общества, они начинают ощущать себя сопричастными приумножению великих традиций русской и мировой культуры. У детей появляется чувство, что от них зависит человеческий прогресс вообще, а музыкальные сокровища – это не только собрание «музейных экспонатов», но и безостановочный, постоянно развивающийся культурно-исторический процесс, в котором главным становится его обогащение через собственное живое творчество. Отношение к продуктам детского творчества – сочинённой мелодии, спетой песне, придуманной драматизации, воплощению музыки в рисунке и т.д. – рассматривается как факт развития ребёнком человеческой культуры.

  • Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

 Личностные результаты постижения музыкального искусства становятся объективным фундаментом развития мотивов музыкально-учебной деятельности. Но устойчивая мотивация формируется лишь в том случае, если школьник, занимаясь музыкой, понимает конкретный смысл деятельности композитора, исполнителя, слушателя и сам непосредственно её воспроизводит. Урочная деятельность,так или иначе направлены на одно: поставить школьников в позицию музыкантов, воспроизводящих или заново создающих произведение.

На уроке обучающимся рекомендуется:

  • Читайте. Смотрите. Слушайте (формирование культуры слушания).
  • Сочините. Пропойте. Доскажите. «Пересочините» (навыки творческой деятельности).
  • Прикоснитесь пальцами к клавиатуре (рождение первого музыкального звука).
  • Заигрывай (знакомство с народными играми, способами «вхождения» в игру).
  • Определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности (мелодия, ритм, темп, тембр, динамика) в музыкальных произведениях (фрагментах);
  • Передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении;
  • Участвовать в коллективном пении;
  • Исполнять несколько народных и композиторских песен (по выбору обучающегося).

Ожидаемые результаты:

  • воспитание уважительного отношения к творчеству как к своему, так и других людей;
  • умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка
  • умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города;
  • уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • овладение различными приемами и техниками музыкальной деятельности;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
  • овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • ориентация в культурном многообразии окружающего мира;
  • участие в музыкальной жизни класса, школы;
  • отрабатывание навыков самостоятельной и групповой работы;
  • чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
  • целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
  • формирование у ребенка ценностных ориентиров в области музыкального  искусства;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • формирование этических чувств доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
  • других людей;
  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества. 

Метапредметные результаты обучающихся - это освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

  1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.

Отталкиваясь от особенностей восприятия музыки учащимися младших классов – образность, ассоциативность, развитое воображение и интуиция – содержание  учебников по искусству основывается на знаково-символической природе книги. Каждая новая проблема, новое содержание рождают новые средства, требуют новых форм изложения материалов: создаётся эмоционально-образная атмосфера,  которая была бы близка детям, вызывала адекватные звучащей музыке ассоциации, способствовала бы освоению музыкального знания в определённой логике; используются средства изобразительного ряда, способствующие одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии.

Одним из главных приёмов организации изобразительного материала становится монтаж (наплывы, крупные планы, многомерность композиционных замыслов). Это позволяет свободно устанавливать любые связи между внешне несовместимыми и, казалось бы, никак не сочетаемыми явлениями, делает видимыми содержательные линии картины, даёт возможность, благодаря ассоциативному ряду, «путешествовать» по полифонической ткани изображения, вслушиваться в «звучащую» картину.

  1. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей.

 Уход от бытующих в практике начальной школы тенденций преподавания либо упрощённого искусства, либо упрощённого преподавания искусства, обеспечивается основополагающим принципом содержания предмета – принципом возвышения детей до философского содержания искусства. При этом роль учителя вытекает из самой природы искусства, где общечеловеческое, в виде художественной идеи нравственно-эстетического содержания, воплощается, транслируется и воспринимается как «единство в многообразии» – во множестве индивидуальных интерпретаций. Это заставляет учителя организовывать постижение общечеловеческих идеалов обязательно как деятельность равноправных партнёров по проникновению в природу искусства, в природу художественного творчества. Для этого в учебниках всех классов персонифицирован приём подачи материала: сведения о музыкальном искусстве, его явлениях, событиях, фактах, понятиях, формулировках, обозначениях дети получают как бы «из уст учителя», прообразом которого является учитель-просветитель, ищущий вместе с детьми естественный и увлекательный путь приобщения детей к музыке. Беседа о музыке рассматривается не только как метод подачи материала, но прежде всего как способ общения в коллективной деятельности, где противоречия, индивидуальные подходы и трактовки музыки являются закономерным явлением в процессе приближения к общей истине.

Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии.

Для формирования первоначальных представлений о значении и роли музыки в духовном развитии человека необходимо прежде всего научить детей слушать и слышать музыку, выделяя музыкальные звуки из общего звучащего потока. Вот почему в качестве ведущей для музыкального развития учащихся выступает тема «Искусство слышать» и её конкретизация – главная тема 1-го класса, получающая продолжение во всех последующих классах, «Как можно услышать музыку». Она позволяет дать учащимся представление о музыке, её образной природе, о способах воплощения в музыке чувств, характера человека, его отношения к природе, к жизни.

Раздел «Внутренняя музыка» специально предназначен для сосредоточения школьников на процессуальности своего духовного мира: вслушиваясь в колыбельные песни (1-й класс как начало познания музыки и жизни), в возвышенный мелодический язык народных и композиторских инструментальных и вокальных произведений (2-й класс), в интонации патриотических песен (3-й и 4-й классы), школьники соотносят возникающие эмоции со своими собственными, задумываются о воздействии музыки на человека.

Сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Родные корни, родная речь, родной музыкальный язык – это та основа, на которой воспитывается любовь к русской культуре. Обеспечивается не только информационная сторона получаемого знания, но прежде всего предусматривается воссоздание детьми какой-либо из сторон музыкально-творческой деятельности, уходящей корнями в народное творчество, например, они музыкально интонируют (сочиняют) в традиционной народной манере загадки, пословицы, заклички, скороговорки;  учатся за графическим изображением знаков – букв и нот – видеть и слышать смысл предметов, явлений, человеческих чувств, событий, пробуют сами создавать графические музыкально-смысловые соответствия. Таким образом, учащиеся получают представления об истоках человеческого творчества и умении в живом звучании и нотных обозначениях выражать свои музыкальные мысли. Пониманию единства мысли, речи, характера человека служат представленные в «Галерее» – музыкальной, литературной, художественной – портреты русских людей, созданные художниками-передвижниками, звучащие в музыке, возникающие на страницах биографий и различных литературно-поэтических произведений.

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности.

Одна из центральных позиций, развивающих важнейший принцип Д.Б. Кабалевского о доступности учащимся младшего школьного возраста высочайших образцов серьёзной музыки и о необходимости воспитания на этих образцах духовного мира школьников, связана с обращением к музыкальной классике. В качестве такого фундамента привития вкуса и интереса к музыкальному искусству выступает музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Э. Грига, Ф. Шопена, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, А.И. Хачатуряна, Д.Б. Кабалевского и других композиторов, оставивших заметный след в мировой музыкальной культуре.

Явления искусства входят в детское сознание не как что-то обыденно расхожее, аналитико-конструктивное, которое заучивается, чтобы знать. Главное здесь то, что в роли «питательной среды», готовящей, формирующей восприятие детьми этих явлений, выступают великие творцы, для которых смыслом жизни становится прожить жизнь в искусстве. В этом плане концептуальное значение приобретает понятие «мелодия», определяя смысловой ряд: сочинить мелодию, прожить мелодию, прожить мелодией, жизнь в мелодии, мелодия в жизни. Освоение классической и народной музыки возможно только на основе опыта творческой деятельности учащихся – хорового пения, слушания музыки, игр на детских музыкальных инструментах.

Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Восприятие музыки как живого образного искусства, неразрывно связанного с жизнью, является не только отдельным разделом – «Слушание музыки», а становится ведущим видом деятельности, проявляющимся и в хоровом пении, и в импровизациях, и в размышлениях о музыке. Слушательская культура – это умение воспринимать музыку и выразить своё отношение к ней; это знание основных закономерностей и понятий музыки как вида искусства (обобщённые знания, служащие опорой восприятия) – композитор, исполнитель, слушатель, выразительные и изобразительные средства музыкального языка, песенность, танцевальность, маршевость, интонация, развитие и построение музыки. Эти содержательные линии формирования восприятия школьников и их интереса к музыкальному искусству преемственно и последовательно из класса в класс прослеживаются в содержании предмета. Методическим «ключом» к пониманию содержания музыки является проблема соотношения художественного и обыденного. Через практические задания («Лаборатория музыки») школьники, наряду с другими проблемами, самостоятельно исследуют музыку, выявляя, как обыденное становится в искусстве художественным.

Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Опора на принцип «образно-игрового вхождения в музыку» позволяет создавать ситуации, требующие от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения. Поэтому в программе большое место отводится музыкальным играм, инсценировкам, драматизациям, основанным на импровизации: сюжет (сказка, история, быличка) складывается, сказывается в единстве музыки и текста, с использованием музыкальных инструментов.

Игра как деятельность на уроке наполнена и тем смыслом, который искони имела в народном искусстве: исполнить песню – значит сыграть её.

Предметные результаты:

Ученик научится

- определять на слух основные жанры музыки

-определять автора, название, текст изученного произведения

- определять на слух основные жанры музыки

- участвовать в коллективном пении

- узнавать изученные музыкальные произведения.

Ученик получит возможность научиться

- применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

- выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы;

- знать об истоках происхождения музыки;

- различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение.

- понимать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель»

-определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях;

- знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края

- знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека.

  1. ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.

  1. Музыкальный центр;
  2. Телевизор;
  3. Видеомагнитофон;
  4. DVD-плеер;
  5. Компьютер;
  6. Фортепиано;
  7. Музыкальные инструменты;
  8. Портреты композиторов;
  9. Таблицы с изображением  музыкальных инструментов;
  10. Учебник «Музыка», предусмотренный программой – класс-комплект на каждый год обучения.

Информационно-техническое обеспечение:

  1. Комплект видео-фильмов по темам и разделам каждого года обучения;
  2. Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке;
  3. Презентации, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов.

Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:

  1. Музыка. 1 класс [Электронный ресурс]: фонохрестоматия на 2 CD, В. В. Алеев. - М. :Дрофа, 2009.;
  2. Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. –http://ru.wikipedia.org/wiki
  3. Классическая музыка [Электронный ресурс]. — http://classic.chubrik.ru
  4. Музыкальный энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. http://www.music-dic.ru
  5. Музыкальный словарь [Электронный ресурс]. – http://dic.academic.ru/con

  1. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
  1. Основная образовательная  программа начального общего образования 2011-215г.г. МАОУ СОШ №187, 2011г.
  2. Затямина Т. А. Современный урок музыки - М. : Глобус, 2008;
  3. Золина Л. В. Уроки музыки с применением информационных технологий.1-8классы: методическое пособие - М.: Глобус, 2008;
  4. Келдыш Г. В. Музыка. Большой энциклопедический словарь: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998;
  5. Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов - СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996;
  6. Курушина Т. А. Музыка. 1-4 классы: творческое развитие учащихся: конспекты уроков - Волгоград: Учитель, 2009;
  7. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа  -2-еизд., перераб.- М.: Просвещение, 2010. – 204 с. – (Стандарты второго поколения)
  8. Стюхина Г. В. Музыка 1-4 классы: конспекты уроков, рекомендации, планирование (из опыта работы) - Волгоград: Учитель, 2010;
  9. Усачева В.О., Школяр Л.В. Программа «Музыка», Образовательной системы «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. Книга 2. Программы отдельных предметов (курсов) для начальной школы / Под науч.ред. Д.И.Фельдштейна. – Изд. 2-е, испр.. -.М. : Баласс, 2011, 432с.
  10. Финкелъштейн, Э. И. Музыка от А до Я - СПб.Композитор, 1997.

  1. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ:
  1. Усачёва В.О., Школяр Л.В. Учебник «Музыка» 1 класс И-М.: «Баласс» 2010;
  2. Владимиров, В. Н. Музыкальная литература, М.: Музыка, 1984;
  3. Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов - СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996;
  4. Келдыш Г. В. Музыка. Большой энциклопедический словарь: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998;
  5. Финкелъштейн, Э. И. Музыка от А до Я - СПб.Композитор, 1997

           Принято на  заседании педагогического  совета МАОУ СОШ № 187

           протокол № 1 от ____________________ 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ОС "Школа-2100" 1 класс

Рабочая программа ОС "Школа-2100" содержит пояснительные записки по предметам, УУД,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа УМК "Школа 2100"

Пояснительная записка + тематическое планирование...

Рабочая программа. УМК "Школа 2100", 3 класс.

В рабочую программу входят пояснительные записки и тематическое планирование по всем предметам, УМК "Школа 2100", 3 класс....

Рабочая программа. УМК "Школа 2100", 4 класс.

Рабочая программа. УМК "Школа 2100", 4 класс (русский язык, математика, окружающий мир, ИЗО, технология, литературное чтение)....

Рабочие программы ОС "Школа 2100" 2 класс

Внеурочная деятельность по ОС "Школа 2100"...

Рабочая программа математика "Школа 2100" 3 класс

Рабочая программа математика "Школа 2100" 3 класс...

Рабочие программы УМК "Школа 2100" 4 класс

Учебные программы по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, изобразительному искусству по УМК "Школа 2100"....