Специальность (аккордеон) 8 лет обучения
рабочая программа по музыке на тему

Харланова Светлана Петровна

Программа учебного предмета "Специальность (аккордеон)"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgt_8_let_.docx103.86 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Структура программы учебного предмета.

  1. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета,

его место и роль в образовательном  процессе;

Срок реализации учебного предмета;

Объем учебного времени;

Цели и задачи учебного предмета;

Форма проведения учебных аудиторных занятий;

Методы обучения;

Виды и формы контроля;

Критерии оценки

Итоговые требования к уровню подготовки учащихся;

Материально-технические  условия  реализации учебного предмета;

  1. Содержание учебного предмета

Годовые требования 1 класса

Годовые требования 2 класса

Годовые требования 3 класса

Годовые требования 4 класса

Годовые требования 5 класса

Годовые требования 6 класса

Годовые требования 7 класса

Годовые требования 8 класса

  1. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Учебная литература;

Учебно-методическая литература;

Методическая литература.

  1. Пояснительная записка

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «аккордеон», далее – «Специальность (аккордеон)», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Учебный предмет «Специальность (аккордеон)» направлен на музыкально-эстетическое развитие учащихся и закладывает базу для их дальнейшего профессионального самоопределения в области музыкального искусства.

Обучение по программе осуществляется с применением педагогической технологии личностно-ориентированного обучения, которая представляет собой совокупность педагогических принципов и методов обучения, направленных на:

  • индивидуальное самовыражение и самореализации личности учащегося в ходе освоения изучаемого предмета;
  • формирование и развитие музыкально-исполнительских навыков учащегося;
  • раскрытие, развитие музыкальных способностей и творческого потенциала ученика.

Программа составлена с учётом основных педагогических принципов обучения:

  • дифференцированный подход, с учётом индивидуально-возрастных, психологических и музыкально-исполнительских способностей ученика;
  • доступность, систематичность и последовательность освоения и развития знаний, умений, навыков, необходимых учащемуся для овладения музицированием на аккордеоне;
  • стимулирование и активизация мотивации к учебно-познавательной и творческой деятельности учащегося.

Срок реализации  учебного предмета «Специальность (аккордеон)»  для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте  с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

32

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на

аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2

2

2

3

Общее количество часов

на аудиторные занятия в год

64

66

66

66

66

66

66

99

Общее количество часов на аудиторные занятия на весь период обучения

559

Формой  проведения учебных аудиторных занятий с учащимся является  индивидуальный урок, продолжительностью 40 минут. Для учащихся 1-7 классов предусмотрено 2 часа в неделю, для учащихся 8 класса – 3 часа в неделю.

Цель и задачи учебного предмета

Цель – овладение практическими навыками музицирования на аккордеоне.

Задачи:

  • дать систему музыкально-теоретических знаний и умений;
  • обучить основным исполнительским навыкам игры на аккордеоне;
  • познакомить со стилистическими направлениями в мировой музыкальной культуре и жанрам музыки;
  • подготовить наиболее одарённых учащихся к дальнейшему профессиональному обучению музыкальному искусству;:
  • сформировать музыкально-исполнительский аппарат;
  • развить музыкальные способности;
  • сформировать и развить навыки сольного исполнения, чтения нот с листа, подбора по слуху;
  • развить музыкально-познавательную и творческую деятельность учащегося;
  • развить образно-ассоциативное мышление и музыкально-эмоциональную отзывчивость;
  • расширить музыкальный кругозор;
  • воспитать музыкально-эстетический вкус;
  • воспитать трудолюбие;
  • воспитать самостоятельность в учебной деятельности.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета

используются следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный метод: словесное объяснение, устное

изложение,  беседа, диалог, исполнение преподавателем нотного материала, показ исполнительских приёмов игры, демонстрация видеоматериалов, прослушивание аудиоматериалов, использование учебных схем, таблиц, плакатов;

  • частично-поисковый метод: решение поставленных задач совместно с

преподавателем, использование дидактических, развивающих, познавательных игр, задач, кроссвордов;

  •  практический метод: самостоятельное воспроизведение учащимся

полученных знаний, исполнительских навыков, умений и освоенных видов учебной деятельности (чтение нот с листа, подбор по слуху);

  • исследовательский метод:  анализ нотного текста, самостоятельная

творческая работа учащихся.

Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

В ходе освоения учебного предмета «Специальность (аккордеон)» учащимся, осуществляются следующие виды самостоятельной работы:

- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

- подготовка к контрольным урокам, зачётам и экзаменам;

- подготовка к концертным, конкурсным выступления;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов, музеев и др.);

- участие обучающихся в творческих мероприятиях и музыкально-просветительской деятельности образовательного учреждения.

В процессе обучения  используются следующие виды уроков:

- урок разбора нового нотного материала;

- урок усвоения, обобщения и систематизации знаний;

- урок-повторение пройденного учебного материала;

- урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков.

        Одним  из основных средством обучения учащихся является репертуар, цель которого – решение учебно-технических, учебно-художественных задач; освоение музыкальных форм. Стилей, жанров; изучение переложений классических произведений, а так же оригинальных и современных произведений, написанных для аккордеона.  

        Подбор учебного материала основывается на принципах педагогической целесообразности, которые заключаются:

-    в  художественной ценности музыкального произведения;

        - в соответствии содержания учебного материала личным потребностям учащегося;

        -   в  доступности учебного материала для учащегося, с учётом его музыкально-исполнительских способностей и строения игрового аппарата.

Для каждого класса дан примерный перечень музыкальных произведений (различных по уровню сложности), рекомендуемые для исполнения на зачёте по специальности, академических концертах, для чтения нот с листа, переводных и выпускных экзаменах. Допустимо пополнение репертуарного списка, в связи с выходом новых учебных сборников и пособий для аккордеона (баяна).

        Оценка уровня освоения учащимся данной программы на определённых этапах его обучения, осуществляется с помощью видов, форм контроля и оценочных критериев, включающих и пятибалльную шкалу. Каждый из видов контроля успеваемости учащегося имеет свои задачи.

Формы и методы контроля, система оценок

Виды контроля:

  1. Текущий контроль успеваемости  осуществляется на каждом уроке

и определяет уровень мотивации учащегося к обучению, степень сформированости навыка самостоятельной работы (подготовка домашних занятий). Осуществляет постоянный контроль за успеваемость. И музыкально-исполнительским развитием. Качество учебной деятельности учащегося на уроке отражается с помощью дифференцированной системы оценок, включающих пятибалльную шкалу.  Результаты текущего контроля учитываются при выставлении четвертных, полугодовых и годовых оценок.

  1. Промежуточный контроль проходит в форме контрольного урока,

зачёта по специальности, технического зачёта. Академического концерта, переводного экзамена. Контрольного прослушивания, которые выявляют уровень подготовки учащегося на определённом этапе его обучения по конкретно пройденному материалу и освоенным исполнительским навыкам.

        Контрольный урок проводится с 1 по 8 классы, в конце каждой учебной четверти, в учебной аудитории (в классе), непублично. Все контрольные уроки не требуют концертной готовности репертуара и оцениваются по пятибалльной шкале.

        Зачёт по специальности проводится в 1 классе (декабрь) в учебной аудитории (классе), в присутствии комиссии с применением недифференцированной системы оценок («зачёт» - «незачёт»). Зачёт по специальности определяет степень сформированости начальных исполнительских навыков, правильной посадки, постановки инструмента и постановки обеих рук. Учащийся должен исполнить три произведения на память, согласно учебным требованиям.

        Технический зачёт проводится в 1 классе во втором полугодии (март), со 2 по 7 классы – два раза в год (октябрь, март), 8 класс – один раз в год (октябрь). Технический зачёт сдаётся в учебной аудитории (классе), в присутствии комиссии с применением дифференцированной системы оценок, на котором определяется уровень технического роста учащегося и владение им теоретическими знаниями. Технический зачёт включает в себя исполнение одной гаммы (мажорной или минорной), этюда (на память).        Академический концерт сдаётся со 2 по 7 класс в первом полугодии (декабрь) и 2-3, 5-7 классы во втором полугодии (апрель) публично, на сцене, в присутствии комиссии, родителей с применением дифференцированной системы оценок. Исполнение академического концерта демонстрирует уровень освоения учебной программы по классам за первое полугодие. Учащийся исполняет два произведения на память, согласно годовым программным требованиям по классам. Победа (участие) в городских, окружных, региональных, всероссийских, международных конкурсах (конкурсах-фестивалях) даёт право решением отдела освободить учащегося от сдачи академического концерта.

        Переводной экзамен проводится в конце каждого учебного года (май) для 1-7 классов публично на сцене, в присутствии комиссии, родителей с применением дифференцированной системы оценок. Переводной экзамен демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Учащийся исполняет три произведения на память, согласно годовым программным требованиям по классам. Победа (участие) в городских, окружных, региональных, всероссийских, международных конкурсах (конкурсах-фестивалях) даёт право решением отдела освободить учащегося от сдачи переводного экзамена.

        Контрольное прослушивание выпускников проводится три раза в год (декабрь, февраль, апрель) публично на сцене, в присутствии комиссии и самих учащихся, с применением дифференцированной системы оценок, на которых проверяется степень готовности учащегося 8 класса к итоговой аттестации (выпускному экзамену). В программу прослушиваний выпускного экзамена включаются четыре произведения:

1) пьеса полифонической формы (канон, прелюдия, фугетта, фуга двухголосная) или пьеса жанрового вида полифонии (менуэт, ария, гавот, буре, сарабанда), или пьеса подголосочного вида полифонии;

2) обработка народной песни или танца;

3) виртуозная пьеса или пьеса кантиленного характера;

4) оригинальная пьеса или произведение крупной формы (сюита не менее 3-х частей, сонатина, I часть сонатины, II и III части сонатины).

На первом прослушивании (декабрь) исполняются два любых произведения из выпускной программы; На втором (февраль) – три произведения; на третьем (апрель) – все четыре произведения. Произведения исполняются на память.

        Итоговый контроль (выпускной экзамен) проводится в 8 классе (май), в присутствии комиссии, с применением дифференцированной системы оценок. Выпускной экзамен включает исполнение четырёх произведений на память, согласно программным требованиям и определяет уровень и качество освоения образовательной программы за девятилетний период обучения.

        Для оценки уровня, освоенных учащимся знаний, умений и навыков во всех видах контроля, используются критерии оценивания исполнения, соответствующие пятибалльной шкале и оценочной системе «зачёт»-«незачёт».

Оценка

Критерии оценивания исполнения

5 («отлично»)

Яркая, осмысленная игра, выразительная динамика;  артистичное исполнение программы с использованием всех необходимых музыкально-выразительных средств, приёмов меховедения, яркое раскрытие музыкального образа, стиля, жанра, формы произведения;  точное выполнение указаний автора и технических приёмов, правильные посадка, постановка инструмента и рук, контроль чистоты мелодического и ритмического рисунка. Допускаются мелкие неточности.

4 («хорошо»)

а) Допускаются незначительные запинки (но умеет сразу продолжить игру) или текстовые ошибки, или небольшие темповые погрешности при выразительном эмоциональном исполнении, раскрытии музыкального образа, сохранении стиля, жанра, темпа и формы произведения;

б) Недостаточная выразительность исполнения при точном воспроизведении текста в необходимом темпе.

3 («удовлетворительно»)

Слабое, невыразительное художественно-образное исполнение произведения, стилистическая неточность, исполнение с текстовыми ошибками, ритмическими погрешностями, ритмическая и фразировочная неточности, слабое меховедение, частые остановки, запинки (с трудом может продолжить игру), недоученность программы. Можно говорить о том, что качество исполняемой программы в данном случае зависело от времени, потраченном на работу дома или отсутствии интереса у ученика к занятиям музыкой.

2 («неудовлетворительно»)

Очень слабое и неточное исполнение без личного участия самого ученика в процессе музицирования, много остановок (невозможность продолжить игру дальше), исполнение произведения в неполном объёме.

«Зачет»

 (без оценки)

Правильная посадка, постановка инструмента и рук, выразительное исполнение, точное исполнение указаний автора и технических приёмов, соблюдение правил меховедения; допускаются мелкие неточности. Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения.

«Незачет»

 (без оценки)

Проблемы с посадкой, постановкой инструмента и технического аппарата, неточное исполнение программы (значительные текстовые ошибки) или в неполном объёме.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Реализация программы обеспечивает:

  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству,

самостоятельному музыкальному исполнительству;

  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и

навыков, позволяющий использовать многообразные возможности аккордеона для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;

  • знание репертуара для аккордеона, включающего произведения

различных стилей и жанров – полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры, в соответствии с программными требованиями;

  • знание художественно-исполнительских возможностей аккордеона;
  • знание профессиональной терминологии;
  • наличие умений по чтению с листа несложных музыкальных

произведений;

  • навыки слухового контроля, умение управлять процессом исполнения

музыкального произведения;

  • навыки по использованию музыкально-исполнительских средств

выразительности, выполнению анализа исполняемых произведений, владения различными видами техники исполнительства, использования художественно-оправданных технических приемов;

  • наличие творческой инициативы, сформированных представлений о

методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над

исполнительскими трудностями;

  • наличие навыков репетиционно-концертной работы в качестве солиста.

Для осуществления образовательного процесса по данной программе используется следующее материально-техническое оснащение учебных занятий:

- площадь учебной аудитории для занятий по учебному предмету «Специальность (аккордеон)» не менее 9 кв.м;

- санитарно-противопожарные нормы охраны учебного процесса;

- аккордеоны импортного производства («Weltmeister» (3/4, 4/4), «Hohner» (3/4, 4/4), «Sсandalli» (4/4), «Paolo Soprani» (4/4), в зависимости от роста учащегося;

- пюпитры, подставки для ног различной высоты (в зависимости от роста учащегося),  стулья;

- музыкальный центр, аудиозаписей, видеозаписи. Метроном;

- музыкальные энциклопедии, словари, учебная, методическая и учебно-методическая литература;

- наглядные пособия, схемы, плакаты, таблицы («Штрихи», «Темпы», «Характер», «Артикуляция»).


  1. Содержание учебного предмета

1. Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на

освоение учебного предмета «Специальность (аккордеон)»

Распределение по годам обучения

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

Продолжительность учебных занятий (в нед.)

32

33

33

33

33

33

33

33

Количество часов на аудиторные занятия в неделю

2

2

2

2

2

2

2

3

Общее количество часов на аудиторные занятия

559

Количество часов на внеаудиторные занятия в неделю

2

2

2

3

3

3

4

4

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам

64

66

66

99

99

99

132

132

Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия

757

Максимальное количество часов занятий  в неделю

4

4

4

5

5

5

6.5

6.5

Общее максимальное количество часов по годам

128

132

132

165

165

165

214.5

214.5

Общее максимальное количество часов на весь период обучения

1316 часов

Виды внеаудиторной работы:

- самостоятельные занятия по подготовке учебной программы;

- подготовка к контрольным урокам, зачетам и экзаменам;

- подготовка к концертным, конкурсным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов)

- участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-

просветительской деятельности образовательного учреждения и др.


Годовые требования по классам

1 класс

  1. Знакомство с инструментом. История создания инструмента; правила

обращения с инструментом (уход и техника безопасности, подготовка инструмента к работе); основы и особенности при посадке, постановке игрового аппарата; принципы звукоизвлечения (нажатие клавиши и ведение меха); индивидуальный выбор инструмента.

  1. Организация игрового аппарата: упражнения без инструмента,

направленные на освоение движений, используемых в дальнейшем на аккордеоне;  формирование мышечной свободы и двигательной активности руки, запястья, пальцев - упражнения, сидя за столом, вначале одной рукой, затем другой и двумя руками вместе (“Мостик”, “Прыжки”, “Мячик”, “Классики”; постановка и положение правой и левой рук при игре на инструменте; знакомство с правой и левой клавиатурой.

  1. Музыкально-теоретическая подготовка: название нот; расположение нот первой и второй октавы в скрипичном ключе и на клавиатуре (правая рука); длительности нот и пауз (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая); музыкальные жанры (вальс, танец, песня); такт (сильные, слабые доли, метр); тактовый размер (2/4, 3/4, 4/4); правила ведения и смены меха; название и обозначение рядов левой клавиатуры; расположение нот в басовом ключе и на левой клавиатуре; аппликатура, её обозначение в нотах; штрихи (Legato- связно, обозначается лигой, Non legato - не связно, обозначений не имеет, Staccato- коротко, отрывисто, обозначается точкой над или под нотой); динамика (pp, р, mp, mf, f, ff, diminuendo, crescendo); увеличение длительностей нот (нота с точкой, одноимённая залигованная нота, фермата);  знаки сокращённой записи (вольта, реприза); знаки альтерации (диез, бемоль, бекар);  строение музыкальной речи (мотив, фраза, предложение, период); музыкальный лад (мажор, минор), опорные (устойчивые) ступени лада  (1, 3, 5 ступени), строение мажорной гаммы; характер исполнения музыки (cantabile, dolce); анализ нотного текста; порядок работы с пьесой.
  2. Учебно-техническая работа:  начальные способы ведения меха

(ровное, ускорение, замедление);  звукодинамические упражнения («Ниточка», «Поезд приехал», «Поезд проехал», «Поезд уехал»); распределение силы ведения меха при разжиме (сжиме); основные виды туше (нажим, толчок, удар);  штрихи (legato, non legato, staccato)         их сочетание; игра с поочерёдным вступлением рук; мажорные и минорные аккорды в аккомпанементе; игра двумя руками вместе; аппликатурные приёмы – репетиция (двумя пальцами), подкладывание первого и накидывание третьего пальцев; игра упражнений, песенок-прибауток на отдельно взятой ноте отдельно каждой рукой, упражнения и этюды на формирование координации движения рук и двигательной активности пальцев. 

        2 этюда (с ритмическим рисунком целые, половинные, четвертные, восьмые) в форме предложения, периода.

Гамма C-dur  (в одну октаву) каждой рукой отдельно, G-dur (правой рукой) штрихами legato, non legato, staccato.

  1. Учебно-художественная работа: роль аккомпанемента; показ сильных

долей; средства музыкальной выразительности (динамика, темп, характер, штрихи); взятие «музыкального дыхания»; кульминация. Образное восприятие, активная работа воображения - отличительная особенность детского мышления. Для развития образного мышления, педагогу предлагается применять в работе следующие упражнения:

  • «Пошли в гости»- используется при постановке руки, выполняется 3 пальцем.
  • Свободное скольжение по клавиатуре вверх и вниз (для расслабления запястья)
  • «Перелеты птички с приземлениями» - дугообразные и волнообразные перемещения по клавиатуре.
  • «Меткий стрелок или Охота». Игра на слухомоторную координацию. Крупным движением руки попасть на нужную клавишу.
  • «Найди меня» - упражнение на развитие слуха.
  • «Шагающий экскаватор»- передача характера через прикосновение с 1-го на 5-й палец с раскачиванием запястья.
  • «Медведь». Цель - механическое заучивание нот в левой клавиатуре. Исполнять в разном характере.
  • «Эхо» - развитие слуховых навыков.

В развитии обратного мышления начинающего музыканта целесообразно исходить не из обращения к «целостному» образу, а от умения исполнителя выявить образ в звучании, т.е. придать приему, звуку, нюансу тот характер, ту степень яркости, которые продиктованы образом. Именно на начальном этапе обучения необходимо стремиться развивать образное мышление ученика, искать такие способы развития ученика, которые бы постепенно превращали его фантазию в звуковое воображение.

15-20 пьес (с поочерёдным вступлением рук и двумя руками вместе) различного характера и жанра. Пьесы желательно сопровождать стихами (поэтический текст не только создает эмоциональный настрой у ребенка, но и помогает понять ритмическую сторону пьесы);

  1. Чтение нот с листа: анализ произведения; пьесы из 3-5 звуков

(отдельно руками, с поочерёдным вступлением рук или двумя руками вместе в одной позиции) не быстрого темпа в размерах 2/4, 4/4, в изученных тональностях, длительностями целая, половинная, четвертная, в объёме 8 тактов.

  1. Ансамбль с преподавателем: 2-3 произведения (отдельно или двумя

руками) в форме предложения, периода, с ритмическим рисунком целые, половинные, четвертные, восьмые в изученных тональностях.

  1. Подбор по слуху: мелодии правой рукой из 3-5 звуков в интервале

секунды, в тональности C-dur.

Таблица 3

I полугодие

II полугодие

Зачет по специальности  (декабрь)  Три разнохарактерных пьесы 

Допускается:

 а) исполнение отдельно каждой рукой;

б) поочерёдное вступление правой и левой руки;

в) двумя руками вместе в унисон;

г) двумя руками вместе с аккомпанементом

Технический зачет  (март) 

Гамма  C-dur правой рукой в одну октаву  штрихами legato, non legato, staccato. Мех по 4-8 звуков.

Этюд: объём 8 тактов, основными длительностями в ритмическом рисунке (целые, половинные, четвертные, восьмые), штрихи  legato, non legato, staccato их сочетание, соединение.

Переводной экзамен (май) – три разнохарактерных пьесы  двумя руками вместе.

Примерный репертуарный список зачёта в конце I полугодия:

  1. Рум.н.п. «Поезд»

Р.н.п. «Дон-дон»

Дет.пес. «Лошадка»

  1. Дет. пес. «Жучка»

Р.н.п. «Лиса»

Р.н.п. «Лепёшки»

Примерный репертуарный список переводного экзамена:

  1. Детская песня «У кота»

Р.н.п. «Василёк»

Р.н.п. «Лошадка»

     2.  Р.н.п. «Пастушок»

        Укр.н.п. «Семейка»

        А.Филиппенко «Цыплята»

Примерный репертуарный список для чтения нот с листа в 1 классе:

Р.н.п. «Сорока»

Р.н.п. «Солнышко»

Дет. пес. «Осень»

Считалочка «Андрей-воробей»

Р.н.п. «Как на зорьке»

Е.Лёвина «Бобик»


2 класс

  1. Музыкально-теоретическая подготовка: расположение нот малой

октавы в скрипичном ключе и на клавиатуре (правая рука); артикуляция; секвенция; главные ступени лада; виды минора; медленные и умеренные музыкальные темпы (lento, largo, andante, moderato, allegretto); виды альтерации (ключевые, случайные знаки); музыкальная форма (простая двухчастная АВ).

  1. Учебно-техническая работа: закрепление и развитие ранее освоенных

технических навыков и приёмов игры; твёрдая и мягкая атака звука; способы смены движения меха (заметная на слух, незаметная на слух); затакт; акцент – энергичное нажатие клавиши и рывок мехом; скачки через один бас основного ряда, сочетание баса вспомогательного ряда и мажорного аккорда в левой руке; упражнения и этюды на развитие двигательной активности пальцев, перемещение позиций, гаммаобразные движения (четвертные, восьмые, шестнадцатые длительности), скачки в правой руке (терция – квинта).  

        4  этюда с ритмическим рисунком четвертные, восьмые, шестнадцатые в форме периода.

 Гаммы C-dur, G-dur (в одну октаву) двумя руками вместе штрихами

legato, non legato, staccato. Длинные арпеджио отдельно каждой рукой в тональностях C-dur, G-dur, a-moll.

  1. Учебно-художественная работа: 10-12 различных пьес различного

стиля, жанра и характера; образное мышление, активная работа воображения; внутрифразовое развитие.

  1. Чтение нот с листа: анализ произведения; пьесы за 1 класс,

построенные на позиционном, гаммаобразном движении мелодии двумя руками вместе.

  1. Подбор по слуху: мелодии правой рукой в интервале терции в

тональностях C-dur, G-dur.

Таблица 4

I полугодие

II полугодие

Технический зачет (октябрь) 

 Гамма  C-dur  в одну октаву правой рукой  штрихами legato, non legato, staccato, левой рукой – legato. Мех по 4-8 звуков.

Этюд

Академический концерт (декабрь) Две  разнохарактерных пьесы 

Технический зачет  (март) 

Гамма  C-dur  двумя руками вместе в одну октаву  штрихами  legato, staccato.

Гамма G-dur  отдельно каждой рукой legato. Мех по 4-8 звуков.

Этюд

Переводной экзамен (май)

 Три разнохарактерных пьесы

Примерный репертуарный список академического концерта

в конце первого полугодия:

  1. Р.н.п. «Во саду, в огороде»

А. Юхно «У Алёнки в гостях»

2.  Латышев А. Детская сюита «В мире сказок»: («Марш Бармалея»,

     «Вальс    Мальвины», «Емеля на печи», «Страшная история»)

Белорусская народная песня «Перепёлочка»

     3.  А.Жилинский «Кот-мурлыка»

 Р.н.п. «Как у нас-то козёл»

Примерный репертуарный список переводного экзамена:

  1. Шуберт Ф. «Лендлер»

Обработка  Бажилина Р. «Частушка»

В.Бухвостов «Маленький вальс»

  1. Р.н.п. «Я на горку шла»

А.Жилинский «Кот-мурлыка»

Й.Гайдн «Военный марш»

Примерный репертуарный список для чтения нот с листа во 2 классе:

М.Красев «Ёлочка»

А.Филиппенко «Праздничная ёлочка»

А.Раухвегер «Воробей»

Укр.н.п. «Зайчик»

Р.н.п. «Полянка»

Укр.н.п. «Диби-диби»

Рн.п. «Сорока»

Слов.н.п. «Маленькая Юлька»

Р.н.п. «Лепёшки»

Дет.пес. «Котик»

Р.н.п. «Ладушки»

А.Филиппенко «Сапожки»

3 класс

  1. Музыкально-теоретическая подготовка: быстрые музыкальные

темпы (allegro, vivo, presto); темповые изменения (ritenuto, a tempo, tempo I); музыкальная форма (простая двухчастная репризная, тема с вариациями – обработка народных танцев, песен); затакт и размеры 3/8, 6/8; динамические нюансы (sf, sp).

  1. Учебно-техническая работа: закрепление и развитие ранее освоенных

технических навыков и приёмов игры; ритмическая группировка – восьмая и две шестнадцатых и наоборот; короткие арпеджио,  и двойные ноты (терции) в правой руке; аппликатурный приём – накидывание четвёртого пальца;  скачки через два баса основного ряда, бас основного ряда и доминантсептаккорд;  упражнения и этюды на развитие мелкой техники.

4  этюда.

Гаммы C-dur, G-dur (в две октавы), D-dur (в одну октаву) двумя руками вместе штрихами legato, non legato, staccato; a-moll (в одну октаву) двумя руками вместе штрихом legato;  длинные арпеджио (с репризой), короткие арпеджио; тонические трезвучия с обращением в пройденных тональностях; гамма   e-moll (в одну октаву) отдельно каждой рукой.

  1. Учебно-художественная работа: 8 – 10 различных пьес различного

стиля, жанра и характера, формы; тема с вариациями; темповые изменения (ritenuto – замедляя темп, a tempo – в темпе, tempo I – первоначальный темп); выразительность звуковедения.

  1. Чтение нот с листа: пьесы за 1-2 класс, до одного знака при ключе.
  2. Подбор по слуху: мелодии в интервале терции правой рукой или двумя

руками вместе (гармоническая функция T-S-D-T) в тональностях C-dur, G-dur, a-moll.

Таблица 5

I полугодие

II полугодие

Технический зачет (октябрь) 

 Гамма  - G-dur  в одну октаву  двумя руками вместе штрихами legato, staccato. Мех по 4-8 звуков.

Длинные арпеджио:  двумя руками (без репризы).  Мех по 3- 6 звуков.

Этюд

 

Академический концерт (декабрь) Два разнохарактерных произведения, включая тему с вариациями (обработка народных песен, танцев)

Технический зачет  (март) 

Гамма  a-moll  (три вида) правой рукой в одну октаву  штрихом  legato, бас «ре» допускается исполнять 3 или 4 пальцем; мех по 4-8 звуков.

Длинные арпеджио: правой рукой  (без репризы). Мех по 3-6  звуков.

Аккорды:  правой рукой по 3 звука, штрих – non legato;

Этюд

Переводной экзамен (май)

 Три разнохарактерных пьесы, включая пьесу с подголосочной полифонией.

Примерный репертуарный список академического концерта

в конце первого полугодия:

  1. Р.н.п. в обр. Аз.Иванова «Как под яблонькой»

         Чеш.н.п. в обр. В.Ребикова «Аннушка»

  1. М.Качурбина «Мишка с куклой танцуют полечку»

Д.Самойлов «Вальс»

     3.         Ф.Шуберт «Лендлер»

Л.Книппер «Полюшко-поле»

Примерный репертуарный список переводного экзамена

  1. Обр. В.Медведева р.н.п. «Как пошли наши подружки»

Дм.Покрасс «Три танкиста»

К.-М.Вебер «Песня русалки»

     2.  Н.Чайкин «Танец Снегурочки»

Р.н.п. в обр. Г.Бойцовой «Пойду ль я, выйду ль я»

Груз.н.п. «Сулико»

Примерный репертуарный список для чтения нот с листа в 3 классе

М.Красев «Осень»

А.Жилинский «Кот-мурлыка»

Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

Р.н.п. «Блины»

Р.н.п. «Как у нас-то козёл»

Латыш.н.п. «Птичка-трясогузка»

В.Калинников «Тень-тень»

     В.Бахутова «Ёлочка»

4 класс

  1. Музыкально-теоретическая подготовка: расположение нот третьей

октавы в скрипичном ключе и на инструменте; синкопа; знаки сокращённого нотного письма (8 - - - - , Da саро al fine (да капо аль финэ);  остинато; триоль; характер исполнения музыки (energico, espressivo); подголосочная полифония.

  1. Учебно-техническая работа: закрепление и развитие ранее освоенных

технических навыков и приёмов игры; аппликатурный приём – подмена пальца на звуке; кистевое стаккато; пульсирующий приём ведения меха при исполнении синкопы, острого ритмического рисунка; переключение регистров во время игры; септаккорд и минорный аккорд от основного нижележащего баса; скачки через три баса основного ряда; упражнения и этюды на развитие мелкой техники (пунктирный ритм, триоли).

4-6 этюдов на мелкую технику в изученных тональностях.        

Гаммы C-dur, G-dur (на увеличение – 1:1, 1:2), D-dur (в две октавы) двумя руками вместе штрихами legato, non legato, staccato; a-moll (в одну октаву) двумя руками вместе штрихом legato;  длинные арпеджио (с репризой), короткие арпеджио; тонические трезвучия с обращением в пройденных тональностях; гаммы a-moll, e-moll (в две октавы) двумя руками вместе; гаммы A-dur, F-dur, h-moll (в одну октаву) двумя руками вместе, длинные, короткие арпеджио, тоническое трезвучие с обращениями во всех пройденных тональностях.

  1. Учебно-художественная работа: 8 – 10 различных пьес различного

стиля, жанра и характера и музыкальной  формы (1-2 из них – с элементами подголосочной полифонии); голосоведение в полифонических формах; выразительность звуковедения и интонирования; формирование динамической гибкости в исполнении; промежуточные темповые изменения при исполнении произведения.

  1. Чтение нот с листа: пьесы за 2 класс, до двух знаков при ключе.
  2. Подбор по слуху: мелодии в интервале квинты  правой рукой или

двумя руками вместе (гармоническая функция T-S-D-T) в тональностях до двух знаков при ключе.

Таблица 6

I полугодие

II полугодие

Технический зачет (октябрь) 

 Гамма  - D-dur (в одну октаву) двумя руками вместе штрихами legato, staccato. Мех по 8 звуков.

Короткое арпеджио: (бас на первую долю), штрих – legato. Мех по 8 звуков;

Длинные арпеджио:  (без репризы). Мех по 6 - 12 звуков.

Аккорды: по 3-4  звука,  штрих – non legato;

Этюд

 

Академический концерт (декабрь) Два разнохарактерных произведения, включая пьесу кантиленного характера.

Технический зачет  (март) 

Гамма  а-moll  (три вида) двумя руками вместе в одну октаву  штрихом legato, бас «ре» допускается исполнять третьим или четвёртым пальцем; мех 8-16  звуков.

Короткое арпеджио: (бас на первую долю), штрих – legato. Мех по 8 звуков;

Длинные арпеджио: (без репризы) штрих – legato Мех по 6-12  звуков.

Аккорды: по 3-4 звука, штрих – non legato;

Гамма  е-moll  (три вида) в одну октаву  отдельно каждой рукой.

Этюд

Переводной экзамен (май)

 Три разнохарактерных пьесы, включая пьесу жанровой полифонии.

Примерный репертуарный список академического концерта

в конце первого полугодия:

     1.  В.Иванов «Юмореска»

Р.н.п. «То не ветер ветку клонит»

     2.  М.Глинка «Жаворонок»

          Обр. В.Бухвостова  р.н.п. «Я на горку шла»

     2.  А.Коробейников «Полька-фитюлька»

А.Доренский «Простой мотив»

Примерный репертуарный список переводного экзамена

      1. Б.Барток «Разговор» (a-moll)

В.Шаинский «Вместе весело шагать»

М.Глинка «Полька»

      2. Д.Тюрк «Баюшки-баю» (F-dur)

        А.Доренский «Мамин вальс»

        Бел.н.т. «Крыжачок»

      3.В.Моцарт «Менуэт» (F-dur)

        В.Бакланов «Озорная кадриль»

        Е.Дога «Вальс» (из к/ф «Мой ласковый и нежный зверь»)

Примерный репертуарный список для чтения нот с листа

Л.Панайотов «Вальс»

А.Доренский «Хоровод и наигрыш»

К.-М. Вебер «Колыбельная»

Укр.н.п. «Бандура»

М.Красев «Осень»

Матр. Танец «Яблочко»

Л.Бетховен «Сурок»

«Тирольский вальс»

Д.Кабалевский «Ёжик»

5 класс

  1. Музыкально-теоретическая подготовка: мелизмы (форшлаг, мордент, трель, группетто); буквенное обозначение нот, знаков альтерации, тональностей; глиссандо; жанровая полифония, её виды – менуэт, ария, гавот, буре, сарабанда; музыкальная форма (простая трёхчастная - АВА); темповые изменения (accelerando, con moto).
  2. Учебно-техническая работа: закрепление и развитие ранее освоенных

технических навыков и приёмов игры; метроритмические особенности исполнения мелизмов (форшлаг, мордент, трель, группетто); бас вспомогательного ряда (четвёртым пальцем) с доминантсептаккордом; минорные аккорды в аккомпанементе (бас пятым пальцем и минорные аккорды вторым); использование всего звуковысотного диапазона  аккордеона;  упражнения и этюды на развитие моторики, беглости, свободы игрового аппарата различными ритмическими группировками и изученными штрихами.

4-6 этюдов на развитие игрового аппарата в изученных тональностях.

Гаммы А-dur, Е-dur (в две октавы) двумя руками вместе штрихами legato, non legato, staccato);  D-dur (на увеличение – 1:1, 1:2); G-dur на увеличение – 1:1, 1:2. 1:3); h-moll, d-moll (в две октавы) двумя руками вместе штрихом legato;  длинные арпеджио (с репризой), короткие арпеджио; тонические трезвучия с обращением в пройденных тональностях; гаммы В-dur, Es-dur, g-moll (в одну октаву) двумя руками вместе, длинные, короткие арпеджио, тоническое трезвучие с обращениями во всех пройденных тональностях.

  1. Учебно-художественная работа: 8-10 различных пьес различного

стиля, жанра и характера и музыкальной  формы; голосоведение в полифонических формах; выразительность звуковедения и интонирования, артикуляции, динамики; тремоло мехом; формирование динамической гибкости в исполнении; создание художественно-образного содержания произведения; промежуточные темповые изменения при исполнении произведения.

  1. Чтение нот с листа: пьесы за 2-3 класс, до двух знаков при ключе.
  2. Подбор по слуху: мелодии в интервале октавы  правой рукой или двумя руками вместе (гармоническая функция T-S-D-T) в тональностях до двух знаков при ключе.

Таблица 7

I полугодие

II полугодие

Технический зачет (октябрь) 

 Гамма  - А-dur (в две октавы) двумя руками вместе штрихами legato, staccato. Мех по 8-16 звуков.

Короткое арпеджио: (бас на первую долю), штрих – legato. Мех по 8-16 звуков;

Длинные арпеджио:  (с репризой). Мех по 6-12 звуков.

Аккорды: по 3-4  звука,  штрих – non legato;

Этюд

Академический концерт (декабрь) Два разнохарактерных произведения, включая пьесу кантиленного характера.

Технический зачет  (март) 

Гамма  е-moll  (три вида) двумя руками вместе в две октавы  штрихом legato, мех 8-16  звуков.

Короткое арпеджио: штрих – legato. Мех по 8-16 звуков;

Длинные арпеджио: (с репризой) штрих – legato Мех по 6-12  звуков.

Аккорды: по 3-4 звука, штрих – non legato;

Этюд

Переводной экзамен (май)

 Три разнохарактерных пьесы, включая пьесу жанровой полифонии

Примерный репертуарный список академического концерта

в конце первого полугодия:

  1. Обр.Д.Самойлова р.н.п. «Ходила младёшенька»

Ж.Рамо «Менуэт» (C-dur)

     2.  Д.Лундквист «Канон» (C-dur)

        Обр. А.Доренского р.н.п. «Вечор, матушка»

     3.   А.Коробейников «Канцона»

          Л.Феррари «Домино»

Примерный репертуарный список переводного экзамена

     1. М.Кригер «Менуэт» a-moll

         Л.Колесов «Клоуны»

         М.Фаллоне «Вальс-мюзет»

      2. Х.Лук «Кукольная кроватка» (G-dur)

          Укр.н.п. «Ехал казак за Дунай»

        К. Листов «В землянке»

      3. Ф.Гендель «Менуэт» F-dur 

        Матросский танец «Яблочко» в обр. Р.Бажилина

        И.Лученок «Майский вальс»

Примерный репертуарный список для чтения нот с листа

Пол.н.т. «Мазурка»

А.Зацепин «Песенка про медведей»

Р.н.п. в обр. А.Сударикова «Как под горкой»

А.Доренский «Полька-двойка»

А.Доренский «Мамин вальс»

Н.Чайкин «Танец Снегурочки»

Б.Савельев «Настоящий друг»

Б.Савельев «Неприятность эту мы переживём»

6 класс

  1. Музыкально-теоретическая подготовка: динамические оттенки

(subito piano, subito forte); дополнительные слова к обозначению темпов (molto, assai, non troppo, mеno mosso, piu mosso);  характер исполнения музыки (brilliante, con brio, patetico, rubato); полифонические формы (канон, имитация, прелюдия, фугетта); буквенно-цифровая система обозначения аккордов.

  1. Учебно-техническая работа: закрепление и развитие ранее освоенных

технических навыков, штрихов,  приёмов игры, ритмических формул; технических навыков; ритмическая фигурация аккомпанемента (восьмая-четверть-восьмая); упражнения и этюды на развитие моторики, беглости, свободы игрового аппарата различными ритмическими группировками и изученными штрихами.

4 этюда  на развитие игрового аппарата.

Гаммы мажорные до трёх знаков при ключе (в две октавы - три октавы) штрихами legato, staccato,  на увеличение – 1:1, 1:2, 1:3, противоположным движением (правая рука исполняет гамму вверх, левая рука – вниз и наоборот), противоположными штрихами (правая рука исполняет гамму staccato, левая рука – legato и наоборот);  минорные гаммы fis-moll, cis-moll (в одну октаву) двумя руками вместе штрихом legato;  длинные арпеджио (с репризой), короткие арпеджио; тонические трезвучия с обращением (удвоением основного тона) в пройденных тональностях.

  1. Учебно-художественная работа: 8-10 различных пьес различного

жанра, характера, музыкальной формы; полифонические формы (канон, имитация, прелюдия, фугетта);  голосоведение в полифонических формах; выразительность звуковедения и интонирования, артикуляции, динамики; формирование динамической гибкости в исполнении; создание художественно-образного содержания произведения; промежуточные темповые изменения при исполнении произведения.

  1. Чтение нот с листа: пьесы за 3 класс  до двух знаков при ключе.
  2. Подбор по слуху: мелодии в интервале октавы  правой рукой или

двумя руками вместе (гармоническая функция T-S-D-T) в тональностях до двух знаков при ключе.

Таблица 8

I полугодие

II полугодие

Технический зачет (октябрь) 

 Гамма  - B-dur (в две октавы) двумя руками  штрихами legato, staccato;

Короткое арпеджио: (бас на первую долю), штрих – legato. Мех по 16 звуков;

Длинные арпеджио:  (с репризой). Мех по 12 звуков.

Аккорды: по 3-4  звука,  штрих – non legato;

Этюд

Академический концерт (декабрь) Два разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы (сонатина, сюита – не менее трёх частей)

Технический зачет  (март) 

Гамма  g-moll  (три вида) двумя руками вместе в две октавы  штрихом legato, мех 8-16  звуков.

Короткое арпеджио: штрих – legato. Мех по 8-16 звуков;

Длинные арпеджио: (с репризой) штрих – legato Мех по 6-12  звуков.

Аккорды: по 3-4 звука, штрих – non legato;

Этюд

Переводной экзамен (май)

 Три разнохарактерных пьесы, включая пьесу жанровой полифонии или пьесу полифонические формы (канон, имитация, прелюдия, фугетта);

Примерный репертуарный список академического концерта

в конце первого полугодия:

    1. Обр.А.Грачёва р.н.п. «Метёлки»

И.Плейель «Сонатина» (D-dur)

  1. А.Джулиани «Тарантелла»

Г.Коротков «Ночь запела песню»

     3.  Палмер-Хагес «Полька Эмилия» 

А.Коробейников «Сонатина в классическом стиле» (C-dur)

Примерный репертуарный список переводного экзамена

  1. М.Тигранян «Инвенция » C-dur

Р.н.п. «Тонкая рябина» в обр. В.Мотова

Л.Гаврилов «Русское поле»

  1. В.Моцарт «Менуэт» F-dur

Р.Бажилин «Вальс» (из спектакля «Банкрот)

Обр.Н.Чайкина р.н.п. «Утушка луговая»

Примерный репертуарный список для чтения нот с листа

В.Калинников «Журавель»

М.Дьяков «Цыганочка»

Р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

Обр. А.Денисова укр.н.п. «Ой, у вишневому саду»

М.Дьяков «Мелодия»

А.Коробейников «Песня без слов»

Ю.Гаврилов «Колобок»

М.Брамс «Венгерский танец №5»

Укр.н.т. «Метелица»

7 класс

  1. Музыкально-теоретическая подготовка: мелизмы (форшлаг, мордент, трель, группетто); темповые изменения (accelerando, con moto);  строение хроматической гаммы вверх и вниз; темповые изменения (accelerando, con moto);  крупная музыкальная форма (сонатина, сюита).
  2. Учебно-техническая работа:  закрепление и развитие ранее освоенных технических навыков, штрихов,  приёмов игры, ритмических формул; метро-ритмические особенности исполнения мелизмов (форшлаг, мордент); бас вспомогательного ряда с доминантсептаккордом, минорные секстаккорды в аккомпанементе (бас пятым пальцем и минорные аккорды вторым пальцем); использование всего звуковысотного диапазона аккордеона; упражнения и этюды на развитие моторики, беглости, свободы исполнительского аппарата, различными ритмическими группировками и изученными штрихами.

4 этюда  на развитие игрового аппарата.

Гаммы мажорные до трёх знаков при ключе (в две октавы - три октавы) штрихами legato, staccato,  на увеличение – 1:1, 1:2, 1:3, двойным штрихом – две legato две staccato и наоборот; минорные гаммы f-moll, c-moll (в одну октаву) двумя руками вместе штрихом legato;  длинные арпеджио (с репризой), короткие арпеджио; тонические трезвучия с обращением (удвоением основного тона) в пройденных тональностях.

  1. Учебно-художественная работа: 8  пьес  различного жанра, характера,

музыкальной формы; выразительность звуковедения и интонирования, артикуляции, динамики; формирование динамической гибкости в исполнении; крупная музыкальная форма (сонатина, сюита); создание художественно-образного содержания произведения.

  1. Чтение нот с листа: пьесы за 3 класс  до трёх знаков при ключе.
  2. Подбор по слуху: мелодии в интервале октавы  правой рукой или двумя руками вместе (гармоническая функция T-S-D-T) в тональностях до трёх знаков при ключе.

Таблица 9

I полугодие

II полугодие

Технический зачет (октябрь) 

 Гамма  F-dur (в две октавы) двумя руками вместе штрихами legato, staccato

Короткое арпеджио: (бас на первую долю), штрих – legato. Мех по 8-16 звуков;

Длинные арпеджио:  (с репризой). Мех по 12 звуков.

Аккорды: по 3-4  звука,  штрих – non legato;

Гамма  G-dur на увеличение 1:1, 1:2

Этюд

Академический концерт (декабрь) Два разнохарактерных произведения, включая произведение крупной формы (сонатина, сюита – не менее трёх частей)

Технический зачет  (март) 

Гамма  d-moll  (три вида) двумя руками вместе в две октавы  штрихом legato, мех 8-16  звуков.

Короткое арпеджио: штрих – legato. Мех по 8-16 звуков;

Длинные арпеджио: (с репризой) штрих – legato Мех по 6-12  звуков.

Аккорды: по 3-4 звука, штрих – non legato;

Этюд

Переводной экзамен (май)

 Три разнохарактерных пьесы, включая пьесу жанровой полифонии или пьесу полифонической формы

Примерный репертуарный список академического концерта

в конце первого полугодия:

  1. Л.Печников «Маленький мадригал» g-moll

Р.н.п. в обр.  А.Коробейникова «Субботея»

А.Доренский «Сюита №1»

     2. А.Хаслингер «Сонатина» I, II части (C-dur)

        Обр. Аз.Иванова укр.н.п. «Садом, садом, кумасенька»

        Н.Чайкин «Вальс»

Примерный репертуарный список переводного экзамена

  1. Гендель Ф. «Чакона» (d-moll)

А.Доренский «Сонатина в классическом стиле» (С-dur)

Коробейников А. «Хвастливые подружки»

  1. Ф.Маттезон «Сарабанда» (e-moll)

Д.Чимароза «Сонатина» (g-moll)

        В.Бухвостов «Лирический вальс»

Примерный репертуарный список для чтения нот с листа

Польский народный танец «Мазурка»

Иванов, В. Песня без слов

Тирольский вальс

Коробейников, А. Ариозо

Доренский, А. Веселые терции

Р.н.п. «Как у наших у ворот» в обработке Аз. Иванова

Р.н.п. «Во саду ли в огороде» в обработке Г. Бойцовой

Чайкин, Н. Танец Снегурочки

Ефимов, В. Старинный танец

Иванов, В. Юмореска

8 класс

  1. Музыкально-теоретическая подготовка: смешанные размеры (5/4,

7/4, 2/2, 2/3);  характер исполнения музыки (ad libitum, subitо, sforzando, con brio); агогика; полифоническая форма – фуга, её строение.

  1. Учебно-техническая работа: закрепление и  развитие ранее освоенных приемов игры и штрихов, ритмических формул; технических навыков; штрих – marcato; вибрато,  виды исполнения (левой рукой, правой рукой);  метроритмическая пульсация при переменных размерах; упражнения и этюды на развитие моторики, беглости, свободы исполнительского аппарата, различными ритмическими группировками и изученными штрихами.

2 этюда на развитие игрового аппарата.

Мажорные гаммы до 4-х знаков в ключе (в две - три  октавы) штрихами legato, staccato, на увеличение 1:1, 1:2, 1:3, противоположные штрихи (левая рука – штрихом staccato, правая рука – штрихом legato и наоборот), противоположное движение (правая рука играет вверх, левая рука – вниз и наоборот); двойной штрих (две  legato – две staccato и наоборот); минорные гаммы до 4-х знаков при  ключе (в одну-две октавы)  штрихом legato; длинные, короткие арпеджио в этих тональностях штрихом legato; аккорды.

  1. Учебно-художественная работа: 6-8  пьес различного характера,

жанра, музыкальной формы;  агогический  акцент; филировка звука; выразительность голосоведения,  интонации,  артикуляции, динамики; создание художественно-образного содержания произведения.

  1. Чтение нот с листа:  пьесы за 3-4 класс в тональностях до трёх знаков

при ключе.

  1. Подбор по слуху: мелодии в интервале октавы двумя руками вместе

(басы основного ряда гармонической функции Т-S-D-Т) в тональностях до трёх знаков при ключе.

                                                                                                           Таблица 10

I полугодие

II полугодие

Технический зачет (октябрь)

Гамма Е-dur в 3 октавы штрихами legato, staccato; противоположные штрихи, мех по 16-24 звука.

Длинное арпеджио: (с репризой) штрихом legato; мех по 12-24 звука.

Короткое арпеджио: штрихом legato; мех по 16 звуков.

Аккорды: по 4 звука штрихом non legato.

Гамма G-dur на увеличение 1:1, 1:2, 1:3.

Этюд 

Первое прослушивание (декабрь)

Два  произведения  из программы выпускного экзамена.

Второе прослушивание (февраль)

Три  произведения  из программы выпускного экзамена

Третье прослушивание (апрель)

Четыре произведения  из программы выпускного экзамена

     

        Выпускной экзамен  (май)

Четыре произведения программы выпускного экзамена.

                                                                                   

Примерный репертуарный список итоговой аттестации:

1. Р.н.п. в обр. Д.Самойлова «Как у нас-то козёл»

             Д.Чимароза «Сонатина» g-moll

            А.Гедике «Инвенция» F-dur

             Д.Ивановичи «Дунайские волны»

2. Р.н.п. в обр. А.Шелепнёва «Я на горку шла»

    В.Баканов «Колыбельная»

             А.Корелли «Адажио» h-moll

             В.Завальный «Школьный вечер»

3. А.Холминов «Фуга» (g-moll)

    В.Моцарт «Турецкий марш»

    Обр.И.Паницкого р.н.п. «Полосынька»

    Б.Фиготин «Мотылёк»

   4. Циполли, Д. «Фугетта» d-moll

                     «Карело-финская полька»  в  обр.  Б. Тихонова

                   Обр. М.Думенко «Сударушка»

                   Р.н.п. в обр. В.Мотова «В низенькой светёлке»

Примерный репертуарный список для чтения нот с листа в 8 классе

В. Мотов «Полька»

А. Жилинский «Полька»

Г. Шахов «Лесные дали»

В. Бухвостов «Вальс»

А. Коробейников «Песня без слов»

В. Калинников  «Журавель»

Е.Дога «Вальс»

Г.Колобов «Краковяк»

Укр.н.т. в обр. М.Цыбулина «Трясуха-полька»

Бел.н.т. «Лявониха»

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

Методическая литература для преподавателя

  1. «Азартное сольфеджио» Камаева Т., Камаев А.
  2. «Азбука маленького баяниста» Г.Крылова. Для начального обучения игре на баяне детей 6-8 лет. Учебно-методическое пособие для преподавателей и учащихся детских музыкальных школ искусств. В дух частях. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010
  3.  «Игра по слуху, чтение нот с листа и транспонирование» Г.Шахов. – М.: Музыка 1987
  4. «Искусство игры на баяне» Липс Ф.
  5. «Краткий музыкальный словарь» Должанский А.
  6. «Методические статьи по обучению игре на баяне» И.Пуриц. – М.: Композитор, 2001
  7. «Музыка от «А» до «Я»» Финкельштейн Э.
  8. «Музыкальное домино» Издательство «Классика-XXI век»
  9. «Музыкальный учебник для детей» Белованова М.
  10. «Об искусстве баянной транскрипции» Липс Ф.
  11. «Первые уроки музыки и творчества» Юдина Е.
  12.  «Полифонический словарь юного исполнителя» В.Брызгалин под ред. М.Имханицкого – Курган.: Мир нот, 2001
  13.  «Формирование исполнительской техники баяниста: монография» Б.Потеряев / Челяб.гос. акад. Культуры и искусств. – Челябинск., 2007
  14. «Элементарная теория музыка» Вахромеев В.

Репертуарные сборники для учащихся

  1. Архипова Л. Мы – музыканты, яркие таланты 1-3 кл. ДМШ - «ФЕНИКС».- Ростов-н\Д., 2011
  2. Бажилин Р. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). Подбор по слуху. Импровизация. Аккомпанемент песен: Учебное пособие – М. Изд. Катанского В., 2004
  3. Бажилин Р. Учимся играть на аккордеоне. Тетр1,тетр.2. Изд.дом «А.Катанского», - М., 2006г.
  4. Бажилин Р. Школа игры на аккордеоне: изд.В.Катанского – М., 1999
  5. Бакиров Р. Юный аккордеонист, уч. репертуар 1-3- кл. ДМШ – Магнитогорск, 1994
  6.  Бойцова Г. Юный аккордеонист. Ч. 1-2. Изд. «Музыка».- М., 1996 г.
  7.  Брызгалин   В. Радостное музицирование. Вып 1-й. Изд. «Мир нот» - Курган,   Челябинск, 2004
  8.  Бухвостов В. Пьесы, обработки, ансамбли - М., 2003
  9. Баян 1-3 классы ДМШ: Учеб. пособ. / Составление и испол. ред. Д. Самойлова. – М.: КИФАРА, 2001.
  10.  Баян 3-5 классы ДМШ: Учеб. пособ. / Составление и испол. ред. Д. Самойлова. – М.: КИФАРА, 2001.
  11.  Гаврилов  Ю. Бабушкины сказки детский альбом для баяна и аккордеона.  Изд. «ИСЕТЬ». – Шадринск, 2003
  12.  Гаврилов Ю. Метелица - Шадринск, 2003
  13.  Гаврилов, Ю. Детский уголок детский альбом для баяна и аккордеона. – Шадринск.: «ИСЕТЬ», 2004.
  14.  Гаммы. Арпеджио и аккорды для готово-выборного аккордеона / Испол. Ред. Р.Бажилина. – М.: Катанского, 2003
  15.  Доренский А. Музыка для детей.  Пед. Репертуар для баяниста. Вып. 2-й .   Изд. «ФЕНИКС».- Ростов на Дону, 1998
  16.  Доренский А. Пять ступеней мастерства. Этюды для баяна. Первая ступень. –  Ростов-н/Д.:Фекникс,1998.
  17.  Доренский А. Пять ступеней мастерства. Этюды для баяна. Вторая ступень. –  Ростов-н/Д.:Фекникс,2000.
  18.  Завальный  В.А.  Музыкальная мозаика. Альбом для детей и юношества (баян – аккордеон). – М.: КИФАРА, 2002.
  19.  Дулёв В. «Альбом для детей и юношества» - «Композитор», Сп-б. 2004
  20.  Елецкий В. Коротушки (Этюды-упражнения) 1997
  21.  Завальный В. Альбом для детей и юношества (баян-аккордеон) Изд. «КИФАРА» - М. 2002
  22.  За праздничным столом: песенник / Сост. Павленко Б. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008
  23.  Колесов Л. Эстрада в музыкальной школе - М., 1998
  24.  Кораблик. Альбом детских сочинений / Сост. Р.Гречухина. – СПб.:    

 Композитор, 2001

  1.  Коробейников А. Альбом для юношества.  часть I - Сп-б: «Композитор», 2003
  2.  Коробейников А. Альбом для юношества. часть II - Сп-б: «Композитор», 2003
  3.  Коробейников А. Детский альбом - М., 2004
  4.  Левин Е. Любимая классика в простом переложении.  Изд. «ФЕНИКС».- Ростов-на Дону., 2010
  5.  Литовко Ю. Веесёлый концерт - «Союз художников», 2002
  6.  Новые произведения российских композиторов 5-6- класс /Сост.Ушение В., - «ФЕНИКС».- Ростов на Дону, 2010
  7.  Нотная папка баяниста и аккордеониста. Вып. 1 / Сост. С.Баканова, В.Баканов Изд. «ДЕКА-ВС» - М., 2005
  8.  Нотная папка баяниста и аккордеониста. Вып. 2 /  Сост.  С.Баканова, В.Баканов Изд. «ДЕКА-ВС» - М., 2006
  9.  Нотная папка баяниста и аккордеониста. Вып. 3 /  Сост.  С.Баканова, В.Баканов Изд. «ДЕКА-ВС» - М., 2010
  10.  Мелодии прошлых лет - М., «Музыка», 1989
  11.  Музыкальная акварель. Вып. 1 /Сост. Гуськов А., - «Советский композитор», 1986
  12.  Музыкальная акварель. Вып. 4 /Сост. Цыбулин М., - «Советский

 композитор», 1987

  1.   Пайбердин А. Школа начальной игры на баяне. Екатеринбург, 1998
  2.  Полифонические пьесы И. Баха и его сыновей Сост. и ред. Лихачев Ю. Изд. Композитор. – М.
  3.  Полифоническая тетрадь  баяниста. Вып.1/Сост. Судариков А., М., - Музыка, 1991
  4.  Самойленко Б. Музыкальные картинки - Саратов, 2008
  5.  Семёнов В. Школа игры на баяне. М. 2003
  6.  Ушенин В. Школа художественного мастерства баяниста. Изд. «ФЕНИКС».- Ростов н/Д., 2009
  7.  Хрестоматия аккордеониста. 5 кл./ Сост. Грачёв В., 1997
  8. Хрестоматия для баяна: Младшие классы детской музыкальной школы. Вып. 1 / Составители Р.Н. Гречухина, М.Ю. Лихачев– СПб.: Композитор, 2002.
  9. Хрестоматия для баяна и аккордеона 1-3 годы обучения. Ч. 1. Музыка народов мира / Составитель Л. Скуматов. – СПб.: Композитор, 2002.
  10. Хрестоматия для баяна и аккордеона 1-3 годы обучения. Ч. 2. Старинная музыка / Составитель Л. Скуматов. – СПб.: Композитор, 2002.
  11. Хрестоматия для баяна и аккордеона 1-3 годы обучения. Ч. 4. Зарубежная классическая музыка / Составитель Л. Скуматов. – СПб.: Композитор, 2002.
  12. Хрестоматия для баяна и аккордеона 1-3 годы обучения. Ч. 5. Этюды  / Составитель Л. Скуматов. – СПб.: Композитор, 2007.
  13. Хрестоматия для баяна и аккордеона 1-3 годы обучения. Ч. 6. оригинальная музыка и обработки / Составитель Л. Скуматов. – СПб.: Композитор, 2002.
  14.  Хрестоматия баяниста 1-2 классы ДМШ. Изд. 2-е / Составление и испол. ред. А. Крылусова. – М.: Музыка. 1995.
  15.  Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона: 1-3 кл ДМШ: учебно-методическое пособие / Доренский А . – Ростов на Дону: Феникс, 2007 «Этих дней не смолкнет слава»/ Сост. Лёвина Е., Изд. «ФЕНИКС». - Ростов-на Дону, 2010
  16.  Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона: 3-5 кл ДМШ: учебно-методическое пособие / Доренский А . – Ростов н-Д: Феникс, 2008
  17.  Юному музыканту – баянисту-аккордеонисту: подготовительный класс / Сост.Ушенин В. – Изд. 2-е – Ростов на Дону: Феникс, 2011
  18.  Юхно С. Алёнкины гости - «Союз художников», Сп-б, 2002

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока с применением современных средств обучения в системе специального образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Урок русского языка для учащихся 2 класса с ограниченными возможностями здоровья (7 вид) с использованием интерактивной доски...

ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ КАК СПЕЦИАЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОБУЧЕНИЯ.

Очень важно начинать работу в период обучения грамоте, потому что , во — первых, именно в этот период ребенок начинает писать, и если на первом этапе не заложить основы осознанного отношения к т...

Экзаменационные билеты по трудовому обучению в 9 классе ( специальная (коррекционная) программа «Обучение на дому» 8 вида)

Билеты по трудовому обучению для  выпускников общеобразовательных учреждений с ограниченными возможностями здоровья...

Анализ работы индивидуального обучения (обучения на дому) обучающейся 1 в класса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВО

Анализ работы    индивидуального обучения (обучения на дому)обучающейся 1 в классаХанты-Мансийского автономного округа – ЮгрыКазенное специальное (коррекционное) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ...

Открытый урок на тему: Развитие технических навыков на начальном этапе обучения на баяне (аккордеоне)

формирование исполнительских и развитие технических навыков игры на инструменте. Сочетание задач постановки игрового аппарата и развития техники учащихся в классе аккордеона и баяна....

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИ́ЧЕСКОГО СПЕКТРА В ИНКЛЮЗИВНОМ КЛАССЕ

Внедрение поведенческих подходов, способствующих успешной инклюзии учащихся с расстройством аутистического спектра в общеобразовательном классе....

Презентация: «Специальные образовательные условия обучения и воспитания детей с задержкой психического развития»

laquo;Специальные образовательные условия обучения и воспитания детейс задержкой психического развития»...