богатырская тема в разных видах искусстве
план-конспект урока по музыке (3 класс) на тему

Проскурякова Мария Владиславовна

богатырская тема в разных темах искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bogatyrskaya_tema.docx26.55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

НОГИНСКИЙ ФИЛИАЛ

Государственного образовательного учреждения

высшего образования Московской области

                 Московского государственного областного университета

Конспект урока по музыке

На тему: «Богатырская тема в разных видах искусства»

Ногинск-2018

Тема: «Богатырская тема в разных видах искусства».

Тип урока: Комплексное внеклассное занятие по музыке.

Цель: Формирование основ духовно-нравственного воспитания младших школьников через приобщение их к «золотому фонду» произведений классической  музыки, поэзии, изобразительного искусства как важнейшему компоненту гармоничного развития личности; раскрытие образа богатыря – идеального защитника Отечества через разные виды искусства.

Задачи:  

  • устанавливать связь музыки с другими видами искусства;
  • формировать эмоционально ­нравственное отношение к произведениям искусства;
  • Познакомить с творчеством А.П. Бородина, В.М Васнецова.
  • уметь эмоционально и глубоко воспринимать образно­ смысловое содержание музыки;
  • воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну, способствовать осознанию причастности себя к её историческому прошлому и ответственности за её будущее.

Оборудование:

  1. Компьютер, мультимедийный проектор
  2. Программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word
  3. Картина художника: В. Васнецов «Три богатыря»  
  4. Музыкальный материал: М.Мусоргский «Богатырские ворота» ;           А.П. Бородин «Богатырская» симфония;

5.Фрагмент из былины: «Илья Муромец и Святогор»

Ход урока

1.Организационный момент.

Звучит музыка М.Мусоргского «Богатырские ворота». (ребята входят в класс)

- Здравствуйте! Меня зовут Мария Владиславовна! Сегодня я проведу у вас внеклассное занятие по музыке.

- Ребята, как звучала музыка под которую вы входили? (мужественно, смело, решительно, твердо, уверенно, мощно)

- А какой образ вы представили, пока слушали эту музыку?    

(Образ богатыря)

-А сейчас, послушайте стихотворение и скажите о чем оно.

Силён, как вольный ветер.

Могуч как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман.

Он силой, удалью богат.

Он защищает стольный град.

Спасает бедных и детей,

И стариков, и матерей!  (о Богатыре)

- Правильно! Ребята, как вы думаете, какие виды искусства помогут нам сегодня узнать о богатырях больше? (Музыка и литература. Если бы не было литературы, в музыке не было бы многих жанров: песни, оперы, балета) слайд1

- Ребята, назовите, пожалуйста, имена известных Вам богатырей?
(Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Вольга Святославович) слайд 2

- Предлагаю вместе составить словесный портрет этих богатырей.
Какие главные качества характеризуют богатырей?
(
Сила, стать, ум, смекалка, храбрость, решительность)

- Как, по ­вашему, будет звучать тема урока? («Богатырские образы искусстве»)

-Давайте представим, что мы композиторы. Какую музыку  вы бы сочинили, изображая богатыря? Какими средствами выразительности бы пользовались? (Темп, динамика, лад).

- Ребята, сейчас прозвучит музыкальный фрагмент, определите, может ли такая музыка рассказать о богатырях?  (Слушание: Симфония №2 «Богатырская» А.П. Бородин ) слайд 3

- Опишите характер музыки.

- Как звучала музыка ?  (слайд4 - словарь эмоциональных терминов)

- Какие музыкальные инструменты вы услышали?

- Какую картину представили слушая произведение?

- А может быть, кто ­то из вас вспомнит конкретные картины, произведения искусства, где изображены богатыри? Конечно, это известная картина В.М. Васнецова, которая так и называется: «Богатыри». Давайте рассмотрим репродукцию картины внимательно. (Репродукция В.М.Васнецова “Богатыри”) Слайд 5

- Ребята, как зовут богатырей? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.)

- Что делают в поле богатыри? (Охраняют Родину от врагов.)

-Правильно, как стражи святой Руси, стоят они у заставы  богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

-Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Даже природа спокойна, когда у неё есть такие защитники.

- Ребята, а как вы думаете, что общего в музыке симфонии, в картине «Богатыри»? (Сила, мужество)

Физкультминутка

 Потянулись: раз, два, три.                                

 Мы теперь – богатыри.                                      

 Мы ладонь к глазам приставим,              

 Ноги крепкие расставим,

 Поворачиваясь вправо, оглядимся величаво.

 И налево надо тоже

 Поглядеть из–под ладошек,

 И направо, и ещё

 Через левое плечо.

 Буквой «Л» расставим ноги,


Точно в танце руки в боки,


Наклонились влево, вправо –


Получается на славу!

- Ребята, а как называются произведения, в которых изображается или описывается богатырь. (Былины)

- Что такое былина? (Былина – героическая песня)

-Она возникла более 1000 лет тому назад в Киевской Руси. Выросли былины из древних песен и легенд. В них причудливо переплетается  реальность с фантастикой. Послушайте, как изображен в былине русский богатырь (слайд 6)

Как далече – далече, во чистом поле,
Тут и пыль столбом да поднимается:
Едет во поле добрый молодец,
Едет русский могучий богатырь;
Конь да будто лютый зверь,
У богатыря плечи да во косу сажень,
Он и едет во поле потешается:
Он бросает палицу булатную,
Выше лесушки бросает да стоячего,
Ниже облака бросает да ходячего,
Улетает та палица, вниз спускается,
Он подхватывает да одной рукой…

- Каким изображен русский богатырь в этом фрагменте? (могучим, сильным, храбрым)

2.Закрепление материала.

-С какими музыкальными произведениями мы познакомились? (М.Мусоргский «Богатырские ворота» ; А.П. Бородин «Богатырская» симфония)

-А какую картину вы увидели? ( В. Васнецов «Три богатыря»)

- Фрагмент из какой былины мы слушали? ( Илья Муромец и Святогор)

3. Итог урока

-Так скажите, какие виды искусства затронула богатырская тема?

-Связаны ли музыка и изобразительное искусство?

- Что вы узнали нового?

-Большое спасибо всем за активность, мне было очень приятно с вами работать.

4.Домашнее задание.

- Ребята, нарисуйте богатыря.

- Урок окончен. До свидания!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ языка разных видов искусства: литературы, живописи

В статье предложен конспект урока по литературному чтению по программе Л. В. Занкова....

Образ зимы в произведениях разных видов искусства

Интегрированный урок литературного чтения в 4 классе...

Зима в разных видах искусства

Образ зимы в стихотворениях русских поэтов и картинах художников....

Тестовое задание, направленное на развитие умения различать произведения разных видов искусств, понимать их специфику.

Идея задания заимствована из литературного источника: Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе для администрации и родителей учащихся гимназии. Тема: « Закрепление разных видов разбора. Работа с текстом».

laquo;Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими люд...

Проект по теме: "Образ Шехеразады в разных видах искусства"

Трудно сказать, что больше привлекает в сказках «Тысячи и одной ночи» – занимательность сюжета, причудливое сплетение фантастического и реального, яркие картины городской...