Конспект занятия по программе Е.Д. Критская Г.П. Сергеева Т.С. Шмагина 2 класс "Плясовые наигрыши. Разыграй песню"
методическая разработка по музыке (2 класс) на тему

Конспект занятия "Плясовые наигрыши. Разыграй песню"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_plyasovye_naigryshi._razygray_pesnyu.docx37.7 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 Конспект урока музыки

2 класс

Тема раздела «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

Урок: № 15 (2-я четверть).

Тема урока: «Плясовые наигрыши. Разыграй песню»

Цель урока: Углубление представлений о народной музыкальной культуре.

Задачи урока:

воспитательная: способствовать формированию интереса к народному творчеству и проявлению желания внести в него свой вклад;

развивающая: развивать творческие способности и эмоциональную отзывчивость к музыке своего региона;

обучающая:закрепить знания о жанрах музыкального фольклора; совершенствовать вокально-хоровыенавыки.

Методы организации и осуществления учебной деятельности:

  • словесный (беседа об устном народном творчестве, о малой родине – Калаче);
  • наглядный (использование презентации , фотографий);
  • практический (задания: водить хоровод, исполнить известную частушку, сочинить частушку);
  • организации деятельности (работа в группе);
  • забегания вперёд (слушание укр.н.п.«Ой, шо то за шум», казачьей песни «Земляничка – ягодка», исполнение частушек) и возвращения назад (слушание р.н.п. «Во поле берёза стояла», исполнение р.н.п. «Ой, сад во дворе»);
  • пения вслед (р.н.п. «Ой, сад во дворе», «Земляничка –ягодка»)

Планируемые результаты: посредством освоения УУД обучающиеся достигнут следующих результатов:

личностные: 

  • проявлятьмузыкальность как эмоциональную отзывчивость на произведения народного искусства;
  • проявлять коммуникабельность в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками;

метапредметные:

регулятивные:

  • уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других;

познавательные:

  • уметь оперировать имеющейся информацией;

коммуникативные:

  • проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника;

предметные:

  • знать понятия «фольклор», «частушка»;
  • иметь представление о народном творчестве родного края.

Музыкальный материал:

«Во поле берёза стояла» русская народная песня;

«Ой, що то за шум» украинская народная песня;

«Земляничка – ягодка» свадебная песня Донских казаков;

«Ой, сад во дворе» русская народная песня;

Русские народные частушки.

Оборудование: стол, скатерть, полотенце, кушак, прялки, кружка, тарелка, скамейки, синтезатор, видеопроектор, компьютер, презентаця.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Выставка в классе,на которойпредставлены предметы старины. Дети входят в класс под фонограмму русской народной песни «Во поле берёза стояла.

Слайд 1.

Учитель: Сегодня у нас будет необычный урок. Думаю, что вы мне в этом поможете. Надеюсь, что настроение у вас хорошее, а если не очень, то давайте его улучшим. Улучшает настроениеулыбка. Улыбайтесь своему соседу слева и справа. Теперь у нас у всех хорошее настроение и мы можем приступить к работе.

Учитель: Вы обратили внимание, что наш урок началсясо звучания чудесной русской народной песней «Во поле берёза стояла». Она стала эпиграфом к нашему уроку, который посвящён русскому устному народному творчеству.

II. Вступительная беседа.

Учитель: Устное народное творчество возникло в глубокой древности, когда еще не было письменности. Устное народное творчество потешает, поет, развлекает, веселит, учит. Оно включает в себя разные виды произведений.

Может быть, вы мне поможете, подскажете, что относится к устному народному творчеству?

Ответы детей.

Учитель: Правильно! Песни, сказки, пословицы, загадки, былины, потешки, частушки, скороговорки – да всего и не перечислишь.

Слайд 2.

Учитель: Ребята, кто-нибудь знает, как одним словом можно назвать все эти произведения?

Дети: Все эти произведения называются фольклором.

Слайд 3.

Учитель: Как же передавались эти произведения из поколения в поколение? Кто является их автором? Эти произведения – живая память народа. Из поколения в поколение, от дедов к внукам, передается народная мудрость, и эта ниточка может разорваться, прерваться, если мы разучимся петь народные песни, частушки, играть в народные игры, ценить свое прошлое, прошлое своей Родины.

III. Основная часть. Наблюдение над произведениями устного народного творчества родного края.

Учитель: Нам всем давно известно, есть два значения Родины: первое это–наша огромная страна, и второе – место, где ты родился, то,что мы зовём малой родиной. И сегодня мы с вами будем говорить омузыкальном фольклоре нашей малой родины, о нашем родном городе – Калаче. Наверняка большинство из вас родились именно здесь. Так расскажите,что вам нравится в нашем небольшом городке?

Ответы детей: красивые улицы, парки, скверы.

Слайды 4-6.

Учитель: Замечательно, а так ли это было всегда? Я предлагаю вам перенестись в то время, когда было совсем не так как сегодня. Посмотрите, как наш город выглядел очень-очень давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, во времена наших предков.

Слайды 7-8.

Учитель: Посмотрите, как проводили время, как веселились на праздниках.

Слайд 9.

Учитель: Давайте сейчас вместе с вами послушаем песню, которая дошла до нас с того времени.

Прослушивание украинской народной песни «Ой, шо то за шум».

Учитель: Понравилась вам песня?

Ответы детей

Учитель: Я с вами полностью согласна, песня весёлая, но многие слова для нас совершенно непонятны. А разве вы не слышали подобные слова в разговоре наших земляков?

Ответы детей.

Учитель: Действительно, эта речь очень самобытна и близка к украинской, поэтому таких людей в нашем городе называют – хохлами и хохлушками.

Слайд 10.

Учитель: А так же в  нашем районе живут люди, имеющие свои традиции, свои устои. Их называют казаками.

Слайд 11.

Казаки бывают разные: Кубанские казаки, т.к живут не Кубани, Сибирские, Оренбургские казаки. А у нас, вблизи реки Дон, какие казаки проживают?

Ответы детей.

Учитель:  Донские казаки с традициями, которых мы познакомимся. И разыграем свадебную песню Донских казаков «Земляничка – ягодка». Вы тоже можете выйти и присоединиться (объясняются правила).

Слайд 12.

Учитель: Коль собирается народ – заводите хоровод.

- Скажите, что такое хоровод? Ответы детей: танец

Учитель:  Вам знаком этот танец?

Ответы детей: на Новогоднем утреннике, на масленице

Учитель:  Как исполняют этот танец, как водят хоровод?

Ответы детей: кругом, змейкой.

Учитель:  Давайте все вместе, исполним уже известную вам русскую народную песню «Ой, сад во дворе» и поводим хоровод.  

    Исполнение р.н.п. «Ой, сад во дворе».

Учитель: Ребята, понравилось вам водить хоровод?

Ответы детей

Учитель: Прислушайтесь к себе, какое у вас настроение? Я, предлагаю вам выбрать нотку своего настроения.

Дети выбирают нотки понравившейся цветовой гаммы.

Слайд 13.

Учитель: Скажите, а вы любите праздники?  

Ответы детей.

Учитель: Как вы думаете, что ещё, помимо песен, плясок и хороводов, всегда слышалось на веселых гуляниях наших дедушек и бабушек? Какой жанр музыкального фольклора созвучен с любым праздником?

Ответы детей. (В случае затруднения учитель наигрывает частушку).

Учитель: Конечно же, это жанр частушки. На предыдущем занятии вы получили домашнее задание записать в тетрадь, что такое частушка.

Проверка домашнего задания.

Учитель: Правильно, частушка – это короткая рифмованная песенка, исполняемая в быстром темпе, сатирического характера. Первое упоминание о частушках относится ко второй половине XIX века.

Слайд 14.

Учитель: В старину частушку называли по-разному: матаня, припевка, прибаутка, прибаска, тараторка, переберушка, коротушка, скоморошина, ихохошка.

Слайд 15.

Учитель: Запишите в тетрадь понравившиеся вам два названия частушек.  Опрос детей.

Учитель: Вы знаете, ребята, я подобрала для вас очень, много  частушек, но вот беда, все мои частушки перемешались. Вы поможете их разобрать и соединить? Для этой работы вам необходимо объединиться в группы, за 5 минут собрать свои частушки и попытаться их исполнить.

По мере того, как команды будутвыполнять задание, помочь детям отрепетировать частушки – спеть их вполголоса, предварительно наиграв им мотив.

Учитель: Для того, что бы наша частушка прозвучала, конечно же, есть какие-то правила:

-   с каким настроением нужно исполнять частушку? (дети подбирают

соответствующие слова) 

                             Слайд 16.

Ответы детей.

-   какими музыкальными средствами передаётся  характер частушки?

Ответы детей.

Слайды 17-19.

-  а чтобы исполнить именно так вы сказали, я думаю нам  необходимо встать, подтянуться, улыбнуться и чётко произносить каждое слово.

Учитель:  Надеюсь, что все эти навыки нам сейчас пригодятся. Вы готовы к исполнению? Дети исполняют свои частушки.

Учитель: Все команды замечательно исполнили свои частушки и заслуживают бурных аплодисментов.

IV. Творческое домашнее задание. Сочинить частушку о ребятах своего класса.

V. Подведение итогов.

Слайд 17.

Учитель: На широком просторе

                  Предрассветной порой

                  Встали алые зори

                  Над родимой страной

                  С каждым годом всё краше

                  Дорогие края…        

                  Лучше Родины нашей

                  Нет на свете друзья!

                                               А. Прокофьев

Учитель: Пронесите, ребята, любовь к устному народному творчеству своего края, своей малой Родины через всю свою жизнь, подарите её своим друзьям и знакомым, младшим братикам и сестричкам. Благодарю всех за урок, до новых встреч!

            Слайд 18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Музыка" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина

Календарно-тематическое планирование по  "Музыке" 1-4 классы по программе Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина...

Планирование для 1 класса по музыке на основе примерной программы по музыке в соответствии с .авторской программой.. Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...

Планирование по музыке для 4 класса на основе примерной программы по музыке в соответствии с авторской программой Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...

Планирование для 2 класса по музыке на основе примерной программы по музыке в соответствии с .авторской программой.. Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...

Планирование по музыке для 3 класса на основе примерной программы по музыке в соответствии с авторской программой Е.Д. Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

Данная рабочая учебная программа по музыке для 1- 4 классов составлена на основе примерной программы по музыке в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения...

Конспект урока музыки 2 класс раздел 2 урок 4 Музыкальные инструменты (фортепиано) Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной

Конспект урока музыки2 класс раздел 2 урок 4Музыкальные инструменты (фортепиано)Программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной...